Тренинг навыков эффективного общения у преподавателей

Цели тренинга:

Учебная и методологическая:показать педагогам важность овладения коммуникативными навыками, дать расширенное представление о культуре межличностного взаимодействия.

Практическая:развитие коммуникативных навыков и компетентности педагогов.

Задачи:

1. Развитие невербальной стороны общения.

2. Развитие эмпатии и навыков эмпатийного слушания как важной составляющей профессиональной деятельности педагога.

3. Формирование и создание условий для корректировки навыков получения и передачи информации.

4. Развитие способностей участников тренинга:

¾ в анализе конфликтов;

¾ в выборе стилей поведения в условиях конфликта;

5. Расширение репертуара способов конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Программа рассчитана на 30 часов (10 занятий по 3ч.) с частотой 1 - 2 занятия в неделю.

Таблица 9

Тематический план тренинга навыков эффективного общения для педагогов

№ п/п Цели, задачи Кол-во часов
1. Знакомство и сплочение группы 3 ч.
2. Расширение репертуара навыков невербального общения 6 ч.
3. Развитие навыков получения и передачи информации 6 ч.
4. Развитие навыков эмпатийного слушания 6 ч.
5. Развитие умений конструктивного выхода из конфликтных ситуаций 6 ч.
6. Подведение итогов тренинга 3 ч.
Итого 30 ч

Общая схема занятий:

1. Приветствие и опрос самочувствия: с целью погружения участников в ситуацию «здесь и сейчас», способствует рефлексии участником группы своего эмоционального состояния.

2. Целеполагание: определяется направление работы на данное занятие.

3. Разминочная часть: подготовка группы к работе. Включает в себя упражнения, способствую­щие активизации участников группы, созданию непринуж­денной, доброжелательной атмосферы, повышению сплочен­ности.

4. Основная (рабочая) часть: направлена на реализацию задач тренинга. Эта часть включает в себя лекции, игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.

5. Завершающая часть: направлена на снятие эмоционального напряжения.

6. Подведение итогов занятия: в конце каждого занятия оставляется время, чтобы участники могли поделиться свои­ми чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении.

7. Ритуал группового прощания: способствует сплочению группы и является смысловым условным завершением дня.

8. Домашнее задание: направлено на отработку и закрепление полученных навыков.

Пример элементов подробного содержания тренинговых занятий приведен в приложении №

Содержание тренингов от раза к разу должно усложняться, углубляться аспекты изучаемых проблем, расширяться варианты деятельности и пр. Со временем, в число подлежащих освоению, необходимо включить навыки адекватного оценивания ситуации буллинга, а также навыки самостоятельной деятельности по урегулированию конфликта с использованием различных форм и методов.

Таблица 10

Варианты планов анализа наблюдаемой педагогом проблемной ситуации

Вариант Содержание последовательных элементов анализа
Первый вариант — описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность уча­стников и т. д.); - что предшествовало возникновению ситуации; - какие возрастные и индивидуальные особенности уча­стников проявились в их поведении, ситуации, по­ступке;ситуация глазами ученика и учителя; - личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к учени­ку); - что нового узнал учитель об учениках из ситуации, по­ступка (познавательная ценность ситуации для учите­ля); - основные причины возникшей ситуации или конф­ликта и его содержание (конфликт деятельности, пове­дения или отношений); - варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика; - выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации по­ставленных целей в настоящее время и на перспективу.
Второй вариант - описание ситуации и ее участники; - определение в ситуации момента, когда учитель мог бы предупредить ее переход в конфликт; - анализ причин, помешавших учителю сделать это (эмоциональное со­стояние, присутствие свидетелей, растерянность, нео­жиданность и др.); - какие приемы воздействия мог бы использовать учи­тель в ситуации и как он их использовал; - оценка; какую информацию получил учитель о своих педагоги­ческих успехах и просчетах; анализ своего поведения в ситуации и ошибки; - варианты отношений с учеником после конфликта.
Третий вариант - описание ситуации или конфликта; - причины возникшей ситуации (внутренние и внешние условия ее возникновения) и повод перехода в конф­ликт; - динамика конфликта ; - смысл конфликта для каждого из его участников; - психологический анализ отношений между участни­ками ситуациии. - перспективные воспитательные и познавательные цели при разных вариантах разрешения ситуации.  

Безусловно, реальные ситуации из жизни школы, собст­венного опыта учителей могут не укладываться в предло­женные схемы, однако выделенные вопросы помогут определить значимый момент в ситуации, использовать психологические знания для ее осмысления и построить собственное рассуждение.

В процессе осуществления коррекционно-профилактической работы буллингом, актуально освоение учащимися следующих навыков (L. Namka, 2001):

Наши рекомендации