Концентрируется на обучении родителей введению и общению в альфа-состоянии. 2 страница
Глава 15.
НА КРАЮ ДИВАНА
Хокинс, можешь ты мне дать честное слово юного джентльмена, – продолжал Сильвер более учтиво, – что ты отсюда никуда не удерешь?
РОБЕРТ ЛУИС СТИВЕНСОН. Остров сокровищ
Не нужно ждать, что ребенок поймет словесные объяснения, мы всегда учим непосредственно «тело», а осмыслить свои движения молодой человек сможет позже. Мы даем шестимесячному ребенку подползти к краю дивана, после этого сами разворачиваем его, подтягиваем к краю дивана так, чтобы он начинал соскальзывать вниз, и по очереди подводим каждую ногу к полу. И вот так раз за разом! На полтора-два месяца закреплений вам хватит. Никогда не разрешайте ребенку сидеть к краю дивана спиной! Чем меньше ребенок, тем полезнее вводить промежуточное плоское и мягкое кресло: на него мы разрешаем перелезать руками вперед, после этого , практически тем же движением, ребенок сбрасывает на пол ноги. Но порядок движения нужно придумать вам самим и просто направлять ребенка, пока он не разучит его наизусть. Количество тренировочных повторов в этой науке обратно пропорционально количеству шишек! Мы повторяем их сотни раз. Вообще нужно помнить, что самое главное – это безопасность ребенка. Она же является дополнительным стимулом для учебы. Вы знаете, что происходит вслед за тем, как ребенок научился слезать с дивана? Он быстренько разучивает обратный путь и учится на него залезать! А это уже катастрофа! Появилась опасность, что он сам без вас заберется на диван, сядет спиной к краю и упадет, потому что постоянно существуют ножницы между умением и пониманием опасности. А значит, нужно продумать перестановки в квартире и продолжать учебу (и так до выпускных экзаменов в школе!).
A PROPOS: КРОЛИКИ ИЗ ШЛЯПЫ
Удивляйте ребенка каждый день! Сделайте его жизнь яркой, наполненной чудесами! И дело не в конкретных рецептах, которые можно записать и исполнить. Должна быть родительская нацеленность на чудеса: на то, что новые игрушки или предметы достаются из шляп или кастрюль, вдруг вырастают цветы или в гости приходит собака.
Или положите пищащую игрушку под диванную подушку – ваш диван вдруг запищит! Ребёнку должно быть очень интересно жить.
Глава 16.
французские полы
Если можно выбирать, то мы предпочитаем пускать детей босиком на паркетный пол. Хоть и у линолеума есть свои достоинства. В теплых странах дети всех возрастов отлично учатся ходить на каменных полах, хоть падать на каменный пол намного неприятнее. В любом случае, из одежды мы всегда обходимся одними трусами. (Больше всего, в силу некоторых анатомических особенностей, эта одежда необходима девочкам.) В таком виде никитинские дети гуляли по зимнему подмосковному дворику и становились только крепче! (Если вы бывали в Подмосковье, то вы должны были их там видеть!) И не пытайтесь нарядить ребенка в ботиночки: ощущение «испанского сапожка» на ноге очень тормозит прогресс в хождении.
Есть дети, которым всегда жарко, и они воюют с одеждой. Кутать их через силу не нужно, но трусы или памперсы – это тот минимум, который им придется терпеть! Мы видели полы для ползунков в детских, которые разработаны фирмами «Поверь в свое дитя» Сесиль Лупан. Суть их в том, что весь пол большой детской представляет собой сборную конструкцию из какого-то мягкого пластика, можно сравнить это с игрой ЛЕГО, только все «кирпичики» довольно внушительных размеров. Получается сплошная полоса препятствий, где можно падать, но при этом не ударяться. В систему заложены и лестницы, и горки, и тренированные дети от полугода там весьма активно перемещаются. Конечно, это роскошь, которая может быть нужной довольно непродолжительный кусок жизни: ребенок делает небольшой рывок, и такой пол уже не нужен. Но родители должны быть готовы к тому, что многие учебные пособия или самодельные тренажеры служат нам только какой-то короткий период времени: это не уменьшает их ценности!
КОММЕНТАРИИ МАТЕРИ ИЗ ТВЕРИ:
В главах про ползанье надо разделять ползанье на животе, ползанье на коленках «на шестереньках» и ползанье на четвереньках. Это три разные ступеньки. Никитинское ползанье в шесть месяцев на четвереньках не имеет ничего общего с домановским ползаньем с рождения по треку на животе.
КОММЕНТАРИИ МАТЕРИ ИЗ ФЛОРЕНЦИИ
ТО, ЧТО СТОЯТЬ ЛУЧШЕ, ЧЕМ СИДЕТЬ, УТВЕРЖДЕНИЕ СПОРНОЕ. ПРИ СТОЯНИИ ТОЖЕ СУЩЕСТВУЕТ НАГРУЗКА КАК НА ПОЗВОНОЧНИК, ТАК И НА КОЛЕННЫЕ СУСТАВЫ («НОЖКИ ПОКРИВЯТСЯ»), ДА ЕЩЁ И НА ТАЗОБЕДРЕННЫЕ СУСТАВЫ – КСТАТИ, ИМЕННО ИЗ ЗА НИХ И НЕ РЕКОМЕНДУЮТ САЖАТЬ ДЕВОЧЕК. НО ЕСЛИ ВСЕ МЫШЦЫ ТРЕНИРОВАТЬ, НИЧЕГО УЖАСНОГО НЕ БУДЕТ КАК ПРИ СТОЯНИИ, ТАК И ПРИ СИДЕНИИ. ПРИ СИДЕНИИ РЕБЕНОК МОЖЕТ ИГРАТЬ (С ЧЕМ-ТО) ДВУМЯ РУКАМИ, РАНЬШЕ ОВЛАДЕВАЕТ ИХ (РУК) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ – ЕМУ НЕ НУЖНА ОДНА РУКА ДЛЯ ОПОРЫ. ЧЕМ РАНЬШЕ ОН СМОЖЕТ СКООРДИНИРОВАННО РАБОТАТЬ РУКАМИ, ТЕМ ЛУЧШЕ БУДЕТ РАЗВИВАТЬСЯ ЕГО МОЗГ… Я ДУМАЮ, ЧТО ВСЕ ВАШИ СООБРАЖЕНИЯ О РАННЕМ СИДЕНИИ НЕСКОЛЬКО СРОДНИ ПРИЧИТАНИЯМ БАБУШЕК ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕЛЕНАНИИ НОЖЕК…
ОТВЕЧАЕМ: Вы сравниваете подвижные суставы – коленный и тазобедренный, где возможны движения во всех плоскостях, с малоподвижными и неокрепшими межпозвоночными суставами. Такое сравнение неправомерно! Кроме того, мы никогда не ставим ребенка на ноги – РЕБЁНОК ДОЛЖЕН ВСТАТЬ САМ, в тот момент, когда почувствует себя готовым! Сесть же «сам» он не может – вы вставляете его «позвоночником» в подушки, и ребенок даже пожаловаться вам на это не может. Он только гнется, как тростник, пока, наконец, не завалится в пуховые подушки! Наша же позиция: когда ребенок встал, немедленно следует учить его ложиться, обычно это занимает неделю. После этого ребенок сам определяет, в какой позе ему удобнее находиться. При усаживании в подушки такого момента вообще быть не может. Для того чтобы ребёнок мог скоординированно работать двумя руками, что, разумеется, более чем важно, не обязательно сидеть вертикально в кровати: для этого прекрасно подойдет и наклонное кресло, где нагрузки на позвоночник практически нет. Надеемся, что вы нас слышите!!
Глава 17.
«Из пустого в порожнее»
Но сначала грозное предостережение: никогда не оставляйте детей до года в большой ванне без присмотра! Даже хорошо плавающих детей!
Ванночка внутри ванны. Это безопасный и интересный вариант для игры. Не забывайте, что умный ребенок может сам повернуть кран с горячей водой или закрыть холодную воду. При этом мы обычно разрешаем детям под присмотром вертеть краны и переключать душ. Ребенка поражает, что он сам одним поворотом может включить душ. Вот этим звеньям: знакомое действие и его результат – мы уделяем большое внимание, при играх в ванне этот эффект облегчен. Можно бить по воде, и кругом брызги! Ребенок понимает, что это великолепное представление он может создать сам.
А то, чего сам он еще не может, покажите ему своими руками.
Наливайте воду в различные емкости, естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, фасона, вида, фактуры, объема от лимонадов, майонезов, кетчупов и т.д., разные по прозрачности-непрозрачности.). Расставьте наполненные сосуды на низкую табуретку, поставленную прямо в ванну или на полочку, куда хозяйки обычно ставят таз с бельем, а малыш пусть сталкивает их на дно ванны (когда ребенок в ванне, ваши руки все время должны быть рядом – очень скользко).
Переливайте воду из одной емкости в другую, небольшой стаканчик с водой дайте в руки малышу, пусть тоже попробует перелить…
В стенках любой пластмассовой бутылки (лучше брать бутылки из плотного пластика) можно сделать дырки. Их делают ножницами: протыкают дырку и проворачивают ножницы вокруг себя. Это может быть одна дырка (любого размера, а лучше, если будут разные на разных бутылках): наверху, внизу или посередине. Или несколько: все одинаковые или каждая своего размера.
Зачерпните одной из таких бутылок воду и поднимите так, чтобы малышу было видно, как она выливается из дырки или дырок.
В таз или ванну с водой опустите пустую пластиковую бутылку, обратите внимание ребенка на пузыри, которые будут подниматься. В другой раз обхватите бутылку его руками и погрузите ее в воду вместе.
Когда ребенок будет сидеть в ванне (наполненной водой до его пояса), бросьте в воду пару одинаковых закрытых бутылок – одна пусть будет пустая, а другая – наполовину заполненная. Пусть вылавливает их или просто смотрит, как по-разному они плавают.
По время купания бросьте в воду несколько небольших кусочков ткани. Пусть малыш повозится с мокрыми тряпочками, повылавливает их, посмотрит, как с них стекает вода. То же – с поролоновыми или резиновыми губками – покажите малышу, как сжать губку в кулачке.
Очень интересно купаться с шариками от пинг-понга. Она мгновенно ускользают из-под рук.
Попробуйте дать ребенку в ванну пару кубиков льда из морозилки. Можно замораживать лед в сосудах разной формы, но только чтобы форма не была очень хитрой, а то вынимать будет очень тяжело... Это будут стаканчики, формочки для теста, формочки для песка, любые пластмассовые емкости разного размера. Можно «вморозить» в лед какую-нибудь маленькую игрушечку: положить в сосуд, залить водой – и в морозилку. А потом в теплой ванне наблюдать, как будет оттаивать.
Обычно мы учим ребенка пить из чашки в ванной. Это ни в коем случае не значит, что можно «хлебать» из большой ванны (хотя, чего греха таить, это неминуемо происходит), но для учебы мы наливаем ребенку разбавленный сок или подслащенную воду. Главное, что не придется лишний раз вытирать сладкий пол и менять мокрую одежду!
Глава 18.
ЛОЖИМСЯ, А НЕ ПАДАЕМ
С момента, когда ребенок встал, мы относимся к нему «серьезно»!
Альпинисты знают, что спуск сложнее подъема! Маленький ребенок естественно тянется вверх (к родителям, «на ручки»). Но связать усталость от «стояния» с необходимостью проделать весь путь назад – это пока чуть сложновато. Поэтому мы раскладываем его на элементы и учим все составляющие отдельно. Вот здесь чрезвычайно важно ставить перед ребенком задачу величиной в «полступеньки» и никогда не в ступеньку и не в две!
КРОМЕ ВСЕГО, МЫ ЗАКЛАДЫВАЕМ ИДЕЮ СПУСКА на всех этапах подъема.
Еще при подъеме из положения лежа мы все время готовили его к отступлению. Руку поднял и снова положил ее на матрац. Повторяем до тех пор, пока его руки автоматически не повторяют правильное движение. С каждой горизонтальной рейки все время пытаемся проделать путь назад. Но все-таки изюминкой этих занятий будет создание спускающихся перил (прямых или закругленных), которые мы укрепляем в кровати. Малыш, держась, проходит по ним до самой низкой точки, с которой уже «видна земля», и за пару дней все дети схватывают мысль, что можно положить одну руку на матрац, потом вторую и немного отдышаться! И снова в путь: у кровати ждет полочка с игрушками, их снова можно будет сбрасывать с восторгом на пол, и так без конца… Он научился вставать, он научился опускаться вниз, теперь вслед за подвижными руками идет этап выдергивания из-под себя ног.
Глава 19.
СМЯГЧАЕМ ОСТРЫЕ УГЛЫ
К безопасности родители должны относиться очень серьезно не только потому, что никому из нас не хочется, чтобы любимые малыши лишний раз получали шишки, но из-за прямой связи безопасности с успехами в учебе. Боязнь больно удариться сковывает движения ребенка, и в кровати мы стараемся предусмотреть каждую мелочь: чтобы пальчик (довольно небольшого размера) не мог застрять между горизонтальной и вертикальной рейкой (для этого мы тщательно обматываем все соединения), смотрим, чтобы нигде не торчал свободный кусок рейки, чтобы были смягчены все углы, о которые ребенок мог удариться во время падения. Если вы видели, как выглядит во время гонок мотоциклетное кольцо, где каждую сосну на повороте «смягчают» мешками с песком, то вы приблизительно можете себе представить, как выглядит кровать-полигон молодого человека, который в 5 месяцев учится вставать и ходить. Если к этому еще добавить вид самого испытателя, у которого на голове импровизированный шлем, то картина получается очень впечатляющей! Боксерские и танковые шлемы будут очень уместны (особенно если у вас есть видеокамера!). Но еще шлем можно сделать, например, из мягких трусов на полтора года, а лоб, виски и затылок лучше дополнительно защитить кусками мягкой ткани. Но при этом нужно защищаться от травм и только от самых болезненных ударов, потому что если совсем не падать, не ударяться и не понимать, что лучше всегда страховать свою голову, то у ребенка сложится неправильное представление об опасностях, которые его окружают. Получается, что, перестраховывая его, мы тоже наносим малышу вред. Поэтому твердые углы толстых ножек кроватки мы обязательно хорошо закрываем: удар головой об угол, да со всего размаха, очень опасен! А удариться головой о рейку – это не так страшно, и защита может быть менее внушительной. И получается, что, неожиданно отпуская руки и падая назад, ребенок получает, конечно, какие-то отрицательные эмоции, но они не мешают ему продолжать свою «деятельность».
Глава 20.
ХОДУНОК
Весь фокус в том, что эта подвижная карета начинает преобразовывать полухаотические желания ребенка, и оказывается, что если ему нужно двинуться направо, то достаточно только намекнуть ходунку, что хочется направо, – и он туда несется, только намекнуть, что нужно прямо, – и он едет прямо. У ребенка усиливается ощущение, что мир управляем, – и это важнейший этап в его взрослении! Если вы помните, как у волка, в мультфильме «Ну, погоди!», распадается на части автомобиль и от него остается только корпус, под которым мелькают серые волчьи лапы, то приблизительно так будет выглядеть ваш ребенок, несущийся в ходунке!
К пяти месяцам мы начинаем практиковать такие прогулки в ходунке, вводя их короткими порциями. Когда вы заведете себе ходунок, проверьте, не свисают ли где-нибудь провода, иначе лампы начнут неожиданно падать на пол. Следите, чтобы на диване не валялись, например, газеты, потому что их непременно засунут в рот. Набейте нижние полки этажерок безопасными и интересными «штуками», которые интересно вытаскивать. Проверьте снизу столы и шкафы – нет ли там острых выступов или гвоздей. Снимите ковры и посмотрите, что он может достать, разбить или сунуть в рот... Вместо всего «лишнего» повесьте интересные и неопасные предметы, вроде звенящих небьющихся шариков, коробок, блестящих крышек, чтобы ради них стоило обходить квартиру. Уже два-три дня походов в ходунке совершенно преображают ребенка, ощущается невероятный прогресс. Очень скоро он уже начинает контролировать направление движения и добирается туда, куда хочет (мы говорим о возрасте 4,5 месяца!). Он начинает ориентироваться в квартире, он осмысленно передвигается в пространстве! Он замечает намного больше предметов и явлений. Особенно когда он сам решает, куда отправить свой транспорт. Хорошо бы только он не мог добраться до кухонной плиты – не забывайте об этом.
Сейчас опыт использования ходунка в этом возрасте достиг у нас первого десятилетия. Ни у кого из детей, которые в этом возрасте освоили ходунок, нет ни малейших отклонений в росте, осанке, прекрасные сильные ребята. Но не забудьте, что за «руль» ходунка (их действительно в некоторых странах производят с рулем!) усаживались активные тренированные малыши, которые легко сами вставали и садились в постели, делали первые шажки вдоль борта кровати.
Ходунок всего лишь временный этап в жизни путешественника. Никто из пары десятков детей, которых мы наблюдали в ходунке, в них не «засиживался»: полтора-два месяца и все – ходунок не нужен, ребенок уже получил представление об открытых пространствах. А для дальнейшего исследования мира (под столами, диванами и шкафами) ходунок является только тормозом, тем более что скорость передвижения вдоль стенок к 6,5–7 месяцам становится уже вполне приемлемой. Для скорости отдельные участки можно и проползти. Ходунок к семи-восьми месяцам может и должен отправляться на отдых!
ХОЖДЕНИЕ И ВООБЩЕ ЛЮБОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОТЛИЧНО ВЫПОЛНЯТЬ ПОД МУЗЫКУ!
Глава 21.
СУЖАЕМ ШИРИНУ КРОВАТИ
Если у вашего ребенка слишком интеллигентный или «уж очень» деловой папа и вам приходится все мастерить самой, рекомендуем самый простой способ устройства спортивного снаряда («поперечной оси»). Берем, говоря научным языком, ось, а точнее, палку от швабры, пилим ее по ширине кровати. После этого прибиваем с двух сторон двумя гвоздями деревянные катушки от ниток (катушки будут работать у нас роликами, скользящими вдоль стенок кроватки) и подвешиваем с обеих сторон по две полные бутылки кока-колы, чтобы наша круглая палка прижималась к стенкам и не соскакивала. Пластиковые бутылки с водой для грузиков тоже нас устраивают! Папы могут использовать в качестве колес и прижимного груза килограммовые «блины» с гантелей (по два с каждого борта). Подходит ли в качестве спортивного снаряда древняя бамбуковая лыжная палка с дачи? Еще как! Если направляющая, за которой по кровати ходит малыш, не вертится, то в первые дни он будет чувствовать себя увереннее, хоть потом он приспособится к любой и будет просто перебирать пальцами. Высоту его гимнастической перекладины лучше менять: он может ходить за направляющей, держа руки над головой или держа их на уровне груди, это зависит от высоты пола в кроватке. Работают разные группы мышц, поэтому мы советуем использовать оба варианта.
Называя вашу направляющую ось гимнастической перекладиной, мы не слишком преувеличиваем, потому что, и идя вперед, и идя назад, ноги будут не поспевать за ходом оси и мысли, и каскадер все время повисает на руках, то отставая от палочки, то попадая под нее.
Еще мы любим сужать ширину кровати, и это можно делать, вводя дополнительную стенку из старой кровати или тоже вдоль всей длины пропустив деревянный брусок. «Черт-те что! – говорит наша бабушка. – Превратили кроватку в столярную мастерскую!» Но она зря расстраивается: мы вводим эти оси всего на пару месяцев!
A PROPOS: ЧТО ТАКОЕ НОРМА
По большому счету, "нормой" в обществе должны быть показатели, которые в наши дни выглядят чудом. Профессор Доман пишет, что при ускоренном развитии ребенок должен делать первые самостоятельные шаги, начиная с шести месяцев. Мой младший сын без поддержки начал ходить в семь месяцев. Я много занималась его физическим развитием, но при этом не заставляла его ходить, а только предоставляла ему неограниченные возможности двигаться. При этом я выслушивала массу советов и замечаний о том, как это вредно "для неокрепшего детского позвоночника". Сведения о "неокрепшем позвоночнике" имеются в неограниченном количестве у бабушек и соседок. Я снова смотрю таблицу, в каком возрасте начинают ходить дети разных стран: Брюссель и Стокгольм — 12,5 месяцев, Париж, Лондон и Цюрих — 13,5 месяцев, похожие данные дают американцы. А теперь данные Красного Креста по Уганде — БОЛЬШИНСТВО ДЕТЕЙ ходит без поддержки с ДЕВЯТИ МЕСЯЦЕВ. Понятно, что в "ультрацивилизованной" Уганде никто никогда детей ничему не учит. И с детским питанием там, наверное, не очень благополучно. Теперь, пожалуйста, высказывайте свои суждения, почему африканские дети начинают ходить на четыре месяца раньше? А причина всего лишь в том, что их никто не ограничивает в движении. Поэтому к двум годам африканский ребенок превосходит европейских детей по развитию интеллекта, и только в последующие годы цивилизация берет свое, и африканцы, предоставленные самим себе, начинают заметно отставать. На воп- рос, не вредно ли ходить так рано, можно ответить другим вопросом: "Много ли вы видели сутулых африканцев?" А европейцев сутулых очень много.
Глава 22.
«Человеческая» пища
Что ж ему можно дать? Уже шесть тысяч лет стоит этот извечный родительский вопрос…
Надо, чтобы ребенок ощутил след съедобного, но при этом не подавился и ничего не съел.
Мы выбираем свежую питу – даем ее помять и помусолить, пока она не становится ветхой, но в тот момент, когда отдельные куски этой плотной хлебной лепешки начнут отделяться, ее нужно забирать. Вероятно, на несколько минут можно давать под строгим контролем плотные сорта яблок, которые должны быть очищены, чтобы ощущался сок яблока, но при этом откусить кусок пока не получалось. («Видит око, да зуб неймет!») Но если вы хотите, чтобы ребенок что-то пожевал и проглотил, то начинать нужно с крошечных мягких кусочков, пудинга или полужидкой каши, которая расползется во рту. Постепенно переходите к мягким кусочкам вареной моркови или картофеля, мягкого воздушного омлета и так далее. НИКОГДА не давайте ребенку больше одного кусочка за раз, чтобы он не подавился!
ИЗ ДНЕВНИКА. Впервые попробовал погрызть очищенное большое яблоко, но ему это не очень удалось. Потом гениальный ребенок съел немного мякоти на кончике ложки, и его сильно прослабило. Четверти ложки много, мне следовало начинать по капле. Через неделю попробовал кусочек банана, и ничего сверхъестественного с ним не произошло…
Помните еще, что в пережевывании и глотании пищи участвуют те же мышцы, что и в артикуляции звуков. Поэтому у ребенка, который получает только протертую пищу, наблюдается явное нарушение артикуляции и вялая артикуляция сохраняется все первые годы жизни.
А PROPOS
Никогда не вводите новый прикорм – незнакомую ребенку пищу, – если он болен или у него активно режутся зубы.
После введения новой пищи надо следить за реакцией детского организма – стулом, высыпаниями на коже. Если ребенок не здоров, вы не сможете понять, от чего ему стало плохо – от нового прикорма или от той болезни, которую он переживает.
Глава 23.
ЗАЧЕМ ЛЮДЯМ ХОДИТЬ?
Предвидим ваши вопросы.
Зачем учить ходить?
Не опасно ли учить ходить?
Не искривятся ли у ребенка ноги и позвоночник?
Все равно рано или поздно он пойдет, так нужно ли ускорять этот процесс?
Сами мы абсолютно уверены, что НЕПОДГОТОВЛЕННОГО ребенка не нужно насиловать ходьбой, поднимать его к стенке кровати и смотреть, как он дрожит, будто тростник на ветру.
Для того чтобы ребенок мог учиться вставать, стоять, ходить, вы должны много с ним заниматься. Тогда это будет легким, безболезненным, совершенно естественным процессом, который не может повредить ребенку.
Как только вы почувствуете, что ребенок легко стоит (опираясь руками, выпрямляет ноги или подползает к решетке и поднимается с колен), можете начинать интенсивно учить его ходить. Если вы занимаетесь с ребенком напряженно с самого рождения, этот момент может наступить в четыре месяца (возраст, по прежним представлениям, совершенно невероятный). Чему же начинать учить?
Стоять без поддержки, спиной к опоре. Мягкая поверхность позволяет весело падать.
Много раз в день самостоятельно подниматься и вставать, держась за горизонтальные бары.
Мы сужаем ширину кровати дополнительной стенкой, которую укрепляем только на момент занятия, или толстой рейкой. Это помогает ребенку в четыре месяца делать попытки продвигаться по узкому коридору. Поставив такую стенку, вы сразу увидите, что ребенок получил возможность поочередно поднимать ноги, приседать. Ему удобно держаться руками за «перила» по бокам, а не перед собой. Ширину кровати мы сужаем (используя подвижную стенку) ровно на размер разведенных в стороны рук, так что ребенок может по желанию перейти к любой из стенок. После этого мы укрепляем на одной из стенок кровати какую-нибудь новую очень интересную игрушку и по миллиметрам начинаем увеличивать ширину этого пространства. Так что ребенку нужно потянуться, потом сделать полшага и потянуться, в какой-то момент оторвать руки и сделать первый шаг без поддержки.
Походы по кровати за движущейся осью вперед-назад, вперед-назад: пусть только она будет не очень толстой, чтобы ребенок уверенно зажимал ее рукой. В первый месяц ее можно не закреплять, просто водите ее по бортам (без грузов по краям). Подворачивайте палку, если у ребенка соскальзывают пальцы.
Нужно много ходить по полу, держа ребенка за две руки и принимая на свои руки часть веса, чтобы это была ходьба хотя и с нагрузкой, но только не максимальной.
Ребенку, который ходит вдоль кровати и за руки больше месяца, можно придумать «поводок», широко захватывающий живот и плечи. Вы придерживаете его сзади и сверху, готовые страховать падения. Такой поводок можно сделать из старой рубашки, прорезав отверстия для рук ребенка, а за пустые рукава вы будете держать его во время ходьбы.
Скорее всего, не нужно приучать ребенка ходить за руку, чтобы вестибулярный аппарат ребенка полагался только на себя. Но это никак не относится к возрасту четыре, пять, шесть месяцев, когда нужно стараться много ходить по полу (хорошо бы еще босиком – слово «холодно» мы не хотим слышать!). Вам некуда спешить: если ваш ребенок пойдет к шести с половиной – семи месяцам, вестибулярный аппарат еще успеет всему научиться. Нам кажется, что это оптимальный возраст, в котором тренированный ребенок должен делать свои первые самостоятельные шаги без поддержки.
Помните о смягчении всех углов в кровати, помните о защите лба и затылка. Несколько дней таких занятий приводят вас к победе: ребенок понимает, что отпускать руки можно.
Еще раз повторяем, что упражнения, когда он стоит спиной к опоре, не держится, а только ощущает опору спиной и затылком и не боится упасть вперед на мягкое, – очень ускоряют первый шаг.
Но не нужно ничего форсировать: ходьба – это лишь часть целого.
Если вы только сегодня вдруг прозрели и решили, что ваш полугодовалый ребенок недостаточно физически развит, то ни с какой ходьбы начинать не нужно. Ходьба – это завершение серьезного этапа жизни (за ней, по теории раннего развития Домана, следует уже «ходьба в Йельский университет»).
Мы принципиально стараемся НИКОГДА не заставлять ребенка ходить, считая, что только он сам может оценить, не преждевременна ли для него такая нагрузка. Все, чем мы позволяем себе заниматься, это лишь подталкивание, провоцирование его к движению, в том числе и к движению на ногах. Если вы использовали прыгунки, то к этому времени малыш может уже начать прыгать по-настоящему (это хорошо развивает ноги и мышцы туловища). Такое занятие очень нравится многим младенцам, но далеко не всем. Некоторые протестуют, так как хотят свободно передвигаться по квартире, а прыгунки ограничивают их свободу. Есть у прыгунков еще один минус: некоторые дети, хорошо научившись прыгать и отдавая этому много времени, долго потом не хотят ходить. Или пытаются ходить, поднимая одновременно обе ноги (как в прыжках), а так ходить, как вы понимаете, не получится.
ХОДЬБА РЕЗКО УВЕЛИЧИВАЕТ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА. И, кроме того, у вас появился активный союзник. Он САМ теперь совершает сложнейшие движения, начав ходить в возрасте, когда цивилизованное человечество еще едва начало ползать.
Несомненно, это настоящее чудо света, когда ребенок делает свой первый самостоятельный шаг, – привыкнуть к этому нельзя.
Глава 24.
ОТГОРАЖИВАЕМ ЧАСТЬ ДЕТСКОЙ КОМНАТЫ
Когда я вижу круглый манеж с веревочными стенками, я всегда внутренне содрогаюсь! Вы представляете саму себя в доме с веревочными стенками? Сами мы бы предпочли надежные стены, а не стены, которые ходят ходуном!
Идут бесконечные диспуты: детская кроватка – это место для сна или для игры, нужен ли манеж, и так далее? Нет правильного ответа. Мы много раз повторяем, что кроватку правильнее использовать как трек и как площадку для игры, но если вам позволяет площадь, то давайте, отгородим часть детской комнаты и устроим там большое игровое пространство. В нем запросто могут оказываться и взрослые, например, уставшая мама, которой хочется часочек поспать, но ей при этом страшно, что ребенок оказывается без контроля. Вынесите из этой части комнаты всю мебель, сделайте мягкий пол: ковры, ватные одеяла – все это подходит. Сделайте небольшую горку, на которую можно взбираться, а потом с нее скатываться. Стенки от старых детских кроваток могу служить загородками. В таком пространстве легко устанавливается трек для ползанья, все интересные звуковые и музыкальные аттракционы, которые вам удалось создать. В каком-то участке может быть использована и веревочная стенка манежа. Нас не устраивает веревочная стенка, когда она идет по кругу, как узкая птичья клетка (в которой ребенок чувствует себя узником), но подниматься, держась за веревочную сетку, полезно и интересно! И как элемент вольера такая сеть вполне может быть использована.
Еще раз! Мы добиваемся общей безопасной территории для родителей и детей, на которой можно расслабленно играть с ребенком, а можно и отдохнуть и заснуть на ковре или низком матрасе, во сне контролируя свое чадо. Через спящую усталую маму очень удобно перелезать. Это прекрасное естественное препятствие для ребенка 5–6 месяцев! И это интересный вариант манежа, который неожиданно может изменить всю вашу жизнь. С момента, когда ребенок начинает активно и осмысленно ползать, мы рекомендуем рельеф этого отгороженного участка комнаты постепенно усложнять! (Туда можно положить даже спящую бабушку!)
Глава 25.
Мяч НА ВЕРЁВКЕ
И, наконец, главный спортивный снаряд, который должен быть установлен к четырехмесячному юбилею, – мяч на веревке, спускающийся с потолка посреди кровати. Мяч можно толкать, он возвращается обратно, и эта борьба может занимать минуты и часы, в которые вы наконец-то сможете отдохнуть и посмотреть телевизор. Обвяжите резиновый мячик веревкой и зафиксируйте ее изоляционной лентой (в готовом виде вы не найдете такой снаряд в спортивных магазинах, а право добиться патента на изобретение мы отдаем безвозмездно читателям). Можно привязать к мячу какую-нибудь звенелочку, и тогда счастье ребёнка будет полным, но не забывайте все же время от времени снимать мяч и давать ребенку передышку. Кстати, в детской кровати работает даже литровая бутылка с водой – это тоже достойный объект для изучения и игры. Она может быть на веревке, висящей чуть выше головы стоящего малыша.