Комната четвертая. Зеленая 1 страница
Николай Халезин Наташе
Я пришел
Притча в семи главах
Действующие лица:
Гвидо – мужчина
Ангел – ангел
Мама
Франк – друг
Доминик – любимая
Папа
Мария – дочь
На сцене семь комнат, расположенных последовательно по кругу, создающих один виток спирали. Каждая следующая комната находится чуть выше предыдущей. Последняя, седьмая комната, находится выше всех, стыкуясь уровнем пола с уровнем потолка первой комнаты. Последняя стена, завершающая анфиладу, отсутствует. Находясь в седьмой комнате, можно посмотреть вниз и увидеть, что происходит в первой. Все комнаты последовательно соединены дверями. Каждое помещение имеет свой доминирующий цвет в интерьере и предметах, ее наполняющих.
Комната первая. Красная
В этой комнате нет практически ничего. На полу, глядя в зал, сидит Ангел, – он смотрит прямо перед собой, размышляя о чем-то. Из левой двери появляется обнаженный мужчина лет сорока. Какое-то время он стоит молча, озираясь по сторонам.
Гвидо. Я пришел...
Ангел. Простите?
Гвидо.Я говорю, пришел я.
Ангел. А-а-а, понимаю... Пришел, значит?
Гвидо. Ну, да. Пришел, вот.
Ангел. Присаживайся, коль пришел.
Гвидо. Куда присаживаться?
Ангел. Да хоть куда. Вот здесь присаживайся...
Гвидо (присаживаясь). Спасибо.
Ангел. Не за что.
Пауза
Гвидо. Знаете, я как-то неловко чувствую себя без одежды.
Ангел. Со мной можно на «ты».
Гвидо. Знаешь, я как-то неловко чувствую себя без одежды.
Ангел. Просто ты еще не пришел, на самом деле.
Гвидо. Как это «не пришел»? Я же вот... здесь.
Ангел. Ну, да, ты здесь, а чтобы придти, надо войти вон в ту дверь (показывает на дверь справа от себя). Пока тебе это сложно понять... Дело в том, что ты пришел, но... как бы пришел...
Гвидо. Прости, я не очень понимаю...
Ангел. Я и говорю: тебе пока сложно понять.
Гвидо. Объясни.
Ангел. Вот ты как бы пришел и уже что-то видишь, слышишь, говоришь со мной... даже стесняешься... А на самом деле тебя еще нет. То есть, ты, может быть, станешь, а может и нет.
Гвидо. А если я сейчас встану и войду в эту дверь, я сразу стану?
Ангел. В общем-то, да...
Гвидо поднимается и идет к двери.
Ангел. Но нельзя войти в нее раньше положенного срока.
Гвидо останавливается, некоторое время раздумывает, возвращается и садится рядом с Ангелом.
Гвидо(после паузы). Я вообще-то у вас тут ориентируюсь... не очень...
Ангел. Я тебе все объясню... На самом деле правил немного и они достаточно просты, просто их надо хорошо усвоить. Правило первое: все должно происходить в свое время.
Гвидо. Понятно.
Ангел. Вряд ли. (Пауза) Придет время и ты войдешь в следующую комнату. Но ты не войдешь туда раньше, чем в этом возникнет необходимость.
Гвидо.У кого?
Ангел. Возникнет вообще... Не «у кого-то», а «вообще». (Пауза) Попробуй подойти к этому иррационально.
Гвидо. Что такое «иррационально»?.. Просто, я недавно пришел... знаю еще не все...
Ангел. Ты просто поверь...
Гвидо. Без объяснений?
Ангел. Просто поверь, что правила таковы, и все будет хорошо.
Гвидо. Хорошо. (Пауза) Я верю.
Ангел. Нет... Скажи громче: «я верю».
Гвидо. Зачем?
Ангел.Так надо.
Гвидо. Я верю!
Ангел.Громче!
Гвидо. Я верю!!
Ангел. Еще громче!!
Гвидо. Я верю!!!
Ангел. Еще громче!!!
Гвидо(очень тихо). Я верю.
Ангел. Теперь верю, что веришь. (Короткая пауза) Правило второе: надо пройти все.
Гвидо. Понятно. А вернуться можно?
Ангел. Третье правило: возвращаться нельзя.
Гвидо. Четвертое?
Ангел. Четвертого нет – всего три.
Гвидо. Не густо.
Ангел. Тебе хватит.
Пауза
Гвидо. Я могу спросить?.. Что там, за дверью?
Ангел. Дверь.
Гвидо. А за той дверью?
Ангел. Еще дверь.
Гвидо. А за...
Ангел. Дверь.
Гвидо. А за ней опять дверь?
Ангел. Молодец.
Гвидо. И так бесконечно?
Ангел. Не знаю, как тебе и сказать... в общем-то, да... Но, скажем так, с периодичностью...
Гвидо. С какой?
Ангел. С запланированной.
Гвидо. Понял.
Ангел. Вряд ли.
Гвидо(после паузы). Мне как-то дискомфортно без одежды. Вроде и нормально, но как-то...
Ангел. Там, за дверью, получишь одежду.
Гвидо. Когда?
Ангел. Да практически сразу.
Гвидо. Так может... я пойду уже?..
Ангел. Можешь идти...
Гвидо поднимается и идет в сторону двери.
Ангел. ...только время еще не пришло.
Пауза
Гвидо (возвращаясь на место). А когда придет?
Ангел. Вовремя.
Гвидо. Не скажу, что так уж сильно дискомфортно, но в одежде было бы значительно приятнее.
Ангел. Единственное, что я могу тебе дать, это рубашку – рубашки я выдавать уполномочен.
Гвидо. Кем?
Ангел. Вообще уполномочен. Не «кем», а «вообще».
Гвидо. Ты мне выдашь рубашку?
Ангел. Тебе – да. Но вообще-то, я их выдаю редко...
Ангел достает белую рубашку и отдает ее Гвидоу.
Гвидо. Спасибо.
Ангел. Не за что.
Гвидо. Как же «не за что», рубашка все-таки...
Ангел. Я обязан был тебе ее отдать.
Гвидо. Почему?
Ангел. Она тебе выпала.
Гвидо. Выпала?
Ангел. Не думай об этом.
Гвидо. А о чем думать?
Ангел. Например о том, что тебя ждет там (показывает в сторону двери).
Гвидо. Как же мне думать, если я не знаю, что там? Я даже не знаю, какие ситуации там могут возникнуть.
Ангел. Там ситуации могут возникнуть любые. Абсолютно любые.
Гвидо. Понял.
Ангел. Вряд ли.
Пауза. Гвидо надевает рубашку.
Гвидо. А почему раньше не отдал?
Ангел. Всему свое время.
Гвидо. Спасибо. (Короткая пауза) А брюки?
Ангел. Выдадут в следующей комнате... скорее всего.
Пауза
Гвидо. Может, я пойду?
Ангел. Иди... постучи...
Гвидо. А откроют?
Ангел. Нет, время же еще не пришло.
Гвидо. Зачем тогда стучать?
Ангел. Они будут знать, что ты уже здесь.
Гвидо. Они что же, не знают? (Короткая пауза) А кто там?
Ангел. Увидишь.
Гвидо.Что, время пришло?
Ангел.Пришло. Стучать.
Гвидо встает, подходит к двери и сильно стучит в нее. Дверь не поддается. Он возвращается на свое место.
Ангел. А ты горяч.
Гвидо. Тебе до моей горячности не должно быть никакого дела. Пришло – не пришло...
Ангел. Напрасно хамишь. Потом умолять будешь о помощи, а я тебе отвечу: «Тебе до моей помощи не должно быть никакого дела».
Гвидо. Почему буду умолять? А чем ты можешь помочь?
Ангел. Да хоть чем.
Гвидо. Тогда помоги дверь открыть.
Ангел. Пожалуйста. Только давай договоримся так: если ты абсолютно уверен, что преждевременное открывание двери тебе не повредит, – я ее открою. Но только ты должен быть абсолютно уверен, на сто процентов...
Пауза
Ангел. Ну что, открывать?!
Гвидо. Сколько у нас есть времени до того, как дверь откроется?
Ангел. Все меньше...
Гвидо.Меньше чего?
Ангел.Меньше, чем есть.
Гвидо.А сколько есть?
Ангел. Столько, сколько есть... но меньше, чем было. (Короткая пауза) Правда, больше, чем могло бы быть в противном случае... Хотя...
Пауза
Гвидо. Расскажи мне что-нибудь.
Ангел.О себе рассказать или о ком-нибудь?
Гвидо.Какая разница?
Ангел. Повезло мне с тобой...
Пауза
Гвидо. А может, все-таки лучше будет, если ты меня чему-нибудь научишь – я же здесь недавно, почти ничего не умею.
Ангел. Чему научить?
Гвидо.Ну, не знаю... Что-то у меня... как-то...
Ангел. Что «как-то, что-то»?
Гвидо. Да комок какой-то вот здесь... (показывает у себя на теле зону солнечного сплетения) и дышать не очень... ну, как-то не до конца... в общем, трудновато... а внизу... (показывает на живот) будто... жарится что-то... так противно... и ладони потеют... мне не нравится...
Ангел.Это чувство тревоги. От него легко избавиться.
Гвидо. Как?
Ангел. Подойди к стене и побарабань в нее кулаками.
Гвидо. Я это уже делал.
Ангел. Тогда ты войти хотел – стучал в дверь, а сейчас хочешь тревогу снять – стучи в стену. Это разные вещи.
Гвидо подходит к стене. Он несколько мгновений раздумывает, затем бьет в стену кулаками. После этого возвращается на место.
Гвидо. Странно.
Ангел. Что странно?
Гвидо. Странно, что помогло.
Ангел. Брось, все странности еще впереди.
Гвидо. Ты не мог бы ответить мне на один вопрос?
Ангел. На один – мог бы.
Гвидо. Что там, за дверью?
Ангел. Комната.
Гвидо. А в комнате?
Ангел. Это второй вопрос.
Пауза
Ангел. А ты не мог бы ответить мне на один вопрос?
Гвидо. На один – мог бы.
Ангел. Скажи, чего тебе хочется сейчас больше всего?
Гвидо. Честно?
Ангел. Честно.
Гвидо. Штаны.
Ангел. Штаны?
Гвидо. Штаны. Какие-нибудь нормальные штаны к этой рубашке.
Ангел. Я так и предполагал.
Гвидо. Что ты предполагал? И что вообще можно предполагать относительно человека без штанов?
Ангел. Когда знаешь одного человека без штанов – предполагать практически нечего. Но когда знаешь много людей без штанов – прослеживаешь тенденцию.
Пауза
Ангел. Тебе пора.
Гвидо. Откуда ты знаешь?
Ангел. Поторопись, опаздывать нельзя, так же, как и приходить раньше времени. Ты же помнишь правило: все должно происходить в свой срок.
Гвидо. А что дальше?
Ангел. Дальше? Дальше...
Гвидо подходит к двери, открывает ее и входит в следующую комнату.
Комната вторая. Оранжевая
В комнате стоит гладильная доска. Мама гладит брюки. Александр входит в комнату в одной рубашке.
Александр. Мам, скоро?
Мама. Подожди пять минут. (Пауза). Может, пока перекусишь?.. Есть хочешь?
Александр.Не знаю.
Мама. Салат будешь?
Александр. Нет, не буду. Мы идем в ресторан...
Мама. В честь какого праздника?
Александр. Просто идем вдвоем поужинать.
Мама. В наше время ужинали дома, а в ресторан ходили для того, чтобы ужин надолго запомнился.
Александр.Это в ваше время. Теперь рестораны в основном используются для еды, а не в качестве музеев.
Мама(после паузы). Когда-то в ресторане папа сделал мне предложение...
Александр. По-моему, время для «ресторанных предложений» осталось только у Марии. (Короткая пауза) Мы идем просто поужинать!
Мама. Мы тоже шли «просто поужинать»... Я надела розовое платье, туфли на шпильках...
Александр. Почему в том времени все платья – розовые?
Мама. Перестань. Так вот, пришли мы в ресторан... Папа в габардиновом костюме...
Александр. А костюм, конечно, синий.
Мама. Да, синий. Ну и что, все так ходили...
Александр. Извини, продолжай.
Мама. Пришли мы в ресторан...
Александр. Мальчик – в синем, девочка – в розовом.
Мама. Не хочешь – не буду рассказывать...
Александр. Ну, прости, пожалуйста, как-то не могу сегодня без комментариев...
Мама. Я уже забыла, что хотела рассказать...
Александр. Наверное, что-то поучительное. Пошли вы однажды с папой в ресторан...
Мама. Да. Хотела рассказать как мы... Сбил меня... Папа... ресторан... Может, как он ел торт большой столовой ложкой... Официант забыл подать чайную ложку... А как к папе попала столовая ложка?.. Не помню... Короче, на столе каким-то образом осталась ложка от супа, а десерт уже принесли...
Александр. Очень поучительная история, я извлек из нее массу уроков: во-первых, не стоит ходить в дешевые забегаловки, а во-вторых, не надо вечером заказывать суп.
Мама. Да не заказывали мы никакого супа!
Александр подходит к стене и рассматривает висящую на ней семейную фотографию.
Александр. Вчера Мария заявила мне, что хочет замуж – ей, видишь ли, надоело жить с нами в одной квартире.
Мама. Не рановато ли?
Александр. Вот именно! У меня в последнее время все чаще возникает желание собрать ее вещи и отправить из дома...
Мама. Как ты думаешь, сколько раз у меня возникало такое желание относительно тебя?
Александр. А что, возникало?
Мама. Когда ты только родился, мне нужно было пять раз за ночь вставать к тебе... Кошмар! Я – еще совсем девчонка, думала: угораздило же меня родить... Зачем?! Такое мучение!
Александр. Ужас!
Мама. Все время хотела спать... Ты мне так надоел тогда...
Александр. Такие мысли обо мне... Обо мне!
Мама. Потом муки с твоей учебой! Твои капризы! Эта вереница сомнительных друзей и подруг!..
Александр. Мне в то время было гораздо труднее. Помнишь ту куклу, с которой мы встречались в выпускном классе? Вы с папой думали, что у нас роман... Лестно, конечно, но между нами ничего не было... Страдал, ревел ночами, хотел жизнь самоубийством покончить, а ни фига не было... (Короткая пауза) Если я тебе сейчас все расскажу...
Мама. Ну так расскажи...
Александр. У родителей нет склонности к выслушиванию проблем своих детей. Да и что рассказывать – дело прошлое.
Мама. По-моему, я всегда тебя внимательно выслушивала.
Александр. Выслушивала... Но помощи от вас с папой я никогда не ощущал.
Мама. Ну, как же...
Александр. Такое ощущение, что с возрастом люди забывают, с какими проблемами сами сталкивались в молодости... Становятся родителями, и все... отрезает ту часть жизни... Только к старости начинают вспоминать: молодой был, на речку бегал, одноклассницу прыщавую любил... Хотя, нет, про прыщи не вспоминают: одноклассницу любил златовласую и голубоглазую... А имя ее вспомнить не могут...
Мама. Как тебе не стыдно.
Александр. Почему мне должно быть стыдно?
Мама. Если я не ошибаюсь, это ты только что сказал, что Мария хочет от вас уйти...
Александр. Это совсем дру...
Раздается звонок. Мама идет к двери и открывает ее. В комнату входит Ангел. Он держит в руках большой букет цветов и блокнот с квитанциями. Мгновение он стоит молча, затем вручает Маме букет и протягивает блокнот с ручкой.
Ангел. Это вам. Распишитесь, пожалуйста.
Мама. Мне?
Ангел. Вам.
Мама. Вряд ли...
Ангел. Абсолютно точно – вам. (Показывает на букет) Там внутри письмо.
Мама извлекает из букета конверт, вскрывает его, достает открытку и письмо. Смотрит на открытку, потом просматривает письмо.
Мама. Да, мне... Спасибо.
Мама расписывается на бланке, отдает его Ангелу, который смотрит на фотографию на стене.
Мама.Возьмите, пожалуйста.
Ангел. Простите... засмотрелся...
Мама. Спасибо еще раз.
Ангел. Не за что – это моя работа.
Александр. До свидания.
Ангел. До свидания.
Ангел направляется к двери, оборачивается к Александру.
Ангел. Простите, это вы на фотографии?
Александр.Да, а что?
Ангел. Смешной вы были в детстве.
Александр недоуменно смотрит на Ангела, тот выходит из комнаты.
Александр(после паузы).Что он имел в виду?С каких пор посыльные комментируют...
Мама. Господи, ты об этом... Ну, увидел фотографию и высказал свое мнение... Ты и на самом деле был смешной.
Александр.Смешной. (Подходит к фотографии)Смешной...От кого цветы? Сегодня, вроде, не день твоего рождения...
Мама. Ну, это так...
Александр. Как «так»? Ты получаешь огромный букет, и говоришь «так»... Ты же не балерина после премьеры.
Мама. Полагаешь, цветы получают только балерины?
Александр. Полагаю, не только балерины! Но все-таки интересно, кто присылает моей маме цветы с курьером!
Мама. Давай сменим тему.
Александр.Хорошо. Но только после того, как ты мне скажешь, от кого этот букет.
Мама. От одного знакомого.
Александр.Я его знаю?
Мама. Нет, не знаешь.
Александр(показывает на конверт).Можно я прочту.
Мама. Считаешь, это тактично?
Александр.Если бы это касалось постороннего человека...
Мама. Это приглашение на вернисаж от моего давнего приятеля.
Александр.Он всем приглашенным рассылает такие букеты?
Мама протягивает Александру открытку. Тот быстро проглядывает ее, и смотрит на письмо, оставшееся в руках у Мамы.
Александр. Мама, что за загадки? Мы же взрослые люди...
Мама. Что ты имеешь ввиду?
Александр. А письмо нельзя прочесть?
Мама. Это лично письмо.
Александр.Что значит «личное»?
Мама. «Личное» – это значит, что оно адресовано лично мне.
Александр. Как ты думаешь, что я должен предполагать?
Пауза
Мама (протягивает конверт). Хорошо. Читай.
Александр берет письмо, читает.
Александр.«Вспоминая то время»... «твоя вера в меня»...«твоя любовь до сих пор дает мне силы и вдохновение»... (Пауза) Это на самом деле тебе письмо?
Мама. Когда я работала в музее, он пришел, интересовался помещением для выставки... Молодой совсем... Я объяснила, что мы не сдаем в аренду залы... Мне очень понравились работы, и я организовала его дебютную выставку под эгидой музея... Потом он стал известным...
Александр(после паузы).Когда это было?
Мама. Что?
Александр.Выставка.
Мама. Давно... Ты был совсем маленьким...
Александр.Папа знал?
Мама. Что? Что организовала выставку?
Александр.Ты понимаешь, о чем я говорю...
Мама(после паузы). Знал. (Короткая пауза) Папа это принял... Ты был совсем маленьким... (Короткая пауза) Если бы я не любила папу, я бы ушла... (Короткая пауза) Но и с ним расстаться не могла – я была ему необходима.
Александр. Такая любовь?
Мама. Иногда женщина должна быть для мужчины не просто женщиной, а чем-то большим... Сейчас уже мне трудно это объяснить... Греки называли это музой... (Короткая пауза) Знаешь, он был мне нужен не меньше, чем я ему. (Короткая пауза) Я знала, что без меня он не состоится.
Александр.А папа?
Мама.Папа был самодостаточным и сильным: он – в своей работе и творчестве – не нуждался в моем участии... Он очень любил меня, но это было другое... другое... любовь мужа к жене...
Александр.Не понимаю...
Пауза
Мама. Это и вправду сложно понять.
Александр.У меня ощущение, что мы с отцом что-то приносили в семью, а ты уносила и отдавала какому-то постороннему человеку...
Мама. Что ты хочешь от меня услышать – слова раскаяния? Мне не в чем раскаиваться. Даже если я что-то и «уносила», как ты выражаешься, то лишь потому, что этому «постороннему человеку» это «что-то» было нужно.
Александр.Рядом с тобой все это время был человек, которому тоже нужна была помощь. Но он, по какой-то причине, не заслужил твоего внимания, и сегодня не может прислать тебе открытку со словами «до сих пор даешь мне силу и вдохновение».
Мама. Я любила твоего отца.
Александр. Мама, я находился рядом с тобой. Я. (Короткая пауза) Мне нужна была поддержка, которую ни ты, ни отец не оказали...
Мама. Я всегда старалась тебе помочь, но ты только отмахивался от моей помощи, и буркал: «Не лезьте в мои дела». На десятый раз я перестала... Перестала потому, что поняла – моя поддержка тебе не нужна... и отца...
Александр.Да нужна была! Только не назидательная... Не лекция о вреде курения... Понимаешь?! Нужна была поддержка, после которой я мог бы написать тебе: «твоя любовь до сих пор дает мне силы и вдохновение»... Но эта поддержка уходила к какому-то человеку, которого я не знаю. А я искал это самое вдохновение... Искал, даже не предполагая, как оно выглядит.
Мама. Но ты ведь деже не намекнул о том, что тебе нужна помощь... У меня иногда создавалось впечатление, что ты не мой сын... холодный... колючий... чужой... Я что же, по-твоему, должна была по глазам догадываться?
Александр.Да, по глазам.
Мама. Вдохновение – это не инъекция, которую можно сделать тебе, или кому-то другому. Для того, чтобы поддержать какие-то устремления человека, нужно, чтобы был импульс с его стороны. А чувствовать шестым чувством, извини, я не умею.
Александр.Но кто-то же в семье должен был уметь!
Мама. Может быть ты научишься.
Пауза. Мама гладит Александра по голове. Дальнейший диалог выглядит скорее как два монолога, которые то пересекаются, то расходятся, временно, эмоционально.
Александр. Когда ты умерла, я воспринял это как предательство.
Мама. Родители когда-то уходят... Детям не следует уходить раньше родителей... Наверное, нет ничего страшнее...
Александр. Ты оставила меня одного...
Мама. Я виновата в том, что не подготовила тебя... но у тебя есть жена, дочь, друзья...
Александр. В детстве вы с папой так надоели мне своей опекой, что иногда я желал вам смерти.
Мама. Дети, в общем-то, жестокие существа. Им ничего не стоит обидеть человека, или пожелать ему смерти. С возрастом это проходит.
Александр. Потом это прошло. Мне казалось, что я стал жить абсолютно свободно, но временами мне чего-то недоставало... Когда я расстался с первой женой, и вернулся на время домой, мне показалось, что именно вас с папой мне и не хватало.
Мама. Ты проживал свою жизнь так, как ее проживают все.
Александр. Я думал, что жена не в состоянии понять меня так, как поняла бы ты. Чем старше я становился, тем нужнее становилась мне ты. Мне казалось, что лучше, чем готовила ты, готовить не может никто. Я все время хотел твоего пирога с капустой.
Мама. Ты привык к какой-то еде, которую я готовила тебе в детстве. Но это не значит, что я лучший кулинар в мире.
Александр. Я больше никогда не ел такого вкусного пирога с капустой.
Мама. Это потому, что ты вырос.
Александр. Возраст не при чем. Недавно я понял: пока живы твои родители, ты – ребенок.
Пауза
Мама. Всю жизнь казалось, что чего-то не успевала. Потом пришло время, и поняла, что недоделанного ничего не осталось. Вроде все успела...
Александр. Сегодня хотел так много сказать, а как-то не получается... Все спонтанно. Не хватает времени... Надо идти, а чувствую, что недоговорил...
Александр стоит какое-то время в нерешительности, потом подходит к двери, открывает ее и уходит в следующую комнату.
Комната третья. Желтая
В комнате стоит стол, на нем – компьютер. На столе и вокруг него множество бутылок. На полу сидит Франк – он пьян. В комнате на полную громкость звучит песня Charmed Life в исполнении Mick Jagger. Из двери в комнату входит Гвидо. Он некоторое время стоит посреди комнаты, затем подходит к музыкальному центру и выключает его. Франк поворачивается и долго смотрит на него.