Карта компетенций дисциплины
ПК-8 | Способностью использовать знания об истоках и эволюции формирования теории спортивной тренировки, медико-биологических и психологических основ и технологии тренировки в избранном виде спорта, санитарно-гигиенических основах деятельности в сфере физической культуры и спота. | Тема1. Возникновение и развитие физической культуры в первобытном обществе | Групповая работа на семинарском занятии. Устный ответ по теме с использованием иллюстраций (краткое сообщение). Дискуссия. | Подготовка и презентация домашнего задания. Игра2. Круглый стол (см. Учебно-методическое пособие для студентов факультета физической культуры и учителей. –Орел, 1996. |
ОК-8 | Способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. | Тема5. Физическое воспитание феодалов. | Групповая работа на семинарском занятии. Устный ответ по теме с использованием иллюстраций (краткое сообщение). Дискуссия. | Подготовка и презентация домашнего задания. Игра4. «Галопом» по средневековой Европе. |
ОК-2 | Способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции. | Тема19. Тенденции развития международного спортивного и Олимпийского движения на современном этапе. | Групповая работа на семинарском занятии. Устный ответ по теме с использованием иллюстраций (краткое сообщение). Дискуссия. | Подготовка и презентация домашнего задания. Игра6. Круговые задания по Олимпийской тематике. |
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Общая трудоемкость дисциплины составляет
Виды учебной работы | Всего часов | Количество часов | ||
Всего | В т.ч. в интерактивной форме | Лекции | семенары | |
Аудиторные занятия(всего) | ||||
В том числе: | ||||
Лекции | ||||
Практические занятия | ||||
Семинары | ||||
Лабораторные занятия | ||||
Самостоятельная работа(всего) | ||||
В том числе: | ||||
Выполнение индивидуальных, творческих заданий | ||||
Подготовка и презентация домашних заданий | ||||
Портфолио(заполнение таблиц 1,2,3,4,5,6) | ||||
Другие виды самостоятельной работы: | ||||
Ведение словаря понятий | ||||
Волонтер | ||||
Участие в игровой учебной деятельности | ||||
Вид промежуточной аттестации(экзамен) | ||||
Общая трудоемкость: 144 часа, 4 зач.ед. | ||||
Всего |
Место курса в профессиональной подготовке выпускника.
Структура и логика изложения лекционного материала предусматривают:
1) составление содержательных смысловых блоков по изучаемым: разделам и темам курса;
2) видение смысловой информации текста в каждом блоке, отражающую основную мысль и их физическое обозначения;
3) ориентировочную основу для словесно-речевого, логического построения рассказа в виде лекционной формулы, аббревиатуры букв, символов, знаков, геометрических фигур и т.д.
4) представление текстового содержания лекции с использованием «учебных рисунков»(термин Н.Н. Ростовцева), зрительных образов, готовых «конспектов-рисунков» (термин И.А. Пахамович);
5) демонстрацию различных вариантов графической информации на обычной учебной доске.
Обучающая программа курса "История физической культуры и спорта предусматривает обзорную лекцию, решение учебно-познавательньх задач блоковой конструкции.
Учитывая коммуникативную направленность обучения в общих требованиях уровню подготовки будущих специалистов в области физической культуры и на основе практического опыта в качестве педагогического инструментария в курсе "История физической культуры спорта", прилагается комплекс игр с современными ключевыми проблемами, обеспечивая высокую степень эффективности Педагогической деятельности,- открывая возможность, как для преподавателя, так и для студентов, что содействовало развитию коммуникативно важных элементов: вслушивания и говорения в условиях предметной деятельности: формированию способностей управлять своей учебной деятельностью (достижению общей цели, постановке задач, анализу и обработке конечного решения, сопоставлению и обобщению теоретических данных, подбору и графическому обозначению учебного материала, самостоятельной формулировке гипотез и. выводов): практическому овладению культуры общения с преподавателями и сверстниками на основе использования методов и этических норм для дискуссии: воспитанию положительных чувств и добрых отношений у студентов к детям разного возраста: сплочению коллектива, для сотрудничества и творчества в учебно-воспитательном процессе. Для проведения лекционных и семинарских занятий предлагаются, "конспекты-рисунки" на разных этапах обучения, что принципиально отличается от традиционной подачи учебного материала в сфере физической культуры и спорта.
Наглядная форма изложения учебного материала привлекает студентов, развивает у них интерес к изучаемому предмету, позволяет правильно ориентироваться во многих теоретических вопросах при самостоятельной подготовке к семинарским занятиям, точно находить ответы на поставленные дополнительные вопросы, ощущать, и поддерживать обратную связь с аудиторией, логически подводить к правильным выводам, совместно анализировать и оценивать результаты, развивать и повышать познавательную активность и творческое мышление. Самостоятельная работа проводится как на практических, так и во внеурочное время и включает выполнение 3-х учебных заданий.
Задания аккуратно оформляются в произвольном виде, в том числе и в творческом, с указанием фамилии и инициалов автора, курса, группы, год написания и предъявляются не позднее, чем за месяц до начала сессии преподавателю.
Текущий контроль знаний студентов осуществляется в форме «белого» опроса по основным элементам проявления физической культуры в каждой общественно-экономической формации и написании исторического диктанта.
Итоговый контроль проводится в форме зачета по представленным учебным материалам (1 семестр) и в форме экзамена (2 семестр).
На экзаменах специалист должен продемонстрировать соответствие следующим требованиям стандарта и
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание программы включает 15 тем, из них 4 занятия отведено рубежному рейтинг-контролю(РТК), осуществляемый по основным разделам курса с целью определения результатов освоения студентом разделов курса и возможного добора баллов, планируемых в ходе текущего контроля, список литературы, перечень примерных вопросов к экзамену.
Часть 1. Всеобщая история физической культуры.
Глава 1. Возникновение и развитие физической культуры в первобытном обществе.
Этапы, охота, истоки, бумеранг, инициации , физическая культура, средства физического воспитания, формы занятий в физическом воспитании, полисы, олимпийские игры, нолестрика, орхестрика, агонистика, аскеты, диадохи, мистерии, нанкратион, аскетизм, аскет, Возрождение, гуманизм, реформация, коллегии, дворянские академии, мудры, асаны, Гуру, деятельность, воспитание, обучение, физическое воспитание, учитель, ученик, урок, подготовительная, основная и заключительная части урока.
СОДЕРЖАНИЕ. Возникновение и развитие физической культуры как специфической сферы общественной деятельности, Элементарная физическая культура коллективного характера в ранний период становления человечества '/период палеолита - древний каменный век/. Охота - важный фактор возникновения и первоначального развития физической культуры. Физическое воспитание в родовом обществе /эпоха мезолита и неолита -8000-ЗОООгг. до н.э./. Появление новых форм трудовой деятельности /скотоводство, рыболовство и др./и их влияние на возникновение физических упражнений и игр. Физическое воспитание в период разложения родового строя.
Глава 2. Физическая культура в рабовладельческом обществе.
Исторические условия и особенности развития физической культуры Древней Месопотамии, Вавилона, Персидского государства. Физическая культура древнего Египта, Древней Индии, древнего Китая. Используемые средства, методы и формы правления физической культуры, характерные для каждой исторической культуры.
Формирование физической культуры в Античной Греции. Возникновение аничной гимнастики и три составные ее части. Греческая агонистика, содержание и направленность. Первые древние Олимпиады, основные события. Мифы и легенды о происхождений Игр. Семь характерных признаков выдвижения Олимпии из числа всех городов античного описанием технологии и методики их проведения, в сочетании с мира. Панафинейские, Немейские, Истмийские, Пифийские игры. Физическое воспитание в Спарте. Физическое воспитание в Афинах. Агонистика периода расцвета полисов. Формирование эллинистической культуры. Общие особенности древнегреческой физической культуры. Профессиональный атлетизм. Упадок физического воспитания и запрещение Олимпийских игр.
Проявление основных элементов физической культуры в "Царский период" (VIII - VI вв. до н.э.) и "Период республики" Физическая подготовка в гладиаторских школах. Восстание под руководством Спартака (VI -1 вв. до н.э.) Физическая культура в "Императорский период" (3 1 г. до н.э. - 476 г. н.э.). Место физических упражнений в цирковых зрелищах.
Глава 3. Физическая культура в Средние века и эпоху Возраждения.
Физическая культура периода становления феодализма. Физическая культура в период расцвета феодализма. Рыцарское физическое воспитание. Нормы физического воспитания в рыцарских заведениях. Семь рыцарских навыков. Учение о семи добродетелях. Рыцарские функции, рыцарские турниры и состязания. Содержание физических упражнений средневекового сельского населения. Содержание физических упражнений средневекового городского населения. Физическая культура эпохи Возрождения. Пионеры физического воспитания эпохи Возрождения, первые попытки введения физического воспитания в учебных заведениях.
Развитие физической культуры средневековой Индии, Японии и Азиатских кочевников. Физическая культура периода развития средневекового Китая. Формы организации состязаний, средства и методы физического воспитания народов Америки, Ацтеки, майя, инки.
Исторические и социокультурные условия развития физической культуры и спорта на разных этапах Руси, России и Российской Федерации.
Физическая культура в России с древних времен до второй половины XIX в. Народные формы физического воспитания в дореволюционной России. Развитие в России теории и практики государственных форм физического воспитания в XVII - второй половины XIX в. Создание и развитие в России системы физического воспитания (образования) и современных видов спорта во второй половине XIX- начале XX в.
Становление педагогических и естественно - научных основ отечественной физической культуры. Создание в России системы физического воспитания (образования). Физическое воспитание в образовательных учреждениях и общественных физкультурно - спортивных организациях.
Зарождение и развитие в России современных видов спорта. Образование Российского олимпийского комитета. Российские Олимпиады 1913 и 1914 годов. Становление и развитие советской системы физического воспитания и
спорта.
Организационно - управленческие основы советской системы физического воспитания, различные направления ее развития в 1920 - 1930-е годы. Научно - методические основы советской системы физического воспитания. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» - программная и нормативная основы советской системы физического
воспитания.
Военно - физическая направленность в подготовке населения СССР в годы Великой Отечественной войны. Развитие спортивной направленности в системе физического воспитания. Организационные формы советской системы физического воспитания. Материально - техническое и финансовое обеспечение советской системы физического воспитания.
Физическая культура и спорт в Российской Федерации. Структура и функции государственных и общественных органов управления физической культурой и спортом в Российской Федерации. Развитие массовой и оздоровительной физической культуры населения Российской Федерации.
ОСНОВНЫЕ ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ: наука, знание, система, цель, задачи, рекреация, интеграция, мотивы, народные игры, физическое воспитание, педагогическая деятельность, организация, классификация, спортивная работа.
Глава 5. Физическая культура и спорт в 20в.
Новые потребности в сфере физической культуры. Развитие педагогических и идейно-теоретических основ физического воспитания и спорта. Взгляды на физическое воспитание Д. Локка/1632-1704/, Ж.К.Руссо /1712-1778/, К.ЕЛесталоцци/1746-1825/, К.Маркса/1818-1883/, Ф.Энгельса А 820-1895/. Формирование основ современного спорта. Система требований; предъявляемая к физическим упражнениям Жоржа Демени /1850-1917/. Естественный метод физического воспитания Ж.Эбера /1875-1957/. Индивидуальная модернизированная гимнастическая система Н.Бука /1880-1950/. Современная гимнастика и основные ее направления. Гимнастика модерн, выразительная гимнастика, ритмическая гимнастика. Проявление некоторых форм рекреационного движения. Профессионализм и любительство в спорте. Церковный спорт, рабочий спорт, профессинальный, предпринимательский спорт. Предпринимательские фабрично-заводские клубы и их сущность. Возникновение международного студенческого спортивного движения. Образование международного олимпийского комитета /МОК/, его Хартии, Цели и задачи МОК, Пьер де Кубертен /1863=1937/ - инициатор создания МОК и основатель современного олимпийского движения. Олимпийские игры до первой мировой войны от Афин (1896 г.) до Стокгольма (1912 г.). Влияние Олимпийских игр на дальнейшее развитие международного спортивного и олимпийского движения, рост спортивных результатов. Олимпийские конгрессы.
Глава 6 . Физическая культура народов нашей страны с древнейших времен до 18в.
Возникновение народных игр и физических упражнений многонациональной территории России. Популярность на Руси стрельбы из лука, верховой езды, борьбы, кулачного боя, плавания, катания на лодках, ходьбы на лыжах и метания камней.
Глава7. Физическая культура России в 18в.
Физическая культура и спорт XVIII . Введение физического воспитания в систему образования молодежи. Открытие в Москве, Петербурге и других городах частных школ плавания, гимнастики, фехтования, стрельбы, верховой езды. Глава 8. Физическая культура в России в 19-начале20в. Становление и развитие физической культуры как учебного предмета в общеобразовательной школе. Первые советские программы по физической культуре в общеобразовательной школе (1917 -1930- е годы).
Вопросы физического воспитания в трудах русских революционных демократов Н.Г. Чернышевского /1828-1889/, Н.А. Добролюбова/1829-1905/. Отражение вопросов физического воспитания в трудах детского врача Е.А. Покровского /1834-1895/ и педагогической деятельности П.Ф. Лесгафта/1829-1905/. Дальнейшее развитие научно-методической мысли в работах других представителей, русских ученых и педагогов.
Участие России в международном спортивном и олимпийском движении. Имена пионеров отечественного спорта.
Физическая культура и спорт в нашей стране до окончания второй мировой войны. Организация физкультурной работы в первые годы Советской власти центре на местах. Деятельность в области физической культуры и спорта органов Наркомпроса /А.В. Луначарский /, Всевобуча Н.И. Подвойский /1880-1948/и Наркомздрава/Н.А. Семашко/1874-1949/.
Глава 9.Становление и развитие физической культуры в советской стране в первой половине 20в.
Организация подготовки - физкультурных кадров. Введение комплекса "Готов к труду и обороне СССР", учреждение оборонно-прикладных нормативов и значков.Установление почетного звания "Заслуженный мастер спорта" и его первые обладатели. Введение Единой всесоюзной спортивной классификации, перестройка физкультурного движения на военный лад в предвоенные годы. Всеобщее военное обучение трудящихся /Всевобуч/. Участие физкультурных организаций в работе органов всеобщего военного обучения. Физическая культура и спорт на службе обороны Родины в годы второй мировой войны. Организация массовой военно-спортивной работы среди учащихся общеобразовательных учреждений и студентов. Физкультурники и спортсмены в боях за Родину.
Окончание второй мировой войны; трудности, связанные с восстановлением народного хозяйства и культуры.
Содержание постановления Совета Народных Комиссаров от 28 сентября 1945 года «Об оказании помощи комитетам по делам физической культуры и спорта и улучшение их работы». . Школьные программы по физической культуре в 1950- 1980-е годы.
Глава 10. Развитие физической культуры в СССР во второй половине 20в.
Дальнейшее развитие науки о физическом, воспитании и спорте. Международные спортивные связи физкультурных организаций. Дебют советских спортсменов на летних и зимних Олимпийских играх от Хельсинки /1952 г./ до Сеула /1988 г./ и от Кортина д, Амнецф 1956г./ до Калгари/1988 г./Распад СССР и образование СНГ /1991 г./, создание объединенной команды независимых государств /ОКНГУ. Выступление ОКНГ на Олимпийских играх в Альбервилле /1992 г./ и Барселоне /1992 г./. Первое самостоятельное выступление спортсменов России на XVII зимних Олимпийски играх в Лиллехаммере /1994 г, / и на Играх доброй воли в Санкт-Петербурге /1994 г./. Итоги выступления спортсменов России на Играх XXVI Олимпиады в Атланте /1996г./. Итоги XVIII зимних Олимпийских игр в Нагано /1998 г./ и подготовка к Играм XXVII Олимпиаде в Сиднее /2000 г. /.
Раздел 4. Основные направления развития спорта. Программы школьной физической культуры Российской Федерации в 1990 - 2000 годы.
СПОРТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ С НАЧАЛА XX ВЕКА И ДО ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
ОСНОВНЫЕ ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ: направление, деятельность, программа деятельности, стратегическая линия, концепция, методика, структура, физическое воспитание, гигиеническое воспитание, упражнения, разминка, I нагрузка, двигательные действия, физкультурное движение, организация, развитие, наука, задачи, программа, особенность, область.
Глава 11. Становление и развитие международного спортивного и олимпийского движения.
История международного спортивного движения. Создание Люцернского и Красного спортивного интернационалов. Цели и задачи в рабочем спортивном двиижении. Историческое значение деятельности КСИ в период между двумя мировыми войнами. Проведение антифашистского слета спортсменов в Париже /1934 г/. Подъем международного спортивного движениям 1935-1937 гг. Гуманистическое понимание общественной роли и предназначения физической культуры новейшей эпохи. Новые функции физической культуры/культурные, политические, педагогические, социальные, прогностические и социально - психологические/. Новые понятия и научный подход к системе школьного физического воспитания. Главные направления в области подготовки спортсменов /совершенствование техники, и тактики, т.е. движение, увеличение объема нагрузок,/. Интервальный метод, тренировки. Отставка Кубертена. Положительная и отрицательная деятельность Анри де Баз - Латура / 1925 - 1941/.
Глава 12. Международное спортивное и олимпийское движение между Первой и Второй мировыми войнами.
Причины отказа СССР от участия в Олимпийском движении. Кризисные явления в Олимпийском движении. Выдающиеся спортсмены мира половины XX века.
Восстановление физкультурно-массовой работы в стране в первые послевоенные годы. Содержание постановления Совета Министров от 2 июня 1947 г, поощрении роста спортивно-технических достижений советских, спортсменов», Предпосылки и содержание постановления ЦК ВКП (б) от 27 Декабря 1948 года «О ходе выполнения Комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указании партии и правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов». Развитие физической культуры после Второй Мировой войны (задачи, перспективные планы и программы, современная специальная учебно-спортивная литература, подготовка преподавателей и общественного актива). Обновление прежних программ школьного воспитания. Комплексный метод физического воспитания в школе. Хроника летних Олимпийских игр от Парижа /1924 г./ до Берлина /1936 г./ и зимних Олимпийских игр от Шамани /1924 г./ до Гармиш Партенкирхена /1936 г./
Глава 13. Международное спортивное и олимпийское движение после Второи мировой войны.
Современная хроника летних Олимпийских игр от Хельсинки /1952 г./ до Атланты /1996. г/ и зимних Олимпийских игр от Осло/1952г./ доНагано/1988 г/. Причины бойкота Игр XXI Олимпиады в. Монреале/1976 г./ Игр XXII Олимпиады в Москве/1980 г./. Игр ХХШ Олимпиады в Лос - Анжелесе /1984г./.
Игры доброй воли /1966, 1990, 1994 г.г./ и их роль в развитии международного и олимпийского движения.
Совершенствование системы подготовки спортсменов, рост мировых и олимпийских достижений в спорте момента наиболее выдающихся олимпийских и мировых чемпионов.
Учебно-тематический план.
№ | Содержание | Количество часов | |||
Лекции | Семинары, практические занятия | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа студентов | ||
Тема 1. Возникновение и развитие физической культуры в первобытном обществе | |||||
Тема 2. Физическая культура Древней Греции и Древнего Рима | |||||
Тема 3. Физическая культура Древнего Востока | |||||
Модуль 1. | |||||
Тема 4. Физическое воспитание феодалов | |||||
Тема 5. Физическая культура народов Азии(3-17вв.) и эпоху Возрождения | |||||
Модуль 2. | |||||
Тема 6. Национальные системы физического воспитания | |||||
Тема 7. Элементы образования физической культуры Русского централизованного государства | |||||
Тема 8. Физическая культура России в 18в. | |||||
Тема 9. Физическая культура России в 19-начале20в. | |||||
Тема 10. Становление и развитие физической культуры в Советской стране в первой половине 20в. | |||||
Тема 11. Физическая культура и спорт на кануне и в годы Великой Отечественной войны | |||||
Модуль 3 | |||||
Тема 12. Восстановление и дальнейшее развитие физической культуры и спорта | |||||
Тема 13. Особенности развития физической культуры и спорта в России на современном этапе | |||||
Тема 14. Международное спортивное и олимпийское движение после Второй мировой войны | |||||
Тема 15. Тенденции развития международного и олимпийского движения на современном этапе | |||||
Модуль 4 | |||||
Всего |