Тема: Нормативное обеспечение содержания образования

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

Важнейшими источниками содержание образования в Российской Федерации являются нормативные документы:

Тема: Нормативное обеспечение содержания образования - student2.ru

Стандарт (англ. норма, образец) образования – система основных параметров принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающая общественный идеал, учитывающая возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. Образовательный стандарт является нормативным правовым актом, разрабатываемым и утверждаемым в порядке, установленном Правительством России

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.).

ФГОСы и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Структура ФГОС включает в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральный государственный образовательный стандарт - принципиально новый для отечественной школы документ:

· идеология ФГОС - духовно-нравственное воспитание и формирование гражданской идентичности;

· ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни;

· изменилась методология стандарта, последовательно реализуется системно-деятельностный подход;

· системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования;

· изменилось представление об образовательных результатах - стандарт ориентируется не только на предметные, как это было раньше, но на метапредметные и личностные результаты;

· критериальной основой оценки образовательной организации становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных организаций;

· появилась установка на создание новой образовательной среды (в том числе, сетевой, межбюджетной, межведомственной);

· предполагается реализация новых типов содержания образования (например, интегрированного).

ФГОС создают базуновой парадигмы отечественного
образования:от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной:

· начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний;

· основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач;

· старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.

Образовательные программы

Помимо ФГОС содержание российского образования определяют образовательные программы.

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.).

Наши рекомендации