УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Вопросы для подготовки к экзамену
Вопросы для подготовки к экзамену
1. Понятие педагогической психологии, предмет, задачи.
2. Структура и взаимосвязь педагогической психологии с другими науками.
3. История развития и становления педагогической психологии.
4. Основные психологические теории, повлиявшие на развитие и становление педагогической психологии.
5. Понятие метода и методологии в психологической науке.
6. Методы исследования педагогической психологии.
7. Понятие «образование», взаимосвязь образования и культуры.
8. Система образования в РФ, история становления.
9. Системы образования за рубежом: отличительные характеристики и общие черты с системой образования РФ.
10. Образование как процесс и результат.
11. Понятие «научение» и основные подходы к его определению.
12. Виды и типы научения. Механизм научения.
13. Понятие «обучение» и основные подходы к его определению.
14. Соотношение обучения и развития.
15. Понятие «обучаемость», «успеваемость» и их соотношение.
16. Неуспевающие учащиеся: типология, причины, диагностика и коррекция.
17. Объяснительно-иллюстративная или когнитивная теория обучения.
18. Характеристика программированного обучения.
19. Характеристика и особенности проблемного обучения.
20. Характеристика, виды и методологическая база развивающего обучения.
21. Формы организации образовательного процесса.
22. Методы обучения.
23. Понятие «учение» и основные подходы к его определению.
24. Мотивация учения и возможности ее формирования.
25. Понятие «учебная деятельность» и основные подходы к ее определению.
26. Структура учебной деятельности.
27. Характеристика процесса усвоения материала, виды знаний.
28. Соотношение основных категорий педагогической психологии: научения, учения, обучения, воспитания и учебной деятельности.
29. Понятие «воспитание», психологические теории воспитания.
30. Виды воспитания. Взаимосвязь обучения и воспитания.
31. Методы и способы воспитания.
32. Психологические аспекты семейного воспитания.
33. Особенности девиантного поведения подростков, классификация причины и способы профилактики.
34. Общая характеристика психических познавательных процессов.
35. Развитие внимания, мышления, памяти и характеристика умственных действий в образовательном процессе.
36. Понятие «развитие», категориальный аппарат.
37. Закономерности и динамика психического развития личности.
38. Особенности обучения в контексте возрастных особенностей развития.
39. Психологическая готовность к обучению в школе.
40. Дети с альтернативным развитием, классификация и особенности обучения.
41. Общая характеристика педагогической деятельности.
42. Стили педагогической деятельности.
43. Структура педагогической деятельности.
44. Индивидуально-психологические особенности личности педагога.
45. Педагогические способности. Педагогическая одаренность.
46. Профессиональное развитие и деформации личности педагога.
47. Понятие педагогического общения и основные подходы к его определению
48. Цели и этапы педагогического общения.
49. Профессионально важные качества педагога необходимые для общения с аудиторией. Педагогический артистизм.
50. Барьеры педагогического общения.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт психологии
Кафедра педагогической психологии
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки Психолого-педагогическое образование
профиля подготовки «Психология образования»
Екатеринбург
РГППУ
Задания и методические указания к выполнению контрольных работ по дисциплине «Педагогическая психология». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2013. 13 с.
Настоящие задания составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование.
Автор: | кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии | С.С. Котова |
Рецензент: | кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии управления УрГПУ | А.А. Печеркина |
Одобрены на заседании кафедры педагогической психологии. Протокол от 17 января 2013 г. № 6.
Заведующая кафедрой педагогической психологии | О.Н. Шахматова |
Рекомендованы к печати методической комиссией Института психологии РГППУ. Протокол от 21 января 2013 г. № 5.
Председатель методической комиссии ИПс О.В. Мухлынина
© ФГАОУ ВПО «Российский
государственный профессионально-педагогический университет», 2013
© Котова С.С., 2013 |
Цели и задачи дисциплины
Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психические явления, возникающие в условиях целенаправленного педагогического процесса, разрабатывающая психологические основы процессов обучения и воспитания.
Педагогическая психология исследует психологические вопросы целенаправленного формирования познавательной деятельности и социально значимых качеств личности; условия, обеспечивающие оптимальный развивающий эффект обучения; возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся; взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебных групп; психологические основы самой педагогической деятельности (психология учителя).
Педагогическая психология как самостоятельная отрасль психологической науки оформилась на рубеже 19 – 20 вв. (в 1906 – 1916 гг. было проведено 5 всероссийских съездов по проблемам педагогической психологии), хотя попытки применять данные психологии к педагогической практике начали реализовываться значительно раньше. Необходимость опираться на знание душевной жизни ребёнка утверждали многие крупнейшие педагоги прошлого: Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др. К.Д. Ушинский считал, что "если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Требования, предъявляемые к психологии педагогической теорией и практикой, развитием самой психологической науки, определили выделение педагогической психологии как самостоятельной отрасли психологии.
Педагогическая психология включает три раздела – психологию воспитания, психологию обучения и психологию педагогической деятельности. Задачи психологии воспитания: разработка психологических основ формирования личности (мировоззрения, направленности и устойчивости личности, нравственно-психологических качеств, чувств и привычек), индивидуального подхода к детям и молодёжи (знания внутреннего мира, развития индивидуальных способностей); установление психологических предпосылок педагогической организации детского, молодёжного коллективов и т.д. Одной из наиболее актуальных является проблема соотношения сознания и поведения (выяснение условий, обеспечивающих их единство). Психология обучения исследует: процессы усвоения учащимися знаний, умений и навыков в учебной и трудовой деятельности; роль практической деятельности как источника знаний и условия их применения, влияние обучения на развитие мышления ребёнка, а также условия перехода знаний в убеждения и формирование научного мировоззрения. Психология педагогической деятельности изучает структуру деятельности педагога, особенности его личности и общения, этапы и закономерности его профессионализации.
Исследования по педагогической психологии имеют важное значение для разработки частных методик обучения, создания учебных программ и учебников, построения научно обоснованной системы учебно-воспитательной и социально-педагогической работы образовательного учреждения и применяемых в нем мер педагогического воздействия, а также для развития самой психологической теории.
Целью дисциплины является повышение профессионально-педагогической, психологической компетенции будущих специалистов-педагогов: расширение психолого-педагогической компетентности, формирование навыков проектирования и решения образовательных задач с учетом их психологических характеристик, развитие метапрофессиональных качеств специалиста.
Задачи дисциплины:
• ознакомить с предметом, проблемами и современными тенденциями в развитии педагогической психологии;
• сформировать психологические умения и качества, необходимые для осуществления профессионально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
• раскрыть специфику психологии обучения и воспитания на разных воз-растных этапах учащихся;
• провести обучение навыкам профессионального самосохранения в условиях реализации профессионально-педагогической деятельности;
• сформировать психологическую готовность к реализации профессио-нально-педагогической деятельности будущих специалистов-педагогов.
Особой воспитательной целью дисциплины является развитие педагогической ответственности и активной личностной позиции обучающегося как будущего педагога.
Педагогическая психология как наука и отрасль знания актуальна для всех специалистов педагогического профиля. В связи с этим является важным привитие навыков сохранение и углубление непосредственного общения будущего педагога с учащимися, а также использование положительного потенциала их взаимоотношений. Педагоги должны хорошо разбираться не только в преподаваемом предмете, но и в педагогических ситуациях, межличностных отношениях, которые складываются у них как с учащимися, так и с другими субъектами образовательного процесса.
Задача выполнения контрольной работы по дисциплине «Педагогическая психология» – самостоятельная подготовка студентов, обучающихся по направлению подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование, нацеленная на овладение ими педагогическими умениями и знаниями психологических феноменов, встречающихся и необходимыми в профессиональной деятельности педагога.
Содержание контрольной работы и требование к ее выполнению
Контрольная работа по дисциплине «Педагогическая психология» состоит из следующих элементов:
• титульного листа (приложение 1);
• трех выполненных заданий контрольной работы;
• списка использованной литературы;
• приложение.
Контрольная работа выполняется студентами по вариантам. При этом вариант контрольной работы выбирается в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента следующим образом.
Последняя цифра номера зачетной книжки студента | Вариант контрольной работы |
1 или 6 | |
2 или 7 | |
3 или 8 | |
4 или 9 | |
5 или 0 |
Каждый вариант контрольной работы предполагает выполнение трех основных заданий.
Вариант 1.
Задание 1. Опишите и проанализируйте научный вклад в развитие педагогической психологии Петра Яковлевича Гальперина.
Задание 2. Выявите и проанализируйте психологические условия развития восприятия учебного материала учащимися.
Задание 3. Исследование индивидуально-психологических особенностей памяти.
На основе теоретического изучения исследуемого феномена подобрать самостоятельно методику диагностики индивидуально-психологических особенностей памяти (с учетом возраста респондентов). Результаты представить в виде общей сводной таблицы с обязательным вычислением дескриптивной (описательной) статистики. Сделать текстовый анализ и интерпретацию полученных результатов, т.е. описать их, выделить уровни развития памяти и попытаться объяснить, почему так. К работе прилагаются бланки ответов.
Выборка участников исследования должна быть не менее 30-35 человек.
Вариант 2.
Задание 1. Опишите и проанализируйте научный вклад в развитие педаго-гической психологии Лидии Ильиничны Божович.
Задание 2. Выявите и проанализируйте психологические условия управления и развития памяти как познавательного процесса.
Задание 3. Исследование индивидуально-психологических особенностей внимания.
На основе теоретического изучения исследуемого феномена подобрать самостоятельно методику диагностики индивидуально-психологических особенностей внимания (с учетом возраста респондентов). Результаты представить в виде общей сводной таблицы с обязательным вычислением дескриптивной (описательной) статистики. Сделать текстовый анализ и интерпретацию полученных результатов, т.е. описать их, выделить уровни развития внимания и попытаться объяснить, почему так. К работе прилагаются бланки ответов.
Выборка участников исследования должна быть не менее 30-35 человек.
Вариант 3.
Задание 1. Опишите и проанализируйте научный вклад в развитие педаго-гической психологии Натальи Александровны Менчинской.
Задание 2. Выявите и проанализируйте психологические условия управления и развития внимания как познавательного процесса.
Задание 3. Исследование индивидуально-психологических особенностей мышления.
На основе теоретического изучения исследуемого феномена подобрать самостоятельно методику диагностики индивидуально-психологических особенностей мышления (с учетом возраста респондентов). Результаты представить в виде общей сводной таблицы с обязательным вычислением дескриптивной (описательной) статистики. Сделать текстовый анализ и интерпретацию полученных результатов, т.е. описать их, выделить уровни развития мышления и попытаться объяснить, почему так. К работе прилагаются бланки ответов.
Выборка участников исследования должна быть не менее 30-35 человек.
Вариант 4.
Задание 1. Опишите и проанализируйте научный вклад в развитие педаго-гической психологии Василия Васильевича Давыдова.
Задание 2. Выявите и проанализируйте психологические условия управления и развития мышления как познавательного процесса.
Задание 3. Исследование индивидуально-психологических особенностей обучаемости, общих способностей.
На основе теоретического изучения исследуемого феномена подобрать самостоятельно методику диагностики индивидуально-психологических особенностей обучаемости, общих способностей (с учетом возраста респондентов). Результаты представить в виде общей сводной таблицы с обязательным вычислением дескриптивной (описательной) статистики. Сделать текстовый анализ и интерпретацию полученных результатов, т.е. описать их, выделить уровни обучаемости, общих способностей и попытаться объяснить, почему так. К работе прилагаются бланки ответов.
Выборка участников исследования должна быть не менее 30-35 человек.
Вариант 5.
Задание 1. Опишите и проанализируйте научный вклад в развитие педаго-гической психологии Даниила Борисовича Эльконина.
Задание 2. Выявите и проанализируйте психологические условия управления и развития творческого мышления и воображения как познавательных процессов.
Задание 3. Исследование индивидуально-психологических особенностей мотивации учебной деятельности.
На основе теоретического изучения исследуемого феномена подобрать самостоятельно методику диагностики индивидуально-психологических особенностей мотивации учебной деятельности (с учетом возраста респондентов). Результаты представить в виде общей сводной таблицы с обязательным вычислением дескриптивной (описательной) статистики. Сделать текстовый анализ и интерпретацию полученных результатов, т.е. описать их, выделить уровни сформированности мотивации учебной деятельности и попытаться объяснить, почему так. К работе прилагаются бланки ответов.
Выборка участников исследования должна быть не менее 30-35 человек.
В конце контрольной работы целесообразно представить список используемой литературы. При этом список, составленный и используемый студентом при выполнении контрольной работы, может отличаться от рекомендованного библиографического списка. В работе должны быть использованы не менее 20 источников, при этом не более 4-7 источников – учебные пособия. Литература ранжируется по срокам издания (в списке основной литературы издания не позднее 2009-20010 гг., в списке дополнительной литературы издания старше 2005 года выпуска). В списке литературы кроме бумажных носителей (книг, журналов, статей и т.п.) могут приводиться и электронные ресурсы (Автор статьи. Название статьи или страницы сайта // WEB-адрес сайта).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а)Основная литература:
1. Габай Т.В. Педагогическая психология. М.: Академия, 2010. – 240 с.
2. Кадцын Л.М. Педагогическая деятельность и педагогический процесс: учеб. пособие / Екатеринбург: Издательство ГОУ ВПО РГППУ, 2008. - 185 с.
3. Котова С.С., Шахматова О.Н. Педагогическая психология: учеб. пособие / Екатеринбург: Издательство ГОУ ВПО РГППУ, 2009. - 210 с.
4. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / СПб.: Питер, 2008. – 432 с.
5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 288 с.
б) Дополнительная литература:
Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты. М.: Владос-Пресс, 2006. 208 с.
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2006. 448 с.
Вальдорфская педагогика. Антология / Под ред. А.А. Пинского. М.: Просвещение, 2003. 494 с.
Волочков А.А. Учебная активность: понятие, структура, измерение // Образование и наука. Известия научно-обозревательного центра Российской академии образования. 2000. № 4 (6). С. 97 – 114.
Выгодский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2005. 672 с.
Габай Т.В. Педагогическая психология. М.: Академия, 2008. 240 с.
Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии. М.: Академия, 2006, 224 с.
Детский сад Монтессори / Под ред. Ю.И. Фаусек. М.: Карапуз, 2007. 240 с.
Занков Л.В. Избранные педагогические труды. Самара: Корпорация Федоров, 2004.
Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. М.: Академия, 2006. 336 с.
Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. СПб.: Алетейя, 2000. 464 с.
Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 576 с.
Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М.: Академкнига, 2003. 336 с.
Логвинов И.Н., Сарычев С.В., Силаков А. Педагогическая психология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2005. 222 с.
Минияров В.М. Педагогическая психология. М.: МПСИ, 2005. 320 с.
Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред.
И.Ю. Кулагиной. М.: ТЦ Сфера, 2008. 480 с.
Психология педагогического взаимодействия / Под ред. Я.Л. Коломинского. М.: Речь, 2007. 240 с.
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. 416 с.
Сарычев С.В., Логвинов И.Н. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2006. 224 с.
Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Академия, 2001. 216 с.
Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: теория и практика. М.: Академия, 2006. 384 с.
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 544 с.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2006. 288 с.
Ткачева М.С. Педагогическая психология. Конспект лекций. М.: Высшее образование, 2006. 192 с.
Хон Р.Л. Педагогическая психология. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2005. 736 с.
Приложение 1
Образец титульного листа
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет» Институт психологии
Кафедра педагогической психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Педагогическая психология»
Вариант № ____
Студент
Группа
Преподаватель
Екатеринбург 2013
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Подписано в печать Формат 60 ´ 84 / 16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. Уч. - изд. л. Тираж 100 экз.
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11