Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы 1 страница
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса — совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели — совместной деятельности взрослого и детей — осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми — утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Проведение занятий как основной формы организации учебной деятельности детей (учебной модели организации образовательного процесса) целесообразно в возрасте не ранее 6 лет.
Объём образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов) является примерным, дозирование нагрузки — условным, обозначающим пропорциональное соотношение продолжительности деятельности педагогов и детей по реализации и освоению содержания дошкольного образования в различных образовательных областях. Педагоги самостоятельно определяют ежедневный объём образовательной нагрузки при планировании работы по реализации Программы в зависимости от типа и вида учреждения, контингента детей, региональной специфики, решения конкретных образовательных задач в пределах максимально допустимого объёма образовательной нагрузки и требований к ней, установленных Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН).
Объём самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объём самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН (3—4 ч в день для всех возрастных групп полного дня).
Организационной основой реализации Программы является Примерный календарь праздников (событий). Праздники как форма работы, с учетом их общей социально-личностной направленности, включены в область «Социализация», независимо от конкретной тематики каждого из них и интеграции с другими образовательными областями Программы.
Физическое развитие Здоровье
В Программе представлены наиболее универсальные, эффективные и доступные для дошкольных образовательных учреждений и групп детей дошкольного возраста всех видов и направленности закаливающие мероприятия. Их примерный перечень должен быть скорректирован с учётом региональных климатических и сезонных особенностей, а также имеющихся условий для проведения закаливающих процедур в каждом конкретном образовательном учреждении1. Наиболее сильное закаливающее воздействие на организм ребёнка оказывает сочетание физических упражнений с воздушными ваннами, особенно если оно осуществляется на свежем воздухе.
При организации закаливания необходимо соблюдать следующие требования:
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития, степени тренированности организма ребёнка;
• создавать позитивный эмоциональный настрой;
• проводить закаливающие воздействия на фоне теплового комфорта ребёнка;
• использовать в комплексе природные факторы и закаливающие процедуры;
• соблюдать постепенность в увеличении силы воздействия различных факторов и непрерывность мероприятий закаливания (при этом вид и методика закаливания изменяются в зависимости от сезона и погоды);
• следить за тем, чтобы воздействия природных факторов были направлены на разные участки тела, различались и чередовались как по силе, так и по длительности;
• соблюдать методику выбранного вида закаливания.
Затраты времени на проведение закаливающих процедур непосредственно связаны с возрастом детей и методикой закаливания, которая должна быть утверждена (согласована) с органами здравоохранения. Закаливание в повседневной жизни органично вписывается в режим учреждения (группы), а для проведения специальных методик закаливания (в том числе контрастного обливания стоп, обтирания) должно выделяться дополнительное время. Чем старше дошкольники, тем больше возможностей появляется для проведения закаливающих процедур, и, соответственно, время для их проведения может и должно быть увеличено.
В общем объёме непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, учитываются следующие закаливающие мероприятия: — утренняя гимнастика;
— подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности или физкультурные занятия (в помещении и на улице).
Проведение других закаливающих мероприятий осуществляется в пределах времени, необходимого для осуществления функций присмотра и ухода за детьми.
Примерный перечень закаливающих мероприятий
Форма закаливания | Закаливающее воздействие | Длительность (в день) |
3—4 4—5 5—6 6—7 |
1 При корректировке примерного перечня закаливающих мероприятий необходимо руководствоваться действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
лет |
лет |
лет |
года
Утренняя гимнастика (в тёплую погоду проводится на улице) | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями | 5—7 мин | 5—10 мин | 7—10 мин | 7—10 мин |
Пребывание ребёнка в облегчённой одежде при комфортной температуре в помещении | Воздушная ванна | Индивидуально | |||
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (в помещении) | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями; босохождение с использованием ребристой доски, массажных ковриков, каната и т. п. | До 15 мин | До 20 мин | До 25 мин | До 30 мин |
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (на улице) | Сочетание световоздушной ванны с физическими упражнениями | До 15 мин | До 20 мин | До 25 мин | До 30 мин |
Прогулка в первой и второй половине дня | Сочетание световоздушной ванны с физическими упражнениями | 2 раза по 2 ч | 2 раза по 1 ч 50 мин — 2 ч | 2 раза по 1 ч 40 мин — 2 ч |
С учётом погодных условий
Полоскание горла (рта) после обеда1 | Закаливание водой в повседневной жизни | 3—7 мин | 3—7 мин | 3—5 мин | 3—5 мин |
Подготовка и сама процедура
Дневной сон без маек | Воздушная ванна с учётом сезона года, региональных климатических особенностей и индивидуальных особенностей ребёнка | В соответствии с действующими СанПиН |
При полоскании горла (рта) используется кипячёная вода комнатной температуры.
Физические | Сочетание воздушной ванны с | 5—7 | 5—10 | 7—10 | 7—10 |
упражнения после | физическими упражнениями | мин | мин | мин | мин |
дневного сна | (контрастная воздушная ванна) | ||||
Закаливание | Воздушная ванна и водные | ||||
после дневного | процедуры («расширенное» | 5—15 мин | |||
сна | умывание, обтирание или обливание стоп и голеней и др.) |
3—4года и 4—5лет
Содержание работы | Формы работы | Формы организации детей | Примерный объём (в неделю) |
Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов
Становление ценностного | Игра. | Групповая. | 3—4года |
отношения | Ситуативный | Подгрупповая. | 10 мин |
к здоровью и жизни человека | разговор. Беседа. | Индиви-дуальная | 4—5лет |
Формирование | |||
представлений о здоровье, | Рассказ. | 10—15 мин, | |
основах здорового образа | Чтение. | а также в ходе | |
жизни и правилах | Интегративная | реализации | |
здоровьесберегающего | деятельность. | других областей | |
поведения | Проблемная ситуация | и во время организации | |
Накопление опыта здорового | Групповая. | ||
образа жизни | Подгрупповая. | подвижных, | |
Индиви- | спортивных игр, | ||
дуальная | физических упражнений и т. д. (в помещении и на улице) |
Самостоятельная деятельность детей
Становление ценностного | Во всех видах | Подгрупповая. | |
отношения к здоровью и | самостоятельной | Индиви- | |
жизни человека | деятельности детей | дуальная | |
Формирование | |||
представлений о здоровье, | |||
основах здорового образа | |||
жизни | |||
и правилах | |||
здоровьесберегающего | |||
поведения | |||
Накопление опыта здорового | |||
образа жизни |
5—6и 6—7лет
Содержание работы | Формы работы | Формы | Примерный |
организации | объём | ||
детей | (в неделю) |
Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов
Развитие ценностного | Интегративная | Групповая. | 5—6лет |
отношения к здоровью и | деятельность. | Подгруппо- | 25 мин |
жизни человека | Игра. Беседа. | вая. Индиви- | 6—7лет |
Формирование представлений | |||
о здоровье, основах здорового | Рассказ. | дуальная | 30 мин, |
образа жизни и правилах | Чтение. | а также в ходе | |
здоровьесберегающего | Проектная | реализации других | |
поведения | деятельность. Создание коллекций. | областей и во время | |
Формирование опыта | |||
здорового образа жизни | Тематический досуг. | организации | |
Проблемная ситуация | подвижных, спортивных игр, физических упражнений и т. д. (в помещении и на улице) |
Самостоятельная деятельность детей
Развитие ценностного | Во всех видах | Подгруппо- | |
отношения к здоровью и | самостоятельной | вая. | |
жизни человека | деятельности детей | Индиви-дуальная | |
Формирование представлений | |||
о здоровье, основах здорового | |||
образа жизни | |||
и правилах | |||
здоровьесберегающего | |||
поведения | |||
Накопление опыта здорового | |||
образа жизни |
Физическая культура 3—4года
Содержание работы | Формы работы | Формы | Примерный |
организации | объём | ||
детей | (в неделю) |
Непосредственно образовательная деятельность
Становление мотивации к | Игровая беседа с | Групповая. | 10—15 мин |
двигательной активности и | элементами движений. | Подгруппо- | |
развитие потребности в | Чтение. | вая. |
физическом совершенствовании | Рассматривание. Игра. Интегративная деятельность. Утренняя гимнастика | Индиви-дуальная | |
Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений), воспитание культуры движений | Утренняя гимнастика. Игра. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера. Интегративная деятельность. Контрольно-диагностическая деятельность | 40 мин | |
Развитие физических качеств | 40 мин | ||
Развитие интереса к спортивным играм и упражнениям | Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера | 10—15 мин |
Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов
Становление мотивации к | Аналогичные формы | Групповая. | 25—35 мин, |
двигательной активности и | работы во всех | Подгруппо- | а также в ходе |
развитие потребности в | компонентах режима | вая. | реализации других |
физическом | дня | Индиви- | областей и |
совершенствовании | дуальная | организации двигательной | |
Накопление и обогащение | |||
двигательного опыта | активности в | ||
(развитие основных | течение дня | ||
движений), воспитание | |||
культуры движений | |||
Развитие физических | |||
качеств | |||
Развитие интереса к | |||
спортивным играм и | |||
упражнениям |
Самостоятельная деятельность детей
Становление мотивации к | Во всех видах | Подгруппо- | |
двигательной активности и | самостоятельной | вая. | |
развитие потребности в | деятельности детей | Индиви- | |
физическом | дуальная | ||
совершенствовании | |||
Накопление и обогащение | Двигательная | ||
двигательного опыта | активность в течение | ||
(развитие основных | дня. |
движений), воспитание культуры движений | Игра | ||
Развитие физических качеств | Утренняя гимнастика. Игра | ||
Развитие интереса к спортивным играм и упражнениям | Самостоятельные спортивные игры и упражнения |
4—5лет
Содержание работы | Формы работы | Формы | Примерный |
организации | объём | ||
детей | (в неделю) |
Непосредственно образовательная деятельность
Становление мотивации к двигательной активности и развитие потребности в физическом совершенствовании | Игровая беседа с элементами движений. Чтение. Рассматривание. Игра. Утренняя гимнастика. Интегративная деятельность. Контрольно-диагностическая деятельность | Групповая. Подгруппо-вая. Индиви-дуальная | 20—25 мин |
Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений), воспитание культуры движений | 50 мин | ||
Развитие физических качеств | Утренняя гимнастика. Игра. Спортивные упражнения. Интегративная деятельность | 50 мин | |
Развитие интереса к спортивным играм и упражнениям | Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера. Экспериментирование | 20—25 мин |
Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов
Становление мотивации | Аналогичные формы работы | Групповая. | 25 мин, |
к двигательной | во всех компонентах режима | Подгруппо- | а также в ходе |
активности и развитие | дня | вая. | реализации |
потребности в | Индиви- | других областей | |
физическом | дуальная | и организации | |
совершенствовании | двигательной активности в | ||
Накопление и | |||
обогащение | течение дня | ||
двигательного опыта |
(развитие основных движений), воспитание культуры движений | |||
Развитие физических качеств | |||
Развитие интереса к спортивным играм и упражнениям |
Самостоятельная деятельность детей
Становление мотивации | Во всех видах | Подгруппо- | |
к двигательной | самостоятельной | вая. | |
активности и развитие | деятельности детей | Индиви- | |
потребности в | дуальная | ||
физическом | |||
совершенствовании | |||
Накопление и | Двигательная активность в | ||
обогащение | течение дня | ||
двигательного опыта | |||
(развитие основных | |||
движений), воспитание | |||
культуры движений | |||
Развитие физических | Игра. | ||
качеств | Спортивные упражнения | ||
Развитие интереса к | Самостоятельные | ||
спортивным играм и | спортивные игры и | ||
упражнениям | упражнения |
5—6и 6—7лет
Содержание работы | Формы работы | Формы | Примерный |
организации | объём | ||
детей | (в неделю) |
Непосредственно образовательная деятельность
Развитие мотивации к | Физкультурное занятие. | Групповая. | 5—6лет |
двигательной активности и | Утренняя гимнастика. | Подгрупповая. | 25—30 мин |
развитие потребности в | Игра. | Индиви- | |
физическом | Беседа. | дуальная | 6—7лет |
совершенствовании | Рассказ. Чтение. Рассматривание. Интегративная деятельность | 30—35 мин | |
Накопление и обогащение | Утренняя гимнастика. | 5—6лет | |
двигательного опыта | Физкультурное занятие. | 1 ч | |
(развитие основных | Игра. | ||
движений), воспитание | Интегративная | 6—7лет |
культуры движений | деятельность. Контрольно-диагностическая деятельность. Спортивные и физкультурные досуги. Спортивные состязания | 1 ч 10 мин — 1 ч 20 мин | |
Развитие физических качеств | 5—6лет 1 ч 6—7лет 1 ч 10 мин | ||
Развитие интереса к спортивным играм и упражнениям | Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера. Проектная деятельность. Игра. Спортивный и физкультурный досуги | 5—6лет 25—30 мин 6—7лет 30 мин |
Образовательная деятельность,осуществляемая в ходе режимных моментов
Развитие мотивации | Аналогичные формы | Групповая. | 5—6лет |
к двигательной активности | работы во всех | Подгрупповая. | 50 мин |
и развитие потребности | компонентах режима дня | Индиви- | |
в физическом | дуальная | 6—7лет | |
совершенствовании | 1 ч 15 мин, а также в ходе | ||
Накопление и обогащение | |||
двигательного опыта | реализации других | ||
(развитие основных | областей и | ||
движений), воспитание | организации | ||
культуры движений | двигательной активности в | ||
Развитие физических | |||
качеств | течение дня | ||
Развитие интереса к | |||
спортивным играм и | |||
упражнениям |
Самостоятельная деятельность детей
Развитие мотивации к | Во всех видах | Подгрупповая. | |
двигательной активности и | самостоятельной | Индиви- | |
развитие потребности в | деятельности детей | дуальная | |
физическом | (в том числе в условиях | ||
совершенствовании | исследовательских и игровых проектов, сюжетно-ролевых дидактических и театрализованных играх) | ||
Накопление и обогащение | Двигательная активность | ||
двигательного опыта | в течение дня | ||
(развитие основных | |||
движений), воспитание | |||
культуры движений |
Развитие физических | Подвижная игра. |
качеств | Двигательная активность |
(в том числе в сюжетно- | |
ролевых играх, играх- | |
драматизациях, | |
музыкально- | |
двигательных | |
импровизациях и др.) | |
Развитие интереса к | Самостоятельные |
спортивным играм и | спортивные игры и |
упражнениям | упражнения |