Технологические особенности программы.
Эффективность организации образовательного процесса зависит во многом от выбранных педагогом педагогических методов и приёмов обучения.
- «Пальчиковый игротренинг»:
· Игры с пальчиками;
· Пальчиковые игры с палочками и палочками Кюизнер;.
· Пальчиковые игры со стихами;
· Физкультминутки;
· Комплексы пальчиковой гимнастики и массаж;
· Упражнение с монетами, шарами, мелкими предметами;
· Игры с персонажами пальчикового театра.
2.Использование элементов ТРИЗ в развитии мелкой моторики:
· Нетрадиционные способы рисования;
· Лепка из теста и пластилина с использованием природного материала: семян дыни, арбуза, гороха, камешков и т.д;
· Аппликация методом обрывания кусочков бумаги;
· Ручной труд с использованием природного и бросового материала.
3.Ручной труд и развитие мелкой моторики:
- Нанизывание бус из бисера и пуговиц;
- Расстёгивание и застёгивание пуговиц;
- Наматывание и разматывание нитки на катушку;
- Откручивание и закручивание крышек;
- Вдевание нитки в иголку, завязывание узелков, плетеник косичек из ниток.
4. Развивающие игры:
· Мозаика;
· Мягкий конструктор;
· Настольный строитель;
· Пазлы, мозаика;
· Игры с прищепками, скрепками, пипетками, пуговицами.
5.Подвижные игры:
· На развитие ходьбы, бега;
· Навыки метания, лазания, прыжках;
Средства развития мелкой и общей моторики:
· Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание)
· Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребёнка, улучшают функции рецепторов проводящих путей;
· Сюжетно – тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, оригами и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи;
· Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребёнка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.
· Использование подвижных игр. Во время игры дети развивают общую координацию движений; учиться выполнять движения соответственно тексту.
Обеспеченность программы литературой, дидактическим материалом, наглядными пособиями.В качестве средств по обеспечению усвоения программы используются наборы мягкого конструктора, настольного строительного материала, разнообразный природный и художественный материал, мелкие предметы: бусы, пуговицы, скрепки, пипетки, прищепки катушки, крышечки на каждого ребёнка индивидуально, что позволит ему самоопределиться в выборе места, материала и техники исполнения задуманной работы. В использовании детей предоставляются схемы, фотографии, модели , физкультурные пособия.
Организация работы
Сроки реализации образовательной программы 5лет.
Продолжительность её 20 минут в средней группе; 25 минут в старшей группе; 30 минут в подготовительной к школе группе. Кружок организуется для всех детей группы.
Прежде, чем приступить к работе с детьми, необходимо была подготовлена развивающая среда. Разработана картатека пальчиковых, подвижных игр, комплексы на развитие мелкой моторики, конспекты образовательной деятельности.
Для учета занятий и степени усвоения материала был заведён журнал, где отмечались даты проведения занятий, вёлся учет посещаемости, оценивает усвоение учебного материала, выполнение заданий.
Специальный подбор методической литературы:
Алябьева Е.А , Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения , Москва, «Творческий центр»,2006г.
Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Ёлкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям, - Ярославль: Академия развития», «Академия К»,998. – 256с.
Ганичева И.В, Телесно - ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми», Москва, «Книголюб Москвы», 2004.-144с.
Глазырина Л.Д, Физическая культура – дошкольникам, Москва, издательство «Владос»,2001г.
Лайзане С.Я, Физическая культура для малышей, Москва, «Просвещение»,1987г.
Новикова О, Весёлые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург,
издательство «Сова»,2005г.
Светлова И, Развиваем мелкую моторику, Москва, «Владос»,2005г.
Осокина Т.И, Тимофеева Е.А, Фурмина Л.С, Игры и развлечения детей на воздухе, Москва Просвещение,1983.-224с.
Адрес: г.Стрежевой, Томская область,
Жуланова Вера Алексеевна
воспитатель, МБДОУ «Рябинушка»