I.1. Выбор темы и сбор информации
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка …………………………………………………….4
I. Подготовка к работе над курсовыми и дипломными проектами…………………………………………………………………………5
I.1. Выбор темы и сбор информации…………………………………..5
I.2. Утверждение темы выпускной квалификационной работы……..6
I.3. Права и обязанности студента……………………………………..7
I.4. Научный руководитель……………………………………………..7
……….…………………………………………………………….7
II. Структура и оформление письменных работ 8
II.1. Объем и характеристики работы 8
II.2.Структура работы 10
II.3. Введение 11
II.4.Главы основной части работы и оформление подстрочные
примечаний 12
II.5. Заключение 14
II.6. Оформление «Списка использованных источников и литературы» 15
II.7. Оформление иллюстраций и «Приложений» 16
III. Защита дипломных работ …………………………………. 18
Приложения ………………………………………………………………. 17
Пояснительная записка
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов исторического направления факультета гуманитарных наук, обучающихся по направлениям: 050100.62 Педагогическое образование, профилям подготовки: История, История и обществознание, История и право. Оно может быть использовано студентами и магистрантами Нижегородской духовной семинарии при выполнении письменных работ по историческим дисциплинам. В процессе подготовки, написания и оформления курсовых и дипломных работ студенты должны освоить приемы и методы проведения научных исследований, в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом к профессиональной подготовленности выпускников вузов.
Выпускник должен уметь успешно решать следующие профессиональные задачи в области научно-исследовательских компетенций:
– сбор и систематизация информации по теме исследования;
– составление разделов научных отчетов, пояснительных записок;
– подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;
– участие в работе семинаров, научных конференций, в подготовке публикаций;
– решение частных научных вопросов, поставленных в ходе исследований.
Впервые студенты знакомятся с методами поиска и обработки информации в учебном курсе «введение в историю». Для более глубокого овладения профессиональными компетенциями на протяжении обучения студент выполняет ряд письменных работ, таких курсовая работа и выпускная квалификационная работа (ВКР) бакалавра и магистерская диссертация (в случае продолжения обучения в магистратуре). Результаты выполнения этих работ служат критерием оценки соответствия выпускника предъявляемым к нему требованиям.
Задачей настоящего учебно-методического пособия является максимальная четкость и доступность для студентов всех требований, предъявляемых к их работам.
Подготовка к работе над курсовыми и дипломными проектами
Наиболее ответственным моментом подготовки каждой курсовой и, особенно, дипломной работы является осознанный выбор студентом интересующей его проблематики и научного руководителя. Опыт показывает, что учебно-научные исследования оказываются наиболее успешными в том случае, когда они ведутся в одном направлении в течение ряда лет, причем курсовые работы последовательно раскрывают отдельные аспекты общей темы, которая затем становится предметом завершающего дипломного исследования. И если на первом, втором (и даже третьем) курсе может быть оправдана смена научных интересов студента в результате освоения им новых учебных дисциплин, то важным условием наиболее полной реализации его творческого потенциала является преемственность тематики курсовой работы четвертого года обучения и дипломной работы.
Поэтому выпускающая кафедра всеобщей истории, классических дисциплин и права в конце четвертого курса проводит защиту курсовых работ, которая помогает студентам уточнить направление и методику будущих исследований и познакомиться с самой процедурой предстоящей защиты выпускных квалификационных работ.
I.1. Выбор темы и сбор информации
Выбор темы должен отвечать следующим требованиям:
1. Тема должна соответствовать склонностям и интеллектуальным способностям конкретного студента.
2. Тексты основных источников и исследовательской литературы должны быть физически доступны и интеллектуально посильны.
3. Избранная методология должна соответствовать возможностям конкретного студента.
Изучение выбранной темы лучше начинать с поиска и ознакомления с опубликованными источниками и научной литературой. При этом студент должен отобрать (с помощью научного руководителя) наиболее достоверные сведения и методологически обоснованные концепции различных авторов, – в том числе, имеющих противоположные взгляды на одну и ту же проблему. Анализ материала, имеющего полемический и дискуссионный характер, поможет сформировать у будущих специалистов критическое отношение к представлениям и установкам, кажущимся незыблемыми.
На подготовительном этапе студентам рекомендуется обязательно делать выписки (резюме, конспекты и рефераты) по каждому прочитанному источнику либо научной работе, точно фиксируя все выходные данные и место из источника, а также номера страниц цитируемого текста; это значительно облегчает задачу предстоящего оформления собственного текста письменных работ.