Что препятствует реализации
Иваничкина М.В.
студентка I курса Юридического института
Российского университета дружбы народов (г. Москва);
Научный руководитель: Трикоз Е.Н., к.ю.н., доцент
кафедры истории права и государства РУДН
Конституционное право на образование в РФ:
что препятствует реализации
[ТЕКСТ СТАТЬИ…] Одним из ключевых способов социального роста, передвижения по социальной лестнице является образование. В данной статье речь пойдёт о проблемах реализации права на основное общее образование. В Российской Федерации право на основное общее образование является и обязанностью граждан (п. 4 ст. 43 Конституции РФ)[1]. Исходя из этого, крайне важно создавать условия для реализации конституционно-правовой нормы всем категориям населения вне зависимости от места проживания, индивидуальных особенностей развития и способностей обучающихся. «В больших государствах государственное образование всегда будет посредственным по той же самой причине, по какой обычно плохо готовят в больших кухнях», – писал Фридрих Ницше ещё во второй половине XIX века. Но как сделать так, чтобы обойти посредственность образования и превратить «государственную образовательную кухню» в эффективный инструмент получения необходимых качественных человеческих ресурсов.
Остаются и проблемы из-за нерешенных кадровых вопросов в образовании, что не позволяет педагогам заниматься эффективным дистанционным образованием, внедрением и освоением новейших электронных систем. Отсюда, в регионах сталкиваются с проблемой доступа к образованию всех категорий граждан на равных основаниях. Кроме того, в России далеко не каждое учебное заведение обладает аудиториями (классами), которые по площади и наполняемости соответствовали бы нормативам Санитарно-эпидемиологических правил в РФ (СанПиН 2.4.2.1178-02). Хотя, анализируя опыт других стран, нельзя заметить прямой связи между квадратными метрами и успеваемостью ученика. Всё зависит от функционирования ученика на этой площади[2].
Наконец, в России наиболее уязвимыми остаются дети с ограниченными возможностями. Статья 79 российского закона «Об образовании» гласит, что каждый учащийся с ограниченными возможностями здоровья должен иметь специальные возможности для получения образования[3]. Но не всегда закон раскрывает содержание понятий «специальные возможности», отсюда на практике «специальные возможности» ограничиваются только постройкой пандуса. «В правовом регулировании образования детей с ограниченными возможностями следует выделить два уровня организации правовой материи. Первый уровень – законодательные нормы, закрепляющие право каждого на получение образования, а в случае возникновения особых образовательных потребностей или трудностей в обучении право на получение образования в специальных условиях. Второй уровень – отраслевые нормы подзаконных актов, устанавливающие порядок реализации права на специальное образование, дифференциацию круга субъектов в целях наилучшего обеспечения для них образовательных условий, если это необходимо»[4].
[1] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
[2] Mourshed M., Chijioke Ch., Barber M. How the world most improved school system keep getting better (пер. с англ. Н. Микшиной) // Вопросы образования. 2011. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kak-luchshie-sistemy-shkolnogo-obrazovaniya-prodolzhayut-sovershenstvovatsya-per-s-angl-n-mikshinoy (дата обращения: 03.02.2017).
[3] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) // Справочно-правовая система «Гарант». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 01.02.2017).
[4] Шинкарева Е.Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в Российской Федерации и за рубежом. Архангельск, 2009. С. 43-44.