Третья сторона в разрешении конфликта. Посредничество
Цель: Наладить эффективную коммуникацию участников конфликта. Привести участников конфликта к осознанию взаимозависимости. "Не Я против Тебя, а МЫ против проблемы", "Мы-чувство".
Принципы:
1. Нейтральность.
2. Добровольное согласие сторон на привлечение посредника.
3. Работа над процессом и содержанием переговоров, а не по содержанию конфликта.
Этапы работы:
1. Встреча с первой стороной конфликта.
2. Встреча со второй стороной конфликта.
3. Переговоры:
3.1. Подготовка переговоров: организационная и содержательная;
3.2. Непосредственно переговоры:
3.2.1. Запуск переговоров;
3.2.2. Дискуссия;
3.2.3. Заключение соглашения.
Третья сторона: Авторитет5
Цель: Срочное решение серьезного конфликта после беседы со сторонами о том, как должен быть решен конфликт.
Вмешательство:
- вопросы сторонам;
- формулирование решения;
- навязывание решения.
Когда применяется:
- при крайней необходимости;
- чтобы применить другую возможную стратегию;
- при глубоком личном конфликте.
Третья сторона должна сформулировать свою позицию, иметь власть, чтобы принять решение и навязать его сторонам.
Третья сторона: Примиренец
Цель: Убедить стороны пойти на компромисс в конкретной конфликтной ситуации.
Вмешательство:
- повторное определение конфликта: что существенно для каждой из сторон;
- перевод взаимодействия в мирное русло;
- организовать время и место для обсуждения;
- сформулировать компромисс.
Когда применяется:
- при реальных противоположных интересах;
- стороны боятся потерять свой престиж, если сами пойдут на уступки;
- стороны согласны разрешить конфликт, но сознают, что не в состоянии сделать это сами;
- когда у сторон нет конструктивных предложений.
Третья сторона должна действовать тактично, быть надежной и независимой, способной формулировать решение и контролировать взаимодействие.
Третья сторона: Вмешивающийся в процесс
Цель: Добиться улучшения взаимоотношений между сторонами, помочь увидеть интересы друг друга, помочь цивилизованному взаимодействию.
Вмешательство:
- регулирование взаимодействий между сторонами;
- помощь в выслушивании друг друга;
- создание атмосферы доверия;
- показ и объяснение способа общения, поведения, процесса коммуникации.
Когда применяется:
- при серьезных конфликтах, которые развиваются при повышенной эмоциональности;
- при разрастающихся конфликтах;
- при конфликтах, показывающих негативные взаимоотношения сторон; при отсутствии иерархических отношений между сторонами.
Третья сторона должна быть надежной, независимой и терпимой, способной понимать, что происходит в общении и действовать так, чтобы помочь сторонам разобраться в их собственной конфликтной ситуации.
Упражнение "Руководитель-посредник"
I. Один из участников тренинга предлагает свою конфликтную ситуацию. Затем выбирают трех участников, которые будут играть роль руководителя. Каждому из них предлагается позиция: авторитет, примиренец и вмешивающийся в процесс. Из числа участников тренинга выбирают двух человек, которые будут непосредственными участниками конфликта.
II. Актеры готовятся в соответствии с предложенными позициями. Остальные участники тренинга получают задание на определение позиции руководителя при разрешении конфликтной ситуации.
III. По очереди актеры-руководители и непосредственные участники конфликта проигрывают ситуацию. В ходе демонстрации остальные участники тренинга молча наблюдают ход демонстрации.
IV. Участники тренинга анализируют упражнение, отвечая на вопросы:
- В какой позиции был руководитель?
- Удалось ли до конца демонстрации выдержать предложенную позицию? Каковы признаки каждой из позиций?
- В чем сильные и слабые стороны предложенных позиций руководителя как третьей стороны в конфликте?