Опытно-экспериментальная проверка результатов исследования

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЧЕБОКСАРСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Н.В. НИКОЛЬСКОГО» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(ГАПОУ ЧР «ЧПК» МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ)

Отделение дошкольного образования

КУРСОВАЯ РАБОТА: ТРЕБОВАНИЯ, ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА

Учебно-методическое пособие

Чебоксары 2016

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа имеет следующую структуру:

1. Титульный лист (Приложение 2)

2. Содержание или оглавление (Приложение 3)

3. Введение

4. Основная часть, включающая главы и параграфы внутри глав (если таковые имеются)

5. Заключение

6. Список использованной литературы

7. Приложения

Титульный лист курсовой работы должен содержать полное наименование образовательного учреждения, отделения, тему курсовой работы, фамилию, инициалы и, при наличии, академические звания научного руководителя, фамилию и инициалы автора, номер группы, курс, специальность, где он учится; название города, в котором находится учебное заведение, год написания данной работы (образец см. в приложении 2).

На следующей странице, которая нумеруется снизу номером 2, помещается содержание (оглавление). Онообычно состоит из введения, основной части и заключения, списка использованной литературы и приложения. Основная часть, как правило, разбивается на две или три главы, каждая из которых может быть разбита на параграфы.

Желательно, чтобы содержание помещалось на одной странице. Для этого при необходимости его печатают не через полтора, как весь текст, а через один интервал при компьютерном наборе. Текст должен соответствовать содержанию. Названия глав и параграфов не должны повторять названия работы. Пример содержания представлен в приложении 3.

Особенно тщательно регламентирована форма Введения к работе. В нем требуется отражение следующих пунктов:

– определение актуальности проблемы исследования, обоснование выбора темы, определение ее значимости для науки и практики;

– степень разработанности проблемы исследования – краткий обзор литературы по этой теме;

– определение границ исследования (предмет, объект исследования);

– определение основной цели работы и подчиненных ей более частных задач;

– определение гипотезы и методов исследования;

– определение практической значимости выполненной работы;

Введение

Объем введениядолжен составлять примерно одну десятую часть от общего объема работы.

Все названные элементы (пункты) образуют методологический аппарат данного исследования. Рассмотрим более подробно каждый элемент.

Обосновать актуальность исследования – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. Следует различать практическую и научную актуальность. Начинать исследование имеет смысл лишь при наличии и той и другой. Может случиться так, что в науке вопрос решен, но по тем или иным причинам полученные наукой знания не дошли до практики. Это значит, что к уже имеющимся научным трудам не стоит добавлять еще один. Лучше сосредоточить усилия не на исследовании того же самого, а на доведении уже состоявшегося научного решения проблемы до практического применения. Для обоснования актуальности темы можно обратиться к следующей схеме (рисунок 1).

Опытно-экспериментальная проверка результатов исследования - student2.ru

Рисунок 1 – Обоснование актуальности темы исследования

Желательно, чтобы во введении нашли свое отражение первые три пункта схемы. Четвертый пункт следует раскрыть в содержательном обзоре. Во введении также дается краткая информация о замысле исследования. При этом не нужно увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. Введение должно занимать не более двух-трех страниц.

Рассмотрим более подробно другие характеристики педагогического исследования.

Постановка проблемыпредполагает ответ на вопрос: что надо изучить из того, что ранее не было изучено? В проблеме находят отражение противоречия, возникающие в науке и практике, между фактами и их теоретическим осмыслением. Эти противоречия и разрешаются автором в процессе исследования. Исходя из выше обоснованного, формулируется тема исследования.

Определить объект исследования – выяснить, что именно рассматривается в исследовании.

Объект исследования в педагогике и психологии – это, как правило, процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. В качестве объекта могут выступать, например, процессы обучения, воспитания или развития личности в особых условиях (высшая школа, дошкольное образование и т.д.), процессы становления новых образовательных и воспитательных систем, процессы формирования определенных качеств личности и т.п.

Однако получить новое знание об объекте во всех его аспектах и проявлениях практически невозможно, поэтому необходимо определить предмет исследования, т.е. обозначить, как рассматривается объект, какие отношения в нем, свойства, аспекты, функции оно раскрывает. Предмет не кусок, отрезанный от объекта, а способ или аспект его рассмотрения. Понятие предмет исследования еще конкретнее по своему содержанию: в предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению.

Таким образом, выделяя предмет, мы рассматриваем объект весь, целостно, в определенном ракурсе: предмет исследования – то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Объект принадлежит всем, а предмет — личное достояние исследователя, его собственное видение объекта. Он целенаправленно конструирует предмет, выделяет в объекте то, о чем он и только он намерен получить новое научное знание. Определяя предмет, мы одновременно открываем возможность прийти к конечному (для данного этапа) результату. Итак, предмет исследования уже и конкретнее объекта, а также указывает, какая сторона объекта будет исследоваться автором.

Цель определяет результат исследования, а задачи дают представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Они должны отражать те шаги, которые позволяют достигнуть цели и решить выдвинутую в исследовании проблему.

После постановки задач необходимо определить методы исследования, которые позволят всесторонне изучить предмет. Для каждого этапа исследования определяется своя группа методов, соответствующая логике исследования и позволяющая правильно решить поставленные задачи. Методы делятся на теоретические, эмпирические и методы математической обработки результатов.

Гипотеза и защищаемые положения раскрывают представление исследователя о том, что не очевидно в объекте, что автор работы видит в нем такого, чего не замечают другие. Гипотеза — предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Гипотеза представляет собой знание не достоверное, а вероятное; такое высказывание, истинность или ложность которого не установлена. Гипотеза должна быть достаточно простой, и проверяемой. Типичная ошибка –тривиальность гипотезы, самоочевидность того, что выдвигается как научное предположение.

По структуре гипотезы можно разделить на простые и сложные. Первые по функциональной направленности можно классифицировать как описательные и объяснительные: одни кратно резюмируют изучаемые явления, описывают общие формы их связи, другие раскрывают возможные следствия из определенных факторов и условий, т.е. обстоятельства, в результате стечения которых получен данный результат. Сложные гипотезы одновременно включают в свою структуру описание изучаемых явлений и объяснение причинно-следственных отношений.

Структура психолого-педагогической гипотезы может быть трехсоставной, включающей в себя а) утверждение; б) предположение; в) научное обоснование. Например, учебно-воспитательный процесс будет таким-то, если сделать вот так и так, потому что существуют следующие педагогические закономерности: во-первых... во-вторых... в-третьих... Однако психолого-педагогическая гипотеза может выглядеть и по-другому, когда обоснование в явном виде не формулируется. При этом структура гипотезы становится двусоставной: это будет эффективным, если, во-первых... во-вторых... в-третьих... Подобная гипотеза становится возможной в том случае, когда утверждение и предположение сливаются воедино в форме гипотетического утверждения: это должно быть так-то и так-то, потому что имеются следующие причины … .

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа:

«если..., то...»; «это возможно, если…»; «будет обеспечено, если…»; «будет осуществляться эффективно при наличии (при условии)…»; «предположим, что…»; «может быть…»; «при условии, что...»; «так..., как ...»; «использование (создание)…позволит обеспечить…» и др., т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установления причинно–следственных связей. Сначала лучше составить рабочий вариант гипотезы – как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.

Критерий практической значимости определяет изменения, которые стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения ре­зультатов исследования в практику.

Для того чтобы проверить, правильно ли представлены основные характеристики педагогического исследования, ответьте на следующие вопросы:

1. Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? (Актуальность)

2.Что надо изучить из того, что ранее не было изучено? (Проблема)

3. Как назвать исследование? (Тема)

4. Что рассматривается? (Объект исследования)

5. Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование? (Предмет исследования)

6. Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? (Цель)

7. Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? (Задачи)

8. Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие? (Гипотеза и защищаемые положения)

Основная часть

В основной частинепосредственно раскрывается проблема. При этом важно не только продемонстрировать существо вопроса, но и отразить особенности трактовок различных авторов.

Основная часть курсовой работы включает в себя содержание нескольких пунктов плана. В них раскрывают историю и теорию исследуемого вопроса, дают критический анализ литературы, излагают позицию автора. Далее освещаются методы, организация и результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования.

С чего начинать?

Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования. Выделяют три источника библиографической информации:

– первичный (статьи, диссертации, монографии и т.д.);

– вторичный (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация и т.д.);

– третичный (обзоры, справочные книги и т.д.).

Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную – о самом содержании уже известных знаний.

При написании курсовой работы следует просмотреть общепедагогические журналы: «Педагогика», «Народное образование» и др., а также методические журналы, имеющие отношение к специальности: «Воспитание дошкольника», «Дошкольное воспитание» и др.

Полезно также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам.

В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения:

§ какие исследователи, в каком направлении работали и работают по проблеме исследования?

§ где (в каких источниках) опубликованы результаты по теме исследования?

§ что конкретно изучено, проанализировано по проблеме исследования?

Вся изученная информация фиксируется в виде записей. В соответствии с принятой классификацией научной информации материалы, которые собирает и обрабатывает студент в процессе информационного поиска, относят к первичным, вторичным или третичным источникам информации.

Первичные материалы — записи, выписки, прямые цитаты, ксерокопии, алфавитный каталог по проблеме исследования и т.д.

Вторичные материалы — записи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащиеся в одном научном документе: планы (простые и сложные), схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы и т.д.

Третичные материалы — записи, обобщающие первичные и вторичные. Их представляют в виде содержательного обзора, в котором фиксируют полученное знание об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.

Перед составлением обзора литературы необходимо определить основные понятия по теме исследования. Это означает, что то или иное понятие, которое в педагогике разными авторами может трактоваться или определяться по-разному (например, воспитание в «широком» и «узком» смыслах), должно во всем тексте данной работы, от начала до конца, иметь лишь одно, четко определенное автором значение. Толкование выделенных понятий можно найти в следующих источниках:

§ энциклопедии: общие и специальные (например, педагогическая, психологическая, философская и др.);

§ толковые словари: общие и специальные (например, педагогический, психологический, социологический);

§ оглавления и предметные указатели основных учебников и монографий по теме исследования.

Найденные определения понятий фиксируют и подвергают анализу, сравнению, классификации, обобщению и др.

Для упорядочения работы можно представить результаты проведенного поиска и обработки в виде совокупности записей:

Текст 1 (констатирующий, текст-рассуждение). Выделяются основные понятия исследования и определяются логические связи между ними, т. е. создается понятийный аппарат будущей работы.

Текст 2 (констатирующий). Дается толкование основных понятий различными авторами (с указанием сносок), но без анализа.

Текст 3 (творческий текст). Анализируются, сравниваются, сопоставляются различные толкования одного и того же понятия. Классифицируются понятия по выбранному параметру. Делается предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в данном исследовании, или о собственных толкованиях основных понятий работы. Именно текст 3, как итог работы над понятиями, входит в основную часть курсовой работы.

Изучение литературы предполагает:

– составление библиографии, т.е. списка литературы, использованной автором (приложение 4);

- реферирование, т.е. сжатое изложение основной информации первоисточника на основе её смысловой переработки;

- составление тезисов, т.е. положений, отражающих смысл значительной части текста;

- конспектирование, т.е. краткое изложение главных положений и идей изучаемого текста;

- аннотирование, т.е. краткая характеристика печатного материала с точки зрения содержания, назначения и других особенностей;

- цитирование, т.е. точная, буквальная выдержка из текста.

Также необходимо помнить, что литературный источник, на который ссылается автор в тексте курсовой работы, должен быть включен в список использованной литературы. И, наоборот, источник, включенный в список, должен быть назван в тексте работы.

Для написания обзора по теме исследования необходимо использовать не менее 15-20 источников.

Опытно-экспериментальная проверка результатов исследования

Во второй главе, как правило, следует описание опытно-экспериментальной работы, где дается подробная характеристика испытуемых с указанием их возраста и количества, характеризуется материал, используемый в опытной работе, и если он представляет собой изображение предметов, то его описание включают в текст или приложение. Здесь указывают, какое оборудование (приборы, аппаратура) использовалось; необходимо описать и весь ход работы, включая инструкцию, которая давалась испытуемым. Следует упомянуть, с помощью каких методов проводилось исследование и каким способом обрабатывались полученные данные.

Результаты опытно-экспериментальной работымогут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т.д. К таблицам, рисункам нужно сделать краткие, но понятные подписи, под рисунками поместить пояснения, расшифровку сокращений. Все иллюстрации следует выполнять аккуратно. Здесь же можно привести выдержки из словесных отчетов. Также необходим анализ либо пояснение представленных таблиц, схем и рисунков.

Обсуждение результатов— следующий важный этап работы, в ходе которого необходимо ответить на вопросы:

– Почему так получилось?

– В чем причины?

– Как можно объяснить тот или иной факт?

На этом этапе необходимо привлечь теоретические и практические данные, полученные другими авторами, проанализировать соответствие или несоответствие собственных данных результатам других исследователей, дать интерпретацию, охарактеризовать полученные данные. Делать это целесообразно в той же последовательности, в какой представлены результаты исследования в тексте. Это обеспечивает стройность и логику изложения. Необходимо выяснить, подтвердилась или нет гипотеза исследования (если она была указана во введении).

Заключение

Заключение содержит итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор в ходе решения поставленных задач, в нем отмечается их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Важнейшее требование к заключению – его краткость и обстоятельность. Не следует повторять содержание введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответы на следующие вопросы:

– С какой целью предпринято данное исследование?

– Что сделано?

– К каким выводам пришел автор?

Список использованной литературы

Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке. В список включают все использованные в процессе работы литературные источники независимо от того, где они опубликованы (в отдельном издании, в сборнике, журнале, газете и т.д.). В списке применяется общая нумерация литературных источников. При оформлении исходных данных источника указывают: фамилию и инициалы его автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц. Образец оформления литературных источников представлен в приложении 4.

Опытно-экспериментальная проверка результатов исследования - student2.ru

Приложения

Не вошедшие в основной текст материалы приводятся в конце работы в виде приложений. Это могут быть расчеты, иллюстрации, таблицы, графики, анкеты (составленные самостоятельно), с помощью которых осуществляется сбор эмпирического материала, конспекты мероприятий, сценарии праздников, протоколы наблюдений, фотографии и т.д. Приложения нумеруются. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, по центру иметь надпись «ПРИЛОЖЕНИЕ» с указанием порядкового номера и заголовок посередине страницы. Располагаются приложения в порядке появления ссылок на них в тексте.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

Объем курсовой работы должен составлять не менее 20, но не более 30 страниц печатного текста.

ГОСТ 7.1: шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, интервал 1,5 с отступом. Поля: слева – 3 см., справа – 1,5 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см.

Заголовки отделяются от основного текста сверху и снизу пробелом и печатаются строчными буквами.

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу. Номер проставляется внизу посередине листа шрифтом №12.

Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется. Иллюстрации, таблицы, графики, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц. Основная часть работы состоит из глав, параграфов, которые нумеруются (кроме введения, заключения, списка использованной литературы, приложений) арабскими цифрами.

Заголовки «Введение, Заключение, Оглавление, Список использованной литературы, Приложения» располагают в середине строчки без точки в конце сроки, отделяя от текста межстрочным интервалом.

Переносы в заголовках не допускаются. Каждую главу рекомендуется начинать с новой страницы. Материал должен быть изложен логически последовательно, научным языком. Не нужно употреблять как излишне сложно построенных предложений, так и чрезмерно кратких, лаконичных фраз, слабо между собой связанных, допускающих двойное толкование, и т. п. Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допустимы обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых отсутствует местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов: «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», - однако предпочтительнее писать: «по мнению автора» или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвердили...» и т.п.

В курсовой работе необходимо соблюсти единство стиля изложения, обеспечить орфографическую, синтаксическую и стилистическую грамотность в соответствии с нормами современного русского языка и еще раз проверить однозначность трактовки ключевых для данной работы понятий.

Оформление библиографических ссылок. При написании курсовых работ студенту часто приходится обращаться к цитированию работ различных авторов. В этом случае оформляют ссылку на тот или иной источник.

При цитировании необходимо соблюдать следующие правила:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого фрагмента и без искажения смысла. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается, если не влечет искажение всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на месте пропуска.

3. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник с указанием номера цитируемой страницы, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.

Существует два способа оформления ссылок: сноски и примечания. Сноски оформляются внизу страницы, на которой расположена цитата. Для этого в конце цитаты ставится цифра, обозначающая порядковый номер цитаты на данной странице. Все сноски и подстрочные пояснения печатаются через один интервал.

Внизу страницы под чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется и за ним идет библиографическое описание источника, откуда взята цитата, затем указывается номер цитируемой страницы. Например, сноска при ссылке на книжное издание:

__________________

2 Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Аргументы и факты, 2010. - С.89

Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга, во второй сноске можно не повторять полностью ее название, а ограничиться следующим:

_________________

3 Там же. - С. 68



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец титульного листа

(поля 2 см)

Наши рекомендации