Год создания программы 2016 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« Дом детского творчества города БудЁнновска БудЁнновского района»
УТВЕРЖДЕНО:
на заседании методического совета
протокол № __ от « » ______2016 года
Директор МУ ДО ДДТ г. Будённовска
____________ С.А.Лукичёва
Общеобразовательная ПРОГРАММА
По социально-культурологическому воспитанию
Срок реализации программы: 2 года
Возраст обучающихся 5,5-6 лет
Наклейщикова Мария Владимировна
Педагог дополнительного образования
Год создания программы 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Гном-говорун» социально-педагогической направленности, общекультурный уровень освоения.
Одним из возможных путей развития у детей познавательного интереса, осознанного конструктивного характера их активности может стать раннее начало обучения иностранному языку в рамках системы непрерывного образования. В программе обучения английскому языку игра становится не только источником детской забавы, но и основным способом решения учебных задач.
Роль иностранного языка на ранней ступени обучения особенно неоценима в развивающем плане. «Образовательное значение иностранных языков заключается в развитии мыслительных способностей детей, в развитии филологического образования путем сопоставления языков, тщательного изучения строя иностранного языка» (Л.В. Щерба). Язык для ребенка – это, прежде всего средство развития, познания и воспитания. Иностранный язык на ранней ступени рассматривается как средство формирования интеллекта ребенка и развития его способностей; как средство осознания собственного «Я» и самовыражения; средство социального взаимодействия, с помощью которого ребенок овладевает социальным миром.
Обучение английскому языку дошкольников имеет свои особенности, которые основываются на психофизиологическом развитии детей данного возраста. Психологи утверждают, что восприятие, память и внимание у дошкольников носят непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. Для детской памяти характерна исключительная фотографичность, но при этом дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он воспринимает, мог припомнить впоследствии. Характерной особенностью внимания ребенка является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Многие основополагающие речевые навыки и умения еще не доступны детям дошкольного возраста. Это приводит к тому, что дети дошкольного возраста не могут выстраивать усложненные логические цепочки, заменять слова в однотипных фразах, воспринимать фразу как набор лексических единиц и т. д. Поэтому, обучение должно строиться с учетом этих особенностей и существенно отличаться от обучения в начальной школе.
На протяжении всего обучения сохраняется единство форм и видов работ, при этом доминируют наглядность и образность, так как фраза воспринимается ребенком не как набор отдельных лексических единиц, а как блок, нечто единое, целое, образ.
Данная программа предназначена для обучения детей 4-6 лет и учитывает особенности их психологического и физического развития. Мышление делает качественный скачок: ребенок выходит за пределы статичного бытия и начинает жить в протяженном во времени мире. Это позволяет перейти к поиску закономерностей, лежащих в основе устройства мира. Он начинает интересоваться процессами как упорядоченными системами событий. В связи с этим в обучение необходимо включать элементы закономерностей языкового строя.
Дидактические принципы:
- обязательно использовать различные средства поощрения, как вербальные, так и материальные.
- формировать у детей положительный образ учителя, что повышает рефлексивные способности ребенка.
- лимитировать речь учителя на русском языке до 5–10%. (Речь ребенка на английском языке – 90%).
- системно вводить лексику: Первое занятие – 3 слова. Второе занятие – закрепление. Последующие занятия – активизация с использованием речевых конструкций + 3–4 новых слова.
- учитывать кратковременную память детей на данном этапе развития, системно возвращаться к ранее пройденному материалу и включать его в последующие занятия.
- обучать полным речевым структурам, что способствует развитию навыков говорения.
- отдавать преимущественное предпочтение парному и групповому обучению. Это помогает установить благоприятный психологический климат в группе и снимает языковые барьеры.
- развивать быстроту реакции на команды и вопросы учителя.
- не отходить от основного принципа наглядности и образности
- руководствоваться принципом “делай, как я”, “говори, как я”;
- учить языку исключительно на практике, без применения даже элементарных теоретических языковых понятий.
Новизна программы: обеспечение преемственности между детским садом и школой, а также между начальной и средней школой при обучении воспитанников английскому языку на раннем этапе.
Актуальность программы.
Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте.
Гибкость механизма запоминания, отсутствие языкового барьера объясняет относительную легкость осваивания иностранных языков у детей по сравнению с взрослыми. Способность усваивать информацию у детского мозга гораздо выше, чем этот показатель у взрослых. К трем годам мозг человека достигает 80% своего взрослого потенциала. В это время активно формируется база для последующего развития человека. В этом возрасте дети открыты всему новому, они активно познают окружающий мир. Это делает возможным использование этих природных факторов в обучении.
С другой стороны возникает проблема быстрой утомляемости детей этого возраста. Однако использование естественной для детей этого возраста физической, игровой и познавательной деятельности на уроках, делают возможным эффективное обучение при сохранении психического и физического здоровья детей. Выстраивая урок в форме театрального представления, на котором дети являются активными зрителями, становится возможным использовать природное средство общего развития ребенка – наблюдение. Использование игры, как основного вида деятельности на уроке, обеспечивают заинтересованность детей при восприятии материала, а также снимают возможные языковые трудности. Доступность и посильность обеспечивается четким отбором тем, которые интересны для детей этого возраста и яркой привлекательной наглядностью. Чередование различных видов работы, постоянная физическая активность детей на уроке способствуют тому, что мозг ребенка не утомляется, а переключается на другой вид деятельности.
Однако, как показала практика, процесс обучения иностранным языкам дошкольников не принес ещё должных результатов в силу разных причин:
• нерешенность организационных вопросов (нет преемственности между детскими садами и школой);
• отсутствие должного методического обеспечения (нет общепринятых теоретических положений, на которых должна основываться вся система обучения);
• нехватка специально подготовленных кадров;
• предлагаемые методики обучения не учитывают всех объективно существующих факторов и условий реального процесса обучения.