Методическая разработка воспитательной программы должна быть оформлена на листах формата А4.
На первом листе указывается название предполагаемого мероприятия, организационная форма его проведения, фамилия, имя, отчество исполнителя и руководителя .
На следующих страницах размещаются по порядку:
– цель и задачи;
– форма программы и ее описание;
– возраст и пол участников программы;
– количество участников программы и зрителей;
– место проведения программы;
– продолжительность проведения;
– оформление и оборудование, необходимое для проведения программы;
– подготовительная работа;
– подробная сценарная разработка воспитательной программы с описанием событий и слов участников, звуко-, видео- и светосопровождения;
– использованная литература.
К разработке могут быть приложены фотографии, рисунки, карточки и другие сопровождающие наглядные средства, видео или аудио- материал, используемый в предполагаемом воспитательном мероприятии.
Оценка воспитательной программы осуществляется по следующим критериям: теоретическое знание материала и умение донести его до учащихся; наличие взаимосвязи познавательно-мировозренческих, эмоционально-волевых, практических задач; творческий характер работы; красочность и оригинальность оформления; учет возрастных особенностей развития школьников; умелое использование документов и литературы; правильный выбор формы организации проведения мероприятия; организация подготовительной работы по проведению мероприятия.
Схема анализа (самоанализа) воспитательного мероприятия (ВМ)
Общие сведения
· Дата и место проведения. Возраст и количество участников.
· Форма и содержание воспитательного мероприятия.
· Цель и задачи ВМ.
· Соответствие содержания и формы уровню интеллектуально-возрастным особенностям учащихся.
· Материально-техническое обеспечение.
Анализ подготовки мероприятия
· Проведённые подготовительные мероприятия.
· Активность, самостоятельность, инициативность и заинтересованность учащихся.
Целенаправленность
· Соответствие цели данного мероприятия общей цели воспитания.
· Четкость формулировок планируемых целей ВМ, соответствие цели уровню воспитанности, возрастным особенностям и потребностям учащихся.
· Место данного ВМ в системе воспитательной работы.
· Соответствие содержания, форм и методов целевым установкам.
Содержание
· Актуальность темы и содержания мероприятия.
· Доступность содержания (учет возрастных особенностей, объема, уровня подготовленности), новизна информации.
· Воспитывающая ценность содержания, возможности эмоционального воздействия, связь содержания с жизненным опытом учащихся,
· Уровень владения материалом организаторами мероприятия, степень их эрудированности в данном вопросе.
Методика проведения
· Организационная четкость, целесообразность распределения времени.
· Активность, самостоятельность учащихся, методы и приемы, обеспечивающие их. Роль органов самоуправления.
· Соотношение фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
· Роль обстановки (место проведения, оформление), использование специальных приемов для создания необходимой эмоциональной атмосферы.
· Использование наглядности, оформления и технических средств.
· Приемы, способы активизации внимания учащихся на различных этапах проводимой программы.
· Соотношение заранее подготовленного материала и импровизации у педагога и учащихся
· Наличие эмоционального контакта между участниками мероприятия и его организаторами, пути и средства его достижения.
· Использование игровых элементов.
· Влияние личности педагога на подготовку и ход ВМ.
Результативность
· Достижение поставленных целей, уровень реализации задач.
· Отношение учащихся к проведенной ВМ: интерес, активность.
· Познавательная эффективность, какие новые знания получили учащиеся, какие умения, навыки сформированы, закреплены.
· Влияние проведенной программы на формирование мотивов поведения учащихся.
· Возможные пути дальнейшего развития, закрепления достигнутого во время мероприятия.