Художественно-эстетическое развитие
Музыка
При организации музыкально-художественной деятельности детей необходимо учитывать следующее:
• время, отведённое для слушания музыки, сопровождающей проведение режимных моментов, не учитывается в общем объёме образовательной нагрузки.
3—4года
Содержание работы | Формы работы | Формы | Примерный |
организации | объём | ||
детей | (в неделю) |
Непосредственно образовательная деятельность
Слушание | Слушание соответствующей | Подгруппо- | 10 мин |
Обогащение, освоение, | возрасту народной, | вая. | |
развитие: | классической, детской | Индиви- | |
слушательского опыта; | музыки. | дуальная | |
слуховой | Экспериментирование со | ||
сосредоточенности; | звуками. | ||
умения различать | Музыкально-дидактическая |
элементарный характер музыки, понимать простейшие музыкальные образы | игра | ||
Исполнение Обогащение, освоение, развитие: звукового сенсорного опыта; опыта манипулирования с предметами, звукоизвлечения; умения сравнивать разные по звучанию предметы; музыкально-ритмических движений и умений игры на шумовых музыкальных инструментах; элементарных вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому | Экспериментирование со звуками. Музыкально-дидактическая игра. Шумовой оркестр. Разучивание музыкальных игр и танцев. Совместное пение | Групповая. Подгруппо-вая. Индиви-дуальная | 10 мин |
Творчество Обогащение, освоение, развитие: умений импровизировать простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах | Импровизация | Групповая. Подгруппо-вая. Индиви-дуальная | 10 мин |
Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов
Слушание | Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов | Групповая | 15 мин |
Исполнение | Музыкальная подвижная игра (на прогулке) | Подгрупповая | 10 мин |
Самостоятельная деятельность детей
Музыкально- | Создание соответствующей | Подгруппо- | |
художественная | предметно-развивающей | вая. | |
деятельность (в разных | среды | Индиви- | |
видах самостоятельной | дуальная | ||
детской деятельности) |
4—5лет
Содержание работы | Формы работы | Формы | Примерный объём |
организации | (в неделю) | ||
детей |
Непосредственно образовательная деятельность
Слушание Обогащение, освоение, развитие: представлений о свойствах музыкального звука; опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений, слушательской культуры; умений интерпретировать характер музыкальных образов, ориентируясь в средствах их выражения, понимать и интерпретировать выразительные средства музыки | Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки. Музыкально-дидактическая игра. Беседа интегративного характера. Интегративная деятельность | Подгрупповая. Индиви-дуальная | 14 мин |
Исполнение Обогащение, освоение, развитие: двигательного восприятия метроритмической основы музыкальных произведений; координации слуха и голоса; певческих навыков (чистоты, интонирования, дыхания, дикции, слаженности); умений игры на детских музыкальных инструментах; элементов танца и ритмопластики; общения (в том числе сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки) | Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение. Музыкальное упражнение. Попевка. Распевка. Двигательный, пластический, танцевальный этюд | Групповая. Подгрупповая. Индиви-дуальная | 14 мин |
Творчество Обогащение, освоение, развитие: потребности и желания пробовать себя в попытках самостоятельного | Творческое задание. Концерт-импровизация | Групповая. Подгрупповая. Индиви-дуальная | 12 мин |
исполнительства; умений выбирать предпочитаемый вид исполнительства; умений переносить накопленный опыт музыкально-художественной деятельности в самостоятельную деятельность; умений импровизировать, проявляя творчество в процессе исполнения музыки |
Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов
Слушание | Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов | Групповая | 15 мин |
Исполнение | Музыкальная подвижная игра. Интегративная деятельность. Концерт-импровизация (на прогулке) | Подгрупповая | 15 мин |
Самостоятельная деятельность детей
Музыкально-художественная | Создание | Подгрупповая. | |
деятельность (в разных видах | соответствующей | Индиви- | |
самостоятельной детской | предметно- | дуальная | |
деятельности) | развивающей среды |
5—6лет
Содержание работы | Формы работы | Формы | Примерный объём |
организации | (в неделю) | ||
детей |
Непосредственно образовательная деятельность
Слушание | Слушание | Подгрупповая. | 20 мин |
Обогащение, освоение, | соответствующей | Индиви- | |
развитие: | возрасту народной, | дуальная | |
представлений об | классической, | ||
эмоциональных состояниях и | детской музыки. | ||
чувствах, способах их | Музыкально- | ||
выражения; | дидактическая игра. | ||
опыта слушания музыки, | Беседа |
музыкальных впечатлений, слушательской культуры; представлений о средствах музыкальной выразительности, о жанрах и музыкальных направлениях; понимания характера музыки | (интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания). Интегративная деятельность | ||
Исполнение Обогащение, освоение, развитие: умений использовать музыку для передачи собственного настроения; певческих навыков (чистоты, интонирования, дыхания, дикции, слаженности); игры на детских музыкальных инструментах; танцевальных умений | Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение. Музыкальное упражнение. Попевка. Распевка. Двигательный, пластический, танцевальный этюд. Танец | Групповая. Подгрупповая. Индиви-дуальная | 20 мин |
Творчество Обогащение, освоение, развитие: умений самостоятельного, сольного исполнения; умений импровизировать, проявляя творчество в процессе изменения окончания музыкальных произведений; умений разворачивать игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений | Творческое задание. Концерт-импровизация. Музыкальная сюжетная игра | Групповая. Подгрупповая. Индиви-дуальная | 10 мин |
Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов
Слушание | Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов | Групповая | 15 мин |
Исполнение | Музыкальная подвижная игра. Интегративная деятельность. Концерт-импровизация (на прогулке) | Подгрупповая | 25 мин |
Самостоятельная деятельность детей
Музыкально-художественная | Создание | Подгрупповая. | |
деятельность (в разных видах | соответствующей | Индиви- | |
самостоятельной детской | предметно- | дуальная | |
деятельности) | развивающей среды |
6—7лет
Содержание работы | Формы работы | Формы | Примерный объём |
организации | (в неделю) | ||
детей |
Непосредственно образовательная деятельность
Слушание Обогащение, освоение, развитие: представлений о многообразии музыкальных форм и жанров, композиторах и их музыке; опыта слушания музыки, музыкальных впечатлений, слушательской культуры; умений элементарного музыкального анализа | Слушание соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки. Музыкально- дидактическая игра. Беседа (интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания). Интегративная деятельность | Подгрупповая. Индиви-дуальная | 25 мин |
Исполнение Обогащение, освоение, развитие: певческих навыков (чистоты, интонирования, дыхания, дикции, слаженности); игры на детских музыкальных инструментах; танцевальных умений; выразительности исполнения | Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение. Музыкальное упражнение. Попевка. Распевка. Двигательный, пластический, танцевальный этюд. Танец | Групповая. Подгрупповая. Индиви-дуальная | 25 мин |
Творчество Обогащение, освоение, развитие: самостоятельной деятельности по подготовке и исполнению задуманного музыкального образа; | Творческое задание. Концерт-импровизация. Музыкальная сюжетная игра | Групповая. Подгрупповая. Индиви-дуальная | 15 мин |
умений комбинировать и создавать элементарные оригинальные фрагменты мелодий, танцев |
Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов
Слушание | Слушание музыки, сопровождающей проведение режимных моментов | Групповая | 15 мин |
Исполнение | Музыкальная подвижная игра. Интегративная деятельность. Концерт-импровизация (на прогулке) | Подгрупповая | 30 мин |
Самостоятельная деятельность детей
Музыкально-художественная | Создание | Подгрупповая. | |
деятельность (в разных видах | соответствующей | Индиви- | |
самостоятельной детской | предметно- | дуальная | |
деятельности) | развивающей среды |
Художественное творчество 3—4года
Содержание работы | Формы работы | Формы | Примерный |
организации | объём | ||
детей | (в неделю) |
Непосредственно образовательная деятельность
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании) | Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры. Украшение предметов для личного пользования. Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства. Игры, в процессе | Групповая. Подгруппо-вая. Индиви-дуальная | 15 мин |
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (лепке) | 15 мин | ||
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в изобразительной | 15 мин через неделю |
деятельности (аппликации) которых дети
Развитие продуктивной | осуществляют выбор | 15 мин через | |
деятельности детей, | наиболее | неделю | |
детского творчества в | привлекательных | ||
изобразительной | предметов | ||
деятельности | |||
(художественном | |||
конструировании) |
Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов
Развитие продуктивной | Изготовление украшений | Подгруппо- | 20 мин |
деятельности детей, | для группового | вая. | |
детского творчества и | помещения к праздникам, | Индиви- | |
приобщение к искусству в | предметов для игры. | дуальная | |
изобразительной | Украшение предметов | ||
деятельности (рисовании) | для личного пользования. Рассматривание | ||
Развитие продуктивной | |||
деятельности детей, | эстетически | ||
детского творчества и | привлекательных | ||
приобщение к искусству в | предметов (овощей, | ||
изобразительной | фруктов, деревьев, цветов | ||
деятельности (лепке) | и др.), произведений книжной графики, | ||
Развитие продуктивной | |||
деятельности детей, | иллюстраций, | ||
детского творчества в | произведений искусства. | ||
изобразительной | Игры, в процессе | ||
деятельности (аппликации) | которых дети осуществляют выбор | ||
Развитие продуктивной | |||
деятельности детей, | наиболее | ||
детского творчества в | привлекательных | ||
изобразительной | предметов | ||
деятельности | |||
(художественном | |||
конструировании) |
Самостоятельная деятельность детей
Развитие продуктивной | Создание | Индиви- | |
деятельности детей, | соответствующей | дуальная | |
детского творчества и | предметно-развивающей | ||
приобщение к искусству в | среды. | ||
изобразительной | Рисование, лепка, | ||
деятельности (рисовании, | аппликация, | ||
лепке, аппликации, | художественное | ||
художественном | конструирование. | ||
конструировании) | Рассматривание |
4—5лет
Содержание работы | Формы работы | Формы | Примерный |
организации | объём | ||
детей | (в неделю) |
Непосредственно образовательная деятельность
Развитие продуктивной | Изготовление украшений | Групповая. | 20 мин |
деятельности детей, | для группового | Подгруппо- | |
детского творчества и | помещения к праздникам, | вая. | |
приобщение к искусству в | предметов для игры, | Индиви- | |
изобразительной | сувениров. | дуальная | |
деятельности (рисовании) | Украшение предметов для личного пользования. | ||
Развитие продуктивной | 20 мин | ||
деятельности детей, | Рассматривание | ||
детского творчества и | эстетически | ||
приобщение к искусству в | привлекательных | ||
изобразительной | предметов (овощей, | ||
деятельности (лепке) | фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах | ||
Развитие продуктивной | 20 мин через | ||
деятельности детей, | народных мастеров и | неделю | |
детского творчества в | произведениях | ||
изобразительной | декоративно-прикладного | ||
деятельности (аппликации) | искусства, произведений книжной графики, | ||
Развитие продуктивной | 20 мин через | ||
деятельности детей, | иллюстраций, | неделю | |
детского творчества в | произведений искусства, | ||
изобразительной | репродукций с | ||
деятельности | произведений живописи | ||
(художественном | и книжной графики. | ||
конструировании) | Игра. Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства |
Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов
Развитие продуктивной | Изготовление украшений | Подгруппо- | 20 мин |
деятельности детей, | для группового | вая. | |
детского творчества и | помещения к праздникам, | Индиви- | |
приобщение к искусству в | предметов для игры, | дуальная | |
изобразительной | сувениров. | ||
деятельности (рисовании) | Украшение предметов для личного пользования. | ||
Развитие продуктивной | |||
деятельности детей, | Рассматривание | ||
детского творчества и | эстетически | ||
приобщение к искусству в | привлекательных |
изобразительной | предметов (овощей, | ||
деятельности (лепке) | фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах | ||
Развитие продуктивной | |||
деятельности детей, | народных мастеров и | ||
детского творчества в | произведениях | ||
изобразительной | декоративно-прикладного | ||
деятельности (аппликации) | искусства, произведений книжной графики, | ||
Развитие продуктивной | |||
деятельности детей, | иллюстраций, | ||
детского творчества в | произведений искусства, | ||
изобразительной | репродукций с | ||
деятельности | произведений живописи | ||
(художественном | и книжной графики. | ||
конструировании) | Игра. Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства |
Самостоятельная деятельность детей
Развитие продуктивной | Создание | Индиви- | |
деятельности детей, | соответствующей | дуальная. | |
детского творчества и | предметно-развивающей | Подгрупповая | |
приобщение к искусству в | среды. | ||
изобразительной | Рисование, лепка, | ||
деятельности (рисовании, | аппликация, | ||
лепке, аппликации, | художественное | ||
художественном | конструирование. | ||
конструировании) | Рассматривание |
5—6лет
Содержание работы | Формы работы | Формы | Примерный |
организации | объём | ||
детей | (в неделю) |
Непосредственно образовательная деятельность
Развитие продуктивной | Изготовление украшений | Групповая. | 25 мин |
деятельности детей, детского | для группового | Подгруппо- | |
творчества и приобщение к | помещения к праздникам, | вая. | |
искусству в изобразительной | предметов для игры, | Индиви- | |
деятельности (рисовании) | сувениров, предметов для познавательно- | дуальная | |
Развитие продуктивной | 25 мин | ||
деятельности детей, детского | исследовательской | ||
творчества и приобщение к | деятельности. | ||
искусству в изобразительной | Создание макетов, |
деятельности (лепке) | коллекций и их | ||
Развитие продуктивной | оформление. | 20 мин | |
деятельности детей, детского | Украшение предметов | ||
творчества в изобразительной | для личного пользования. | ||
деятельности (аппликации) | Рассматривание эстетически | ||
Развитие продуктивной | 20 мин | ||
деятельности детей, детского | привлекательных | ||
творчества в изобразительной | предметов (овощей, | ||
деятельности | фруктов, деревьев, цветов | ||
(художественном | и др.), узоров в работах | ||
конструировании) | народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики. Игра. Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных), репродукций произведений живописи и книжной графики, тематических выставок (по временам года, настроению и др.) |
Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов
Развитие продуктивной | Изготовление украшений | Подгруппо- | 40 мин |
деятельности детей, детского | для группового | вая. | |
творчества и приобщение к | помещения к праздникам, | Индиви- | |
искусству в изобразительной | предметов для игры, | дуальная | |
деятельности (рисовании) | сувениров, предметов для познавательно- | ||
Развитие продуктивной | |||
деятельности детей, детского | исследовательской | ||
творчества и приобщение к | деятельности. |
искусству в изобразительной | Создание макетов, | ||
деятельности (лепке) | коллекций и их оформление. | ||
Развитие продуктивной | |||
деятельности детей, детского | Украшение предметов | ||
творчества в изобразительной | для личного пользования. | ||
деятельности (аппликации) | Рассматривание эстетически | ||
Развитие продуктивной | |||
деятельности детей, детского | привлекательных | ||
творчества в изобразительной | предметов (овощей, | ||
деятельности | фруктов, деревьев, цветов | ||
(художественном | и др.), узоров в работах | ||
конструировании) | народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики. Игра. Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных), репродукций произведений живописи и книжной графики, тематических выставок (по временам года, настроению и др.) | ||
Самостоятельная деятельность детей | |||
Развитие продуктивной | Создание | Индиви- | |
деятельности детей, детского | соответствующей | дуальная. | |
творчества и приобщение к | предметно-развивающей | Подгрупповая | |
искусству в изобразительной | среды. | ||
деятельности (рисовании, | Рисование, лепка, | ||
лепке, аппликации, | аппликация, | ||
художественном | художественное |
конструировании) | конструирование. Рассматривание |
6—7лет
Содержание работы | Формы работы | Формы | Примерный |
организации | объём | ||
детей | (в неделю) |
Непосредственно образовательная деятельность
Развитие продуктивной | Изготовление украшений | Групповая. | 50 мин |
деятельности детей, | для группового | Подгруппо- | |
детского творчества и | помещения к праздникам, | вая. | |
приобщение к искусству в | предметов для игры, | Индиви- | |
изобразительной | сувениров, предметов для | дуальная | |
деятельности (рисовании) | познавательно-исследовательской | ||
Развитие продуктивной | 50 мин | ||
деятельности детей, | деятельности. | ||
детского творчества и | Создание макетов, | ||
приобщение к искусству в | коллекций и их | ||
изобразительной | оформление. | ||
деятельности (лепке) | Украшение предметов для личного пользования. | ||
Развитие продуктивной | 20 мин | ||
деятельности детей, | Рассматривание | ||
детского творчества в | эстетически | ||
изобразительной | привлекательных | ||
деятельности (аппликации) | предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов | ||
Развитие продуктивной | 20 мин | ||
деятельности детей, | и др.), узоров в работах | ||
детского творчества в | народных мастеров и | ||
изобразительной | произведениях | ||
деятельности | декоративно-прикладного | ||
(художественном | искусства, произведений | ||
конструировании) | книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики. Игра. Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями |
художников (тематических и персональных), репродукций произведений живописи и книжной графики, тематических выставок (по временам года, настроению и др.). Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.) |
Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов
Развитие продуктивной | Изготовление украшений | Подгруппо- | 40 мин |
деятельности детей, | для группового | вая. | |
детского творчества и | помещения к праздникам, | Индиви- | |
приобщение к искусству в | предметов для игры, | дуальная | |
изобразительной | сувениров, предметов для | ||
деятельности (рисовании) | познавательно-исследовательской | ||
Развитие продуктивной | |||
деятельности детей, | деятельности. | ||
детского творчества и | Создание макетов, | ||
приобщение к искусству в | коллекций и их | ||
изобразительной | оформление. | ||
деятельности (лепке) | Украшение предметов для личного пользования. | ||
Развитие продуктивной | |||
деятельности детей, | Рассматривание | ||
детского творчества в | эстетически | ||
изобразительной | привлекательных | ||
деятельности (аппликации) | предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов | ||
Развитие продуктивной | |||
деятельности детей, | и др.), узоров в работах | ||
детского творчества в | народных мастеров и | ||
изобразительной | произведениях | ||
деятельности | декоративно-прикладного | ||
(художественном | искусства, произведений | ||
конструировании) | книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики. Игра. Организация выставок |
работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных), репродукций произведений живописи и книжной графики, тематических выставок (по временам года, настроению и др.). Обсуждение (произведений искусства, средств выразительности и др.) |
Самостоятельная деятельность детей
Развитие продуктивной | Создание | Индиви- | |
деятельности детей, | соответствующей | дуальная. | |
детского творчества и | предметно-развивающей | Подгрупповая | |
приобщение к искусству в | среды. | ||
изобразительной | Рисование, лепка, | ||
деятельности (рисовании, | аппликация, | ||
лепке, аппликации, | художественное | ||
художественном | конструирование. | ||
конструировании) | Рассматривание |
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
Здоровье
При планировании и реализации оздоровительной работы необходимо учитывать:
• тип и вид учреждения, направленность группы и имеющиеся условия;
• контингент воспитанников: особенности состояния здоровья и развития детей;
• наполняемость группы;
• местные и региональные особенности, в том числе климатические и сезонные. Основные направления психолого-педагогической работы руководящего, педагогического и
медицинского персонала учреждения (группы): Воспитание культуры здоровья:
• формирование культурно-гигиенических навыков;
• формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
Основные направления профилактической работы руководящего, педагогического и медицинского персонала учреждения (группы):
1. Профилактика травматизма детей.
2. Профилактика умственного переутомления и обеспечение эмоционального комфорта
(соблюдение гигиенических требований к организации образовательного процесса, организация
оптимального режима дня, в том числе рационального двигательного режима).
3. Профилактика нарушений зрения:
• мониторинг достаточной освещённости помещений и создание благоприятной световой обстановки;
• организация рационального режима зрительной нагрузки.
4. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата:
• исключение длительных статических нагрузок;
• систематическое проведение физкультминуток и физкультурных пауз;
• мониторинг правильности осанки;
• включение во все формы работы по физическому развитию детей упражнений,
направленных на профилактику нарушений осанки и плоскостопия;
• правильная расстановка детской мебели и её подбор с учётом роста воспитанников.
5. Мониторинг:
• самочувствия детей: организация утреннего приёма воспитанников и наблюдение в
течение всего времени пребывания.
• санитарного состояния помещений;
• организации питания детей с соблюдением принципов адекватности, рациональности и сбалансированности.
Основные направления оздоровительной работы руководящего, педагогического и медицинского персонала учреждения (группы):
1. Организация и проведение закаливающих мероприятий.
2. Мониторинг:
• чистоты и свежести воздуха в помещении: регулярное проветривание в присутствии
(одностороннее) и в отсутствие (сквозное) детей.
• соблюдения температурного режима в помещениях групп и одежды детей.
Задачи психолого-педагогической работы
3—4года
По формированию культурно-гигиенических навыков:
• совершенствовать умения правильно осуществлять процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом (Труд);
• формировать умения элементарно помогать взрослому в организации процесса питания, навык правильно есть без помощи взрослого (Труд,Социализация);
• развивать умения одеваться и раздеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям (Труд);
• воспитывать потребность и формировать умение ухаживать за своими вещами и игрушками при помощи взрослого (Труд).
По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:
• развивать умения и навыки называть своё имя, говорить о себе от первого лица, выражать
свои потребности и интересы в речи, интерес к изучению себя, своих физических возможностей
(осанка, стопа, рост, движение, картина здоровья), человека (сверстника и взрослого) и
признаков здоровья человека (Социализация,Коммуникация,Познание,Безопасность);
• обогащать представления о процессах умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их, доступном ребёнку предметном мире, назначении предметов, правилах их безопасного использования (Познание,Труд,Безопасность);
• поддерживать положительный настрой на выполнение элементарных гигиенических процессов, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, аккуратно сложенная одежда, я молодец и т.д.) (Социализация,Труд);
• воспитывать интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения (Безопасность);
• развивать умение переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения при участии взрослого (Социализация,Безопасность).
4—5лет
По формированию культурно-гигиенических навыков:
• развивать умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук,
помогать в осуществлении этих процессов сверстникам, младшим детям; самостоятельно
следить за своим внешним видом и внешним видом других детей; помогать взрослому в
организации процесса питания, адекватно откликаясь на его просьбы; самостоятельно есть,
соблюдая культуру поведения за столом; самостоятельно одеваться и раздеваться, стремясь
помочь сверстникам или младшим детям; элементарно ухаживать за своими вещами (вещами
личного пользования) и игрушками, проявляя инициативность и самостоятельность (Труд,
Социализация).
По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:
• развивать и закреплять представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом),
особенностях его здоровья, правилах здоровьесообразного поведения в обществе; формировать
умения элементарно описывать своё самочувствие, привлекать внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания (Социализация,Коммуникация,Познание,Безопасность);
• обогащать представления об алгоритме процессов умывания, одевания, купания, еды,
уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих эти процессы
(Познание,Труд);
• способствовать становлению всё более устойчивого интереса к правилам
здоровьесберегающего и безопасного поведения, развитию самостоятельности детей
(Познание,Безопасность);
• воспитывать желание разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья;
• развивать умение самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения (Социализация).
5—6лет
По формированию культурно-гигиенических навыков:
• развивать умения самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных
привычек, элементарных навыков личной гигиены (мыть руки, умываться, чистить зубы,
ополаскивать их после еды, обтираться (с помощью взрослого), мыть уши, причёсывать волосы
и т. д.) без напоминания взрослого (Труд);
• формировать умение и потребность самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику,
закаливающие процедуры (при участии взрослого) (Физическая культура).
По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:
• закреплять и усложнять представления о человеке (себе, сверстнике и взрослом), особенностях его здоровья, необходимости соблюдения правил здоровьесообразного поведения в обществе, навыки элементарно описывать своё самочувствие, умение привлекать внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания (Социализация,Коммуникация,Познание,Безопасность);
• совершенствовать представления об алгоритме процессов умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих эти процессы (Познание,Труд);
• способствовать становлению устойчивого интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, развитию субъектной позиции детей в здоровьесберегающей деятельности;
• развивать представления о безопасном использовании окружающих предметов и бережном отношении к ним (Познание,Безопасность);
• поощрять желание и стремление детей разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья, самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего и безопасного поведения (Социализация).
6—7лет
По формированию культурно-гигиенических навыков:
• развивать умения самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных
привычек, элементарных навыков личной гигиены; определять состояние своего здоровья
(здоров или болен), а также состояние здоровья окружающих; называть и показывать, что
именно болит, какая часть тела (Труд,Познание,Социализация);
• совершенствовать культуру приёма пищи (Труд,Социализация);
• развивать умение и потребность самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику,
закаливающие процедуры (Физическая культура).
По формированию первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни:
• развивать представления о внешних и внутренних особенностях строения тела человека;
правилах здоровья (режим дня, питание, сон, прогулка, культурно-гигиенические умения и
навыки, навыки самообслуживания, занятия физкультурой и профилактика болезней); о
поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье; о безопасном поведении в быту, на улице,
в природе, в обществе; о полезных и вредных привычках; о поведении заболевающего и
болеющего человека; о здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми (Познание,
Социализация,Безопасность,Физическая культура);
• формировать и закреплять навыки соблюдения правил безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном уголке группы; умения одеваться в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно; правильно одеваться на прогулки и в походы в лес; различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно себя вести в лесу; соблюдать правила дорожного движения; вести себя в транспорте в соответствии с правилами перевозки; правильно вести себя на воде, на солнце (Социализация,Познание,Безопасность,Физическая культура);
• воспитывать ценностное отношение к здоровью и человеческой жизни; развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, общества в целом; продолжать обогащать представления о том, что такое здоровье и как его поддерживать, укреплять и сохранять (Социализация);
• поддерживать веру ребёнка в свои возможности и собственные силы; воспитывать его как
субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения (Социализация).
Физическая культура Задачи психолого-педагогической работы 3—4года
По становлению мотивации к двигательной активности и развитию потребности в физическом совершенствовании:
• воспитывать интерес к физическим упражнениям и совместным подвижным играм в
группе и на улице (Социализация,Коммуникация)1;
• развивать потребность ежедневно выполнять утреннюю гимнастику.
По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений),
воспитанию культуры движений:
• осуществлять процесс освоения детьми разнообразных видов основных и
общеразвивающих движений (ходьба, бег, простейшие перестроения, прыжки, метание,
катание, бросание, ловля мяча, лазанье, ползание и т.п.) (Познание);
• учить сохранять правильную осанку в различных положениях (Социализация);
1 Здесь и далее решение данной задачи психолого-педагогической работы направлено на реализацию не только рассматриваемой образовательной области, но и других, указанных дополнительно образовательных областей; решение задач психолого-педагогической работы образовательной области «Физическая культура» направлено также на реализацию образовательной области «Здоровье».
• воспитывать потребность в правильном выполнении движений; развивать умения оценивать их красоту и выразительность, двигательное творчество, получать удовольствие, радость от двигательной деятельности (Музыка,Социализация,Познание);
• помогать осваивать культуру использования спортивного оборудования, инвентаря; воспитывать аккуратность, бережливость (Труд,Социализация).
По развитию физических качеств: ориентации в пространстве по указанию взрослого и самостоятельно; равновесия при выполнении разнообразных движений; координации, ловкости, быстроты, гибкости, силы и выносливости (Безопасность,Познание,Социализация,Музыка).
По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям:
• вызывать реакцию на речевые сигналы («Беги!», «Стой!», «Лови!», «Бросай!», «Прыгай!» и т. п.) и правила выполнения упражнений и игр (Коммуникация,Социализация);
• учить катанию на санках, трёхколесном велосипеде, ходьбе на лыжах (Безопасность,Коммуникация,Социализация);
• формировать умения согласовывать действия со сверстниками, быть аккуратным в
движениях и перемещениях, соблюдать двигательную безопасность (Социализация,
Безопасность);
• развивать инициативность, активность, самостоятельность, произвольность в подвижных
играх, в ходе совместной и индивидуальной двигательной деятельности детей (Социализация,
Коммуникация).
4—5лет
По становлению мотивации к двигательной активности и развитию потребности в физическом совершенствовании:
• поддерживать интерес и самостоятельность в двигательной деятельности, её различных
формах; активизировать творчество детей (Социализация,Коммуникация,Музыка);
• создавать условия для самостоятельной активности детей с использованием
физкультурного оборудования и инвентаря в подвижных играх в группе и на улице
(Социализация,Коммуникация,Труд).
По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений:
• совершенствовать двигательные умения и навыки; развивать умения их самостоятельного применения и использования детьми (Безопасность,Социализация,Коммуникация);
• развивать умения согласованно ходить, бегать, соблюдая красоту, лёгкость и грацию движений, демонстрируя пластичность и выразительность, свои двигательные возможности (Музыка,Социализация);
• осваивать различные варианты ползания и лазанья, прыжков, метания и бросания
предметов вдаль, ловли, технику выполнения движений (Социализация);
• продолжать формировать правильную осанку (Социализация);
• обогащать опыт подвижных игр у детей; развивать детскую самостоятельность в них, инициативность (Социализация,Коммуникация).
По развитию физических качеств: ориентации в пространстве, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и т.п.
По развитию интереса к спортивным играм и упражнениям:
• расширять кругозор детей в области спортивных игр; обогащать представления об их
разнообразии и пользе (Социализация,Познание);
• учить катанию на двухколёсном велосипеде, ходьбе на лыжах (Безопасность,Социализация,Коммуникация);
• развивать инициативность, активность, самостоятельность, произвольность во всех формах двигательной деятельности, умения сотрудничать и помогать друг другу в выполнении основных движений, спортивных упражнениях и подвижных играх (Социализация,Коммуникация);
• воспитывать стремление действовать по правилам, соблюдать их.
5—6лет
По становлению мотивации к двигательной активности и развитию потребности в физическом совершенствовании:
• повышать уровень осознанного выполнения движений детьми; развивать потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками (Социализация,Коммуникация,Познание);
• поддерживать самостоятельность в организации подвижных игр, спортивных упражнений и игр на прогулке и в помещении, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования (Социализация,Коммуникация,Труд);
• поддерживать и поощрять стремление детей помогать взрослому в подготовке
физкультурной среды группы, спортивной площадки и зала к занятиям физической культурой
(Труд,Социализация);
• воспитывать стремление организовывать игры-соревнования, игры-эстафеты и
участвовать в них (Социализация,Коммуникация).
По накоплению и обогащению двигательного опыта (развитию основных движений), воспитанию культуры движений:
• совершенствовать основные движения дошкольников, двигательные умения и навыки по линии изменения темпа, ритма их выполнения, чередования, ориентации в пространстве, координации выполнения движений, удержания равновесия (Безопасность,Социализация,Коммуникация,Музыка);
• продолжать формировать правильную осанку (Социализация);