Трудоемкость дисциплины (модуля) и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины «Нормативно-правовые вопросы высшего образования» вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении, составляет: 1 зачетная единица (з.е.), 36часов (из них аудиторных часов – 9, часов самостоятельной работы аспиранта - 27).
Вид учебной работы | Трудоемкость (часы) | |
Аудиторные занятия (всего) | ||
Из них в интерактивной форме: | ||
В том числе: | ||
- лекции | ||
- практические занятия | ||
Самостоятельная работа аспиранта (всего) | ||
В том числе: | ||
- проработка лекционного материала | ||
- подготовка к практическим занятиям | ||
- изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение | ||
- выполнение итоговой работы (реферата / презентации) | ||
- подготовка к зачету | ||
Вид промежуточной аттестации | зачет | |
Общая трудоемкость дисциплины (модуля): | ||
Часы | ||
Зачетные единицы (з.е.) |
Содержание дисциплины (модуля)
Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий
№ раздела дисциплины | Наименование разделов дисциплины | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу аспирантов и трудоемкость (в часах) | Формы контроля успеваемости | |||
Общая трудоёмкость (Всего в часах) | аудиторные занятия | Самостоятельная работа аспирантов | ||||
Лекции | Практические занятия | |||||
Раздел 1. Законодательство, регулирующее отношения в области образования | ||||||
1.1 | Основные законодательные акты в области образования. | |||||
1.2 | Источники образовательного права. Характеристика образовательных отношений, управление системой образования. | |||||
1.3 | Права ребенка и формы правовой защиты в законодательстве Российской Федерации. | |||||
Раздел 2. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений (ОУ) | ||||||
2.1 | Понятие ОУ, их типы и виды. Права, обязанности, ответственность ОУ. | |||||
2.2 | Образовательные правоотношения в системе непрерывного образования. | |||||
2.3 | Особенности правового регулирования в сфере образования на различных его ступенях. | |||||
Раздел 3. Образовательное право России в мировом образовательном пространстве | ||||||
3.1 | Основные правовые акты международного образовательного законодательства. | |||||
3.2 | Соотношение российского и зарубежного законодательства в области образования. | |||||
3.3 | Нормативно-правовое обеспечение модернизации российского педагогического образования. | |||||
Итого по дисциплине: | Зачет |
Трудоемкость и содержание лекционного раздела дисциплины (модуля)
№ раздела дисциплины | Наименование разделов дисциплины | Трудоёмкость (в часах) | Содержание лекционных занятий | Формы контроля успеваемости |
Раздел 1. Законодательство, регулирующее отношения в области образования | ||||
1.1 | Основные законодательные акты в области образования. | Конституция Российской Федерации как основа правового регулирования в сфере образования. Формирование нормативно-правового обеспечения в сфере образования. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ». Смежные законодательные акты, затрагивающие область образования: Трудовой кодекс РФ, Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы РФ. Типовые положения об образовательных учреждениях (общий обзор). Государственная политика в области образования, ее правовая регламентация. Роль государства в становлении и развитии образования. Принципы государственной образовательной политики. Конституционное право граждан на образование. Правовая регламентация приема в образовательное учреждение. Государственные гарантии приоритетности образования. Право на образование: проблемы его реализации. Система государственных органов, обеспечивающих исполнение обязательств государства в сфере образования. Государственно-общественные объединения и общественные организации в системе образования. | ||
1.2 | Источники образовательного права. Характеристика образовательных правоотношений, управление системой образования. | Понятие и признаки образовательных правоотношений. Правоотношения в сфере образования. Правоотношения между органами государственной власти РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, их полномочия и компетенции в системе управления образованием. | ||
1.3 | Права ребенка и формы правовой защиты в законодательстве Российской Федерации. | Основные положения Конвенции о правах ребенка и Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Права ребенка и формы их правовой защиты. Оказание практической правовой помощи в области социальной защиты, осуществление сотрудничества с органами правопорядка и органами социальной защиты населения. Формы работы с родителями | ||
Раздел 2. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений (ОУ) | ||||
2.1 | Понятие ОУ, их типы и виды. Права, обязанности, ответственность ОУ. | Правовой статус образовательных учреждений. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательных учреждений, объединения, союзы, ассоциации. Регламентация их деятельности. Учредительные документы, регистрация, лицензирование, аттестация, аккредитация образовательных учреждений. Автономия образовательных учреждений. Типовые положения о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. Требования к уставу образовательного учреждения, его правовой статус. Учредители образовательных учреждений и организаций. Определение правоотношений между учредителем и образовательным учреждением или образовательной организацией. Защита прав и законных интересов образовательных учреждений. Ответственность образовательного учреждения перед личностью, обществом, государством. Контроль за соответствием деятельности образовательного учреждения целям, предусмотренным его уставом. Органы управления образовательных учреждений. | ||
2.2 | Образовательные правоотношения в системе непрерывного образования. | Нормативно–правовое обеспечение взаимодействия систем общего и профессионального образования. Правовое регулирование отношений в сфере общего образования. Правовое регулирование отношений, связанных с получением образования в семье. Правовое регулирование отношений, связанных с образованием и воспитанием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правовое регулирование отношений, связанных с получением образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Понятие непрерывного образования. Формы получения непрерывного образования. Особенности реализации общеобразовательных программ дополнительного образования. Правовой статус учащихся образовательных учреждений. Социальная защита учащихся. Права и обязанности родителей (законных представителей) в образовательных отношениях. Особенности правового обеспечения профессиональной педагогической деятельности. Правовой статус работников общеобразовательных учреждений. Проблемы профессионального роста работников. Специфика правового регулирования трудовых, имущественных, управленческих отношений в образовательных учреждениях различных типов и видов. Оплата труда в сфере образования. Особенности правового регулирования трудовых отношений в области образования. Формы защиты прав работников образовательных учреждений. | ||
2.3 | Особенности правового регулирования в сфере образования на различных его ступенях. | Правовое регулирование дошкольного, общего, специального, профессионального начального, среднего и высшего образования | ||
Раздел 3. Образовательное право России в мировом образовательном пространстве | ||||
3.1 | Основные правовые акты международного образовательного законодательства. | Зарубежные образовательные системы и направления их реформирования. Обновление содержания образования. Структурные изменения образовательных систем. Система финансирования как экономический рычаг управления образованием. Привлечение к управлению образованием общественных организаций. Формирование европейского образовательного пространства. Основные правовые акты международного образовательного законодательства: Документы ООН (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка.). Документы ЮНЕСКО (Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендации о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей, рекомендации о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования). | ||
3.2 | Соотношение российского и зарубежного законодательства в области образования. | Нормативно–правовые акты систем образования стран СНГ. Проблемы соотнесения образовательных систем стран СНГ и Российской образовательной системы. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации в мировую образовательную систему. Нормативно-правовая поддержка вхождения Российской Федерации в Болонский процесс. | ||
3.3 | Нормативно-правовое обеспечение модернизации российского педагогического образования. | Обновление нормативно-правового, научного и учебно-методического обеспечения педагогического образования. Создание механизмов эффективно и динамично функционирующей системы педагогического образования. Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов. Модернизация педагогического образования как основа совершенствования системы общего образования с учетом новых социальных требований к образовательной системе. Обновление структуры и содержания общего образования, использование эффективных методов воспитания и обучения. Сравнительный анализ подготовки педагогических кадров и их материального обеспечения в России, США, Англии, Германии, Южной Корее. | ||
Итого по дисциплине: |
Трудоемкость и содержание практических занятий дисциплины (модуля)
№ раздела дисциплины | Наименование разделов дисциплины | Трудоёмкость (в часах) | Содержание практических занятий | Формы контроля успеваемости |
Не предусмотрено | ||||
Итого по дисциплине: |
Трудоемкость и содержание самостоятельной работы аспирантов
№ раздела дисциплины | Наименование разделов дисциплины | Трудоёмкость (в часах) | Содержание самостоятельной работы аспиранта | Формы контроля успеваемости |
Законодательство, регулирующее отношения в области образования | Государственная политика в области образования, ее правовая регламентация. | Не предусмотрено программой | ||
Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений (ОУ) | Правовой статус образовательных учреждений. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательных учреждений. Регламентация их деятельности. | |||
Образовательное право России в мировом образовательном пространстве | Зарубежные образовательные системы и направления их реформирования. Обновление содержания образования. Структурные изменения образовательных систем. | |||
Итого по дисциплине: |