Педагогическая деятельность
Педагогическая деятельность – представляет собой обучающее и воспитывающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.
Педагогическая деятельность возникла в истории цивилизации с появлением культуры, когда задача создания, хранения и передачи подрастающим поколениям образцов производственных умений и норм социального поведения выступила в качестве решающих для общественного развития.
Джон Брунер выделил 3 основных способа обучения молодого поколения:
· Обучение в контексте;
· Выработка составляющих компонентов в процессе игры;
· Отделенный от непосредственной практики, абстрактный метод школы.
Постепенно с развитием общества стали создаваться 1-ые классы, школы, гимназии. Но школа остается социальным институтом, назначением которого остается передача социокультурного опыта посредством педагогической деятельности учителей и педагогов.
Формы передачи социокультурного опыта менялись в истории развития школы (беседа, работа в мастерских, вербальное наставление).
Со времен Я. Каминского прочно утвердилась и вошла классно-урочная система.
Характеристики педагогической деятельности
Педагогическая деятельность характеризуется, как и любая другая деятельность, целенаправленностью, мотивированностью, активностью, предметностью, осознанностью, системностью, субъективностью.
Нина Васильевна Кузьмина наделяет специфической характеристикой педагогической деятельности ее продуктивность:
· Минимальный / репродуктивный – педагог может пересказать другим то, что знает сам;
· Низкий / адаптивный – педагог умеет приспособить свое сообщение особенностям аудитории (малопродуктивный);
· Средний /локально-моделируемый – педагог владеет стратегиями обучения учащихся, ЗУНами по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате, отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность (среднепродуктивный);
· Высокий / системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся – педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в саморазвитии и самообразовании (высоко-продуктивный).
Предметное содержание педагогической деятельности
Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условий развития.
Средствами педагогической деятельности являются:
· Научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется тезариус обучающихся;
· Носителями научных знаний выступают тексты учебников или их представления, воссоздаваемые учеником при организованном учителем наблюдением;
· Вспомогательные средства – ТСО
Метод – сочетание способов и форм обучения, направленных на достижение определенной цели обучения.
Способами передачи социокультурного опыта является следующие методы:
1. Общедидактические методы:
a. Объяснительно-иллюстративный метод, состоящий в том, что преподаватель разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают;
b. Репродуктивный – предполагает составление преподавателями заданий для обучающихся на воспроизведение ими знаний и способов действий;
c. Проблемное изложение – учитель ставит проблему и сам раскрывает противоречивый путь и логику решения, предоставляя ученикам контроль за этой логикой, побуждая их к более высокому уровню размышлений.
d. Частично – поисковый (эвристический) – постепенное привлечение учеников к самостоятельному решению проблемы;
e. Исследовательский – базируется на конструировании исследовательских заданий и проблемных задач, самостоятельно решаемых старшими школьниками и студентами с последующим контролем преподавателя;
2. Частно-дидактические методы, средства и формы:
a. Аудирование;
b. Создание проблемных ситуаций на уроке;
c. Метод проекта;
Продуктом предметной деятельности является формируемый индивидуальный опыт ученика во всей нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт педагогической деятельности оценивается на экзамене, зачете, при ответах.
Результат педагогической деятельности – выполнение цели педагогической деятельности: личностное, интеллектуальное развитие учащихся, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.
Педагогические умения (действия) – представляют собой совокупность самых различных действий учителя, которые в значительной мере выявляют индивидуально-психологические способности учителя (преподавателя) и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции.
3 основных умения в дидактическом плане по мнению А.И.Щербакова:
· Умение переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условиях новой педагогической ситуации;
· Умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение;
· Умение создавать новые элементы педагогических знаний и идей, и конструировать новые предметы для решения конкретной педагогической ситуации.
Педагогические умения по А.К.Марковой делятся на две группы:
1. Умение увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогической задачи;
2. включает три подргуппы:
a. умения, отвечающие на вопрос «чему учить?»: работа с содержанием учебного материала, выделять ключевые идеи учебного предмета, обновлять учебный предмет, устанавливать межпредметные связи;
b. умения, отвечающие на вопрос «кого учить?»: изучать состояние отдельных психических функций учащихся, обученности и воспитанности школьников, различать успеваемость и личностные качества учащихся, выявлять не только наличный уровень, но и ЗБР учащихся;
c. умения, отвечающие на вопрос «как учить?»: отбирать и применять сочетание приемов и форм обучения и воспитания.
4 и 5 группы педагогических умений – умение создавать атмосферу психологической безопасности для другого человека и в то же время обеспечивать условия для самореализации его личности.
6 и 7 группы педагогических умений обусловлены теми действиями, которые необходимы для самореализации, самовыражения и развития личности самого учителя.
8 и 9 группы педагогических умений характеризуют, как умения оценивать, прогнозировать, стимулировать личностное развитие обучающихся, диагностировать уровень их обученности.