Самарский филиал московского городского

Самарский филиал Московского городского

Педагогического университета

Кафедра психологии

Рабочая программа курса

Психолого-педагогический практикум

Разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования “Государственные требования к содержанию и уровню подготовки специалиста

(код наименования специальности)

примерной программой дисциплины “_______________” , одобренной

Советом

УМО по образованию в области

_____”________” ____________2002 года

Зав.кафедрой _____________________________

Подпись

“________” _______________

Цель: Обучение решению психолого-педагогических

задач и конструированию различных форм

психолого-педагогической деятельности.

Срок обучения: 22 часа , 44 часа

Категория слушателей: Студенты 4 курса

Форма обучения: очно/заочная

Программа составлена : Соколовой Е.А.

Наименование разделов дисциплин и тем. Всего часов Лекции Форма контроля
1. Роль психологической службы в процессе педагогической деятельности -
2. Модели работы психолога с педагогами -
3. Этапы и технологии работы психолога с педагогом -
4. Психологические методики диагностики педагогической деятельности -
5. Обзор программ и методик работы психолога с педагогами -
  Итоговый контроль   Зачет  
  Всего часов    

Пояснительная записка.

Психологическая служба сегодня стала одним из элементов системы образования. Меняющаяся социальная ситуация развития образования и всего российского общества выявила наиболее продуктивные подходы к пониманию места психолога в образовании. Таким образом, функция психолога в образовании – это развитие и самого образования, и всех его субъектов.

Вместе с тем одним из сложных и мало разработанных направлений деятельности школьного психолога является работа с педагогами. Если раньше директора заказывали консалтинговое обеспечение содержания и методов обучения, программы просвещения педагогов и родителей, то сегодня все чаще к психологу обращаются с такими вопросами, как участие в выработке концепции развития школы, модернизация организационной структуры внутришкольного управления, развитие профессионального мастерства и психологической компетентности педагогов, участие в создании инновационных образовательных проектов. Всё это требует сущностных изменений в целях, методах и технологиях работы психологической службы.

Данная программа посвящена рассмотрению вопроса о психологическом обеспечении деятельности педагогов.

Целью данного курса является обучение студентов решению психолого-педагогических задач. С этой целью в рамках данного курса студенты будут ознакомлены:

· С различными формами психолого-педагогической деятельности.

· С моделями образовательных и педагогических ситуаций.

· С историей, традициями и тенденциями, формирующимися сейчас взаимодействия психолога и педагога.

· С психолого-педагогическими методиками диагностики, прогнозирования и проектирования, накопления профессионального опыта

· С путями развития интеллектуально-творческого, диагностического, коммуникационного, мотивационно-профессионального потенциала личности.

Программа курса

1.Роль психологической службы в процессе педагогической деятельности.

- Психологическая служба в системе образования.

- Задачи, структура и функции психологической службы в системе образования.

- Работа с педагогами как одно из направлений деятельности школьного психолога.

2. Модели работы психолога с педагогами.

- Психоаналитический подход.

- Бихевиоральный подход.

- Гуманистический подход.

- Гигиенический подход.

- Ценностно-рефлексивный подход.

3.Этапы и технологии работы психолога с педагогом

- Индивидуальная работа психолога с учителем.

- Психологические требования к личности педагога.

- Формирование программы профессионального и личностного развития педагога.

- Предоставление педагогу объективной информации о его личности и деятельности.

- Психологический анализ педагогической деятельности.

- Метод экспертной оценки как технология работы с педагогами.

- Активное социально-психологическое обучение педагогов.

- Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива.

- Управленческие и организационные аспекты взаимодействия психолога с администрацией, педагогом и методистами.

4.Психологические методики диагностики педагогической деятельности.

- Интервью с педагогом (карьерное консультирование).

- Оценка направленности личностных притязаний (Опросник Т.Лири, Р.Лафорга, Р.Сазека).

- Основные показатели деятельности педагога (Глазами учащихся 9-11 классов) –анкета.

- Опросный лист для экспертной оценки учителя среди учащихся-старшеклассников.

- Анкета «Учитель - ученик» (6-11класс)

- Опросник «Учитель – ученик »(3-5 класс)

- Опросный лист для экспертной оценки учителя среди родителей учащихся.

- Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности.

- Диагностика стиля взаимодействия субъектов образовательного процесса.

- Наблюдение как метод диагностики деятельности учителя:

План психологического анализа урока. Психологический анализ внеклассной работы.

- Исследование взаимоотношений администрации и педагогического коллектива.

- Анкета «Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов».

- Опросник «Анализ мотивации деятельности педагогов».

- Опросник «Взаимоотношения в педагогическом коллективе».

5.Обзор программ и методик работы психологов с педагогами.

- Педагогическая саморегуляция.

- Элементы психокоррекции в деятельности педагога.

- Аутотренинг в работе педагога.

- Программа снятия психоэмоционального напряжения у педагогов

- Программа социально-психологического тренинга для педагогов.

Вопросы к зачету

1. Работа с педагогами как одно из направлений деятельности школьного психолога.

2. Психоаналитический подход.

3. Бихевиоральный подход.

4. Гуманистический подход.

5. Гигиенический подход.

6. Ценностно-рефлексивный подход.

7. Индивидуальная работа психолога с учителем.

8. Психологические требования к личности педагога.

9. Формирование программы профессионального и личностного развития педагога.

10. Предоставление педагогу объективной информации о его личности и деятельности.

11. Психологический анализ педагогической деятельности.

12. Метод экспертной оценки как технология работы с педагогами.

13. Активное социально-психологическое обучение педагогов.

14. Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива.

15. Управленческие и организационные аспекты взаимодействия психолога с администрацией, педагогом и методистами.

16. Обзор психолого-педагогических методик диагностики , предлагаемых педагогу для оценки им своих личностных качеств, притязаний, мотивов , стиля поведения и своей педагогической деятельности.

17. Обзор психолого-педагогических методик диагностики деятельности учителя глазами учащихся.

18. Обзор психолого-педагогических методик диагностики деятельности учителя глазами родителей.

19. Исследование взаимоотношений в педагогическом коллективе.

20. Психологический анализ урока и внеклассной работы.

21. Педагогическая саморегуляция.

22. Элементы психокоррекции в деятельности педагога.

23. Аутотренинг в работе педагога.

24. Программа снятия психоэмоционального напряжения у педагогов

25. Программа социально-психологического тренинга для педагогов.

Основная литература

1. Актуальные проблемы деятельности педагога-психолога./ Под ред. М.М.Акимовой (отв.ред), Е.П.Бельчиковой, В.Е.Кадочкиной. – Самара : Издательство СИПКРО, 2001 – 111с.

2.Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство»,1998. – 352 с.

3.Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994.- 223с.

4.Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. – М.:ТЦ «Сфера», 2000. – 192с.

5. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 175 с. – (Б-ка учителя нач. классов).

6.НемовР.С. Психология. В 3 кн. Кн.2.Психология образования. –2-е изд. – М., Просвещение: Владос, 1995. – 496с.

7. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / Под.ред И.В.Дубровиной. 2-е издание – М. : ТЦ “Сфера”, 1998 – 528с.

8. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. - М., Международная педагогическая академия. 1995г.

9. Я работаю психологом… Опыт, размышления, советы / Под ред. И.В Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 256 с.

10.Чуракова Р.Г. Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх.: сборник ролевых игр. – М.,1991. – 101с.

Дополнительная литература

1.Варначева Л.В. Школьные проблемы глазами психолога. М.,1998.

2.Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль, 1992.

3.Клюева Н.В. Экзистенциальные проблемы и психологическая помощь в их разрешении // Актуальные проблемы подготовки учителей и школьных психологов. Ярославль,1994.

4.Клюева Н.В. Психологическое обеспечение аттестации педагогов// Проблемы психологической помощи семье и школе. Ярославль,1996.

6.Леонтьев А.А. Педагогическое

общение. М.,1979.

7.Маркова А.К. Психология труда учителя. М.,1993

8.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1979.

9.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.,1995.

9.Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1998.

10.Бернс Р. Развитие «Я – концепции » и воспитание. М.,1986.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Самарский филиал Московского городского

Педагогического университета

Кафедра психологии

Учебная программа курса

Наши рекомендации