Собрания с социальной проблематикой
Эффективным способом решения множества школьных проблем социального характера, в том числе и дисциплинарных, является организационное единство класса. Уже с самого раннего школьного возраста ребенок должен усвоить, что класс—это единая рабочая группа, которая должна решать те или иные проблемы и где каждый ученик несет как личную, так и групповую ответственность. Весь класс в ответе за результаты учебы и за поведение каждого. Обсуждая групповые и индивидуальные проблемы, ученики и учитель добиваются их решения в стенах класса. Если дети привыкнут сообща справляться с трудностями с самого начала своего пребывания в школе, мир перестанет казаться им таинственным, враждебным или опасным, они поймут, что происходящими событиями можно управлять. В жизни не избежать различных трудностей и кризисных ситуаций, но всегда, если постараться, можно найти выход из положения. Опыт решения проблем на классных собраниях ценен сам по себе, кроме того, он способствует достижению более высокой успеваемости.
В условиях, когда отсутствует навык решения социальных проблем, трудности, возникающие в процессе общения детей друг с другом, кажутся им непреодолимыми. Если нет помощи со стороны взрослых, дети стараются избегать проблем, лгут и изворачиваются в сложных ситуациях, перекладывают свои заботы на других или просто плывут по течению. Ни один из этих способов поведения не является хорошей подготовкой к жизни. Собрания с социальной тематикой помогут детям научиться вырабатывать более оптимальные способы поведения.
Приведу пример такого собрания в восьмом классе, в котором серьезной проблемой стали прогулы. В теплые весенние дни по 6 — 8 человек из 35 прогуливали уроки. Разумеется, никто не ждал, что одно собрание станет панацеей — моей задачей было заставить детей задуматься, почему они прогуливают уроки, а также над тем, как можно наладить посещаемость. Я начал собрание с вопроса, все ли сегодня присутствуют. После довольно длительного обсуждения ситуации, сначала робкого, а потом все более и более смелого, стало ясно, что отсутствуют восемь человек и большинство из них здоровы. Когда я поинтересовался, часто ли пропускали занятия присутствующие, они признались, что часто. Учащиеся увидели, что я не собираюсь их наказывать, а расспрашиваю из чисто человеческого интереса.
Мы довольно долго обсуждали, ради чего они прогуливали уроки и чем это чревато. Мы обсудили также школьные методы борьбы с прогулами и то, как их родители реагируют на эти методы. Учащиеся говорили, что в школе царит скука, и они не видят особого смысла в учебе. Складывалось впечатление, что в их жизни вне школы гораздо больше интересного. Кроме того, они мотивировали свое поведение тем, что в этом году заканчивается вольготная жизнь, ведь на будущий год, когда они перейдут в старшие классы, придется браться за ум. Уточняя их позицию, я выразил сомнение в том, что в дальнейшем их посещаемость станет более регулярной. Кроме того, вряд ли на старшей ступени школы уменьшится количество причин для недовольства. В продолжение разговора большинство учащихся согласились с тем, что ссылка на старшие классы — всего лишь отговорка; опыт их сестер, братьев и друзей подтверждает, что пропуски уроков в старших классах — явление столь же распространенное.
На этом этапе мы достигли того, что в терапии реальностью называлось выдвижением проблемы для открытого, честного обсуждения. Моя заинтересованность помогла детям раскрыться. Говоря только об одной насущной проблеме, мы как бы выставили ее на всеобщее обозрение. Вероятно, на первый раз этим можно было бы и ограничиться. Однако я решил пойти дальше и стал добиваться от класса конструктивных предложений. Я попросил ребят постараться убедить отсутствующих прекратить прогуливать уроки. Я понимал, что до тех пор, пока они самостоятельно не придут к выводу, что надо посещать школу регулярно, пропуски уроков будут продолжаться. Было ясно, что все их рассуждения о пользе и важности учебы — пустые слова. Должно измениться их отношение к школе, иначе ни я, ни кто-либо другой не сумеет заставить их регулярно ее посещать. Как уже говорилось, школьные занятия должны быть актуальны для учащихся; если же большую часть программы составляет материал, оторванный от жизни, его надо заменить на более близкий детям.
Безусловно, одно это собрание не улучшило посещаемости. Тем не менее оно вызвало много разговоров не только среди участников, но и в других классах. Я положил начало целой серии собраний, посвященных решению проблемы пропусков уроков.
Во время подобных дискуссий учителям следует прислушиваться к причинам плохой посещаемости уроков. Если эти аргументы окажутся достаточно убедительными, стоит подумать над обновлением характера преподавания, чтобы учащиеся не считали посещение школы бессмысленным.
Такого рода собрания полезны как учащимся, так и школе. Я предлагаю, чтобы все учащиеся начальной школы регулярно собирались в течение недели и в пределах разумного времени обсуждали проблемы как класса в целом, так и отдельных учеников. И учащиеся, и учителя должны придавать подобным собраниям не меньшее значение, чем чтению, истории или математике. Собрания с социальной направленностью следует проводить согласно следующим принципам: все проблемы, как индивидуальные, так и групповые, могут выноситься на обсуждение; любой ученик может рассказать о своей или чьей-то проблеме, проблему может выдвинуть и учитель; помимо школьных, на обсуждение могут быть вынесены домашние проблемы ребенка по желанию его самого или его родителей.
Взрослым читателям это может показаться чрезмерным, поскольку мы обычно сражаемся со своими заботами в одиночку, скрывая их от друзей и от семьи, делая вид, что их нет. Поэтому может показаться, что я слишком многого требую от не обладающих необходимым жизненным опытом детей. Я проводил такие собрания в течение нескольких лет и убедился, что дети в отличие от взрослых не испытывают затруднений, говоря о своих проблемах вслух. Ведь детей учат отрицать наличие проблем, в то время как они предпочитают их решать, а школа может им в этом помочь. Еще до того, как дети попадают в школу, они понимают — проблемы лучше не оставлять нерешенными. Мы должны стать психологически компетентными и не делать того, чем часто грешим: проецируем на детей свои взрослые тревоги и комплексы.
Мой опыт свидетельствует о том, что шестилетние дети с готовностью обсуждают трудные проблемы, такие, например, как воровство (для детей более старшего возраста и взрослых тема очень щекотливая), и пытаются найти выход из положения. Решение проблемы может быть подсказано полученной во время собрания информацией — ребенок ворует от одиночества, от голода или из зависти. Надо прежде всего устранить эти причины. Конечно же, учитель, оставивший без присмотра деньги на завтраки, подвергает ребенка искушению, которому тот не в силах противиться. Если ребенок в шестилетнем возрасте способен найти разумное решение и познать цену честности, вполне вероятно, он никогда больше не станет красть.
Мы уже отметили, что собрание с социальной проблематикой — трибуна для любого важного разговора, если того хочет ребенок, учителя или родители. Однако необходимо помнить, что обсуждение всегда должно быть направлено на такое решение проблемы, которое исключает задачу найти и наказать виновных. Псевдорешение проблем путем поиска виновных — одно из самых бессмысленных явлений, охватившее все сферы нашего общества. Его непременный спутник—наказание, которое давно уже доказало свою неэффективность. Наказание обычно срабатывает только в первый раз, если срабатывает вообще. Чаще наказание—это скорее попытка преодолеть свою несостоятельность в поиске решения проблем, нежели конструктивная попытка эту проблему решить.
Во время классных собраний очень важно, чтобы учитель не навязывал своего мнения детям. Ученики высказывают свои соображения, которые подводят их к позитивным решениям. Учитель может проанализировать позицию класса, но очень осторожно, стараясь избежать авторитарности. Каждый ребенок видит, что остальные дети воспринимают это всерьез, что к его мнению прислушиваются, с ним считаются. Когда дети испытывают чувство удовлетворения от того, что самостоятельно думают и слушают других, они не боятся высказывать свои мысли вслух и решать как собственные, так и общие задачи.
Собранием всегда должен руководить учитель, а все учащиеся должны сидеть тесным кругом — это имеет принципиальное значение. Классные собрания должны быть короткими (от 10 до 30 минут) в младших классах и увеличиваться по времени (от 30 до 45 минут) по мере того, как дети взрослеют. Продолжительность собраний не так важна, как их регулярность и значимость рассматриваемых на них проблем.