Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
При построении системы требований в процессе изучения дисциплины у студентов должны быть сформированы общекультурные и общепрофессиональные компетенции.
Процесс изучения дисциплины в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности направлен на формирование следующих компетенций.
общекультурные:
- способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);
- способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8).
общепрофессиональные:
- способен организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);
- способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8).
Паспорт компетенций
Таблица 1
Содержание компетенции Выпускник должен обладать готовностью и способностью | Название уровня | Содержание уровня | Средства оценки | |
способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5) | 1. Базовый (предметно-информационный) | Знает особенности и условия успешности социально-педагогического взаимодействия; содержание эффективного общения в деловой и повседневной сфере деятельности человека; средства и способы достижения эффективного общения; средства и способы, препятствующие эффективному общению и создающие условия для коммуникативных неудач и речевых конфликтов; пути преодоления коммуникативных неудач и речевых конфликтов. | Анализ научной литературы, доклады. Выполнение практических заданий. | |
2. Продвинутый (деятельностно-коммуникативный) | Способен анализировать и оценивать речевые ситуации различного типа, определять средства и способы достижения эффективного общения; средства и способы, препятствующие эффективному общению и создающие условия для коммуникативных неудач и речевых конфликтов; владеет готовностью преодолевать коммуникативные неудачи и речевые конфликты. | |||
3. Творческий (поисково-исследовательский) | Владеет речевыми приемами достижения конструктивного взаимодействия; технологией выстраивания отношений между различными субъектами образовательного пространства в социально-педагогической деятельности; – способами (методами и инструментами дисциплины) повышения собственной коммуникативной эффективности. | |||
способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-8) | 1. Базовый (предметно-информационный) | Знает стратегии и тактики взаимодействия; структуру, функции, виды и типы общения; особенности форм и средств общения в зависимости от культурных традиций общества; нравственные, этические нормы взаимодействия участников педагогического процесса. | Анализ научной литературы, доклады. Выполнение практических заданий, анализ педагогических ситуаций. | |
2. Продвинутый (деятельностно-коммуникативный) | Способен определять стратегии поведения, в т.ч. в конфликтных ситуациях; выявлять причины, особенности того или иного поведения во взаимодействии и выбирать адекватные технологии взаимодействия в команде, учитывая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. | |||
3. Творческий (поисково-исследовательский) | Владеет навыками работы в команде, технологией выстраивания отношений между различными субъектами образовательного пространства в социально-педагогической деятельности. | |||
Способен организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6) | 1. Базовый (предметно-информационный) | Знает стратегии и тактики взаимодействия; структуру, функции, виды и типы общения; особенности форм и средств общения в зависимости от субъектов образовательной среды; нравственные, этические нормы взаимодействия участников педагогического процесса. | Выполнение практической работы. Защита мини- проектов | |
2. Продвинутый (деятельностно-коммуникативный) | Умеет строить эффективное речевое поведение в различных коммуникативных ситуациях; применять коммуникативные технологии взаимодействия в деловой и повседневной сфере деятельности человека; учитывать психолого-педагогические особенности субъектов образовательной среды. | |||
3. Творческий (поисково-исследовательский) | Владеет навыками организации межличностного взаимодействия субъектов образовательного пространства. | |||
способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8) | 1. Базовый (предметно-информационный) | Знает цели, задачи и содержание педагогической профессии, психолого-педагогические особенности субъектов образовательной среды, этические нормы взаимодействия участников педагогического процесса. | Разработка опросника для определения профессиональной пригодности | |
2. Продвинутый (деятельностно-коммуникативный) | Понимает высокую социальную значимость педагогической профессии, способен ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, учитывать психолого-педагогические особенности субъектов образовательной среды, соблюдать этические нормы взаимодействия участников педагогического процесса. | |||
3. Творческий (поисково-исследовательский) | Владеет готовностью качественно и ответственно выполнять профессиональные задачи, владеет навыками организации своей профессиональной деятельности на основе принципов профессиональной (педагогической) этики. | |||
В результате освоения учебной дисциплины студент должен
· знать:
– особенности и условия успешности социально-педагогического взаимодействия;
– содержание эффективного общения в деловой и повседневной сфере деятельности человека;
– средства и способы достижения эффективного общения;
– средства и способы, препятствующие эффективному общению и создающие условия для коммуникативных неудач и речевых конфликтов;
– пути преодоления коммуникативных неудач и речевых конфликтов;
– основную научную литературу.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен
· уметь:
– анализировать и оценивать речевые ситуации различного типа;
– владеть средствами и способами, гармонизирующими речевое общение в различных коммуникативных ситуациях;
– строить эффективное речевое поведение в различных коммуникативных ситуациях;
– применять коммуникативные технологии взаимодействия в деловой и повседневной сфере деятельности человека;
– учитывать психолого-педагогические особенности субъектов образовательной среды.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен
· владеть:
– речевыми приемами достижения конструктивного взаимодействия;
– технологией выстраивания отношений между различными субъектами образовательного пространства в социально-педагогической деятельности;
– способами (методами и инструментами дисциплины) повышения собственной коммуникативной эффективности.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов, в том числе:
– обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа (практические занятия – 34 час.);
– самостоятельной работы обучающегося – 74 часов.