Интервью с гитаристом-композитором Олегом
Киселёвым,
Предлагаем вашему вниманию интервью с гитаристом - композитором, исполнителем, педагогом, лауреатом международных конкурсов и фестивалей ,арт-директора Всероссийского фестиваля-конкурса»Классическая гитара в Аше» Олегом Киселёвым-автором более 500 пьес для гитары, которые изданы на сегодняшний день в 18 странах мира.
С.Б Олег, расскажи, пожалуйста, как ты пришёл в классическую гитару?
О.К Я шёл очень извилистым и тернистым путем, и искренне желаю никому не повторять его, а выбрать более короткую дорогу (смеётся)
Я родился в маленьком уральском городке Аша (где живу и поныне) в семье инженеров-металлургов, рос, как и многие советские мальчишки поры 70-х, занимаясь хоккеем, футболом, баскетболом, плаванием, и при этом, получая в полном объёме уличное воспитание со всеми его плюсами и минусами, которое мне преподавалось старшими товарищами по двору.
В общем, в некоторой степени о моём детстве можно сказать словами эстрадного классика той поры Аркадия Райкина «Пить, курить, говорить я начал одновременно» (смеётся)
Хотя конечно, благодаря стараниям моих родителей, меня и моего старшего брата с раннего детства приучили к чтению книг и заставляли хорошо учиться в школе, что, несомненно, являлось значительным противовесом уличному воспитанию.
С.Б Тогда как здесь оказалась классическая гитара?
О.К.Так в том то и дело, что для меня до сих пор это остаётся большой загадкой! Поскольку таких слов, как
«классическая гитара» я вообще не знал до 17 лет!
Поэтому на твой вопрос могу ответить словами слегка измененной мною русской пословицы «Кому суждено быть классическим гитаристом, тот никогда не станет трубачом»! (смеётся)
С.Б И всё- таки?
- 2 -
О.К В общем до 13 лет я жил жизнью обычного уральского сорванца и слышал музыку только на катке или по телевизору.
Но однажды, я почему- то сильно захотел научиться играть на гитаре. Мне кажется, что это желание возникло, скорее всего, в пионерском лагере, после того как я услышал старших ребят, поющих немудрёные песни под гитару.
Ну, и я после этого захотел научиться, так же бряцать эти не хитрые пять-шесть аккордов.
Но тут на моём пути сразу возникла первая проблема! Имя этой проблемы - Дефицит.
При социализме это было обычное дело.
Дефицитом было всё: еда, книги, бытовая техника, машины, одежда, обувь…. Ну и, как ты догадался, гитары в том числе.
Не было их в нашем магазине «Спорттовары» и всё!
Клюшки были, шайбы, коньки, лыжи были, а гитар никогда не привозили.
И тогда мой отец попытался выписать их через Посылторг (по-современному это Товары - почтой)
Куда только мы не писали, но везде получали один и тот же ответ: « В настоящее время гитар нет…»
И только, наверное, с раза десятого нам повезло, и мне прислали семиструнную гитару Ленинградской фабрики имени Луначарского за 7 рублей 50 копеек.
Разве поймёт сейчас мою тогдашнюю радость избалованное обилием всевозможных товаров « поколение Пепси»? (смеётся)
И так в руках у меня оказалась столь желанная семиструнка! Но где научиться, на ней играть?
В маленькой деревянной музыкальной школе нашего городка, естественно, не было класса гитары.
И как моя мама не пыталась меня уговорить пойти обучаться на фортепьяно, баян, балалайку, объясняя мне, что после любого инструмента я смогу сам спокойно научиться играть на гитаре, я проявил неслыханную стойкость и ни на какие компромиссы со своей совестью не пошёл! (смеётся)
Только гитара!!!!
Сейчас, преподавая уже более 20 лет гитару в музыкальной школе, я должен признать, что и здесь меня уберегла судьба.
- 3 -
С.Б То есть?
О.К Да не смог бы я учиться в музыкальной школе, мне бы там всё желание отбили заниматься музыкой и гитарой в том числе!
Но я хотел бы сразу подчеркнуть, что это только мой частный случай, и всех начинающих гитаристов я призываю идти именно в музыкальные школы. Поскольку при наличии в этих школах хороших, добрых педагогов, любящих детей и свою профессию, эти учреждения являются сегодня (особенно в маленьких городках) единственными очагами настоящей культуры.
А согласись, что в наш ужасный век, где полновластно правит бал её Величество поп-культура значение этих «очагов» трудно переоценить!
Но просто тогда в мои 13 лет я был неисправимым максималистом и отметал с порога все то, что мне не нравилось, и чем я не хотел заниматься.
Меня воспитывали в семье таким образом, что почти все решения, касающиеся меня, я принимал сам и только сам.
Сам выбирал секции, в которые хотел ходить, сам решал, когда нужно бросать эту секцию и уходить в другую.
Никогда меня за ручку никуда не приводили и силком не заставляли заниматься тем, чем я не хотел.
Никогда мне не запрещали водиться даже с самыми отчаянными хулиганами нашего двора.
Но всегда напоминали, чтобы я думал своей головой, и был готов нести сам ответственность за свои поступки.
С.Б Сурово!
О.К Но справедливо! (смеётся)
Поэтому не могло быть и речи о том, чтобы я ходил на сольфеджио, музыкальную литературу, хор или (о ужас!) играл бы на домре - альт в народном оркестре! (смеётся)
Только Гитара!!! Именно так, с большой буквы!
С.Б И какой путь выбрал этот упрямый мальчишка?
О.К Я пошёл в народ!
С.Б Это как?
О.К Сначала я попросил своего отца вспомнить все песни из его послевоенной юности, которые он когда-то пел под аккомпанемент семиструнной гитары.
- 4 -
С.Б И что это были за песни?
О.К Даже спустя столько лет я могу спеть несколько куплетов.
(Поёт с очень жалобной интонацией в голосе): « Вянет, пропадает молодость моя, от лихого мужа нету мне житья. Пьяный всё бранится, трезвый всё молчит, и что не попало из дому тащит..».
А ещё множество романсов на стихи русских поэтов Лермонтова ,Есенина, Пушкина….
С.Б А что было потом?
О.К А потом, быстро освоив этот репертуар, я вышел с гитарой в свой двор за новыми песнями и аккордами. И тут, к своему удивлению, увидел, что все играют на шестиструнных гитарах!
Пришлось убирать одну струну и перестраивать гитару, чтобы идти в ногу со временем.
С.Б И так страна потеряла ещё одного семиструнника?
О.К Да, наверное! (смеётся)
С.Б И какие песни запел будущий гитарист-композитор?
О.К «Голуби летят над нашей зоной», «А на скамье подсудимых красивый мальчишка сидит…», «Девушка с распущенной косой мои губы трогала губами…»
И так далее.…Но, вообще, сравнивая тексты тех песен с текстами песен нынешних рок и поп звёзд, я бы всё-таки отдал пальму первенства песням моего двора.
Была в них какая-то искренность что ли, даже я бы сказал, нежность щемящая. Это тебе не« Юра, Юра, Юра ,я такая дура…» и не »И её ИЗУМРУДНЫЕ брови колосятся под знаком луны….»
С.Б А что было дальше?
О,К Перепев весь уличный репертуар и исписав не одну тетрадку текстами песен и аккордами, я стал играть в школьном ВИА
уже более солидный репертуар,
Это уже были песни советских ВИА ,а также песни Битлз, Иглс ,Криденс и других англоязычных групп ,но с совершенно идиотскими текстами на русском языке!
С, Б. Поясни, пожалуйста, для наших молодых читателей, что такое ВИА? И самое главное, почему ты пел песни Битлз и других западных легендарных групп на русском языке, тем более, если с твоих слов эти тексты были идиотскими?
- 5 -
О.К Я застал то время, когда фонограмма ещё не убила живую музыку!
То есть на всех танцплощадках огромной страны весь советский народ танцевал только под музыку, исполняемую живыми музыкантами.
И именно поэтому в 70-х годах вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) получили большое распространение.
В каждой школе было по два-три состава. В каждом дворце культуры больших городов и в сельских клубах был свой ВИА.
С.Б Какие инструменты входили в состав ВИА?
О.К Стандартный набор инструментов был как у Битлз : три гитары (ритм, бас, соло) и ударная установка.
Но очень часто в состав входили клавишные, духовые и струнные инструменты.
В общем, каждый ВИА имел состав согласно собственным возможностям и взглядам на музыку.
Эта была очень хорошая музыкантская школа!
Ведь обычно требовалось играть часовые программы на всех школьных вечерах и танцах.
С непривычки пальцы левой руки начинали кровоточить, но мы не обращали на это внимание, поскольку были захвачены желанием, играть музыку, и у нас даже не было времени на что-то другое, кроме как на учёбу в школе и на бесконечные репетиции.
В общем, это было счастливое время!
Мы занимались музыкой по собственной воле, засиживаясь в нашей каморке (бывшем школьном туалете) до поздней ночи,
разучивая новые песни, поскольку считалось дурным тоном весь учебный год играть на танцах один и тот же репертуар.
С.Б Ну а почему не пели на английском?
О.К Это по всей стране запрещали делать!
Где-то жёстче, где- то не так строго.
Ведь партия пеклась о моральном облике будущих строителей коммунизма, поэтому увлечение западной культурой, будь то музыка, живопись, кино, литература, не приветствовалось, а очень часто жёстко подавлялось.
- 6 -
Считалось, что вся западная культура оказывает тлетворное влияние на пионеров и комсомольцев СССР, (смеётся)
И партия была права! Человека, который слушал записи Битлз
,Дип-Пёрпл, Пинк-Флойд нельзя было заставить слушать песни о Ленине или читать с выражением стихи, о советском паспорте.
Музыка, написанная свободными западными музыкантами, делала и нас, её советских слушателей, чуточку свободными и независимыми.
А в тоталитарном обществе, каким был в то время СССР, это было недопустимым!
Поэтому петь на английском языке (если конечно это были не рабочие, или песни политического протеста) было строжайше запрещено, а в школах тем более!
Именно поэтому музыканты СССР были вынуждены петь любимые ими песни Битлз на русском языке, зачастую придумывая совершено бездарные тексты, на мелодии легендарной четверки
До сих пор помню припев одной из них. Там было всего две фразы , которые пелись на все лады: «крокодил Гена» и «Гена- крокодил»
Зачастую (чтобы не травить партийных гусей) советскими музыкантами, вместо авторов песен Леннон - Маккарти в программках указывались совсем другие авторы, очень часто это были фамилии известных советских композиторов, или вообще вымышленные фамилии!
Однажды я осмелился на танцах спеть хит группы Иглс «Отель Калифорния» на языке оригинала. Долго учил текст, с большим трудом записанный русскими буквами, потому что очень трудно было разобрать английские слова на жутко шипящей гибкой пластинке из журнала »Кругозор»
Эффект от исполнения был оглушительным! Публика устроила овацию, а директор школы досрочно остановил танцы, и на следующее утро я был вызван на ковёр, где мне было сделано предупреждение о не допустимости впредь таких политически безответственных фортелей, под угрозой полного роспуска нашего ансамбля.
С.Б Даааа…
О.К Сейчас это может вызвать только смех, но нам тогда было не до шуток!
- 7 -
Мы очень дорожили возможностью играть музыку.
Поэтому нас часто шантажировали угрозами разогнать ансамбль.
и мы этого очень боялись.
С.Б Ты считаешь, что именно игра в школьном ансамбле подтолкнула тебя к более серьёзным занятиям музыкой?
О.К Думаю что да, и к сочинению музыки в том числе.
Ведь игра в ансамбле заставляла нас импровизировать, придумывать инструментальные вступления к песням, проигрыши, а в дальнейшем и писать собственные песни.
А ещё побуждала нас быть мультиинструменталистами.
Мы же тоже хотели танцевать медленные танцы с нашими девочками (смеётся) и каждый должен был уметь играть не только на своём инструменте, но и на инструментах других участников ансамбля.
Это было очень увлекательно и полезно!
С.Б Вы играли по нотам?
О.К Мы знали, что где-то они существуют, но в глаза мы их ни разу не видели! (смеётся)
Все песни, мы подбирали только по слуху с пластинок, с магнитофонных записей или просто по памяти, когда не было под рукой ни каких аудио носителей.
Но естественно буквенно-цифровое обозначение гитарных аккордов мы знали на зубок!
С.Б И что было после окончания школы?
О.К Мы были, что называется музыкантами «с ушами» и
прекрасно понимали, на каком низком уровне мы играем, даже в сравнении с профессиональными советскими ВИА, а тем, боле в сравнении с западными группами. Поэтому никаких музыкантских амбиций у нас не было, и все участники нашего ансамбля благополучно поступили в разные технические вузы страны.
С.Б А ты?
О.К Я решил стать металлургом в третьем поколении (мои обе бабушки строили Магнитогорский металлургический комбинат) и даже все мои дяди тёти так или иначе были связаны с металлургией.
- 8 -
Поэтому я 1981 году я поступил в Челябинский Политехнический Институт на металлургический факультет.
С.Б А гитарного факультета там не было?
О.К В том то и дело, что был!
Сейчас расскажу всё по порядку.
Итак, в то «застойное время развитого социализма»
основная масса население не была заражена жаждой обогащения, поскольку даже на заработанные деньги не возможно было ни чего купить.
И в те года большой расцвет, (особенно в среде технической интеллигенции), получила художественная самодеятельность.
С.Б Поясни, пожалуйста, что это такое?
О.К Это когда после основной (за частую не любимой работы) советские граждане бежали на занятия во всевозможные музыкальные, художественные, танцевальные, театральные студии , и кружки и отдавали все свои физические и душевные силы не растраченные на строительстве светлого будущего,
( поскольку почти вся страна работала спустя рукава) любимому делу.
На момент моего поступления в институт там было более 10 разных творческих объединений (это, не считая спортивных секций), которые в начале каждого учебного года развешивали в фойе института объявления о наборе в свои ряды неофитов.
Я сходу решил записаться сразу в четыре места.
С.Б Браво!
О.К Я уже тогда интуитивно чувствовал, что пришёл в институт не для того, чтобы стать металлургом! (смеётся)
С.Б Итак, в какие творческие коллективы ты решил записаться?
О.К Ну, во-первых, в ВИА, во- вторых в «Клуб авторской песни» (хотя я даже не знал, что это такое). В - третьих в баскетбольную секцию. И, наконец, в «Клуб классической гитары» (хотя слово «классическая» на меня человека, не испорченным академическим музыкальным образованием, навевало изрядную скуку)
С.Б Ну и как же ты смог сделать правильный выбор?
О.К Я часто убеждаюсь, что многое в моей жизни выбрал не я сам, а это сделал за меня кто-то другой! (смеётся)
Иначе никак не могу объяснить, как мне, кому с точки зрения
- 9 –
обычной логики ни как не было на роду написано стать музыкантов, и тем более композитором, удалось стать и тем и другим.
И наоборот очень часто наблюдал, когда человек, имеющий все возможности и способности, чтобы стать хорошим музыкантом, педагогом, композитором, становился кем угодно, только не ими!
С.Б Чудны дела твои Господи?
О.К Именно так!
Моя судьба решилась очень просто. Все организационные собрания были в один день, но в разное время. И как ты догадался, первое по времени стояло собрание в «Клубе классической гитары»
С.Б Догадываюсь, что на остальные ты уже не пошёл?
О.К Только не говори, что страна опять потеряла барда, баскетболиста, или участника ВИА! (смеётся)
С.Б Я весь в нетерпении узнать, что же такого случилось на этом собрании, благодаря которому Россия получила автора 500 пьес для гитары изданных в восемнадцати странах мира?
О.К Это был просто шок!
Наверное, тоже самое испытывал дикарь, впервые увидев телевизор!
Там был концерт, в котором играли участники клуба, а также сам его президент Александр Долгих.
Дело в том, что до этого собрания я воспринимал гитару только в трёх ипостасях (ритм, соло, бас)
А тут я впервые услышал, как один человек умудряется играть один за всех троих.
Помню, особенно меня впечатлили пьесы »Романс», который в ту пору приписывался Гомесу, а сейчас во всём мире называется
«Романс неизвестного автора» а также пьеса очень популярного в то время московского композитора-гитариста Петра Панин «Мираж».
Я был сражён наповал открывшимися для меня новыми возможностями моего любимого инструмента!
И естественно ни на какие другие я собрания не пошёл.
И дальше о пяти годах моей жизни можно коротко сказать так:
«Он усилено занимался гитарой, а в свободное от этого время, учился в институте»
- 10 -
С.Б Расскажи, пожалуйста, подробнее об этом клубе, где решилась твоя судьба?
О.К Это было уникальное сообщество, я бы даже сказал братство студентов-политехников, которые решили свободное от учёбы время посвятить изучению классической гитары.
Президент клуба Александр Долгих сумел создать в коллективе
неповторимую дружескую, творческую атмосферу.
Мы пропадали в клубе с утра до вечера, занимались, слушали музыку, обсуждали разные философские и житейские проблемы, отмечали все праздники, дни рождения, и занимались внутренней отделкой клуба, придавая ему вид уютного камерного зала.
С.Б Что вы изучали в клубе?
О.К Музыкальную грамоту, основы гармонии, слушали очень много музыки. Приглашали известных меломанов - лекторов, которые нам читали лекции о творчестве разных композиторов, а также знакомили нас с историей джаза, рока, и современной музыки.
Устраивали у себя в клубе концерты гитаристов из других городов, оплачивая из небогатого студенческого кармана их дорогу и гонорары.
Все члены клуба были завсегдатаями филармонических концертов, спектаклей, и других культурных мероприятий в городе.
Мы были активными покупателями пластинок, нот, книг о музыке и столь дефицитной в те времена художественной литературы.
Обязательно на зимние каникулы выезжали в какой-нибудь дом отдыха, где усилено, занимались, и воплощали в жизнь наши творческие замыслы.
Большое значение предавалось игре в ансамбле. Все участники клуба с первых шагов играли или в дуэтах, трио, или квартетах.
Постоянно устраивались своими силами концерты в клубе. Тем самым каждый приобретал неоценимый сценический опыт.
Принимали участие в концертах, которые проходили в институте, Вместо осенней отработки по сбору картофеля на полях Родины, ездили в составе студенческих агитбригад по колхозам, играя для тех студентов, кто собирал этот столь любимый в России овощ, классическую музыку.
- 11 -
Вообще атмосфера клуба, была фантастически тёплая! Не случайно
только на моей памяти в клубе образовалось четыре супружеские пары!
С.Б А говоришь, на гитарах всё время играли!
О.К Мы всё успевали делать! (смеётся)
Но тогда у многих первым делом были самолёты, ну а девушки потом!
С.Б Многие ли бывшие участники вашего клуба и поныне связаны с гитарой?
О.К За те пять лет, что я там занимался очень много народу прошло через клуб , поэтому естественно о дальнейшей судьбе многих я просто не знаю.
Президент Александр Долгих до сих пор преподаёт гитару, Тарас Титович стал известным в России гитарным мастером, Владимир Лучевников открыл первый в Челябинске магазин для гитаристов, который существует, и по сей день. И на данный момент, я думаю, Владимир без сомнения является лучшим классическим гитаристом страны среди всех владельцев гитарных магазинов. Поскольку, когда покупатели просят его показать ту или иную гитару, он сразу играет на ней какой-нибудь фрагмент из «Классической сонаты» Понсе (смеется)
С.Б И что было дальше после окончания института?
ОК. По распределению я попал на Челябинский металлургический комбинат. Где работал в должности бригадира и старшего мастера работая в три смены. и ежедневно тратя на дорогу три часа !
В советское время каждый молодой специалист был обязан отработать по месту распределения три года.
и до этого срока нельзя было никуда поступать! Государство потратило на меня деньги, обучая на металлурга, и я не имел права с этой стези свернуть. Чтобы поступить в музыкальное училище, мне пришлось лететь в Москву, в два министерства ( культуры и высшего образования) Два дня жил в аэропорту «Внуково» Мне повезло, среди функционеров Минвуза, попался гитарист, который что-то слышал обо мне и моей музыке. Он взял на себя эти формальные проблемы, и через две недели у меня был разрешающий документ. Меня допустили к вступительным экзаменам, и я был зачислен сразу на второй курс заочного отделения к Виктору Козлову (это был его первый набор после учебы в консерватории). . Конкурс тогда был шесть человек на одно место. Когда я поступал в ЧПИ то было 2,5 человека на место! Виктор Викторович, очень удивился, что я с металлургического комбината иду в музыку. Поскольку зарплаты металлургов и музыкантов, тогда были не сравнимы. Кстати, благодаря именно металлургии гитара у меня была самая лучшая среди всех поступавших. Изготовил ее самый известный мастер СССР Николай Родионов из Кисловодска. Она стоила 1800 рублей. Больше, чем в то время стоил хороший мотоцикл! И эти деньги я смог заработать, будучи студентом, работая на протяжении нескольких лет на летней практике на трубопрокатном и металлургическом заводе. Эта гитара до сих пор со мной!
С.Б Трудно было учиться?
О.К Было очень физически трудно, поскольку вместо того чтобы отсыпаться после ночной смены, приходилось заниматься, как гитарой, так и другими предметами по программе училища.
Но после ЧПИ, с его сопроматами ,термехами ,деталями машин ,черчением .и так далее… учёба в училище мне очень нравилась..
После завода сессия казалась мне праздником!
С,Б И после отработки на заводе и окончания училища ты уже 23 года преподаёшь гитару в школе искусств в своём родом городе?
О.К Да, и тем самым я исправил ошибку гитарной судьбы, когда в моё время мне не у кого было учиться игре на гитаре в своём городе.А теперь у ашинских ребят появилась такая возможность .и более того я воспитал лауреатов конкурсов всех уровней от городского до международного. Да плюс ещё и сам организовал ежегодный Всероссийский фестиваль-конкурс» Классическая гитара в Аше» куда приезжают участники из многих регионов России и других стран. Так что если в Аше появится новый Олег Киселёв, то я надеюсь его путь к классической гитаре теперь, будет более прямым и светлым (смеётся)
СБ- Когда и как была написана первая твоя пьеса?,
ОК - Первую пьесу я написал в 1982 году и даже не сразу понял, что это ее написал я . Перед этим у меня была творческая встреча с другом-гитаристом, который играл мне много пьес разных авторов. И вечером следующего дня я что-то накропал на гитаре. Я был на 100% убежден, что я просто по слуху подобрал то, что сыграл мой друг. Когда мы встретились опять, и я сыграл ему эту пьесу, оказалось, что это она полностью авторская !
Как и все начинающие авторы, я практически не встречал понимания у своих близких, друзей и коллег, и тем более у советских издателей той поры.
Конечно, было очень обидно и больно….
Но моя металлургическая и хоккейная закалка не позволила мне бросить сочинительство, сжечь свои рукописи, запить от тоски или ещё что.. Я., как сейчас модно говорить «тупо» 10 лет сочинял в стол, старательно все, записывая и складывая в специальную папку.
Причем, совершенно не надеясь, что всё это будет когда-либо издано, и кем-то сыграно. Но жизнь расставила всё по своим местам.
На сегодняшний день ВСЕ до одной, моей пьесы изданы, как в России, так и за рубежом.
Отсюда мораль-«Терпение и труд всё перетрут!» (смеётся) копирайт, увы, не мой!
И вот ещё любопытный факт! С 1984 года я занимался регулярным самиздатом нот своей музыки. В то время вся копировальная аппаратура была на учете в КГБ. Я обратился в один из челябинских НИИ, и там за универсальную валюту (несколько бутылок водки) в ночное время мне и печатали мои нотные сборники на ротапринте «Эра».
Кто жил в то время знает, что за «самиздат» вполне можно было схлопотать реальный срок. Но, слава Богу, меня это не коснулось!
СБ А как происходит рождение пьесы? Откуда берется вдохновение?
ОК Мне довольно часто задают этот вопрос, и я до сих пор не могу зафиксировать этот момент. Берешь гитару, и всегда что-нибудь получается. Как-то стимулировать этот процесс практически нельзя! Все происходит совершенно спонтанно. Зачастую я не знаю, какая получится пьеса, в каком стиле, веселая, грустная. Зимой, наверное, пишется лучше, потому что холодно и особо никуда не выйдешь. А летом, в каникулы, я не столько пишу, сколько подготавливаю к изданию то, что уже написано и как всегда сижу в студии звукозаписи! В общем, всё, как в металлургии – процесс непрерывный, и в три смены, (смеётся)
СБ.Ты очень много пишешь для детей почему?
ОК.Я думаю, что несмотря на свои 47 лет в душе я остался где-то ещё ребёнком, неверное поэтому мне нравится работать с детьми. Мир ребёнка, к счастью, сильно отличается от мира взрослых и мало кому удаётся комфортно чувствовать себя и жить сразу в обоих из этих миров. Педагогам в этом смысле в чём-то повезло.
Когда я общаюсь с ребёнком, то никогда не забываю, что и сам был когда-то, таким как он, хотя, глядя на меня, этого уже и не скажешь (улыбается)
СБ. Многие считают, что писать для детей это разменивать свой талант по пустякам. Что написать бирюльку всегда проще, чем скажем сонату. Тебя не смущает клеймо» детского, несерьёзного композитора?
ОК. Написать пьесу для детей, физически, морально и по времени, конечно, проще, чем трёхчастный концерт.
Но здесь на первый план выходит вопрос» а захочет ли ребёнок играть то, что написал, зачастую одной левой ногой взрослый композитор?
Ребёнку же не возможно объяснить, что ты даёшь ему пьесу известного, серьезного автора, которого ни как нельзя упрекнуть
в неумении сочинять музыку. Поскольку в творческом багаже дяденьки-композитора есть и концерты и сюиты и сонаты, которые играют ведущие музыканты мира.
И вот он, походя, решил написать ещё и миниатюрки для детей.
А ты пытаешься дать эти пьесы ребенку, а он, ни в какую, не хочет их играть! У детей то только два мерила таланта любого автора «нравится», «не нравится».
Вот пример в подтверждении моим словам
. В одном известном гитарном журнале я прочитал восторженный отзыв о книге для детей, где были собраны пьесы десяти очень известных и серьёзных авторов из разных стран.
Я выписал эту книгу по почте.
Собрав своих учеников (25 человек в возрасте от 10 до 16 лет), я сыграл им все пьесы из этой книги с листа. Это было не трудно, поскольку пьесы были короткие и технически не сложные. И каково же было моё удивление, когда никто из них не выразил желания выучить хотя бы одну пьесу из этой книги!
Хотя лично мне, многие пьесы показались интересными.
А вот это как раз и есть тот случай, когда два мира «взрослый» и «детский « не соприкоснулись.
Поэтому я считаю, что для детей, чтобы они искренне захотели играть твою музыку, писать ни так то уж и просто.
СБ. Ты считаешь, тебе это удаётся?
ОК. Не уверен, что это вопрос по адресу (смеётся)
Но если учесть что многие мои сборники, для детей выдержали уже несколько переизданий, в разных странах мира, я хочу верить, что после приобретения их в магазинах их не сжигают на кострах, а они приносят кому-то радость и пользу.
И если судить по Ютуб то я не далёк от истины.
На этом сайте выложено много видеороликов где мои пьесы играют как юные, так и не совсем юные гитаристы из разных стран мира.
Ну и справедливости ради, нужно сказать, что я пишу и «не детскую» музыку тоже! В частности те пьесы, которые сам играю на своих концертах.
Кстати моя музыка зачастую приносит на конкурсах удачу.
На прошлом конкурсе «Виртуозы гитары»
в Санкт-Петербурге все кто играл мои пьесы, стали лауреатами, а пензенская звёздочка Вера Данилина получила гран-при.
СБ Мистика?
ОК. Да нет просто музыка хорошая! (смеётся)
А на днях две блок-флейтистки из Рыбинска, стали лауреатами, на конкурсе в Париже аранжировав для своих инструментов мою пьесу для гитары-соло «Лютнист её величества»
Правд все-таки хочу заметить, что те ,кто играет Баха, Джулианни и Диенса, побеждают чаще(смеётся)
СБ. Получается, что ты существуешь, как творческая личность, в трёх ипостасях. Педагог, композитор, исполнитель. А что тебе ближе?
ОК. Я думаю все, что ты перечислил мне близко, причём в равных долях. Я грущу, когда, особенно, летом, нет долго концертов, фестивалей, конкурсов. Досадую, когда всего этого, в какие то месяцы становится слишком много, и мне некогда сочинять новые пьесы.
Ну и в каникулы скучаю по ученикам, правда не по всем! (смеётся)
СБ. Значит, ты абсолютно счастливый человек?
ОК .Хочу надеяться ,что это именно так.
СБ. А чем ещё, кроме вышеперечисленных занятий ты любишь заниматься в свободное время?
ОК .Свободного время совсем не много остаётся ,поскольку музыка занимает большую часть моей жизни.
С дочкой и сыном стараюсь хоть немного повозиться.
Очень люблю читать. Без книг себя не представляю!
Поскольку к 30 годам победил все свои вредные привычки, то в неделю пробегаю 6 километров, и почти столько же проплываю в бассейне.
СБ То есть ведёшь здоровый образ жизни?.
ОК Да! И всем рекомендую. Поскольку здоровья, как и денег, много не бывает! (смеется)
СБ.Над чем ты сейчас работаешь?
ОК. Заканчиваю работу над корректурой моего нового сборника с несколько провокационным названием «Фламенко», диск к нему уже записал.
СБ.А что здесь провокационного?
ОК.Я не люблю фламенко! Не зависимо от исполнителя не могу слушать эту музыку уж на пятой минуте, а то и раньше!
А тут просто стало интересно попробовать написать цикл пьес в этом стиле. Но в более адаптированном для классической гитары виде и по форме более традиционной для академической музыки.
Уже опробовал эти пьесы на публике. Принимают очень хорошо.
Для себя назвал этот стиль «русско-уральское фламенко» (смеётся)
И чувствую, что одним этим циклом дело не ограничится.
Готовлю свой второй фестиваль-конкурс» Классическая гитара в Аше», который в 2012 году будет уже в статусе Всероссийского.
Прошлый прошёл очень удачно, нам приехали гитаристы из 10 регионов и двух стран.
СБ Что бы ты хотел пожелать читателям нашего журнала в конце беседы?
ОК. Юным гитаристам пожелать верить в себя. Помнить, что если выбрал гитарную дорогу, не жди, что она будет гладкой как европейской шоссе.
Очень часто на пути будут сплошные кочки, да ямы. да канавы
Журналу стабильности и процветания!
Ну и хотел бы всем нам пожелать дожить до времени, когда на центральных телевизионных каналах вместо глумливой попсы и вечных шоу будут передавать концерты классической и гитарной музыки.
И чтобы гитарные концерты во всех городах России проходили
при полных аншлагах. и чтобы на каждом столбе висело объявление «Обучаю игре на гитаре»