Психологическая помощь в подготовке к итоговой аттестации учащихся (психологическое сопровождение подготовки к ЕГЭ).
-Шкала тревожности (учащиеся 8-11-х классов). Проводилась по методике - «Выявление уровня тревожности у подростков» Кондаша.
Количество учащихся в 8, 9, 10, 11 классах – 109 человек, всего выполнили методику 92 человека. Из этого следует, что у 33% следует повысить самооценночный уровень тревожности. У 13% следует повысить общий уровень тревожности; у 2% следует понизить общий уровень тревожности. У 3% следует уменьшить межличностный уровень тревожности; у 4% следует повысить межличностный уровень тревожности. У 3% следует повысить школьный уровень тревожности; у 4% следует понизить школьный уровень тревожности. И у 41% нормальный уровень тревожности.
Для детей с повышенным уровнем тревожности был разработан тренинг, направленный на снижения уровня тревожности. Была сформирована тренинговая группа из 15 человек. По итогам тренинга, ребята научились мобилизоваться, адекватно вест себя в трудных ситуациях и принимать правильное решение.
- Исследование профессиональных предпочтений (учащиеся 8-11-х классов). Проводилось по методике - опросникДж. Холланда.
Данную методику выполняли 8, 9, 10, 11-е классы (109 человек), всего выполнило 97 человек. В результате было выявлено - 45.36% (44 человека) - социальный тип личности, 23.7 % (23 человека) - артистический тип личности, 14.4% (14 человек) - реалистичный тип личности, 4.1% (4 человека) - предприимчивый тип личности, 11.34% (11 человек) - интеллектуальный тип личности, и 1% (1 человек) конвенциальный тип личности.
- Изучение взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности (учащиеся 8-11-х классов). Проводилось по методике - опросник Йовайши.
В данной методике принимали участия 8, 9, 10, 11-е классы (109 человек), всего выполнили методику 89 человек. Из результатов данного исследования выявлено:
14.6% (13 человек) имеют склонность к работе с людьми;
28% (25 человек) имеют склонность к эстетике и искусству;
37% (33 человека) склонность к работе на производстве;
2% (2 человека) – склонность к подвижным видам деятельности;
10% (9 человек) имеют склонность к экономической деятельности;
7% (7 человек) склонность к умственному труду.
- Изучение классификации понятий по мыслительному и художественному типу (учащиеся 8-11-х классов). Проводилось по методике - методика «Пиктограмма»
Вметодике «Пиктограмма» принимали участие 8, 9, 10, 11-е классы (109 человек), всего выполнили методику 108 учеников. По результатам данной методики было выявлено, что у 62% (67 человек) - высокий уровень развития образного мышления, и у 38% (41 человек) - высокий уровень развития абстрактного и словесно-логического мышления.
Коррекционная деятельность (основные проблемы, по которым велась коррекционная деятельность, достигнутые результаты)
№ | Основные направления коррекционной деятельности | Достигнутые результаты |
1. | Коррекционно-развивающие занятия. Тренинг на снижение тревожности | Данный тренинг позволяет научиться вести себя адекватно в трудных ситуациях, мобилизироваться и принять нужное, верное решение |
2. | Беседы: - «Как лучше подготовиться к экзаменам» - «Поведение на экзамене» - «Способы снятия нервно психического напряжения» - «Как бороться со стрессом» | Такие беседы необходимы для каждого ученика. Ученик должен знать и быть подготовленным, как вести себя в той или иной ситуации. |
Организация работы с детьми «группы риска» (Ф.И.О., ответственных, мероприятия)
№ | Тема мероприятия | Форма | Сроки проведения | Ф.И.О. ответственных | Количество участников |
1. | Социальная адаптация детей «группы риска» | Консультация | В течение года | Психолог Арефьева В.С. | |
2. | Взаимодействие учащихся с детьми «группы риска» | Коррекционно-развивающие занятия | Октябрь | Психолог Арефьева В.С.. | |
3. | Психологические основы взаимодействия с детьми «группы риска» | Классный час для педагогов | Сентябрь 2009 | Соц. Педагог-Причина О.Е. Психолог Арефьева В.С.. | |
4. | Социальная адаптация детей «группы риска» | Индивидуальная работа | В течение года | Классные руководители, соц. педагога Плотникова Е.В. | |
5. | Составление социальных карт на детей «группы риска» | Отчетная | Сентябрь | Социальный педагог Причина О.Е. | |
6. | Профилактика безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних | Классный час | ноябрь | Инспектор ОВД | |
7. | Профилактика алкоголизма и наркомании | Классный час | декабрь | Соц. Педагог-Причина О.Е. Психолог Арефьева В.С. |
В течение года с детьми группы риска поводилась консультационная работа, за помощью к психологу обратились 5 человек. По итогам консультации проблемы были решены, ребята остались довольны.
В октябре месяце было проведено коррекционно-развивающие занятие. Данное занятие помогло детям из группы риска улучшить свои отношения с преподавателями и со сверстниками.
Так же в течение года проводились классные часы на темы: «Профилактика безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних»; «Профилактика алкоголизма и наркомании». Из этих тем ребята вынесли для себя много чего интересного, и так же были моменты, которые их возмутили, с которыми оны были не согласны.
Рекомендации:
В целях улучшения работы по профилактике правонарушений среди подростков представляется необходимым шире использовать возможности:
· детского самоуправления в классах, которое может стать одним из факторов социализации подростков, поможет включению этих ребят в значимую деятельность, выработке у них активной жизненной позиции;
· правового просвещения учащихся, с помощью которого они получат основную информацию о законах, правовой системе, своих правах и обязанностях.