Информационный материал с методическими указаниями
Семинар № 1
Тема:Античная педагогика
Цели:
1. Изучить воспитание и образование в античном мире.
2. Дать сравнительный анализ античных систем воспитания.
3. Вычленить акмеологические аспекты философских учений Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтилиана.
Выполнение работы:
1. Изучить античные системы воспитания в наиболее развитых рабовладельческих государствах Древней Греции (Спарте и Афинах) по следующему плану:
– цель воспитания;
– основа воспитания;
– система воспитания (особенности семейного воспитания, система школьного воспитания).
После проделанной работы заполните сравнительную таблицу
Афины | Спарта | |
1. Цель воспитания | ||
2. Основа воспитания | ||
3. Система воспитания | ||
Изучите жизнь, деятельность и основные труды Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтилиана.
После проделанной работы заполните таблицу:
Эпоха | Педагог | Значимые работы | Основные педагогические идеи | Мои комментарии |
2. Ответьте на вопросы:
– Кому принадлежит высказывание: «Я знаю, что я ничего не знаю», что оно означает?
– Кому принадлежит фраза: «Платон мне друг, но истина дороже», какова ее история? О какой истине идет речь?
Рекомендованная литература:
1. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.
2. Зейлигер-Рубинштейн Е.Н. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. Л.: ЛГУ, 1978.
3. Квинтилиан. Двенадцать книг риторических наставлений. – СПб., 1834.
4. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. М.: Интерпракс, 1994.
5. Корнетов Г.Б., Бликштейн Л.С. Теория и практика античного воспитания / Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. 1. М.: 1988.
6. Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Бруно. ЖЗЛ, СПб., 1995.
Информационный материал с методическими указаниями
Эпоха Античности (VIII в. до н.э. – V в. н.э.) явилась неисчерпаемым культурным источником для последующих цивилизаций и внесла весомый вклад в развитие философской и педагогической мысли, практики образования.
В Древней Греции система воспитательных институтов достигла зрелых форм к IV веку до н.э., после длительной эволюции полисов. В рамках семинарского занятия предлагается рассмотреть и сравнить два классических образца древнегреческого воспитания – афинское и спартанское.
В Афинах в классический период получение образования не было юридически обязательным, а рассматривалось как долг родителей перед детьми. В связи с этим все школы были частными и платными.
Образовательная программа охватывала и приравнивала друг к другу воспитание интеллектуальное, музыкальное и физическое. Это было связано с особенностями самой древнегреческой культуры, в которой воспитание понималось как неразрывное единство «гимнастического» и «мусического». Синтезом этих двух элементов должно было стать классическое равновесие тела и духа, прославленный идеал «калокагатии» – красоты и добра, слитых в человеке воедино.
В школе обучались мальчики (от 7 до 15 – 16 лет) последовательно у трех учителей: грамматиста, кифариста и педотриба.
Грамматист обучал детей чтению, письму и счету. Его подопечные читали Гомера, Эзопа, Гесиода, Солона, разучивали гимны и ритуалы.
Кифарист обучал игре на лире и кифаре, пению соло и хором.
Педотриб занимался с детьми гимнастикой по олимпийской программе, акцентируя внимание не только на воспитании силы и ловкости, но и на формировании красивого тела.
Девочки в Афинах получали домашнее образование, но блистать остроумием и начитанностью в кругу мужчин имели право только гетеры.
Важной отличительной чертой воспитания в Спарте была его жесткая регламентация со стороны государства.
Образование мальчиков находилось в ведении государственного чиновника педонома, начиналось с 7 лет и состояло из 3 циклов: 2 циклов по 4 года – от 7 до 11 лет (мальчики) и от 11 до 15 лет (подростки) – и завершающей 5-летней «эфебии».
Главными направлениями в спартанской системе были физическое и нравственно-патриотическое воспитание, цель которых состояла в подготовке воинов и полном подчинении личности интересам социальной группы. Интеллектуальная подготовка спартанцев ограничивалась умением читать и писать, знанием нескольких военных и религиозных песен, а также некоторыми сведениями о традициях Спарты, ее истории, религии и обрядах.
Девочки специального образования не получали, но воспитывались, как правило, рядом с мальчиками, для того чтобы стать достойными солдатскими женами и матерями.
В завершении рассмотрения афинской и спартанской систем воспитания нужно показать, какое развитие и в русле каких педагогических направлений получил их опыт в истории образования.
Античные греки внесли заметный вклад и в педагогическую теорию, которая в то время развивалась в рамках философской науки. Практически все древнегреческие ученые касались в своих трудах проблем образования. В ходе занятия необходимо показать различные точки зрения античных мыслителей и акцентировать внимание на их вкладе в становление и развитие гуманистической педагогической традиции
Первыми философами-учителями принято считать софистов (Гиппий, Зенон, Клеобул, Протагор и др.) и Сократа (469-399 гг. до н.э.).
Софисты, провозгласив человека «мерой всех вещей», впервые в истории пытаются подчинить задачи воспитания и обучения нуждам конкретного индивида, целиком поставить их в зависимость от его потребностей и интересов. Видя главную цель образования в достижении каждым индивидом личного успеха, они допускают при этом возможность разрушения вековых устоев благочестия и неприятия существующих социальных норм.
Относительность нравственных норм, проповедовавшихся софистами, вызывала активные возражения со стороны современников. Одним из непримиримых оппонентов по данному вопросу стал их бывший ученик Сократ. Мерилом всех вещей для него выступал не субъективно-произвольный единичный человек, а человек как разумное мыслящее существо. Основополагающая способность человека, по Сократу, – это разум, мышление. Нравственное зло идет от незнания, значит, знание – это и есть источник нравственного совершенствования. Не выходя за рамки софистического рационализма в постановке и разрешении педагогических проблем, Сократ противопоставлял практицизму софистической школы представления о самостоятельном значении добродетели, объективности нравственных норм, являвшихся, по его мнению, необходимым условием воспитания свободного гражданина в демократическом обществе.
Значимый вклад в развитие философско-педагогической мысли внес ученик Сократа Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Исходя из собственной теории идей, он видел смысл познания и воспитания в том, чтобы помочь душе человека вспомнить то, с чем она соприкасалась в мире идей, и приблизить тем самым каждого индивида к идеалу. Им была разработана теория идеального государства, для которого Платон предложил соответствующую образовательную систему. В ней он интегрировал удовлетворявшие его методологическим установкам некоторые специфические черты афинского и спартанского воспитания. В качестве новой отличительной особенности данной системы можно выделить введение дошкольного общественного воспитания с 3 лет и две ступени сверхобязательного образования (от 20 до 30 и от 30 до 35 лет) для особо способных учеников.
Важнейшую роль в истории античной философии и педагогики сыграл ученик Платона Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Признавая, но не отделяя друг от друга мир идей и мир вещей, он впервые в истории выводит цели и задачи воспитания исходя из собственного понимания природы человека. В его представлении трем сторонам человеческой души (растительной, животной и разумной) соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Природа накрепко связала все три вида души, а потому учителю нужно следовать за природой, тесно связывая между собой соответствующие им стороны воспитания. Обобщив исторический опыт человечества и собственные наблюдения, Аристотель ввел возрастную периодизацию, деля жизнь растущего ребенка на три этапа, соответствующих особенностям развития его природы: от рождения до 7 лет, от 7 до 14 лет и от 14 лет до 21 года. Им также были даны рекомендации по воспитанию и обучению детей в каждом из выделяемых периодов жизни.
Аристотель, как и другие великие ученые Античности, обгонял свое время. Не случайно, его сочинения по логике, физике, метафизике и другим наукам стали спустя три века и далее в Средние века основными учебными пособиями в Европе.
Кроме вышеперечисленных философов, значимый вклад в дальнейшее развитие теории и практики образования внесли и другие известные древнегреческие ученые, в частности, Демокрит (ок. 460 –
ок. 371 гг. до н.э.) и Ксенофонт (ок. 450 – 355 гг. до н.э.), с наследием которых также желательно познакомиться при подготовке к семинару.
В III вeке до н.э. древнегреческая культура и образовательные традиции «завоевывают» Рим, который стал к этому времени ведущим в военном отношении европейским государством, но находился на относительно низкой стадии культурного развития. Переведенный в III веке до н.э. греком-вольноотпущенником Ливием Андроником на латинский язык текст «Одиссеи» Гомера в течение почти двух веков был основным учебным пособием в римских школах, благодаря чему римляне с детских лет усваивали традиции и духовное богатство Древней Эллады. Для полноты этой картины необходимо познакомиться с существовавшими там особенностями организации образовательного процесса и содержанием специфических «чаш муз», соотнося все это с изученными ранее греческими образцами.
К I веку н.э. начинает складываться собственно римская система образования, имевшая для последующих периодов значение самостоятельной культурной традиции. Основная заслуга здесь принадлежит «отцу римской образованности» Марку Варрону, определившему содержание образования из семи «свободных искусств», и известному римскому философу Цицерону. Развивая идеи софистов, Цицерон впервые ввел в научный оборот понятие «гуманизм», обозначавшее для него своеобразный образец достойной человеческой жизни. Исходя из этого, он формулирует культурный идеал свободного человека, соединяющего в себе образованность философскую (как средство индивидуального совершенствования) и риторическую (как средство общественного воздействия), давая тем самым направление дальнейшему развитию античной педагогики.
Видный след в истории образования оставил римский педагог-гуманист Квинтилиан (35 − 96 гг.). Вслед за греческим стоиком Хрисиппом он обосновывает необходимость правильного воспитания ребенка уже с момента рождения, подчеркивая при этом определяющую роль личности педагога, который, по его мнению, должен быть высоконравственным, любящим детей и обладающим необходимыми способностями человеком. Следуя гуманистическим идеалам, Квинтилиан призывает воспитывать в ребенке прежде всего человеколюбие и доброту и, ломая сложившиеся в практике образования стереотипы, резко осуждает телесные наказания, которые, по его убеждению, глубоко травмируют детскую душу и порождают в ней чувство ненависти к окружающим. Квинтилиану принадлежит приоритет в разработке новых способов привития любви к учению через похвалу, поощрение и вознаграждение, а также путем выделения значительного времени в процессе обучения игре и отдыху. Он сформулировал принцип индивидуального подхода к ученику с учетом его наклонностей и возможностей, считая, что все дети, за редким исключением, обладают природными способностями для получения полноценного образования. Не удивительно, что в последние годы древнеримской республики, а также позднее, во времена принципата и империи, достойное образование получают не только мальчики, но и девочки, не только дети свободных граждан, но и дети рабов, для которых открываются специальные школы-педагогиумы.
Таким образом, в Древнем Риме впервые в истории было признано, что все люди без исключения, независимо от пола и социального положения, имеют «добрую природу», которую необходимо раскрывать и развивать посредством правильно организованного воспитания. Тогда же был сформулирован гуманистический принцип общедоступности образования и были предприняты конкретные шаги для его реализации.