Приемы выработки умений и навыков конструктивного конфликтного взаимодействия
Драматизацияконфликта
Важнейшими принципами драматизации являются:
1. отказ от рассказа в угоду показа;
2. перевод выражения агрессивности на заменяющее лицо (“актера”);
3. обмен ролями партнеров по разногласию;
4. активное привлечение аудитории для игрового воспроизведения конфликта и совместного поиска адекватных форм взаимодействия в конфликтных ситуациях.
На первом этапе ученик, который недоволен сложившейся ситуацией, в присутствии оппонента исполняет его (оппонента) роль, отдав собственную роль кому-либо другому. При этом в случае если оппонент протестует против исполнения его роли кем-то другим (а это бывает часто, потому что изображение “ущемленным” “зажимщика” обычно носит выраженный гротесковый характер), ему самому предлагают сыграть свою роль, но не с самим недовольным, а опять-таки с “актером”. Явная идеализация собственных действий со стороны “зажимщика” вызывает протест “ущемленного”, и драматизация конфликта закономерно и естественно переходит к своему второму этапу.
На этом этапе “виновник” конфликта сам играет роль “ущемленного”, воспроизводя смысл и тон его ответа в диалоге с “актером”, который ранее изображал его самого. Обычно это вызывает протест со стороны “ущемленного”, который считает, что его действия также явно шаржированы. После этого ему самому предлагают их воспроизвести с заменяющим “зажимщика” “актером”. Явная идеализация “ущемленным” собственных действий порождает протест у “виновника” разногласия, который обычно поддерживается всеми присутствующими. Начинается третий этап драматизации конфликта.
На этом этапе ведущий предлагает участникам разногласия изобразить то, как именно следовало бы противной стороне обращаться и действовать в ситуации конфликта. Начать можно с исполнения “недовольным” роли его оппонента, а сразу после этого дать возможность всем желающим предоставить собственную версию поведения “зажимщика”. “Зажимщик” далее сам представляет, как именно “недовольному” следовало бы поступать в ситуации. После чего любой желающий из участников занятия также демонстрирует свои формы реагирования.
Результатом подобной драматизации конфликта обычно выступает не столько разрешение противоречия, сколько коррекция взаимного поведения и взаимных ожиданий участвующих, что, несомненно, вносит вклад в развитие способности анализировать сложную жизненнуюситуацию и свою в ней роль.
Управлениеконфликтом
Из числа участников выбирается жюри. Два человека разыгрывают разногласие. Члены жюри оценивают наблюдаемый конфликт и оценивают его участников по следующим показателям (оценки можно давать вслух или записывать, обсуждать их нельзя):
1. Являлось ли необходимым обострение конфликта:
a. возможно и желательно ли устранение противоречия?
b. если да, то нет ли мирных средств для его разрешения?
c. если нет, то хватит ли сил на то, чтобы выиграть конфликт?
d. если нет, то как долго он может длиться?
2. Насколько участники сохранили контроль за своим конфликтным эмоциональным состоянием.
3. Каковы подлинные причины конфликта.
4. В чем суть разногласия (локализация конфликта).
5. До какой степени участники конфликта ориентированы на партнера, а не на себя и свои интересы.
6. Способность к переформулированию аргументов оппонента сторонами.
7. Активность и мотивация участников на разрешение конфликта, которую можно сохранять, задавая:
a. эмоциональный тон отношений (“Давай-ка говорить спокойно”);
b. тему разговора (“Мы не о том говорим, вернемся к ...”);
c. языковой стиль (без грубости и пошлости);
d. роли и степени строгости правил игры (в конфликт можно и должно играть, разрешая противоречие в виде подобия театрального действия с оговоренными ролями и амплуа).
Выполнение упражнения обязательно оценивается жюри и обсуждается всеми присутствующими по всем семи пунктам, составляющим этапы управления конфликтной ситуацией.