Концентрируется на обучении родителей введению и общению в альфа-состоянии. 4 страница
Даем два-три цвета, меняем цвета, даем выбирать. Начинаем обычно с теплых цветов или даем два теплых – желтый, оранжевый – и один холодный – зеленый или голубой.
Мы стараемся не использовать яркие ядовитые «кислотные» цвета, считая, что они не из окружающего мира – в природе с ними человек не сталкивается, они искусственные, синтетические, выдуманы людьми.
В 7–10 месяцев мы занимаемся рисованием 2 раза в неделю, чтобы сохранить интерес и не превращать игру в обыденность, и длится каждая сессия не больше 10–15 минут. Но с самого начала придаем большое значение ритуалу. По тому, как мы готовимся, объясняя свои действия, ребенок точно понимает, что сейчас произойдет чудо и мы будем рисовать!
Чтобы сенсорное восприятие было объемным, мы обязательно связываем рисование с музыкой! Важно, чтобы у ребенка всегда создавалось ощущение праздника.
Но в любом возрасте (а тем более грудничков) мы не учим рисовать!
Обучение рисованию – прагматическая цель. Такая цель не может идти от ребенка. Мы просто даем ему возможность возиться с красками.
Что-то он делает, подражая вашим движениям, когда вы, держа его на руках, с удовольствием несколько минут стараетесь насладиться этим процессом.
РАДИ ЧЕГО ЭТО РАННЕЕ НАЧАЛО РИСОВАНИЯ?
Трудно определить это несколькими фразами. Но, во-первых, детям это очень нравится, и их хорошее приподнятое настроение – уже достаточный успех любого занятия.
Но главное другое: все авторы, которые пишут о рисовании в грудничковом возрасте, подчеркивают, что дети как-то быстро на глазах взрослеют, становятся менее зависимыми от родителей. Мы читали, что есть методики, которые помогают рисованием сгладить стресс у ребенка, которого по каким-то причинам мать вынуждена отлучить от груди.
Но есть еще одна вещь, которую лучше не произносить при психологах: кажется, что у ребенка появляется… самоуважение. Мы провоцируем его на осознание себя как личности, но психологи, считают, что этот процесс происходит значительно позже. Пусть даже они правы, но ощущение себя личностью не появляется из ничего – оно складывается из маленьких кирпичиков, сначала появляется прообраз личности, а потом уже личность. И вот в этом процессе становления человека рисование – это очень удачная продуктивная деятельность.
И пусть по психологической теории ребенок еще не выделяет себя из окружающего мира, но этот мир для него становится все больше и шире, и мы помогаем ему не бояться делать следующий шаг. А кроме всего, в любом возрасте рисование – это истинное удовольствие, и это ни с чем не сравнимо! Большинство из нас никогда не рисует, и этим мы себя очень обедняем. Может быть, нам тоже нужно было начать рисовать пораньше!
Учителя рисования рассказывают, что в 4–5 лет некоторые дети боятся белого листа. Учителю приходится изображать какую-нибудь «загогулину» на листе, чтобы ребенок решился начать свой рисунок. А вот у детей, которые начали рисовать в районе года, боязни белого листа никогда не бывает.
ТВОРЧЕСТВО ИЛИ НЕТ
Когда о грудничковом рисовании говорят, что это творчество, мы, к сожалению, не готовы с этим согласиться. Все-таки это не в полном смысле «творчество» – это пока просто деятельность, способ познания мира. А творчество – это осознанная деятельность, самовыражение, чего ни в 6, ни в 9 месяцев, конечно, нет. И то, что «картины» грудничков иногда выставляют на выставках, мы не считаем оправданным (но и не осуждаем родителей за это). Для нас такие рисунки, в каком-то смысле, проявление области подсознательного, но старик Фрейд уже давно умер, и с кем еще в этой области можно посоветоваться, мы не знаем. Интересно, что и годовалые, и более взрослые дети воспринимают свои картины как законченные – хотя взрослым их картина никогда такой не покажется, то есть там есть смысл, доступный одним грудничкам. И спекулировать на эту тему излишне. Иногда нам даже кажется, что это не созидание на белом цвете, а разрушение белого цвета. Но, в любом случае, называть это творчеством мы не рискнем.
Да и не важно, как называть процесс, если он дает ощутимую пользу. Ведь задействованы зрение, осязание, может быть, даже обоняние (красочки вкусно пахнут), а значит, занятие это полезное и развивающее!
ЧТО ЕЩЕ ДАЕТ РАННЕЕ НАЧАЛО
Есть ли разница – начинать в 3 года или в шесть месяцев? Для развития ребенка разница есть. Для чистой живописи – не знаю. Но живопись – это странная область творчества. Ведь для живописца, в отличие от музыканта, раннее появление техники – только помеха. А важно что-то другое (специальное видение мира, цветов, форм).
РИСОВАНИЕ УКРЕПЛЯЕТ НЕЗАВИСИМОСТЬ ребенка – ХОРОШО ЭТО ИЛИ ПЛОХО?
Независимость дает больший простор для развития.
Последнее время нам часто попадаются высказывания детских психологов, что САМОЕ ГЛАВНОЕ, чтобы мать как можно больше держала ребенка на руках. Такие слова можно писать только с громадной осторожностью. Если не учить ребенка и привязать его к себе, то эта ситуация «рук» становится вынужденной. Но если ребенок все умеет и любит гонять по квартире, то вовсе не следует держать такого ребенка на привязи. Делая ребенка самостоятельным, вы просто меняете его связь с матерью, она (эта связь) становится интереснее и богаче, потому что ребенку интересно жить. И «побольше держать на руках» – для нас верно только в ситуации, когда ребенок зовет, когда ему нужна помощь, он должен в такой ситуации чувствовать, что мать рядом и она его не бросила.
Разумеется, в рисовании ничего волшебного нет. Но польза от рисования все-таки не равна сумме важных компонентов, из которых рисование состоит. Практическая польза оказывается непропорционально больше. Понимаешь головой, что задействована мелкая моторика, влияют яркие цвета, и активность, и чудо того, что ты сам что-то умеешь делать (Я МОГУ!). Но на практике есть еще сверхэффект, и объяснить это можно теориями «обучения правого мозга» (подробнее смотри в главе «Правое творческое полушарие»).
Рисование осваивает и закрепляет связи между правым и левым полушарием, и отсюда тот скачок в развитии, который сразу виден и родителям и воспитателям, использующим рисование в игре с грудничками.
Глава 31.
У МЕНЯ СИММЕТРИЧНЫЙ РЕБЁНОК!
Среди множества туманных вопросов в детской психологии самым туманным нам кажется вопрос выбора руки. Существует немало специалистов и литературы, но мнения, на наш взгляд, очень противоречивы. Изложим здесь схематично теоретические положения, которыми мы пользуемся сами.
У человека существует - и это давно установлено - функциональная ассиметрия мозга: ответственность за разные виды деятельности поделена между полушариями. Правое полушарие оперирует образами, “заведует” ориентацией в пространстве, различением музыкальных тонов и мелодий, распознает сходство и различие сложных систем, продуцирует сновидения. Левое оперирует словесно-знаковой информацией, чтением текстов, выстраивает продукты своей работы в строгие и точные конструкции. У большинства людей в результате определенной системы учебы, тренировки, всей жизни резко доминирует одно полушарие (левое). Более слабое правое полушарие - у которого есть собственные уникальные особенности - не полностью выполняет свои функции, потому что оно ЗАБИТО более сильным. Кроме того, слабое полушарие очень вяло участвует в действиях, требующих двойного контроля.
Из года в год в педагогической периодике натыкаешься на предупреждения: «…..выбор неправильной руки может привести к заиканиям, нервным срывам…». Ошибка в выборе руки даст себя знать в критической ситуации. Попробуем подыскать наглядный пример из жизни спортсменов. У переученного спортсмена-левши движения контролируются более слабым мозгом, поскольку так этот человек научен. Но в моменты наивысшего напряжения - НА СОРЕВНОВАНИЯХ - доминантное полушарие (ненаученное) берет на себя ответственность за движения, и спорстмен делает невероятные промахи, которые просто непредставимы на тренировках. Вспомните футболистов, которые в последний момент вдруг совершают такой удар выше ворот, что только диву даешься: очень часто это визитная карточка нашей проблемы.
Что же это практически значит для мам двухлеток? Пока ничего. В возрасте до трех лет не стоит слишком доискиваться, правшой или левшой является ребенок. В это время подобное выяснение является нагрузкой для детей и малонадежно. Но большинство авторов все-таки считает, что в шесть с половиной - семь лет обычный ребенок делает выбор руки (кроме незначительного количества двуруких, вернее, “двуправоруких”, если можно так выразиться). Такой выбор обязателен, он свидетельствует о том, что вступило в силу высшее управление нервной деятельностью: все процессы стала контролировать кора головного мозга. Для того, чтобы это состояние было достигнуто быстрее, нужно в этот момент начать больше внимания уделять доминирующей руке. Но когда выбор будет совершен, необходимо снова усиленно заниматься симметричностью движений...
Возраст выбора доминирующей руки у детей со своевременным развитием, о которых мы пишем, снижается до трех с половиной - четырех лет. В этот период мы усиленно тренируем руку, которую предпочитает ребенок, чтобы ускорить наступление высшего этапа, контроля коры. Но при этом мы очень много занимаемся всеми видами деятельности, которые требуют двойного управления: велосипедом, роликами, брахиацией (замечательно, если у ребенка есть возможность много бегать и плавать). Мы твердо уверены: учить на две руки - значит добиваться более точных, уверенных и совершенных движений. Учить левую руку фехтовальщика, теннисиста, левый глаз стрелка, левую ногу футболиста - создавать резерв, который есть у спортсмена любого возраста (и в мире существуют спортсмены, которые этим успешно пользуются).
Остается уточнить, что к шахматистам резерв смены руки не относится.
Во многих культурах прошлого считалось, что человек должен быть симметричным, ДВУРУКИМ. Его нужно учить на “двурукость”. Обучение должно быть построено таким образом, чтобы более слабое полушарие мозга было активным помощником более сильного, а не его пассивным придатком. Развивая эту тему взаимной помощи мозговых полушарий, удобно привести пример коридора, по обеим стенам которого повешены зеркала. Как зеркала в таком коридоре много раз повторно отражают объект и его отражения друг в друге, так при активности обоих полушарий происходит многократное усиление их деятельности. Отлично пользоваться ручкой, кисточкой, ложкой с двух рук. Это вообще высший пилотаж владения своим телом: возникают активнейшие связи между полушариями они оба развиты и дополняют друг друга!
N.B. Проблема, которая нас волнует сложнее чем просто проблема «левша- правша».
Существует еще много смешанных типов доминантности полушарий мозга. И каждый из них имеет свои особенности поведения, особенности мышления и их нужно учитывать родителям и тренерам, чтобы не ломать ребенка неоправданными требованиями.
Проблемы ведущей руки, соответствие работы мозга ведущей руке, глазу, уху, доминирующий тип мышления всегда следует учитывать при воспитании ребенка любого возраста (всем кого серьезно интересует эта тема очень советую купить и прочитать книгу «Мальчики- Девочки» В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман, там же чрезвычайно важные вещи о совершенно разном подходе к воспитанию и тренировке мальчиков и девочек, потому что их тип мировосприятия и устройство мозга резко отличается).
A PROPOS: Мы уверены, что чем меньше родительского произвола в таинственных предпочтениях мозга - тем безопаснее для ребенка, но все-таки помните, что если перед вами левша, то для объяснения нужно привлекать побольше наглядных пособий. Он должен обучаться глазами и руками больше чем ушами.
Глава 32.
Жесты
Это тема сейчас очень популярна на Западе. И ВСЕГДА БЫЛА ПОПУЛЯРНА НА Востоке. Существует масса видеокассет и книжек на эту тему, но на самом деле никакой особенной науки, на тему которой выпускаются учебники, нет. Вы можете прислушаться к теме, услышать ее и тоже выпустить свой учебник, который у вас с руками оторвет любое американское издательство.
Мы говорим о введении в первые годы жизни, наряду с речью (и, добавим, наряду с письменной речью, которую мы по домановскому образцу решили ввести довольно рано), языка жестов, который прослужит нам несколько лет, а может быть, что-то останется с нами и на всю жизнь. Включаться в эту игру с ребенком (а это именно игра, по вашим с ним правилам) необходимо с первых дней жизни, но давайте сначала заглянем в чуть более зрелый возраст, например, в третий класс, который, уверяем вас, тоже не за горами! Дети десяти лет, с которыми в младенчестве родители играли в эти «ТАИНСТВЕННЫЕ ЗНАКИ ЗОРРО» оказываются значительно коммуникабельнее своих сверстников, средний IQ на 12–15 баллов выше, чем у контрольных групп, они почти не бывают подавленными, больше читают, и что-то еще хорошее, что мы совершенно не можем вспомнить. Может быть, чаще снимаются в фильме «Страна глухих» и в роли Гримо в «Трех мушкетерах»! Но мы говорим о хорошо слышащих детях, просто их родители подхватили идею таинственного языка жестов и воплотили ее в жизнь.
Мы уже много раз писали о приемах контакта с ребенком первых месяцев, которые являются ключевыми для этой игры: повторять мимику ребенка, любые его звуки, чтобы он понял и услышал, что все его сигналы воспринимаются родителями, обдумываются и ему посылается ответ. И даже дети, которыми не слишком много занимаются, во всяком случае, без особенной целеустремленности, демонстрируют, каждый в своем возрасте, желание изъясняться знаками. Кто-то отвечает на «помаши дяде ручкой», кто-то закрывает глазки и показывает, как он спал, или разводит руками и говорит глазками «нету!». У каждой из опытных мам есть в памяти такие свои семейные словечки и жесты. Но если последовательно, с первых месяцев, искать именно сознательный контакт с ребенком и при этом многие действия, людей, животных, машин обозначать условными знаками, то получается совершенно гениальное дополнение к домановским карточкам. Не забывайте, что у вас еще и очень опытный и очень умный ребенок, он уже ползает по квартире и побывал во многих переделках. Ему только важно выучить первые пять знаков, потом еще пять, а потом он поймет, что вы от него хотите, и легко будет откликаться на любую «новинку». Иногда правильно проявлять бестолковость и недогадливость, провоцируя ребенка на изобретение способа передачи своего желания, но детей это раздражает, и мы идем на это редко. Собственно, родителей больше всего тормозит необходимость из ничего создать знак, который будет иметь смысл. Для этого необходима специальная актерская фантазия, которая есть не у многих. Но лиха беда начало: вот один из словариков такого языка, а дальше придумывайте себе свой.
СЛОВАРЬ жестов
Мы начинаем с «птица», «пить», «еще», «собака», «свет», «мамы нет» – то есть с самых необходимых в жизни сообщений!
Бабочка – машем одними ладонями.
Банан – два кулака вместе.
Больно – два указательных пальца сведены.
Бутылка – наш национальный жест (он особенно важен для детей РР). Американцы дополнительно второй рукой подставляют под воображаемое донышко ладонь.
Все ушли – трогаем затылок.
Ванна, купаться – сжаты кулачки, большой палец сверху.
Вода – американцы из трех пальцев делают букву W и подносят ее ко рту.
Вниз-вверх – простые и важные знаки указательным пальцем.
Ветер – машем руками.
Где – указательный помахивает вперед-назад.
Горячо – руки выставлены вниз ладонями и покачиваются.
ДА – кулак (имитируя голову) поднимается и опускается. Еще – палец на ладонь (американцы сводят кончики пальцев). Выбирайте, что вам удобнее.
Еда – пальцы к губам.
Жираф – берете рукой себя за шею и вытягиваете ее вверх.
Кролик – морщим нос.
Кот – бьем кулачком по щеке.
Компьютер – печатаем пальчиками.
Конец – ладони перед собой вперед и разводим их в стороны.
Лев – ладонь с когтями охватывает голову и изображает гриву.
Нежно – одна рука ласково гладит тыл второй кисти.
Книга – раскрытые ладони рядом, раскрываются как книга.
Кот – подкручиваем усики, как гусар в исполнении Боярского.
Луна – руки вверх, вращение руками.
Лягушка, ква (прозвище) – держимся за горло.
Молоко – рука сжимается, как у доярки за дойкой.
Мама – раскрытая «растопыренная» ладонь, большой палец на подбородке, стучит дважды.
Мамы нет – руки разводятся, чуть пожимаем плечами.
Медведь – две перекрещенные руки чешут когтями грудь.
Машина – крутим воображаемый руль.
Мяч – расставляем по-вратарски ладони.
Нет – указательный и средний палец соединяются с большим.
Обезьянка – скребем подмышки.
Папа – таинственный интернациональный жест: указательным пальцем ребенок трогает лоб (трактуется двояко).
Папа (второй вариант) – раскрытая «растопыренная» ладонь, большой палец на ЛБУ (видимо, изображает ум и главу семьи) стучит дважды.
Пить – показываете, что вы пьете из стакана.
Печенье – показываете, как круговыми движениями вы вырезаете пальцами печенье из плоского теста.
Пожалуйста – раскрытая ладонь делает круговые движения на груди.
Помощь – открытой ладонью дважды бьете себя в грудь.
Простите – сжатый кулак делает круговые движения на груди.
Птичка – машем руками (американцы прижимают четыре пальца к большому, поднося руку ко рту).
Плач – трем щеку.
Пить – большой палец к открытому рту.
Рыба – открывается и закрывается рот (американцы изображают ладонью движение рыбы, вторая рука придерживает запястье).
Самолет – вытянуты три пальца: мизинец и большой – крылья, указательный – нос самолета, ладонь взмывает в воздух.
Свет – ладони вверх, сжимаем пальцы.
Сидеть – второй и третий палец одной руки легко похлопывают по тем же пальцам второй.
Собака – щелчок большим и средним пальцем или хлопок в ладоши.
Слушай – ладонь в виде раковины приставляется к уху.
Слон – рука изображает хобот и скользит от носа вниз.
Стоп – бьете ребром одной ладони по второй.
Спать – ладони вместе, под щеку, голову склоняем.
Снова – указательный палец трогает безымянный.
Спасибо – трогаем пальцами подбородок и легко киваем.
Страшно – обе руки к груди.
Танец – два пальца танцуют на ладони второй руки.
Телефон – мизинец и большой вытянуты и изображают телефонную трубку (в народе это жест раньше изображал водку с прицепом в виде пива – не путать!!).
Темно – жмурим глаза.
Туфли, обувь – кулаки сжаты, смотрят вниз, дважды постукиваем.
Холодно – сжимаем себя руками.
Хорошо – пальцы от губ широко раскрываются.
Цветок – подносим воображаемый цветок и вдыхаем аромат.
Шляпа – согнутая ладонь похлопывает по макушке.
Яблоко – указательным пальцем дотрагиваемся до щеки, остальные пальцы в кулаке.
«Я тебя люблю» – у американцев этот жест выглядит странновато: мизинец, указательный палец и большой вытянуты, кисть тыльной стороной повернута к своей груди! Старайтесь не использовать этот жест в московском метро: вас могут неправильно понять!
Что-то можно показывать только после года? Может быть, вы и правы, но совсем необязательно, чтобы все эти знаки ребенок показывал до года (25–30 знаков – это вполне реальное число), важно, что он их понимает, просто технически они ему еще не удаются. Но громадную часть к году он может и показать, причем вы можете передать значение каждого из знаков няньке, и воспитателю детского сада, и работающей бабушке, которая приезжает посидеть с внучкой по праздникам. И всем, кому угодно! И зарождающийся язык получает в мозгу сильнейшее подкрепление действием, лучшего не придумаешь! Очень многие знаки в возрасте около года дети сообщают своему отражению в зеркале, это всегда забавно, но, видимо, тоже наводит ребенка на какое-то раздумье.
Невербальная коммуникация важна и для взрослых, и мы ею весьма активно пользуемся, но для ребенка это часто единственная возможность изъясниться, и вот эта возможность быть понятым особенно важна для быстрого развития. С года до двух язык жестов не только не мешает развитию нормальной речи, а наоборот, отлично уживается с ней. Мы видели детей, которые в полтора года говорили 50 слов и при этом понятий 30 показывали знаками. Исследователи считают что эффект языка жестов для развития мозга связан еще и с тем, что этот язык дети воспринимают глазами и вся информация первым делом собирается в правой половине мозга. Но область любого языка – это левое полушарие, куда мозг эту информацию переводит, соответственно усиливая связи между полушариями мозга. Важно еще, что моторные зоны мозга развиваются быстрее, чем зоны, связанные с артикуляцией рта, поэтому ребенку намного проще и понять, и выразить себя через язык жестов. Да и учиться, когда это связано с движением, активной жестикуляцией, ребенку веселее и интереснее. Ну и последнее – это отдаленные результаты, которые прослежены исследователями вплоть до средней школы. Убедительно доказано при исследовании больших групп детей, что дети, владеющие языком жестов, намного грамотнее, у них богаче словарь, четче внимание, чем у детей в контрольной группе. И поверьте, что заниматься с ребенком языком жестов – это большое удовольствие!
Подключайте к этой коммуникации всю семью – всем вместе легче придумывать новые жесты. Это особенно удается старшим – пятилетним братьям и сестрам! Чем активнее жизнь ребенка, тем больше поводов изобрести ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ЖЕСТ!
Глава 33.