Результаты исследования и их обсуждение. Мелях А.С., Петренко Т.С., Редькин В.А., Воробьева А.М.
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ МИНИМАЛЬНОЙ МОЗГОВОЙ ДИСФУНКЦИИ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ЕКАТЕРИНБУРГА
Мелях А.С., Петренко Т.С., Редькин В.А., Воробьева А.М.
Научный руководитель: д.м.н. Ретюнский К.Ю.
Кафедра психиатрии, наркологии
Уральской государственной медицинской академии, г. Екатеринбург
Одной из актуальнейших проблем современной медицины является стремительный рост числа детей с легкими повреждениями мозговых структур, возникшими в результате неблагоприятно протекающей беременности, патологических родов, влияния различных патогенных факторов в первые годы жизни. Различные по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям легкие церебральные расстройства по принципу практической целесообразности объединены в единую группу минимальной мозговой дисфункции (ММД) на основании трех наиболее важных признаков: наличия легко выраженного повреждения головного мозга, парциальной задержки развития высших психических функций и наличия неврозоподобных нарушений.
ММД затрудняет обучение и препятствует формированию навыков самоконтроля, создает условия для возникновения широкого ряда соматических страданий. По данным отечественных и зарубежных исследователей, частота ММД в детской популяции колеблется в широком диапазоне, от 20 до 70% (О.В. Халецкая, В.М. Трошин, 1995; Н.Н. Заваденко, 1999; Б.Р. Яременко, с соавт., 1999; S. Murayama, 1994). Одним из важных аспектов изучения актуальной проблемы представляется уточнение эпидемиологических показателей ММД с целью разработки реабилитационных программ с опорой на современный биопсихосоциальный подход, включающий полипрофессиональное и межведомственное участие.
Цель исследования –установление распространенности ММД среди учащихся начальных классов общеобразовательных школ г. Екатеринбурга.
Материалы и методы
Для исследования данной проблемы был использован структурированный опросник проф. кафедры детских нервных болезней Российского государственного медицинского университета Н.Н. Заваденко (2004), позволяющий объективизировать особенности поведения ребенка с ММД, начиная с возраста 7 лет, на основании сведений от родителей, воспитателей или педагогов с помощью их анкетирования. Заполнение опросника предусматривает не только фиксацию тех или иных симптомов, но и условную оценку степени их выраженности в баллах. Этот подход не только позволяет дать качественную и количественную характеристики имеющихся расстройств, предлагает оценку динамики нарушений поведения, что особенно важно при анализе эффективности результатов проводимых коррекционных и лечебных мероприятий. Опросник представлен в виде таблицы и содержит перечень вопросов по 72 симптомам, которые могут наблюдаться при ММД. Все вопросы сгруппированы по шкалам, которые включают перечень сочетающихся друг с другом симптомов, позволяя диагностировать церебрастению, психосоматические нарушения, тревожность, страхи и навязчивости, двигательные нарушения, расстройства внимания, эмоционально-волевой сферы, поведения, выраженность агрессии, нарушения устной речи, чтения и письма, трудности школьного обучения.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе исследования были анонимно опрошены 1487 родителей учащихся 1-4 классов из 9 общеобразовательных школ г. Екатеринбурга. Перед проведением исследования лишь 208 родителей (14,0%, n=1487) полагали, что их дети непременно нуждаются в консультативной помощи психоневролога в связи с наличием выраженных нарушений когнитивных функций и имеющимися поведенческими проблемами. При этом попыток обращения к специалистам родители не предпринимали, преимущественно ссылаясь на занятость, опасения огласки посещения врача и последствий в виде социального остракизма по отношению к ребенку. 296 родителей (19,9%, n=1487) считали, что у ребенка имеются реальные проблемы, связанные с обучением и поведением. По их мнению, по мере взросления и достижения подросткового возраста, нарушения легкой степени самостоятельно, без дополнительной коррекции исчезнут. Наконец, 983 родителя (66,1%, n=1487) полностью отрицали неблагополучие психоневрологического здоровья своих детей, отказываясь от консультаций, врачебно-психологической помощи, полагаясь исключительно на воспитательно-педагогические меры. В результате исследования, были получены следующие результаты (см. табл.).
Таблица
Клинические проявления ММД у учащихся 1-4 класса общеобразовательных школ г. Екатеринбурга
Синдромы | Количество наблюдений | |
Абс | % | |
Церебрастения | 63,5 | |
Психосоматические нарушения | 33,9 | |
Тревожность, страхи, навязчивости | 27,9 | |
Двигательные нарушения | 63,9 | |
Нарушения устной речи | 36,9 | |
Нарушения внимания | 64,9 | |
Эмоционально-волевые нарушения | 50,9 | |
Нарушения поведения | 49,9 | |
Агрессивность и реакции оппозиции | 19,9 | |
Трудности школьного обучения | 39,9 | |
Нарушения чтения и письма | 58,4 | |
Всего (n=1487) | 72,5 |
Согласно данным таблицы, различные клинические проявления ММД выявлялись у 1078 учащихся 1-4 класса (72,5%, n=1487). Структура выявленных преимущественно легко выраженных психопатологических нарушений позволяет утверждать, что они имеют резидуально-органическую природу. Особо следует отметить, что после проведенного анкетирования 862 родителя (57,9%, n=1487) изменили свои убеждения, высказав твердое намерение посетить консультативный прием психоневролога и/или клинического психолога.
Выводы
1. ММД является широко распространенной патологией в детской популяции. Различные клинические проявления ММД в исследовании установлены в 72,5% случаев.
2. Структура нарушений при ММД позволяет утверждать их резидуально-органическую природу.
3. Родители не придают должного внимания имеющимся нервно-психическим нарушениям у детей с ММД.
4. ММД затрудняет обучение и препятствует формированию навыков самоконтроля, создает условия для возникновения широкого ряда соматических страданий.
5. С учетом показателя высокой распространенности необходима комплексная программа ранней профилактики и реабилитации детей с ММД на федеральном уровне.
Литература
1. Заваденко Н.Н. Детская гиперактивность: особенности диагностики и лечения. / Российский медицинский журнал. 1999, № 4 – стр.25-31.
2. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальные дисфункции мозга в детском возрасте. – Нижний Новгород, 1995. – 37 с.
3. Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. – С.-Пб., Деан, 1999. – 128 с.
4. Murayama S. (Мураяма С. Дети и школа в эпоху изобилия. // Вопросы психологии. – 1994. - № 6. – С. 140-147).