Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
Институт гуманитарных наук
Кафедра философии и этики
УТВЕРЖДЕНО
На заседании учебно-методической
комиссии института гуманитарных наук
« » _______ 2016 г.
Протокол №____
Председатель УМК
________________________
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Учебно-методический комплекс
Направление подготовки
Психолого-педагогическое образование
Профиль: Управление в образовании
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
Очная
группа 6550
лекции – 4 ч
семинары – 10 ч
зачет - тестирование
Составитель: канд.филос.н., доц. Дудар Т.Е.
Сыктывкар 2016
Аннотация дисциплины
1. Цели и задачи дисциплины:
Философия образования и науки является динамично развивающейся областью исследований, что обусловлено потребностями теоретического анализа образования как сложной специализированной системы, ее современного со- стояния и перспектив развития.
Цель курса «Философия образования и науки» – сформировать у магистров представление о современных тенденциях и противоречиях развития образования в контексте формирования инновационного общества, выявить основные направления трансформации мировой образовательной системы, определить факторы эволюции образования в современном мире.
Задачи учебного курса «Философия образования и науки»:
в области педагогической деятельности:
- изучение возможностей, потребностей и достижений учащихся старшей школы, различных профильных образовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания и развития;
- организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям старших школьников, юношей и девушек, и отражающих специфику предметной области;
- организация взаимодействия с коллегами, родителями, взаимодействие с социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров, включение во взаимодействие с социальными партнерами обучающихся;
- использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для обеспечения качества образования; - осуществление профессионального самообразования и личностного рос- та, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры; в области научно-исследовательской деятельности:
- анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;
- проектирование, организация, реализация и оценка результатов научного исследования в сфере образования с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий;
- организация взаимодействия с коллегами, взаимодействие с социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных исследовательских задач;
- использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач;
- осуществление профессионального и личностного самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участие в опытно-экспериментальной работе;
в области управленческой деятельности:
- изучение состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;
- исследование, проектирование, организация, и оценка реализации управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям раз- вития управляемой системы;
- организация взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных управленческих задач;
- использование имеющихся возможностей окружения управляемой системы и проектирование путей ее обогащения и развития для обеспечения качества управления; в области проектной деятельности:
- проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса;
- проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;
- проектирование содержания новых дисциплин и элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки учащихся, а также форм и методов контроля и различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий;
в области методической деятельности:
- изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения;
- исследование, проектирование, организация и оценка реализации методического сопровождения педагогов с использованием инновационных технологий;
- организация взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных научно-методических задач;
- использование имеющихся возможностей образовательной и социальной среды и проектирование новых сред, в том числе информационных, для обеспечения развития методического сопровождения деятельности педагогов;
в области культурно-просветительской деятельности:
- изучение и формирование культурных потребностей и повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработка стратегии просветительской деятельности;
- создание просветительских программ и их реализация в целях популяризации научных знаний и культурных традиций;
- использование современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач;
- формирование художественно-культурной среды, способствующей удовлетворению культурных потребностей и художественно-культурному развитию отдельных групп населения.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры:Курс «Философия образования и науки» является обязательным элементом профессиональной подготовки магистра, формирующим базовые представления о процессах обучения и воспитания людей в обществе. «Философия образования и науки» относится к общенаучному циклу и обеспечивает логическую взаимосвязь между общеобразовательными дисциплинами («культурология», «социология», «политология», «отечественная история», «экономика», «экономическая теория») и с другими профессиональными дисциплинами.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
В результате овладения дисциплиной формируются компетенции:
- способность к когнитивной деятельности (ОПК-6);
- готовность к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (ПК-10)
Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- современные парадигмы в предметной области науки;
- современные ориентиры развития образования;
- теоретические основы организации научно-исследовательской деятель- ности
Уметь:
- анализировать тенденции современной науки, определять перспектив- ные направления научных исследований;
- использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности
- адаптировать современные достижения науки и наукоемких технологий к образовательному процессу.
Владеть:
- современными методами научного исследования в предметной сфере;
- способами осмысления и критического анализа научной информации;
- навыками совершенствования и развития своего научного потенциала.
Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам образования и науки общественного и мировоззренческого характера.
4. Структура и содержание дисциплины:
Календарно-тематический план
№ п/п | Раздел дисциплины/ тема | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студен-тов и трудоёмкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Всего аудиторных часов | Лекции | Практические работы | Лабораторные работы | Самостоятельная работа | |||||
МОДУЛЬ 1. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФИИ | |||||||||
1. | Тема 1.Философия образования: статус, проблемы, перспективы. Социальная природа образования. | Проблемная лекция Устный опрос Доклады, презентации, анализ текстов | |||||||
Тема 2. Аксиология образования. Образование и духовные ценности современной цивилизации. | Проблемная лекция Устный опрос Доклады, презентации, анализ текстов | ||||||||
4. | МОДУЛЬ 2. Философия науки | ||||||||
5. | Тема 3. Предмет, основные этапы и концепции современной философии науки. | Проблемная лекция Устный опрос Доклады, презентации, анализ текстов | |||||||
6. | Тема 4. Наука в культуре современной цивилизации. Особенности современного этапа развития науки. | Проблемная лекция Устный опрос Доклады, презентации, анализ текстов | |||||||
зачет | |||||||||
Итого: |
Содержание лекционного курса: