Тема 11. Организация и методика формирования детско-подростковых объединений по месту жительства.

Особенности организации внешкольной жизнедеятельности детей и подростков. Развитие совместной деятельности детей разного возраста, а также взрослых и детей. Развитие самостоятельной и активной личности, навыков организации и самоупраления, исходя из прав ребенка. Дифференциация содержания деятельности в зависимости от интересов, особенностей, потребностей и проблем ребенка. Использование игры, разнообразие новизна, увлекательность, романтичность, импровизация в видах и формах социально-педагогической деятельности по месту жительства. Всемерное использование возможностей среды для духовных потребностей детей и подростков.

Методика работы с разновозрастными детско-подростковыми объединениями по месту жительства.

Клубные объединения по интересам. Структура, содержание, организационные формы деятельности клуба. Сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы с детьми и подростками в клубе. Использование материально-технических и воспитательных возможностей микрорайона для клубной работы.

Инновационные формы социально-педагогической практики в современных условиях: инфоцентр, телефон доверия, биржа труда, хобби-центр, клуб общения, центр семейного досуга, детский орден милосердия и т.д. Формы работы скаутов, пионеров, гайдов, ЮНЕСКО по месту жительства.

Индивидуальный подход в организации работы с детьми «групп социального риска». Изучение личности подростка с отклонениями в поведении. Дифференциация методов воспитательного воздействия на различные категории детей и подростков, нуждающихся в особом внимании.

Темы семинарских занятий:

Тема 1: Местожительства как специфическая сфера микросреды ребёнка и его влияния на развитие личности. Работа с детьми и подростками по месту жительства как социально-педагогическая проблема. (4 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Основные задачи социально-педагогической работы с детьми и подростками по месту жительства и пути их решения.

2. Обеспечение социальных гарантий детей и подростков в современных условиях.

3. Понятие социально-педагогической проблемы и её истоки

4. Социально-педагогические и правовые аспекты детства в Конвенции ООН и Законе Республики Беларусь «О правах ребенка».

5. Социально-экономические предпосылки возрастания актуальности проблемы «социум и дети» в современных условиях.

6. Основные задачи социально-педагогической работы с детьми и подростками по месту жительства.

Литература

1. Литвинович В. Г. Социум и дети. / Программно-метод.рекомендации, Мн., 1996

2. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М, 1994.

3. Основные направления деятельности социальных педагогов в учебно-воспитательных учреждениях. / Настаунiцкая газета, 28 жнiуня, 1996

4. Кабуш В.Т. Воспитание школьников в условиях обновления общества. Мн., 1994.

5. Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути их решения. Мн., 1995. Бедулина Г. Ф.

6. Стирание проблемных взаимоотношений между различными категория молодежи в образовательной среде. Мн. 2000.

Тема 2: Место жительства и социально-педагогические движения (история развития).

Вопросы для обсуждения:

1. Движение организаторов пионерских клубов, отрядов, форпостов 20-х годов ХХ века (пионерское движение).

2. Движение организаторов тимуровских команд конца 30-х – начала 40-х годов ХХ века (тимуровское движение).

3. Движение организаторов коммунарских объединений конца 50-х – начала 60-х годов ХХ века (коммунарское движение).

4. Движение организаторов педагогических отрядов 70-х годов ХХ века (движение педотрядов).

5. Движение общественности в конце 70-х – начале 80-х годов ХХ века в лице государственных и общественных организаций, учреждений, предприятий.

Литература

1. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М, 1994.

2. Воспитательная работа с учащимися вне школы: в микрорайоне школы. / Под. ред. Л. М. Николаевой, М. 1981.

3. Семенов В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды, М. 1986.

4. Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений. / Сост. В. Е. Тридин, М., 1987.

5. Социологический словарь. / Сост. А. Н. Елсуков, К. В. Шульга. Науч. ред. Т. Н. Соколова, И. Я. Писаренко. Мн., 1991.

6. Молодежный центр:основные напрвления социальной работы. (В. Ф. Швайко, В. Г. Литвинович и др.)

Наши рекомендации