Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

Институт гуманитарных наук

Кафедра философии и этики

УТВЕРЖДЕНО

На заседании учебно-методической

комиссии института гуманитарных наук

« » _______ 2016 г.

Протокол №____

Председатель УМК

________________________

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Учебно-методический комплекс

Направление подготовки

Психолого-педагогическое образование

Профиль: Управление в образовании

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обучения

Очная

группа 6550

лекции – 4 ч

семинары – 10 ч

зачет - тестирование

Составитель: канд.филос.н., доц. Дудар Т.Е.

Сыктывкар 2016

Аннотация дисциплины

1. Цели и задачи дисциплины:

Философия образования и науки является динамично развивающейся областью исследований, что обусловлено потребностями теоретического анализа образования как сложной специализированной системы, ее современного со- стояния и перспектив развития.

Цель курса «Философия образования и науки» – сформировать у магистров представление о современных тенденциях и противоречиях развития образования в контексте формирования инновационного общества, выявить основные направления трансформации мировой образовательной системы, определить факторы эволюции образования в современном мире.

Задачи учебного курса «Философия образования и науки»:

в области педагогической деятельности:

- изучение возможностей, потребностей и достижений учащихся старшей школы, различных профильных образовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания и развития;

- организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям старших школьников, юношей и девушек, и отражающих специфику предметной области;

- организация взаимодействия с коллегами, родителями, взаимодействие с социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров, включение во взаимодействие с социальными партнерами обучающихся;

- использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для обеспечения качества образования; - осуществление профессионального самообразования и личностного рос- та, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры; в области научно-исследовательской деятельности:

- анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;

- проектирование, организация, реализация и оценка результатов научного исследования в сфере образования с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий;

- организация взаимодействия с коллегами, взаимодействие с социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных исследовательских задач;

- использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач;

- осуществление профессионального и личностного самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участие в опытно-экспериментальной работе;

в области управленческой деятельности:

- изучение состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;

- исследование, проектирование, организация, и оценка реализации управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям раз- вития управляемой системы;

- организация взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных управленческих задач;

- использование имеющихся возможностей окружения управляемой системы и проектирование путей ее обогащения и развития для обеспечения качества управления; в области проектной деятельности:

- проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса;

- проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;

- проектирование содержания новых дисциплин и элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки учащихся, а также форм и методов контроля и различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий;

в области методической деятельности:

- изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения;

- исследование, проектирование, организация и оценка реализации методического сопровождения педагогов с использованием инновационных технологий;

- организация взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных научно-методических задач;

- использование имеющихся возможностей образовательной и социальной среды и проектирование новых сред, в том числе информационных, для обеспечения развития методического сопровождения деятельности педагогов;

в области культурно-просветительской деятельности:

- изучение и формирование культурных потребностей и повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработка стратегии просветительской деятельности;

- создание просветительских программ и их реализация в целях популяризации научных знаний и культурных традиций;

- использование современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач;

- формирование художественно-культурной среды, способствующей удовлетворению культурных потребностей и художественно-культурному развитию отдельных групп населения.

2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры:Курс «Философия образования и науки» является обязательным элементом профессиональной подготовки магистра, формирующим базовые представления о процессах обучения и воспитания людей в обществе. «Философия образования и науки» относится к общенаучному циклу и обеспечивает логическую взаимосвязь между общеобразовательными дисциплинами («культурология», «социология», «политология», «отечественная история», «экономика», «экономическая теория») и с другими профессиональными дисциплинами.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

В результате овладения дисциплиной формируются компетенции:

- способность к когнитивной деятельности (ОПК-6);

- готовность к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (ПК-10)

Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- современные парадигмы в предметной области науки;

- современные ориентиры развития образования;

- теоретические основы организации научно-исследовательской деятель- ности

Уметь:

- анализировать тенденции современной науки, определять перспектив- ные направления научных исследований;

- использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности

- адаптировать современные достижения науки и наукоемких технологий к образовательному процессу.

Владеть:

- современными методами научного исследования в предметной сфере;

- способами осмысления и критического анализа научной информации;

- навыками совершенствования и развития своего научного потенциала.

Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам образования и науки общественного и мировоззренческого характера.

4. Структура и содержание дисциплины:

Календарно-тематический план

№ п/п Раздел дисциплины/ тема Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студен-тов и трудоёмкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Всего аудиторных часов Лекции Практические работы Лабораторные работы Самостоятельная работа
  МОДУЛЬ 1. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФИИ                
1. Тема 1.Философия образования: статус, проблемы, перспективы. Социальная природа образования.           Проблемная лекция Устный опрос Доклады, презентации, анализ текстов
  Тема 2. Аксиология образования. Образование и духовные ценности современной цивилизации.             Проблемная лекция Устный опрос Доклады, презентации, анализ текстов
4. МОДУЛЬ 2. Философия науки                
5. Тема 3. Предмет, основные этапы и концепции современной философии науки.               Проблемная лекция Устный опрос Доклады, презентации, анализ текстов
6. Тема 4. Наука в культуре современной цивилизации. Особенности современного этапа развития науки.           Проблемная лекция Устный опрос Доклады, презентации, анализ текстов
                  зачет
      Итого:      

Содержание лекционного курса:

Наши рекомендации