Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология и педагогика (высшей школы)»
Рекомендуется для направления подготовки
210700 Инфокоммуникационные технологии и системы связи
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Цели и задачи дисциплины
Целью преподавания дисциплины является изучение студентами основ педагогики и психологии высшего образования. В результате изучения дисциплины у студентов должны сформироваться знания, умения и навыки, позволяющие проводить групповые занятия в вузе по специальным дисциплинам на основе современных педагогических методов и методик; участвовать в разработке учебных программ и соответствующего методического обеспечения для отдельных дисциплин основных образовательных программ вуза, руководить научной работой малых студенческих групп и выполнять функции тьютора.
Кроме того, изучение данной дисциплины должно способствовать формированию знаний, навыков и умений в организации работы коллектива исполнителей, принятии исполнительских решений в условиях спектра мнений, организации повышения квалификации и тренинга сотрудников подразделений в области инновационной деятельности, технологий, инфокоммуникационных процессов и услуг;
Место дисциплины в структуре ООП
В результате изучения настоящей дисциплины студенты должны получить знания, умения и навыки, имеющие не только самостоятельное значение как подготовка к преподавательской работе в высшей школе, но и обеспечивающие базовую подготовку для усвоения ряда последующих дисциплин в области менеджмента и работы с персоналом.
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
готовностью к проведению групповых (семинарских и лабораторных) занятий в вузе по специальным дисциплинам на основе современных педагогических методов и методик; способностью участвовать в разработке учебных программ и соответствующего методического обеспечения для отдельных дисциплин ООП вуза; готовностью осуществлять кураторство научной работы малых студенческих групп и тьюторство академических студенческих групп (ПК-11).
способностью организовать работу большого количества людей, эффективные коммуникации с внешней средой; владеть приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала (ПК-21);
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
основные задачи, функции, методы педагогики высшей школы; формы организации учебной деятельности в вузе
уметь:
проводить отдельные виды учебных занятий в вузе (практические и лабораторные занятия, руководство курсовым проектированием и т.п.) и осуществлять их методическое обеспечение
владеть:
базовыми навыками педагогической деятельности
Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр |
Аудиторные занятия | ||
Лекции | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Самостоятельная работа | ||
Подготовка к практическим занятиям | ||
Написание реферата | ||
Подготовка к зачету | ||
Вид итогового контроля | Зачет | |
Общая трудоемкость час. зач. ед. |
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1. | Введение | Основные требования к подготовке научно-технических кадров в современной высшей школе. Концепция системы непрерывного образования. Требования к профессиональной подготовке преподавателей в условиях демократизации и модернизации общества. |
2. | История педагогики | Обучение и воспитание в античные времена и при феодализме. Педагогические взгляды английских и французских просветителей. Педагогическая деятельность и теория Яна Амоса Коменского. История педагогической мысли в России. |
3. | Цели обучения и воспитания | Задачи психологии и педагогики высшей школы на современном этапе. Психологические особенности студенчества. Темперамент и типологии характеров. Средства общения. Межличностные отношения. Комплексный подход к воспитанию студентов. Социализация юношества в эпоху научно-технической революции в условиях демократизации общества и информатизации. |
4. | Психология учебной деятельности | Предмет, подходы и методы психологии. Ощущения, восприятие; свойства и виды внимания, память, виды мышления, интеллект. Психологические детерминанты учебной деятельности: мотивы, потребности и познавательные интересы. Пути и средства оптимизации учебного процесса: теория поэтапного формирования умственных действий; ассоциативно-рефлекторная теория; алгоритмизация обучения; теория содержательного обобщения; возможности преодоления и предупреждения неуспеваемости. |
5. | Педагогический процесс и его структура | Системно-структурный анализ - методология учебного процесса. Организационные формы и содержание. Лекции: разработка и чтение лекции, оценка ее качества. Семинарские и практические занятия. Лабораторные работы. Самостоятельная работа студентов. Производственная практика. Курсовое и дипломное проектирование. Содержание образования как проблема вузовской педагогики. Продолженное и дополнительное образование. |
6. | Дидактика – общая теория обучения | Дидактические принципы обучения в вузе. Современные методы обучения в высшей школе. Принципы развивающегося обучения. Активизация и интенсификация обучения. Групповые формы учебной работы. Учебная деловая игра. Проблемное обучение. Программированное обучение. Технические средства обучения (ТСО). Использование компьютеров в учебном процессе. Электронное, в том числе – дистанционное обучение. Автоматизированные обучающие системы (АОС). Педагогика сотрудничества. |
7. | Педагогическое мастерство преподавателя | Составляющие педагогического мастерства. Педагогические способности. Культура общения преподавателя со студентами. Педагогическая техника: постановка голоса, дикция, темпоритмы; управление эмоциональным состоянием, осанка, мимика, пантомимика, чувство юмора. Личность педагога, как фактор эффективности педагогического общения. |
8. | Основы педагогического контроля в высшей школе | Функция педагогического контроля и его формы. Оценка и отметка. Принципы педагогического контроля. Проблема педагогических измерений. Тесты и шкалы как основные средства педагогического измерения. Основные требования к тестам, общественные и педагогические условия их эффективного применения. Основные статистические методы, используемые для создания тестов и в обработке тестовой информации. Надежность и валидность тестов. Новейшие методы компьютеризированного тестового контроля знаний и способностей личности. |
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Разделы 3-7 дисциплины могут иметь междисциплинарные связи с последующими дисциплинами экономико-управленческой направленности, если последние предусмотрены учебным планом программы магистерской подготовки