Тема 11. Организация и методика формирования детско-подростковых объединений по месту жительства.
Особенности организации внешкольной жизнедеятельности детей и подростков. Развитие совместной деятельности детей разного возраста, а также взрослых и детей. Развитие самостоятельной и активной личности, навыков организации и самоупраления, исходя из прав ребенка. Дифференциация содержания деятельности в зависимости от интересов, особенностей, потребностей и проблем ребенка. Использование игры, разнообразие новизна, увлекательность, романтичность, импровизация в видах и формах социально-педагогической деятельности по месту жительства. Всемерное использование возможностей среды для духовных потребностей детей и подростков.
Методика работы с разновозрастными детско-подростковыми объединениями по месту жительства.
Клубные объединения по интересам. Структура, содержание, организационные формы деятельности клуба. Сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы с детьми и подростками в клубе. Использование материально-технических и воспитательных возможностей микрорайона для клубной работы.
Инновационные формы социально-педагогической практики в современных условиях: инфоцентр, телефон доверия, биржа труда, хобби-центр, клуб общения, центр семейного досуга, детский орден милосердия и т.д. Формы работы скаутов, пионеров, гайдов, ЮНЕСКО по месту жительства.
Индивидуальный подход в организации работы с детьми «групп социального риска». Изучение личности подростка с отклонениями в поведении. Дифференциация методов воспитательного воздействия на различные категории детей и подростков, нуждающихся в особом внимании.
Темы семинарских занятий:
Тема 1: Местожительства как специфическая сфера микросреды ребёнка и его влияния на развитие личности. Работа с детьми и подростками по месту жительства как социально-педагогическая проблема. (4 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Основные задачи социально-педагогической работы с детьми и подростками по месту жительства и пути их решения.
2. Обеспечение социальных гарантий детей и подростков в современных условиях.
3. Понятие социально-педагогической проблемы и её истоки
4. Социально-педагогические и правовые аспекты детства в Конвенции ООН и Законе Республики Беларусь «О правах ребенка».
5. Социально-экономические предпосылки возрастания актуальности проблемы «социум и дети» в современных условиях.
6. Основные задачи социально-педагогической работы с детьми и подростками по месту жительства.
Литература
1. Литвинович В. Г. Социум и дети. / Программно-метод.рекомендации, Мн., 1996
2. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М, 1994.
3. Основные направления деятельности социальных педагогов в учебно-воспитательных учреждениях. / Настаунiцкая газета, 28 жнiуня, 1996
4. Кабуш В.Т. Воспитание школьников в условиях обновления общества. Мн., 1994.
5. Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути их решения. Мн., 1995. Бедулина Г. Ф.
6. Стирание проблемных взаимоотношений между различными категория молодежи в образовательной среде. Мн. 2000.
Тема 2: Место жительства и социально-педагогические движения (история развития).
Вопросы для обсуждения:
1. Движение организаторов пионерских клубов, отрядов, форпостов 20-х годов ХХ века (пионерское движение).
2. Движение организаторов тимуровских команд конца 30-х – начала 40-х годов ХХ века (тимуровское движение).
3. Движение организаторов коммунарских объединений конца 50-х – начала 60-х годов ХХ века (коммунарское движение).
4. Движение организаторов педагогических отрядов 70-х годов ХХ века (движение педотрядов).
5. Движение общественности в конце 70-х – начале 80-х годов ХХ века в лице государственных и общественных организаций, учреждений, предприятий.
Литература
1. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М, 1994.
2. Воспитательная работа с учащимися вне школы: в микрорайоне школы. / Под. ред. Л. М. Николаевой, М. 1981.
3. Семенов В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды, М. 1986.
4. Воспитание увлечением: формирование и деятельность клубных объединений. / Сост. В. Е. Тридин, М., 1987.
5. Социологический словарь. / Сост. А. Н. Елсуков, К. В. Шульга. Науч. ред. Т. Н. Соколова, И. Я. Писаренко. Мн., 1991.
6. Молодежный центр:основные напрвления социальной работы. (В. Ф. Швайко, В. Г. Литвинович и др.)