III.4.4. Методика интеллектуального оргдиалога при обучении старшеклассников общению

Методика оргдиалога, разработанная А. Г. Ривиным в 1918 г., обрела свое второе рождение в коллективном способе обучения

(В. К. Дьяченко). Ее первоначальной целью было самостоятельное изучение деловых и научных текстов и их качественное усвоение студентами. Эта технология и ее современная модификация пре­вращают обучаемого из пассивного слушателя в субъект учения, который высказывает свое мнение, реферирует текст, мыслит и обучает других. Методика предназначена для изучения текстов, объем которых не должен быть слишком большим (1—3 страни­цы) и которые объединены общей темой. Работа с психологиче­ской научно-популярной литературой, необходимая для старше­классников, часто кажется им довольно тяжелым и скучным за­нятием. С помощью коллективного способа обучения ее можно превратить в интересную, состязательную и продуктивную дея­тельность в группе.

Так, при обучении общению можно использовать книгу Д. Кар-неги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Текст книги носит научно-популярный характер, хорошо структуриро­ван, объединен тематически и содержит резюме по каждой теме в виде правил общения. На каждое правило предлагается отдельная статья. Для работы класс разбивается на микрогруппы по 3—4 человека, в которых каждый получает свой текст на конкретное правило. На втором этапе в микрогруппы приглашаются учащиеся с одинаковыми текстами. При работе над текстом решаются сле­дующие задачи: научиться понимать и структурировать текст, са­мостоятельно работать с психологической литературой; активно овладевать изучаемым материалом (через позицию обучающего и говорящего); перейти в обучении от монолога к диалогу и поли­логу; научиться извлекать максимум информации от беседы с дру­гим, слушать и понимать другого, коллективно работать; полу­чить навыки интеллектуального общения, активного слушания и понимания другого. Сопутствующие эффекты: развитие абстракт­но-логического мышления, творческого воображения, отработка навыков публичного выступления.

АЛГОРИТМ ОРГДИАЛОГА

I этап. Индивидуальная работа над текстом в микрогруппах. Форму­лирование правил общения по тексту.

II этап. Обмен информацией и взаимообучение в микрогруппах. Об­суждение правил общения.

III этап. Коллективная работа над текстом в микрогруппах. Подго­товка к защите текста. Формулирование правил общения.

IV этап. Групповая работа. Выступление представителя от группы. Защита правил общения. Обоснование условий и способов их использо­вания в жизненных ситуациях. Сопоставление перечня правил общения, Предложенных группой, с авторским вариантом.

V этап. Запись правил в личных дневниках.

Контрольные вопросы

1. Какие психологические трудности старшеклассников составляют задачи работы школьного психолога?

2. В каких случаях может использоваться оргдиалог и тренинг личност­ного роста?

3. Можно ли использовать методику Н.Н.Толстых в новой парадигме профессиональной консультации?

Темы для семинарских занятий

1. Старшеклассник как объект психологической помощи.

2. Методика психологической помощи старшеклассникам.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте психологический портрет одного из старшеклассников в аспекте психологической помощи.

2. Проведите оргдиалог по правилам общения в своей группе, сделай­те анализ эффективности методики.

3. Разработайте методику одного из занятий предлагаемого сценария тренинга личностного роста.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А, Стратегия жизни. — М., 1996.

2. Аианченко М.Ю., Овсяншн П.Е. Курс «лидерство» в школе. — Ар­хангельск, 1995.

3. Гордой Т. Лидерство и управление: группоцентрированный подход// Клиентоцснтрированная терапия. — М., 1997.

4. Кон И. С. Психология ранней юности. — М., 1989.

5. Мудри к А. В. Время поисков и решений, или Старшеклассникам о них самих. — М., 1990.

6. Прутченков А. С. Свет мой зеркальце, скажи: Методические разра­ботки социально-психологических тренингов. — М., 1996.

7. Пряжников И. С. Подростковая профконсультация: В поисках новых ориентиров // Журнал практического психолога. — 1996. — № 1.

8. Руководство практического психолога: Психологические програм­мы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И. В.Дубровиной. — М., 1999.

9. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дуброви­ной. - М., 1989.

10. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1995.

Раздел IV

МЕТОДИКА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА

Глава 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ

В СЛУЧАЯХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ЗАПУЩЕННОСТИ

Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. — Комплексная диагностика социально-педагогической запущен­ности детей. — Принципы ранней профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности детей. — Методика пси­хологической помощи социально и педагогически запущенным детям.

IV.1.1. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте

Социально-педагогическая запущенность есть состояние лично­сти ребенка, которое проявляется в несформированности у него свойств субъекта деятельности, общения и самосознания и кон­центрированно выражается в нарушенном образе «Я».

Это состояние обусловлено социально-педагогической ситуа­цией развития, характеризующейся неадекватной социальной ак­тивностью ребенка, с одной стороны, и дезинтегрирующим влия­нием воспитательного микросоциума на процессы социализации и индивидуализации личности, с другой.

Как правило, у такого ребенка вырабатывается объектная со­циальная позиция, которая не способствует развитию субъектных свойств личности. Такой ребенок больше проявляет реактивность, чем активность. Он не овладевает трудной для него ситуацией, а лишь идет у нее на поводу. Он не может справляться как с внеш­ними (негативная обстановка в семье, конфликты в школе, не­справедливое отношение педагога и др.), так и с внутренними обстоятельствами (плохое настроение, лень, отсутствие мотива­ции, интереса и т.д.). Впоследствии социальная позиция ребенка Преобразуется в его внутреннюю психологическую позицию.

Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных ка-

честв и свойств личности ребенка, его низкая способность к соци­альной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями.

Проявлениями педагогической запущенности следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость и низкий уровень субъект-ности ребенка в учебно-познавательном процессе.

У дошкольников это выражается в неразвитости комплекса игровых способностей, недостаточной активности в игре, несфор-мированности игровой рефлексии. У младших школьников несо­стоятельность в учении проявляется как неразвитость учебно-по­знавательной мотивации, низкий уровень целенаправленности и осознанности учебной деятельности, недостаточная учебно-по­знавательная активность.

Социальный и педагогический аспекты запущенности ивзаи­мосвязаны, и взаимообусловлены. Неуспешность в деятельности, необученность, необразованность, невладение знаниями социаль­но-этического характера влияют на уровень социального разви­тия ребенка, его адаптацию в референтных группах.

Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе.

Роль предрасполагающего фактора в возникновении и развитии запущенности детей могут играть индивидуальные психофизиологи­ческие и личностные особенности ребенка: генотип, актуальное со­стояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состоя­ния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с микросоциумом и др.

Внешние и внутренние причины обусловливают возникновение иразвитие запущенности, преломляясь в конкретной-ситуации развития ребенка при условии их сочетания между собой, высокой интенсивности, относительной стойкости и длительности воздей­ствия на ребенка, особенно в раннем детстве, и отсутствия свое­временной профилактической и коррекционной работы.

Ситуация развития запущенного ребенка, как правило, оказы­вается неблагоприятной. Она складывается из пагубных для его развития сочетаний характеристик воспитательного микросоциу­ма, воспитательно-образовательного процесса и внутренней по­зиции воспитанника, ими обусловливаемой.

Механизм возникновения и развития социально-педагогической за­пущенности детей приводится в движение противоречием между потребностью ребенка стать личностью и возможностью ею стать. Потребность ребенка в персонализации вступает в противоречие с нежеланием референтных для него общностей (сначала семьи, за­тем групп сверстников в детском саду и школе) принимать про­явления его индивидуальности, не соответствующие социальным нормам и ожиданиям. Причем в силу специфики возраста такая

позиция сверстников прежде всего обусловлена отношением к за­пущенному ребенку взрослых — педагогов и родителей.

Социально-педагогическая запущенность берет начало в ран­нем детстве, примерно с трехлетнего возраста, т.е. совпадает с началом развития самосознания ребенка, его правилосообразно-го поведения и нормативной деятельности. При неблагоприятной ситуации развития происходит накопление количественных при­знаков и проявлений запущенности, которые в силу интеграции психики переходят в качественные образования — ее симптомо-комплексы.

Социально-педагогическая запущенность является одной из самых распространенных разновидностей отклонений развития, часто перерастающих в правонарушения и другие асоциальные формы проявлений личности. Ранняя диагностика, профилактика и коррекция необходимо обусловлены их упреждающим значени­ем для развития личности, онтогенетическим значением периода детства и более высокой эффективностью воспитательных воздей­ствий на ребенка в детском возрасте.

Наши рекомендации