Зачетные требования в 3 семестре.

1. Письменный ответ на вопросыпо теме: «Музыкально - ритмическая деятельность» (см. Гл.6 §1-3стр. 115-133учебника Н.Ветлугиной «Методика музыкального воспитания в детском саду»).

1. Напишите характеристику ритмики в детском саду как одного из видов музыкальной исполнительской деятельности дошкольников в ДОУ.

2. Раскройте цель и задачи ритмики для дошкольников.

3. Опишите 2 группы навыков дошкольников в ритмической деятельности: музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения.

4. Перечислите и охарактеризуйте виды ритмики на музыкальном занятии в детском саду.

2. Контрольная письменная работа по теме 2«Программное содержание ритмики в ДОУ. Чувство ритма – как музыкальная способность человека».

ПРИМЕР! Контрольная работа №1 по предмету МДК 02.07 «Ритмика»для студентов специальности «Дошкольное образование»(заочная форма обучения)

Вариант.

Тема 1. «Ритмика в ДОУ».

  1. Ритмика – это…
  2. Задачи ритмического обучения в ДОУ: 1. ……. ; 2. ………; 3. ………. .
  3. Структура и уровни развития чувства ритма (3 основных компонента): ………..

Тема 2. «Виды ритмики на музыкальном занятии».

1. Перечислите все виды ритмики в развернутой схеме.

2. Охарактеризуйте один из видов ритмики (по выбору педагога) с точки зрения его роли и значения в ритмическом воспитании дошкольников.

3. Разбор по записи и исполнение музыкально-ритмического упражнения на овладение видами ходьбы и бега, построений и перестроений по залу.

Теоретические занятия в 4 семестре, 2 часа:

Тема 4. «Виды музыкально – ритмической деятельности в ДОУ (танцы, музыкальные игры)».

Тема 5. «Методы и приемы музыкально-ритмического воспитания, обучения и развития».

Тема 6. «Методика обучения ритмике в разных возрастных группах ДОУ».

Практические занятия в 4 семестре, 3 часа:

1. Исполнение детских танцев, музыкальных игр, сюжетно – образных движений.

2. Разбор по записи и самостоятельное разучивание несложных танцев для детей разного возраста.

Самостоятельная и домашняя работа студентов в 4 семестре, 22 часа:

1. Изучить учебно-методическую литературу по заявленным темам (см. Гл. 6, параграфы №4 – №9, стр. 133 – 160,учебник Н.А. Ветлугиной «Методика музыкального воспитания в детском саду»; и Гл. 2, параграф №2, стр. 115 – 118 учебник О.Р. Радыновой «Методика музыкального воспитания дошкольников»).

2. Дома составить Таблицу по возрастным группам из ПРИЛОЖЕНИЯ №3 (см. Гл. 6, параграфы №6 - №9, с. 140 – 166, учебник Н. Ветлугиной «Методика музыкального воспитания в детском саду» и Программу «От рождения до школы» из доп. материалов).

3. Устно проанализировать развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения с учетом их динамики от младшей до подготовительной группы, с опорой на Таблицы из учебника Н.А. Ветлугиной на стр. 123 и на стр. 126.

4. Освоить танцевальные движения в соответствии с программным содержанием ритмики разных возрастных групп ДОУ, работа над ритмичностью и выразительностью движения под музыку.

5. Подготовитьсяк практической самостоятельной работе по разучиванию и исполнению детского танца и музыкальной игры с опорой на Приложение №1 «Рекомендации для разработки конструкта занятия по ритмике»:

А.- постановка цели и задач в ритмической деятельности;

Б. – разучивание по предложенному алгоритму;

В. - использование необходимого перечня методических приемов работы.

6. Подготовиться к составлению конструкта музыкального занятия (ритмическая деятельность) для одной из возрастных групп (см. Приложение № 3).

Зачетное занятие (1 час).

Зачетные требования в 4 семестре.

1. Контрольная письменная работа №2 по теме 5 :«Методы и приемы музыкально-ритмического воспитания, обучения и развития».

ПРИМЕР! Контрольная работа №2 по предмету «Ритмика» для студентов специальности «Дошкольное образование» (заочная форма обучения (см. Методы и этапы в Приложении№1)

Вариант.

Тема 3. «Методика обучения ритмике».

1. Перечислите этапы разучивания ритмического репертуара, определите их цель и назначение.

2. Назовите основные группы методов обучения ритмике.

3. Проанализируйте приемы одного из этапов разучивания и распределите их по основным группам методов обучения ритмике (по выбору педагога).

4. Приведите примеры приемов работы педагога, относящихся к …… методу обучения ритмике.

5. Напишите план поэтапной работы на 3 занятия над музыкальной игрой, перечислив необходимые методы на каждом этапе (укажите название игры).

2. Разбор по записи и исполнение под музыку парно-массового танца для старшей или подготовительной группы (по выбору педагога) и музыкальной игры.

3. Письменная (домашняя) разработка конструктамузыкального занятия (ритмическая деятельность) для старшей или подготовительной группы (см. образец конструкта в Приложении №3)

4. Письменная (домашняя) работа по теме 6«Методика обучения ритмике в разных возрастных группах ДОУ» (см. Таблицу по методике обучения ритмике в разных возрастных группах, Приложение №2)

Приложение №1:

ТАБЛИЦА «Методика обучения ритмике в разных возрастных ПРИЛОЖЕНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Приложение №1:«Методы и этапы обучения ритмике».

Первый этап – знакомство с новым упражнением, пляской, хороводом, игрой.

1, 2 занятия. Цель: создание целостного представления.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ. АЛГОРИТМ В РАБОТЕ.

1. Выразительное исполнение музыкального сопровождения для первоначального восприятия (или использование музыкальной фонограммы).

2. Анализ средств музыкальной выразительности (характер, темп музыки, динамика)

3. Повторное исполнение (прослушивание) музыки для более глубокого восприятия

4. Образный рассказ (если есть сюжет, персонажи)

5. Пояснение к выполнению движений

6. Показ педагогом отдельных элементов (возможно в паре с воспитателем или подготовленным ребенком)

7. Показ движений с напеванием или под счет

8. Художественное слово, стих, загадка

9. Первоначальное выполнение движений детьми по показу педагога

10. Напоминание о последовательности движений

11. Показ хорошо танцующего ребенка

Второй этап – углубленное разучивание.

3, 4 занятия. Цель: уточнение и создание целостного представления.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ. АЛГОРИТМ В РАБОТЕ.

1. «Подсказывающее» исполнение музыки (акценты, замедления, цезура, смена темпа)

2. Показ педагогом трудных элементов

3. Показ хорошо выполняющего ребенка

4. Многократное повторение движения

5. Соединение отдельных элементов в комбинации из 2-3 движений последовательно

6. Вопросы о взаимосвязи музыки и движении

7. Подготовительные упражнения перед разучиванием сложных элементов

8. Индивидуальные занятия с детьми (1-2 мин)

9. Тактильное прикосновение к ребенку для точного выполнения

10. Высказывания детей о порядке движений

11. Напоминание педагога

12. Драматизация с игрушкой, внесение атрибутов (флажки, ленты, мячи…)

13. Освоение характерных движений каких-либо персонажей (в игре, в драматизации)

14. Установка на согласование движений с музыкой

15. Разыгрывание сюжетных действий по ролям

Третий этапзакрепление представлений о музыке и движениях в упражнении, танце, музыкальной игре.

5, 6 занятия. Цель: самостоятельное исполнение.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ. АЛГОРИТМ В РАБОТЕ.

1. «Подсказывающее» исполнение музыки

2. Установка на согласование движений с музыкой

3. Показ лучших детей

4. Самостоятельное исполнение

5. Творческое задание по типу «перепляс»

6. Многократное повторение под фонограмму

7. Исполнение сольно, в подгруппе, отдельно девочки, отдельно мальчики

8. Конкурсное исполнение: «Кто лучше», «Лучшая пара», «Лучший танцор»

9. Концертное исполнение

Приложение №2:

Таблица по теме «Методика обучения ритмике в разных возрастных группах»(см. Гл. 6, параграфы №6 - №9, с. 140 – 166, Н. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду» и Программу «От рождения до школы»)

Возрастные группы ДОУ Задачи обучения ритмике (Задачи сформулировать через глаголы неопределенной формы: учить детей…, развивать у детей…, формировать у детей... и т.д.. ) Музыкально-ритмический репертуар (Перечислить и дать краткую характеристикувсем видам ритмики в данной возрастнойгруппе детей) Методы и приемы обучения ритмике (Перечислить все используемые методы и приемы в данной возрастной группе детей)
1 и 2 младшие группы (п.6) Развивать… Формировать… Способствовать… и т.д.
Средняя группа (п.7)
Старшая группа (п.8)
Подготовительная группа (п.9)

Приложение №4

Примерный перечень упражнений к разбору из сборника «Музыка и движение» С.Бекиной, М., 1987

Упражнения для детей 5-6 лет:

· «Бодрый и спокойный шаг» (с. 27), «Шагают девочки и мальчики» (с. 28), «Бодрый шаг и бег» (с. 33), «Побегаем, попрыгаем» (с. 37)

Упражнения для детей 6-7 лет:

· «Шаг энергичный и спокойный» (с. 36), «Змейка с воротцами» (с. 38), «Плавный хоровод» (с. 40), «Бег легкий и энергичный» (с. 48)

Основной перечень упражнений к разбору см. в сборниках «Музыка и движение» на построения и перестроения по залу.

Основной перечень танцев и игр к разбору см. в сборниках «Музыка в детском саду».


Приложение № 3

Конструкт
организации непосредственно-образовательной деятельности
по ПМ. 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Ф. И. О.

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование (заочная форма), группа …)


Группа:
Образовательная область:
художественно-эстетическое развитие.
Тема:
«Танцевальная мозаика». Виды деятельности:музыкальная (музыкально-ритмические движения).
Формы организации:
групповая, индивидуальная.
Учебно-методический комплект:
1.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е изд., испр. и доп. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2015. 368 с.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
Цель:yглyблeние и диффepeнциaция вocпpиятия мyзыки и ee oбpaзoв, фopмиpoвaние нa этoй ocнoвe нaвыкoв выpaзитeльнoгo движeния.
Планируемый результат:

• Дети проявляют …………

• Дети умеют ……………………

• Дети …………………………..

Задачи образовательной программы Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
1. Воспитательные задачи: • Воспитывать ……………………….. 2.Развивающие задачи: • Развивать ……………………… 3.Обучающие задачи: • Формировать умение ………….. •Учить детей ……………………. __________

Принципы дошкольного образования (ФГОС):построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания:
создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма; воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:принцип доступности, наглядности, принцип деятельности.
Методы воспитания:мотивации к деятельности, поощрение.
Методы обучения музыкально-ритмической деятельности:……………………………………………..

Этапы Методы Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1. Мотивационно – целевой Задача: мотивировать детей на предстоящую деятельность Словесные: …………………. -Здравствуйте, ребята. Сегодня на занятии мы с вами выполним самые разные задания – будем танцевать, играть в музыкальную игру и научимся исполнять новое ритмическое упражнение!   Дети здороваются с педагогом, заинтересованно слушают Дети смотивированы на предстоящую деятельность
2. Знакомство с музыкально – ритмическим упражнением «……………………» Задача: ознакомить детей с новым упражнением; создать целостное представление; начать разучивать Словесные: ……………… Наглядные: ………………. Практические: ………………. -Ребята, сейчас я представлю вам новое музыкально – ритмическое упражнение, которое называется «…………». В этом упражнении мы научимся выполнять ……………… (перечень движений). Педагог показывает движения из упражнения: ………………………………………………… и так далее… Дети смотрят напоказ педагога, отвечают на вопросы, ……………… Дети знакомятся с новыми движениями из упражнения, начинают разучивать
3. Углубленное разучивание танца «…………………….» Задача: уточнить представления детей и продолжить разучивание танца Словесные: ……………… Наглядные: ………………. Практические: ………………. -Ребята, давайте продолжим разучивать танец, который мы изучали на прошлом занятии. Как он называется? и т.д. …………………… Педагог …………………………. Давайте…… Дети вспоминают название танца, движения, ……………………………. Дети ………..
4. Самостоятельное исполнение музыкально – ритмической игры «…………………….» Задача: закрепить представления о музыке и движениях в игре; способствовать самостоятельному исполнению игры детьми Словесные: ……………… Наглядные: ………………. Практические: ………………. -А сейчас я предлагаю вам поиграть в музыкально – ритмическую игру «…………………» самостоятельно. Для этого…………………………   Дети …………………….. Дети …………………
5. Открытость Задача: сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах Словесные:   -Ребята, скоро будет праздник, давайте станцуем новый танец «………………………» (для мам и бабушек в День 8 марта, у новогодней елки, на Народных гуляньях ан Масленице….. и т.д.).Всем очень понравится наш подарок. Слушают педагога, соглашаются исполнить танец на празднике. Дети ориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах

Наши рекомендации