Просим не показывать фишек ША ( Пусть это будет сюрпризом)
Настольная
Книга
Куратора
СПБГУЭФ 2010
Учебное расписание группы
Числитель | |||||
ПОНЕДЕЛЬНИК | ауд. | ЧЕТВЕРГ | ауд. | ||
ВТОРНИК | ПЯТНИЦА | ||||
СРЕДА | СУББОТА | ||||
Знаменатель | |||||
ПОНЕДЕЛЬНИК | ауд. | ЧЕТВЕРГ | ауд. | ||
ВТОРНИК | ПЯТНИЦА | ||||
СРЕДА | СУББОТА | ||||
Список группы
№ | ФИО | Телефон |
О кураторстве
Основная цель куратора – ускорение адаптации первокурсников к жизни в вузе.
Куратор помогает им стать настоящими студентами, интегрирует их в студенческую массу и сплачивает коллектив. Главные направления деятельности куратора:
Знакомство с вузом:
- Разъяснение студентам Правил внутреннего распорядка, Правил пользования библиотекой, режима проживания в общежитиях, других нормативов и контроль за их исполнением.
- Ознакомление со структурой, работой, историей и обычаями вуза.
- Знакомство студентов со студенческими организациями: Студенческим советом, профкомом студентов, научным обществом студентов, спортивными секциями и пр. Привлечение первокурсников к вступлению в них и участию в мероприятиях, ими организуемых.
Работа по сплочению группы и профилактике взаимоотношений:
o Изучение личностей студентов и социальной картины группы в целом. Анализ полученных данных и диагностика проблем.
o Проведение психологических и социальных тренингов в группе. Привлечение группы к участию в сплачивающих мероприятиях: культпоходы, конкурсы, субботники.
o Индивидуальная социально-педагогическая работа со студентами. Координирование работы старосты группы.
o Организация межгруппового сплочения со студентами других групп потока путем проведения совместных мероприятий.
Работа над повышением академической успеваемости группы:
§ Разъяснение нюансов и особенностей учебного процесса в вузе, рекомендации по улучшению академической успеваемости.
§ Контроль над успеваемостью и посещаемостью студентов группы. Анализ слабых мест и их обсуждение в группе, принятие мер по их устранению.
§ Привлечение отдельных студентов к участию в научной работе: конференциях, олимпиадах и конкурсах.
Можно сказать, что работу куратора над каждой из задач можно представить в виде последовательных этапов:
1. Изучение группы студентов — постановка конкретных социально-педагогических задач.
2. Определение методов решения поставленных задач.
3. Выполнение работы - организация и непосредственное проведение мероприятия.
4. Анализ и оценка итогов работы.
Цели и задачи кураторства
Цели работы кураторов – это прежде всего:
- Помочь первокурсникам быстро адаптироваться к студенческой жизни;
- Привлечь студентов в студенческий совет и другие студенческие организации;
- Доносить студентам достоверную информацию о мероприятиях, проводимых в вузе.
У куратора есть следующие задачи:
- Ускорить знакомство в группе;
- Сплотить группу;
- Не допустить появления расколов и изгоев в группе.
Кроме того каждый куратор обязан:
- Проводить собрания в группе не реже одного раза в неделю, особенно в начальный период обучения (сентябрь-октябрь);
- Быть примером для группы;
- Организовывать внутригрупповые мероприятия (дни рождения, совместные развлекательные походы и т.п.)
- Вовремя информировать студентов о происходящих событиях и проводимых в вузе мероприятиях;
- Организовывать группы студентов на участие в мероприятиях вуза;
- Консультировать первокурсников по вопросам обучения и другим вопросам, помогать разрешать конфликты с преподавателями;
- Помогать в выборе и работе старосты и профорга группы;
- Отслеживать ситуацию в группе и помогать разрешать конфликты;
- Обеспечивать моральную поддержку каждому курируемому первокурснику;
- Участвовать в собраниях студентов-кураторов, делиться опытом и предлагать варианты организации группы;
- Вести дневник группы, отмечать сложные моменты, указывать на положительный опыт мероприятий;
- Обработать анкеты первокурсников, перевести их в компьютерный вид и сдать старшему куратору.
- Подготовить отчёт о проделанной работе к концу учебного семестра, года (проведённые мероприятия, положительные и отрицательные моменты, отзывы группы о кураторе, предложения по улучшению проекта кураторства, результаты кураторства за прошедший период).
План сетка:
Даты | Мероприятие | Время | ||
1 неделя | Кураторский сбор | 2 ч | ||
1-2 неделя | Ледокол | 1.5 ч | ||
2 неделя | Кураторский сбор | 2 ч | ||
3 неделя | Ролевая игра | 1.5 ч | ||
4-5 неделя | Выездное посвящение | Вс | ||
6-7 неделя | Игра по желанию | 3-5 ч | ||
7-9 неделя | Подведение итогов. Экватор |
Знакомство куратора с группой (Ледокол)
Первая встреча куратора с группой - это очень важное мероприятие, к которому Вы должны подойти со всей серьезностью и ответственностью.
Именно от этой встречи зависит Ваше дальнейшее общение с первокурсниками, их отношение к Вам и продуктивность Вашей деятельности в целом. В процессе первой встречи у первокурсников должно сложиться о Вас впечатление, как о старшем товарище, который поможет советом (и не только) в любой ситуации, даже когда первокурсник постесняется/побоится подойти в деканат или другие службы вуза с данной проблемой.
ВАЖНО: здесь также необходимо не перейти ни в одну из крайностей:
v Что Вы будете для них слишком «формальным» и далеким от них человеком;
v Чтобы не было фамильярности в общении между Вами.
Ледокол( 1,5 часа)
Цель ледокола:
-сплочение коллектива внутри академической группы.
Задачи Ледокола:
-Выявление активных студентов, привлечение их в студенческие организации вуза.
Требования:
-Ледокол проводится всегда в парах, поскольку ошибки лучше видны со стороны.
-На кураторах должны присутствовать бейджики с именами.
-заранее проработайте план проведения ледокола. Кто какое упражнение проводит.
Ледокол стоит начать с приветствия группе и представления себя.
Если вам начинают задавать вопросы, осекайте сразу: « Все вопросы личного характера после ледокола.
№ | Упражнение-игра: | Время: | Примечание: |
1 | Снежный ком | 10 – 15мин | ( прилаг. или движение) |
2 | Интервью | 30 - 40мин | См. в разделе ИГРЫ |
3 | Ипподром | 10 мин | |
4 | На выбор. | 10 – 15мин | Советуем Ранжир (см. ИГРЫ) |
5 | Анкетирование |
Не забудьте провести анкетирование, результаты которого будут важны при дальнейшей работе с первокурсниками. Пока студенты будут заполнять анкеты, Вам не следует давать какую-то важную информацию, т.к. они пропустят ее мимо ушей. Когда Вы соберете заполненные анкеты, уже тогда следует обсудить важную информацию.
На первой встрече НУЖНО рассказать:
- Что такое Студсовет, Профком, Студенческое научное общество.
На первой встрече можно рассказать о:
- Истории ВУЗа;
- Ректоре, декане, зам. декана, кафедре и т.д.;
- Расписании и порядке проведения занятий;
- Дисциплине;
Обязательно договоритесь о следующей встрече так, чтобы это было:
А) в конце этой недели - начале следующей;
Б) максимально удобно прежде всего для них.
Совет: Уже с первой встречи введите правила:
1) правило одного микрофона 2)вибро( телефоны на вибро)
На этой стадии рекомендуем прочесть: стр. (FORMING)
Просим не показывать фишек ША ( Пусть это будет сюрпризом)
Что делает куратор после знакомства с группой?
Собственно говоря, здесь то и начинается Ваша основная работа: проведение собраний, тренингов, и в целом работа с группой. Чуть дальше в этой книге Вы прочтете об искусстве публичных выступлений, а сейчас можно дать пару советов о том, как составить свою речь для собрания. Пожалуй, самое главное, что стоит делать перед любым выступлением, это к нему подготовиться. Немного почитать то, о чем вы собираетесь говорить, набросать приблизительный план собрания, чтобы не забыть о чём-то важном.
Но заметьте, что ваше выступление не сможет основываться только на каких-либо фактах, взятых из книг или со слов других людей. Это, прежде всего, Ваши мысли, собственное отношение к какому- либо вопросу.
И ещё... не старайтесь произнести свою речь так, как она была написана, и уж точно не стоит читать по бумажке. Это отвлечет внимание слушателей и Вы не сможете удержать аудиторию. На самом деле проще сделать заметки на небольших карточках, только основные мысли, а остальное рассказать во время выступления.
Старайтесь говорить искренне... Зачем кривить душой, и вызывать неодобрение аудитории, когда можно сказать все как есть, и этим вызвать доверие ваших подопечных? Ведь Вы тоже не любите когда Вас обманывают.
Встреча №2 «Ролевая игра»
Ролевая игра — игра поучительно-развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия.
На этом этапе рекомендуем вам провести ролевую игру « Катастрофа в пустыне» , либо ее аналог «Кораблекрушение». Разберем нюансы на примере игры «Катастрофа в Пустыне».
Игра «Катастрофа в пустыне»
Цель игры: (Все та же, что и в Ледоколе)
-сплочение коллектива внутри академической группы.
Задачи игры:
-отработать навыки поведения в дискуссии, быть убедительным.
-изучить на конкретном материале динамику группового спора.
-увидеть каждого в отдельности.
Время: не менее полутора часов.
Ведущему следует акцентировать внимание при обсуждении результатов на таких аспектах, как получение обратной связи участниками друг о друге (в силу своей эмоциональной насыщенности игра позволяет хотя бы на какое-то время «отключить» механизм психологической защиты и стать самим собой – именно поэтому она эффективна на первых этапах групповой работы).
Каждый участник получает специальный бланк (или чертит его по указаниям ведущего).
Ведущий дает группе следующую инструкцию: С этого момента все вы – пассажиры авиалайнера, совершавшего перелет из Европы в Центральную Африку. При полете над пустыней Сахара на борту самолета внезапно вспыхнул пожар, двигатели отказали, и авиалайнер рухнул на землю. Вы чудом спаслись, но ваше местоположение неясно. Известно только, что ближайший населенный пункт находится от вас на расстоянии примерно 300 километров. Под обломками самолета вам удалось обнаружить пятнадцать предметов, которые остались неповрежденными после катастрофы.
Ваша задача – проранжировать эти предметы в соответствии с их значимостью для вашего спасения. Для этого нужно поставить цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значимости и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас. Заполняйте номерами первую колонку бланка. Каждый работает самостоятельно в течение пятнадцати минут.
После завершения индивидуального ранжирования куратор напоминает участникам, что на Ледоколе вы все установили для себя правила: -Один микрофон, - вибро. И предлагает ввести еще одно правило – правило «мж мж» -означающее, что парень рядом с парнем не сидит. То же самое и с девочками (если это возможно).
Далее куратор предлагает группе разбиться на пары и проранжировать эти же предметы снова в течение десяти минут уже совместно с партнером (при этом номерами заполняется второй столбик в бланке со списком предметов).
Предмет | САМ | С ТОВАРИЩЕМ | ВСЕ ВМЕСТЕ |
Охотничий нож | |||
Карманный фонарь | |||
Летная карта окрестностей | |||
Полиэтиленовый плащ | |||
Магнитный компас | |||
Переносная газовая плита с баллон. | |||
Ружье с боеприпасами | |||
Красно-белый парашют | |||
Пачка соли | |||
Полтора литра воды на каждого | |||
Определитель съедобных растений | |||
Солнечные очки на каждого | |||
Литр водки на всех | |||
Легкое полупальто на каждого | |||
Карманное зеркало |
Стоит сделать паузу и устроить подвижную игрушку. Например: «Ветер дует на…» Потом советуем провести релакс: «Массаж». Прочитать про них можно в главе «Игры».
Следующий этап игры – общегрупповое обсуждение с целью прийти к общему мнению относительно порядка расположения предметов, на которое выделяется не менее тридцати минут.
Из наблюдения за работой участников хорошо видна степень сформированности умений организовывать дискуссию, идти на компромиссы, слушать друг друга, аргументировано доказывать свою точку зрения. Часто разворачивающиеся жаркие споры-баталии, когда никто не желает прислушаться к мнению других, наглядно демонстрируют самим участникам их некомпетентность в сфере общения и необходимость изменения своего поведения.
По окончании дискуссии ведущий объявляет, что игра завершена, поздравляет всех участников с благополучным спасением и предлагает обсудить итоги игры. Вопросы, на которые ведущий просит ответить всех участников по кругу.
Возникшая в результате дискуссия подогревается ведущим, задающим уточняющие вопросы примерно такого типа:
§ Что вызвало твою удовлетворенность (неудовлетворенность)? Как, по-твоему, в верном направлении продвигалась ваша дискуссия или нет?
§ Была ли выработана общая стратегия спасения? Что тебе помешало принять активное участие в обсуждении? Ты не согласен с принятым решением? Почему тебе не удалось отстоять свое мнение?
§ Кто в наибольшей степени повлиял на исход группового решения, то есть по сути дела оказался лидером, сумевшим повести за собой группу?
§ Что именно в поведении лидера позволило ему заставить прислушаться к себе? На какой стадии появился лидер?
§ Какими способами другие участники добивались согласия с их мнениями?
§ Какие способы поведения оказались наименее результативными?
§ Какие только мешали общей работе?
§ Как следовало бы построить дискуссию, чтобы наиболее быстрым способом достигнуть общего мнения и не ущемить права всех участников?
Ответы участников с необходимостью сопровождаются рефлексией, цель которой – в осмыслении процессов, способов и результатов индивидуальной и совместной деятельности.
Обсуждение итогов игры должно подвести группу к тому, чтобы самостоятельно разобраться в вопросе, как наилучшим способом организовывать дискуссии, как избежать грубых столкновений в споре и расположить других к принятию своего мнения. Как правило, в процессе обсуждения затрагивается очень широкий спектр проблем: фазы, через которые проходит практически любая дискуссия, лидер и его качества, навыки эффективного общения, умения самопрезентации и т.д.
При необходимости ведущий только помогает более четко сформулировать найденные участниками закономерности. Очень большое значение имеет самоанализ участниками собственного поведения, который обогащается обратной связью от других членов группы. От ведущего зависит, чтобы эта обратная связь не превратилась в серию взаимных обвинений, а носила бы конструктивный характер и была принята участниками.
Практически всегда возникает вопрос о «правильном» ответе на проблему дискуссии. Такой ответ дается ведущим, но с оговоркой, что это мнение зарубежных экспертов, с которым мы вправе не соглашаться, но вынуждены учесть важность выбора стратегии спасения для ранжирования предметов:
Итак, ответы:
Вариант «Ждать спасателей» (кстати, по мнению экспертов, предпочтительный).
- Полтора литра воды на каждого. В пустыне необходима для утоления жажды.
- Карманное зеркало. Важно для сигнализации воздушным спасателям.
- Легкое полупальто на каждого. Прикроет от палящего солнца днем и от ночной прохлады.
- Карманный фонарь. Также средство сигнализации летчикам ночью.
- Парашют красно-белого цвета. И средство прикрытия от солнца, и сигнал спасателям.
- Охотничий нож. Оружие для добычи пропитания.
- Полиэтиленовый плащ. Средство для сбора дождевой воды и росы.
- Охотничье ружье с боеприпасами. Может использоваться для охоты и для подачи звукового сигнала.
- Солнечные очки на каждого. Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей.
- Переносная газовая плита с баллоном. Поскольку двигаться не придется, может пригодиться для приготовления пищи.
- Магнитный компас. Большого значения не имеет, так как нет необходимости определять направление движения.
- Летная карта окрестностей. Не нужна, так как куда важнее знать, где находятся спасатели, чем определять свое местонахождение.
- Определитель съедобных животных и растений. В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира.
- Литр водки на всех. Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма.
- Пачка соли. Значимости практически не имеет.
Вариант «Двигаться к людям». Распределение по значимости будет иметь несколько иной вид:
Полтора литра воды на каждого--Пачка соли--Магнитный компас--Летная карта окрестностей--Легкое полупальто на каждого--Солнечные очки на каждого--Литр водки на всех--Карманный фонарь--Полиэтиленовый плащ--Охотничий нож--Охотничье ружье с боеприпасами--Карманное зеркало--Определитель съедобных животных и растений--Парашют красно-белого цвета--Переносная газовая плита с баллоном.
Иногда прояснение взаимных впечатлений и открытый обмен обратной связью на первых этапах тренинга затруднены, и хотя эта игра остается полезной и эффективной, она не способна полностью снять психологические защиты участников. Для ослабления напряжения на этой стадии используются психогимнастические игры с релаксационной направленностью.