Образец первого титульного листа
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный
лингвистический университет
им. Н.А. Добролюбова»
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
РАБОТА
Методические указания для студентов IV-V курсов
Нижний Новгород
Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «НГЛУ». Направления подготовки: 035700.62 – Лингвистика (профиль ТИМПИЯК), 050100.62 – Педагогическое образование.
УДК 378.146.9 (075.83)
ББК 74.58
В 927
Выпускная квалификационная работа: Методические указания для студентов IV-V курсов. – Нижний Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2013. – 26 с.
Разработка содержит методические указания, необходимые для успешного написания и защиты курсовых и дипломных работ студентами IV и V курсов, в том числе общие положения о выпускной квалификационной работе, описание ее структуры и содержания, перечень наиболее типичных ошибок начинающего исследователя.
УДК 378.146.9 (075.83)
ББК 74.58
Составители: И.Н. Кабанова, канд. филол. наук, доцент кафедры английской филологии
Н.Н. Лисенкова, канд. филол. наук, доцент кафедры английской филологии
Рецензенты: Л.М. Отрошко, канд. филол. наук, профессор кафедры английской филологии
В.И. Курышева, канд. филол. наук, доцент кафедры английской филологии
© ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2013
© Кабанова И.Н., Лисенкова Н.Н., 2013
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящая разработка подготовлена на кафедре английской филологии, имеющей большой опыт работы как с дипломными исследованиями, так и с кандидатскими диссертациями. Она содержит ряд рекомендаций, касающихся оформления, композиции, содержания и стиля дипломного сочинения. Эти рекомендации применимы равным образом к дипломным и курсовым работам. Структура и характер разработки обусловлены требованиями, предъявляемыми к работам такого рода.
Особую роль в создании этого методического руководства сыграла личность заслуженного деятеля науки России, доктора филологических наук, профессора, незабвенного Юрия Максимовича Скребнева. Являясь на протяжении многих лет заведующим кафедрой английской филологии и руководителем аспирантуры, Юрий Максимович сумел привить своим ученикам ответственное отношение к слову, которому они, будучи, в свою очередь, научными руководителями дипломников, стремятся научить своих питомцев. Актуальность наставлений этого выдающегося ученого продолжает ощущаться на протяжении многих лет целыми поколениями аспирантов и дипломников. Опыт исследовательской работы, которым составители пытаются поделиться со студентами, приобретен в период бесценных часов общения с научным руководителем – Юрием Максимовичем Скребневым. Бережно хранимые в нашей памяти советы мудрого наставника, как и его адресованный аспирантам труд “Методические указания диссертанту”, послужили источником содержащихся в настоящей разработке рекомендаций.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Выпускная квалификационная работа
как составная часть
государственной аттестации ………………………… 5
1. Общие положения ……………………………………………. 5
2. Цели и задачи ВКР …………………………………………… 5
3. Требования к содержанию и оформлению ВКР ………….. 5
4. Организационные вопросы …………………………………. 6
5. Защита ВКР ………………………………………………….... 7
6. Оценка ВКР …………………………………………………… 9
II. Порядок работы над ВКР ………………………………… 10
1. Отграничение объекта исследования ……………………… 10
2. Составление библиографического списка ………………… 10
3. Сбор языкового материала …………………………………. 12
4. План исследования ………………………………………….. 13
III. Структура и некоторые вопросы
оформления ВКР ……………………………………………. 13
1. Введение ………………………………………………………. 16
2. Исследовательская часть …………………………………… 17
3. Завершающая часть ………………………………………… 19
IV. КАК ПИСАТЬ, или Типичные ошибки
содержания и стиля …………………………………… 21
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
Общие положения
Выпускная квалификационная работа является аттестационным испытанием, эквивалентным итоговому экзамену по теории основного иностранного языка или междисциплинарному экзамену по педагогике, психологии и методике преподавания иностранных языков. Защита ВКР в НГЛУ обязательна для получения диплома специалиста.
Студенту предоставляется право выбора темы ВКР. Тема должна соответствовать выпускной специальности или предстоящей профессиональной деятельности студента. Итоговый экзамен по той дисциплине, по которой студент защищает ВКР, им не сдается.
Цели и задачи выпускной квалификационной работы
Целью работы является повышение теоретической подготовки студентов, приобщение их к творческой научно-исследовательской деятельности. В связи с этим ставятся следующие задачи:
· систематизация и углубление знаний по избранному направлению;
· развитие навыков практического анализа языкового материала;
· дальнейшее совершенствование теоретического мышления и умений научно-исследовательской деятельности;
· проверка уровня теоретической и практической подготовки студентов.
Требования к содержанию и оформлению ВКР
Выпускная квалификационная работа представляет собой самостоятельное научное исследование одной из общих или частных проблем современной науки. Написание ВКР органически связано с другими элементами учебного процесса, является их логическим продолжением или составляющей (реферат, курсовая работа, спецкурсы и спецсеминары).
В выпускной квалификационной работе студент должен:
1) обосновать актуальность темы, цель и задачи исследования;
2) показать знание литературы и истории вопроса;
3) подтвердить знакомство с методами исследования путем практического их применения;
4) самостоятельно разобраться в научной проблематике, доказать правомерность определенного решения проблемы;
5) уметь собрать фактический языковой материал, систематизировать факты, обобщить результаты, сформулировать выводы.
Общий объем ВКР не должен превышать 50 страниц машинописного текста (около 80.000 знаков в компьютерном наборе), 59-60 знаков в строке, 29-30 строк на странице. Приложение в общий объем работы не включается.
Работа должна быть отпечатана на стандартных листах (21x30 см) белой односортной бумаги через полтора интервала (постраничные сноски можно печатать через один интервал), переплетена или скреплена скоросшивателем и помещена в палку стандартного образца Clip-File.
Выпускная квалификационная работа в НГЛУ пишется, как правило, на русском языке, языке научного общения Российской Федерации.
Организационные вопросы
Темы ВКР определяются кафедрами и утверждаются Учеными советами факультетов. Студенту предоставляется право выбора темы в конце восьмого семестра. Темы курсовых работ предлагаются студентам ООП бакалавриата в начале V семестра, темы дипломных работ – в конце VI семестра; для студентов, обучающихся по специальностям, – в начале VII семестра и в конце VIII семестра соответственно.
Руководители дипломных исследований назначаются соответствующими кафедрами из числа преподавателей, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук. Для независимой оценки работы назначается официальный рецензент из числа преподавателей НГЛУ или других вузов, работающих в научной области, соответствующей направлению исследования, и имеющих ученую степень кандидата или доктора наук. Назначение научного руководителя и официального рецензента осуществляется кафедрой и утверждается Ученым советом факультета.
В соответствии с графиком учебного процесса для завершения дипломного исследования студенту пятого курса в десятом семестре предоставляется отпуск длительностью две-три недели.
Выпускная квалификационная работа, завершенная и оформленная в соответствии с предъявляемыми требованиями, должна быть представлена на кафедру с отзывами научного руководителя и рецензента не позднее, чем за неделю до начала аттестационного испытания. На основании отзывов она допускается к защите. Отметка о допуске за подписью заведующего кафедрой ставится на титульном листе работы.
Защита выпускной квалификационной работы
Защита проводится на заседании государственной аттестационной комиссии и является публичной: присутствовать на ней имеют право все желающие. Объявление о защите вывешивается за несколько дней до защиты. Работы хранятся на кафедре филологии для ознакомления всех желающих.
Продолжительность защиты одной работы не превышает 20 - 25 минут. Процедура включает следующие этапы.
1. Автор выступает с кратким (не более 8-10 минут) сообщением, в котором излагает результаты своего исследования. Желательно, чтобы машинописный текст выступления не превышал 4 страницы, это позволит соблюсти регламент и прочитать доклад в нужном темпе. Средний темп предполагает 2 минуты на одну страницу.
Сообщение по теме исследования - это начальный этап защиты, ознакомление членов ГАК с содержанием ВКР. Обязательными компонентами сообщения являются: объект / предмет исследования, которые необходимо четко отграничить, актуальность исследования, цель, задачи исследования, материал и методология исследования, содержание работы.
В докладе не нужно излагать чужих концепций, общеизвестных положений, только результаты собственного исследования.
Примеры в докладе должны быть обязательно, но «в разумных пределах», их цель – иллюстрировать теоретические положения и тезисы, поэтому примеров не должно быть слишком много. Желательно предоставить членам ГАК раздаточный материал, включив в него необходимые примеры. Если в качестве материала исследования фигурируют единицы, большие, чем одно слово, а именно, словосочетания, предложения, текстовые фрагменты, наличие раздаточного материала является обязательным. В этом случае не будет необходимости их зачитывать и в целях экономии времени можно зачитывать только их интерпретацию.
Начинать нужно согласно этике научного общения в России следующими словами: «Глубокоуважаемые председатель, члены государственной аттестационной комиссии, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа, посвященная (далее называете цель исследования)…»
Заканчивать выступление нужно следующим образом: «Благодарю за внимание».
Текст сообщения зачитывается докладчиком, не заучивается наизусть.
Необходимо заранее (дома) прочитать текст несколько раз, расставить паузацию, хронометрировать сообщение (заметить, сколько времени занимает его прочтение), проверить произношение всех малознакомых терминов на русском языке, всех примеров на английском языке.
2.По окончании сообщения члены ГАК, а также все присутствующие имеют право задавать докладчику вопросы. Вопросы протоколируются.
Вопросы являются неотъемлемой частью процедуры защиты. Вопросы нужно дослушивать до конца, если не поняли вопрос, нужно попросить, чтобы Вам его повторили.
Необходимо соблюдать этику и нормы поведения на защите ВКР. Нельзя говорить «Я уже об этом сказала…», «У меня есть об этом в работе…». Тем самым подразумевается, что члены комиссии невнимательно слушали или недостаточно компетентны. Если об этом действительно написано в работе, нужно рассказать и объяснить.
Следует помнить, что защита ВКР приравнивается к сдаче экзамена по теории языка, поэтому экзаменаторы могут задавать вопросы из различных теоретических курсов, иногда мало или совсем не связанных с тематикой ВКР. Но если в тексте об этом упоминается, нужно уметь объяснить любой термин, даже если он заимствован из работ предшественников, и прокомментировать любое положение, любую часть текста. Поскольку – текст ВКР – это ВАШ ТЕКСТ, ВЫ отвечаете за каждое слово в нем.
3.Один из членов ГАК зачитывает вначале текст отзыва научного руководителя, а затем текст официальной рецензии.
Рецензент читает работу заранее и пишет рецензию, в которой оценивается текст работы, исследовательский элемент, актуальность работы и другие параметры. Автор работы имеет возможность ознакомиться с содержанием рецензии до защиты.
В рецензии обязательно содержатся вопросы и замечания, ответы на которые подготовлены автором.
4.Автор выступает с заключительным словом, в котором он отвечает на замечания рецензента. Этика защиты предписывает при этом выразить благодарность рецензенту и научному руководителю за проделанную работу, а также членам ГАК и всем присутствующим за внимание.
Максимальное время ответа на замечания – 2 минуты (1 страница, формата А4, 14 шрифт, 1,5 интервал).
При ответе не нужно зачитывать замечания (они только что прозвучали, их озвучили члены ГАК), не обязательно отвечать на все вопросы (например, не нужно отвечать на замечания об опечатках), только на концептуальные вещи, такие как трактовка примеров, тезис не раскрыт и т. д.
Начинать нужно следующим образом: «Прежде всего, разрешите поблагодарить моего глубокоуважаемого рецензента (ученая степень, звание, ФИО, например - кандидата филологических наук, доцента Надежду Николаевну Лисенкову) за внимательное и доброжелательное прочтение моей работы, а также за замечания, на некоторые из которых разрешите ответить». Далее следует ответ на замечания. Завершается эта часть следующим образом: «Остальные замечания с благодарностью принимаются».
В заключительном слове нужно поблагодарить всех тех, кто участвовал вместе с Вами в написании и защите ВКР.
«В заключение, разрешите еще раз поблагодарить моего глубокоуважаемого рецензента (ученое степень, звание, ФИО, например - кандидата филологических наук, доцента Надежду Николаевну Лисенкову). Особую благодарность разрешите выразить моему глубокоуважаемому научному руководителю (ученая степень, звание, ФИО, например - кандидата филологических наук, доцента Ирину Николаевну Кабанову) за помощь и советы по написанию моей выпускной квалификационной работы, а также глубокоуважаемых председателя, членов государственной аттестационной комиссии и всех присутствующих за внимание и интересные вопросы».
Оценка ВКР
Решение об оценках принимается Государственной аттестационной комиссией по окончании процедуры защиты. Оценка складывается из следующих параметров.
1. Полнота раскрытия исследуемой темы.
2. Глубина проникновения в проблему.
3. Достаточная иллюстративность постулируемых тезисов, объем исследовательского материала.
4. Самостоятельность и научная новизна исследования.
5. Способность к обоснованию выдвигаемых положений, полнота и логичность аргументации.
6. Свободное владение материалом в процессе защиты, находчивость и активность.
Существенное влияние на оценку оказывает отзыв научного руководителя и официальная рецензия.
ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД ВКР
Отграничение объекта исследования
Перед студентом, избравшим тему работы или получившим ее от научного руководителя, неизбежно встает вопрос: с чего начать?
Прежде всего, необходимо четко уяснить для себя, о чем вы собираетесь писать. Формулировка темы не всегда дает исчерпывающее представление о предмете исследования. Известны курьезные случаи, когда студент, понадеявшись на свою эрудицию, приступает к работе самостоятельно и, лишь проделав значительную ее часть, обнаруживает (обычно в беседе с научным руководителем), что он писал вовсе не о том, что предполагает данная тема.
Такая ситуация возможна вследствие того, что нередко авторы статей, монографий, авторефератов, пользуясь одним и тем же термином, выделяют свой собственный предмет описания. Следует предварительно обсудить тему с научным руководителем, по возможности отыскать определение объекта исследования в словарях, справочниках, лингвистических энциклопедиях, в Интернете, прочесть раздел учебника по соответствующей дисциплине (лексикологии, стилистике, истории языка, теоретической грамматике), которая может оказаться основательно забытой.
Составление библиографического списка
Следующий этап работы – ознакомление с имеющейся литературой по теме, что позволяет получить представление о степени ее изученности. В первую очередь следует обратиться в справочно-библиографический отдел библиотеки своего вуза, где находятся систематический и алфавитный каталоги имеющихся в библиотеке изданий. В настоящей разработке нет необходимости подробно останавливаться на правилах пользования каталогом. Подобрать нужную литературу поможет дежурный библиотекарь. Отметим лишь, что лучше начать поиск с систематического каталога, в котором материал расположен по темам. Ознакомившись с рядом работ и выписав фамилии ученых, занимавшихся данной проблемой (в том числе из библиографических списков прочитанных книг), можно приступить к изучению алфавитного каталога. Если научный руководитель посоветовал обратиться к трудам конкретных авторов, следует также воспользоваться алфавитным каталогом.
Составление библиографии является чрезвычайно существенным этапом научного исследования. Этот этап имеет свои сложности и проблемы. Практика показывает, что наиболее распространены следующие. Во-первых, студент нередко ожидает, что научный руководитель предложит ему готовый список научной литературы, и испытывает разочарование, узнав, что список придется составлять самому. Во-вторых, начинающий исследователь зачастую ищет в каталоге лишь те работы, названия которых аналогичны формулировке его темы, намереваясь найти прямые ответы на поставленные вопросы. Не найдя их (или найдя лишь в незначительном объеме), студент с чистой совестью заявляет: “По этой теме литературы нет”.
Умение подобрать литературу – одно из важнейших умений, формируемых в ходе написания дипломной работы. Читать нужно не только то, что непосредственно относится к избранной теме, но и труды, вводящие в круг смежных теоретических проблем, которые могут стимулировать собственный подход к объекту исследования. Например, тема “Способы выражения побуждения в английском языке” предполагает рассмотрение взаимоотношений формальных и семантических свойств предложения; тема “Коллоквиальные наименования лица” является одним из аспектов проблемы вторичной номинации; тема “Мелиоративы в слэнге” раскрывается в контексте общей проблематики оценки и ее соотнесенности с функционально-стилистической стратификацией лексики и т. п.
Подробные выходные данные статьи или сборника заносятся на карточку. Каждая карточка получает порядковый номер. Впоследствии это облегчит как конспектирование (вместо подробных сведений на листе с цитатой проставляется номер карточки и номер страницы), так и составление библиографического списка — расположение карточек в алфавитном порядке.
Для конспектирования желательно пользоваться не тетрадью, а листами бумаги, располагая записанное только на одной стороне, чтобы при необходимости разрезать листы и перегруппировать отдельные тезисы. С левой стороны оставляют широкие поля (до 1/3 ширины страницы), на которых помещаются соображения по поводу прочитанного, примеры, иллюстрирующие или опровергающие цитируемые положения, и другие подобного рода пометки. Тут же указываются сведения об издании (или номер библиографической карточки) и номер страницы.
Размещение текста на листах позволит впоследствии систематизировать теоретический материал в соответствии с планом исследования. Например, если рассматриваются косвенные высказывания, в одну папку складывается все, что относится к проблеме синтаксического переноса, в другую – материал по проблеме семантики высказывания, третья может содержать заметки, касающиеся синтаксический структуры, четвертая - описание стилистических особенностей и т. п. Это даст возможность сравнивать и оценивать существующие точки зрения, не обращаясь вновь к тексту статьи или монографии.
В последнее время довольно распространенным способом подбора библиографических источников стало использование поисковых систем, например Rambler, Googlescholar, Yandex, Elibrary. В них можно найти искомую информацию по тематике, по ключевым словам из текста, по фамилии автора публикации, по названию публикации (тезисы / статья / аннотация / диссертация / автореферат диссертации и др.), по названию самого источника (например, научного журнала). При этом поисковые системы предоставляют целый ряд источников, близких по содержанию к фразе, указанной в запросе. Можно воспользоваться также университетской библиотекой online. Часть источников в библиотеке находятся в открытом доступе, часть – по регистрации (т. е. нужно зарегистрироваться в системе) или зайти с сайта НГЛУ (lunn.ru).
Сайт НГЛУ предлагает уникальную возможность доступа к библиотечным фондам. Ниже приводится пошаговая инструкция:
Структура вуза → Библиотека → Электронные ресурсы:
· Электронный каталог
· Электронный каталог (новая версия)
· Полнотекстовые ресурсы
· Каталоги Нижегородской корпоративной библиотечной сети
· Университетская библиотека онлайн
· Информационные ресурсы Интернета
· Ресурсы с текстовым доступом.
Сбор языкового материала
Одновременно с конспектированием ведется сбор языкового материала. В качестве источников используются тексты художественной литературы, словари, записи живой речи и т. п., в зависимости от темы работы и поставленной цели. Выходные данные словаря или книги заносятся в список источников иллюстративных примеров под порядковыми номерами, лучше на отдельных карточках. Примеры вместе с комментарием также заносятся на карточки (один пример на одной карточке!), которые затем помещаются в коробку или скрепляются резинкой. Можно приобрести для этой цели бумагу для заметок, размером примерно 9x12, которая продается в магазинах канцелярских товаров. На карточке указывается номер источника и номер страницы. Не следует ни в коем случае записывать примеры в тетрадь – это не позволит их каталогизировать. Карточки распределяются по разрядам в зависимости от того, какое явление и каким образом иллюстрируется. Это даст возможность осуществить сравнительное изучение примеров и обобщить комментарии.
Студент нередко полагает, что отобранные им примеры служат лишь для иллюстрации пересказываемых положений. Между тем именно обобщение фактического материала (а не реферирование) должно привести к научной истине, служить основным средством достижения поставленной цели. Умение наблюдать языковые явления, анализировать их, систематизировать в соответствии с определенными принципами и формулировать научные выводы может быть сформировано только в процессе работы с текстом, то есть с фактами языка. Без этого научная работа не может считаться таковой, какой бы обширный объем научной литературы ни был проработан, как бы тщательно и умело он ни был проанализирован.
План исследования
Получив некоторое представление о предмете своего рассмотрения, необходимо составить план работы. Ошибку совершают студенты, приступающие к изложению текста дипломного сочинения, не имея в голове (и на бумаге) четкой схемы исследования. Составление первоначального плана дисциплинирует автора, заставляя его следовать логике развития темы и не позволяя бессистемно сменять один предмет описания другим. Разумеется, план должен соответствовать указанным во введении задачам. (Задачи формулируются уже на стадии ознакомления с проблемой и затем корректируются в процессе исследования.) Без этого дипломная работа превратится в набор ассоциаций, зачастую весьма условно связанных между собой.
Приверженность плану не означает, что он не может измениться в процессе работы. Какой-либо аспект проблемы может заинтересовать студента больше, чем другие; соответственно ему будет уделено больше внимания, чем предполагалось вначале. Известны случаи, когда в ходе исследования изменялось его направление вплоть до изменения формулировки темы. Это, однако, не избавляет автора от необходимости держаться в рамках плана и следовать намеченной цели.
СТРУКТУРА И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОФОРМЛЕНИЯ ВКР
Необходимость членения, рубрикации научного текста кажется самоочевидной. Между тем до сих пор встречаются студенческие работы, написанные сплошным текстом, иногда даже без абзацев. Нередко студент считает свою задачу выполненной, если разделит работу на части под пунктами I, II, III или напишет такие заголовки, как “Введение”, “Основная часть”, “Заключение”.
Студенту необходимо знать, что общепринятой считается следующая структура дипломной работы:
1) два титульных листа (см. образец на с. 14);
2) оглавление;
3) введение;
4) несколько собственно исследовательских глав;
5) заключение;
6) библиография;
7) список источников иллюстративных примеров;
8) приложение (при необходимости).
Образец первого титульного листа
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный
лингвистический университет
им. Н.А. Добролюбова»
Факультет английского языка
Кафедра английской филологии
Фомичев Евгений Александрович
Способы выражения запрета
в английском языке
Выпускная квалификационная работа
Специальность 031201 –
Теория и методика преподавания иностранных языков и культур
Нижний Новгород