Некоторые трезвеннические термины, разработанные Г. А. Шичко и используемые при изучении его метода
Опьянение — добровольное сумасшествие.
Аристотель (384—322 до н. э.)
В изучаемом курсе мы постоянно оперируем присущими ему терминами. Разработаны они Г. А. Шичко [64], и некоторые из них требуют пояснений.
Трезвенник— человек, не имеющий питейной запрограммированности и совершенно не употребляющий спиртное.
Пьяница- проалкогольно (питейно) запрограммированный человек, имеющий привычку к регулярному употреблению спиртного и поглощающий его. Так называемые умеренно пьющие, на самом деле, являются пьяницами.
Алкоголик- проалкогольно (питейно) запрограммированный человек, испытывающий потребность в регулярном употреблении спиртного и поглощающий его.
Воздержанник— питейно запрограммированный человек, но в силу тех или иных причин не пьющий.
Абсурдист— носитель и пропагандист различных глупостей.
Алкогольный абсурдист— носитель и пропагандист ложных сведений об алкогольных изделиях и последствиях их употребления.
Дезалкоголизмия— процесс превращения алкоголика в трезвенника путем замены в сознании человека программы потребления алкоголя на программу сознательного его неприятия.
Культурное употребление спиртного. Умеренное питье— нелепые словосочетания. Поглощение любого вредного для здоровья или испорченного продукта, тем более яда и наркотика — признак бескультурья. Термин «культура», как и«умеренность», не может сочетаться со словами, обозначающими отрицательное, вредное. Так, не может быть как умеренного взяточничества или культурного воровства, так и умеренного курения или культурного алкоголепития.
Проалкогольная (питейная) запрограммированность— изуродованность сознания ложными проалкогольными сведениями, вынуждающая человека, вопреки инстинкту самосохранения, поглощать алкогольную отраву. Включает в себя настроенность (установку) на употребление спиртного и развернутую программу положительного отношения к нему.
Гортоновика— (лат. hortatio — различные виды речевых воздействий, novo — обновлять, изобретать) — новая наука, изучающая возможности благотворного влияния на человека целенаправленной речью.
Так что, изучая эту книгу, постигая, в данном случае, письменную речь, мы проходим курс гортоновической дезалкоголизмии. Икогда бывшие собутыльники, по старой памяти, будут приставать к вам с предложением «выпить», вы им скажите, какой курс наук освоили. И пока они будут размышлять, что же это такое, вы уже будете от них за пару кварталов.
6.5. «За что я уважал алкоголь и табак...»
В чарке тоска ищет облегчения, малодушие — храбрости, нерешительность — уверенности, печаль — радости, а находят лишь гибель.
Бенджамин Джонсон (1572—1637), английский драматург и поэт
Дорогие мои друзья! Вот мы и заканчиваем вторую треть нашего курса и завтра перейдем к третьей, заключительной части. Наше продвижение к трезвости мы вновь увековечим литературным трудом — сегодня и завтра напишем по сочинению. Дневники в эти дни писать не нужно.
Тема сегодняшнего сочинения: «За что я уважал алкоголь и табак, что «хорошего» дали мне эти яды, и почему я решил от них отказаться?» «О чем же писать в этом сочинении? Да и тема уж больнонеобычная. Взять хотя бы слово «уважал». Оно хоть и заключено в кавычки, но все же режет слух. Да и не уважал я алкоголь никогда. Просто казалосьмне раньше, что есть от него какая-то польза: веселье дарит, горе притупляет, но это раньше...»
Вот так дословно начинается сочинение одного нашего соратника. А слова в нем подчеркнуты мною, дабы обратить на них ваше внимание. Смотрите, пошел всего шестой день наших занятий, а уже режет слух автору сочинения сочетание слов «алкоголь» и «уважал».
А ведь еще недавно многие соратники слушали, а то и говорили, открывая бутылку отравы, примерно так: «Ты меня уважаешь? Я тебя уважаю. Оба мы уважаемые люди». К счастью, все это в прошлом. Так и должно быть.
Однако, где-то подспудно, в глубине души существует протест — не хочется вспоминать совсем недавнее прошлое. Не хочется, потому что это больно вспоминать.А вот совсем недавно было больно так жить.Ведь не будь больно, не взяли бы вы в руки эту книгу или не пришли бы ко мне на лекции.
Так вот, боль боли — рознь. Совсем недавно болела душа, потому что ее мучила совесть. Совесть — это от Бога. А вот сейчас больно вспоминать, хочется забыть бесцельно потраченное время. Так вот эта больот кого, от Бога? Нет, от Его противника.
Мы обязаны помнить недавнюю боль, да и не только свою, ведь не одна наша душа страдала, переживали за нас наши близкие и родные нам люди. С годами боль утихнет, но мы никогда не должны забывать, почему она существовала, откуда она бралась.
Дорогие мои читатели, все, о чем я пишу вам, пережито мною. К сожалению, я не могу привести вам свои сочинения тех времен, они не сохранились, зато остались целы два стихотворения.
Первое написано незадолго до прихода на курсы к Юрию Александровичу Ливину в только что созданный им клуб «Оптималист». Привожу его, чтобы показать, что творчество, а именно оно требуется от вас сейчас, всегда подразумевает победу одной половины нашего Я над другой.Победу той части нашего естества, где властвует совесть, над той половиной, где затаился грех.
Муки творчества, муки любви, — Звуки рыдают, ты их позови: Ширь океана, просторы земли, Слезы Господни, улыбки твои.
Хмурое утро и звездная ночь; Когда-то смеялся, больше невмочь. Мне бы увидеть юности цвет, Но позабыты любовь и рассвет.
Мне бы промчаться птицей во сне. Мне бы алмазом явиться к тебе. Мне бы украсить родное чело, И позабыть то, что было давно.
Ширь океана, просторы земли, Мне вас не увидеть — вы не мои. Только забытый мною рассвет Совесть пробудит, а может, и нет.
Второе стихотворение написано уже в «Оптималисте». У меня тогда, как и у вас сейчас, возникло твердое, осмысленное желание жить новой, трезвой жизнью. А вот молить Бога о помощи в делах должны мы все и всегда.
Рюмка, последняя рюмка, Когда же ты будешь моей, Иль успокоится сердце В сени родных тополей.
Иль успокоится совесть, Или любовь пропадет, Иль материнская горесть В последний проводит полет. Или разбуженный громом, Или сраженный грозой, Или наказанный Богом, Или спасенный Тобой.
Иль наберусь я терпенья, Или охватит азарт, Нет для меня повторенья, Нет мне дороги назад.
Сочинения мы пишем в дополнение к дневникам, потому что в них мы учимся неформально отвечать себена важнейшие вопросы: «почему это случилось?», «к чему привело?» и «что я сделаю, чтобы это не повторилось?» Верные ответы на эти вопросы — залог успеха в нашем стремлении к трезвой и бездымной жизни.
Ниже я привожу сочинения нашей соратницы, успешно прошедшей курс в этом году. В нем она ответила на некоторые из приведенных вопросов. Успеха вам в вашем труде!