Результативность опыта работы.
Результативность опыта работы отслеживалось ежегодно: начального (2009г.)(Приложение №1), анкетирования родителей (Приложение №2), промежуточного (2010, 2011г.), результативного периода (2012г.) (Приложение №3).
При проведении диагностики на разных этапах деятельности отслеживалась степень проявления показателей как:
Младший дошкольный возраст
- развитие у детей: стремления познавать исторические предметы народного быта, знакомиться с жизнью сельских жителей, познания фольклора, стремления участвовать в народных праздниках, играх, забавах.
Средний дошкольный возраст
- развитие у детей: стремления познавать историю и культуру родного края, умения использовать считалки, запевки, заклички во время проведения народных игр и праздников, развития творческих и речевых способностей.
Старший дошкольный возраст
- развития у детей: желания познать и сохранить культурное наследие своего народа; интереса к изготовлению, обрядовому использованию народной куклы; умения играть и организовывать народную игру.
В ходе мониторинга выявлялась динамика уровня приобщения детей к истокам народной культуры посредством народной игры и куклы как по индивидуальному признаку, так и по групповому в целом. Степени проявления отдельных показателей имеют текстовые оценки: 3 балла, 4 балла, 5 баллов. Представленные результаты обследования дошкольников свидетельствуют в основном о положительной динамике отслеживаемых показателей.
В ходе работы по ознакомлению детей с народными играми и куклой и формированию у дошкольников нравственно-эстетических чувств, мною были выбраны приоритеты:
1.Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, творчество должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
2.Необходимость широкого использования всех видов фольклора (песенки, считалки, заклички, запевки, хороводы и др). В русском фольклоре сочетаются: слово, музыкальный ритм, напевность; в нём сохранились нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
3.Отведение большого места в приобщении детей к народной культуре народным играм, праздникам и традициям. С одной стороны дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познание окружающей среды.
Таким образом, исходя из выше сказанного можно сделать вывод о необходимости использования в педагогическом процессе народной игры и куклы, как средства приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, для достижения более высокого уровня сформированности у детей нравственно-патриотических и духовно-нравственных качеств.
Библиографический список:
1. Вспомним забытые игры. Якуб С.К. Москва «Детская литература», 1988г.
2. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.- Спб ООО Издательство «Детство- Пресс», 2011г.
3. Мир традиций. Народные игры и игрушки. Управление культуры Белгородской области. Под редакцией Андросовой Н.О., Басаргиной А.Л. и др. Белгород: Константа, 2008г.
4. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие.- Спб: «Детство- Пресс», 1998г.
5. Праздники и обряды Белгородчины. Я.М. Климова. Белгород, 2007г.
6. Рукотворная краса земли Белгородской. Учебно-методическое пособие. Белгород, 2000г.
7. Русские народные подвижные игры. М.Ф.Литвинова. Москва «Просвещение», 1986г.
8. Социализация дошкольников средствами духовно-нравственной культуры. А.В. Пересыпкина. Белгород: ООО «ГиК», 2011г.
Приложение №1