ВСТРЕЧА НОВОГО ГОДА В "МАШИНЕ ВРЕМЕНИ".
Этот вариант праздника также может использоваться с воспитанниками среднего школьного возраста. Участники праздника как бы совершают поездку в "Машине времени".
Маршруты новогоднего путешествия в "Машине времени" различны; 1) по разным странам, в гостях у различных народов в канун Нового года (рассказ о традициях встречи Нового года а. если возможно, показ их; 2) по разным эпохам истории республик СНГ (как праздновался Новый год в разные времена у разных народов республик СНГ; 3) по нашей республике в канун Нового года (о чем вспоминают и мечтают, встречая Новый год, наши геологи, строители, летчики и т.д.); 4) по нашей республике в будущем (в гостях у людей различны; профессий в канун Нового года); 5) по будущему воспитанников своего коллектива (в гостях у них через 20 лет, ставших специалистами разных профессий и работающих в разных концах страны и за рубежом) и др.
Маршруты намечаются и конкретизируются Советом праздника, который распределяет маршруты "Путешествия" и закрепляет юс за микроколлективами. Члены Совета - представители микроколлективов руководят подготовкой своих заданий. Каждый микроколлектлв в тайне от других готовит рассказы, картинки, сценки, интервью и т.п. Старшие друзья (шефы). классный руководитель, учителя, библиотекарь, родители помогают каждому микроколлективу "по секрету* готовить свой сюрприз.
Специальная сводная творческая бригада любителей техники, опираясь на помощь старших воспитанников, родителей и учителей (физики, труда), сооружает "Машину времени".
Во время новогоднего праздника экипажем "Машины времени" становятся по очереди каждый микроколлектив, который показывает "на экране" свой участок маршрута.
Вернувшись из "путешествия", участники праздника обмениваются творческими подарками - поздравлениями.
НОВОГОДНИЙ ГОРОД БУДУЩЕГО
Этот вариант новогоднего праздника может быть использован как в коллективе старших школьников, так и в коллективе подростков.
Он может быть использован в масштабе нескольких параллельных классов, групп в масштабе всего учебного заведения. В этом случае на объединенном заседании "совета дела", представителей педагогического коллектива создается "Горсовет", придумывается название города (например, "Чародейск"), намечается день праздника, высказываются предложения об учреждениях "города" и "городских делах".
Затем "Горсовет" на основе конкурса на лучше предложения уточняет состав "учреждений", их "сотрудников" (добровольцев) и их руководителей и консультантов (взрослых), разрабатывает программу (план) жизни "города".
Вот какие "учреждения" могут быть созданы на Новогоднем празднике:
а) дом сказок (где может действовать теневой театр);
б) кинотеатр "Сказка";
в) кафе "Магия";
г) институт тайн и предсказаний;
д) фабрика новогодних подарков;
е) главпочтамт;
ж) цирк;
з) площади веселых игр и затей (с показом мод Будущего, концертом - загадкой о новогодних обычаях различных народов и т.п.).
Задача каждого "учреждения" порадовать гостей новогодними затеями и поздравлениями в соответствии со своим "профилем". На это и направлена их деятельность в период подготовки.
Члены "Горсовета" превращаются во время праздника в Добрых волшебников, чародеев, фей-распорядительниц. Председатель "Горсовета" и его помощники действуют в ролях Главного волшебника и его свиты.
ЗВЕЗДНЫЙ БАЛ - МАСКАРАД
Эта форма проведения новогоднего праздника предназначена для воспитанников старших классов, для молодежи. Она требует большой и тщательно продуманной подготовки. В связи с этим целесообразно всю подготовку к празднику и ответственность за его организацию возложить на один коллектив (класс, группу, клуб и т.п.).
Подготовка начинается за 1,5-2 месяца. В коллективе - организаторе праздника определяется творческая группа, которая начинает подготовку с разработки ее плана.
План подготовки включает:
1. Информирование коллектива о предстоящем празднике. Продумывается серия последовательно сменяющих друг друга красочных и необычных оставлений, которые ставят своей целю, во-первых, вызвать интерес у членов коллектива к предстоящему балу-маскараду и желание принять в нем участие; во-вторых, создают предпосылки практической подготовки каждого реализовать свое желание.
Объявления - плакаты сообщают где, когда и при каком условии каждый желавший может стать участником новогоднего бала (наличие новогоднего костюма, маски и готовности его защитить).
2. Организацию "Мастерской Деда Мороза" и Ателье Мод Снегурочки", где каждый желающий может получить консультацию в изготовлении новогоднего костюма.
3. Изготовление эскизов оформления помещения и рекреации в соответствии с темой ("Звездный бал - маскарад").
4. Разработку сценария, главными героями которого должны стать планеты солнечной системы, ракета и т.д.
5. Подготовку новогодних сюрпризов участникам бала: посвящений, посланий из космоса, пожеланий инопланетян, необычных награждений а др.
Распорядителями вечера и ведущими его поочередно становятся "планеты солнечной системы" (Марс. Юпитер, Сатурн, Венера. Меркурий, Плутоний и др.), которые помогают связывать содержание бала-маскарада в единое композиционное целое. Вторая часть вечера посвящена защите костюмов участников вечера.
Заканчивается праздник новогодним балом, чередующаяся играми, аттракционами, викторинами.
ВЕЧЕР ЮМОРА
Это самых сложных разновидностей вечеров и по своему содержанию, и по его проведению, что связано с назначением данного вида вечеров: стимулировать развитие у молодежи чувства юмора способности подметить в явлениях окружающей жизни и поведениях людей их комические стороны, эмоционально на них отзываться, содействовать повышению эмоционального уровня воспитанников и морально-психологического климата в коллективе.
Вечер юмора традиционно приобщают к Дню юмора 1 апреля.
Для подготовки вечера создается оргкомитет с представителями всех первичных коллективов, учителей, тех, кто понимает «мер явить комические ситуации в окружающей жизни. В ходе подготовки к вечеру решается, во-перпых, задача формирования психологической настроенности коллективе воспитанников к участию в нем. Этому способствуют различные средства информирования членов коллектива: специально подготовленные объявления, радиопередачи, слова учителей. воспитателей, которые стимулируют развитие интереса к мероприятию, организаторская деятельность оргкомитета. Во-вторых, перед оргкомитетом ставится задача психологическую настроенность, заинтересованность вечером подкрепить практической готовностью к нему большинства воспитанников. С этой целью оргкомитет продумывает разностороннюю программу вечера, которая обеспечивает массовость участия в нем воспитанников. Программа вечера может включать:
1. Выступления авторов юмористических рассказов, стихов, басен, фельетонов.
2. Конкурс дружеского шаржа.
3. Комические сценки из жизни коллектива и его отдельных воспитанников.
4. Выпуск специальных сатирических газет, бюллетеней и т.д.
5. Кинорепортаж с сопровождением дикторского текста "Как мы живем, учимся, работаем, отдыхаем ..."
6. Выступление исполнителей классических юмористических стихов, отрывков из рассказов, фельетонов, анекдотов.
7. Проведение комических соревнований, подвижных игр. :;
8. Конкурс дружеских эпиграмм учащихся на воспитателей,: учителей и наоборот.
9. Демонстрация через эпидиоскоп фотографий учащихся, учителей в детстве с просьбой к аудитории отгадать, "кто есть кто?"
Вечер юмора имеет неограниченные возможности для проведения его организаторами творчества, находчивости, инициативы. Вечер может быть и таким, пример которого мы приводим ниже.
Под звуки фанфар "Слушайте все!" комментатор начинает репортаж с парада сатирических персонажей. Его открывает второгодники и двоечники. У них мужественные, обветренные от прогулов лице. Они идут бодро, чеканя шаг.
За ними беззаботные шутники, которые подкладывают своим товарищам кнопки на стулья, рисуют мелом рожицы на спине и т.д. Вслед за ними идет новая колонна учащихся - кто-то из них забинтованный, кто-то прихрамывает, кое-кто с "фонарем" под глазом. Это ябеды, за ними идут, размахивая справками, здоровяки, те. кто освобожден от физкультуры. Затем идут "шпаргалочники", которые умудряются на одной ладони разместить всю белорусскую грамматику.
Парад заканчивается. После парада начинается смотр. Он включает интермедии, в состав которых входят ряд сценок. Персонажи интермедии для удобства обозначаются цифрами. Первой показывается интермедия "математика по-неандертальски". В ее сценках отображены интересные разговоры и споры между учителями и учениками того времени.
В другой интермедии "Труд" в шутливой форме показаны разные отношения к труду воспитанников.
В третьей интермедии участвуют две бабушки, которые готовят уроки для своих внуков, а потом удивляются, откуда вырастают белоручки.
В следующей интермедии «Занимательная гигиена» на примерах поведения сказочных героев раскрывается значение правил личной гигиены.
ТРУДОВОЙ ДЕСАНТ
Эта форма общественно полезного труда позволяет использовать в ходе его организации элементы игры, стимулирует самодеятельность и инициативу учащихся.
Трудовой десант (операция) проводится в любое время учебного года и летний период. Однако чаще всего его проведение приурочивается к знаменательным датам в жизни республики или коллектива.
Организация трудового десанта предполагает три этапа.
1 этап - подготовка десанта. В содержание его входят:
1) Беседы накануне трудового десанта о труде, о людях трудовой доблести, об ответственном отношении к труду.
2. Определение штабом трудовых дел участков труда первичным коллективам, разработку зашифрованных заданий каждому из них.
3. Подготовка в коллективах рабочего инвентаря, продумывание эмблемы, девиза, названия бригады и ее оформления.
4. Организация передач по радио, посвященных подготовке к дню труда, выступлений отдельных учащихся с рассказами о том, как они трудятся, как готовятся к выполнению трудового задания.
5. Оформление красочной афиши и объявления: "Внимание! Внимание! Проводится трудовой десант. Все коллективы - трудовые бригады - на выполнение трудового задания!"
2 этап - проведение трудового десанта. Бригада приходят к месту проведения линейки с песней. Линейку ведет штаб трудового десанта. Проведение линейки включает следующие моменты:
1. Сигнал сбора. Построение трудовых бригад.
2. Сдача рапортов о готовности к работе.
3. Подъем флага трудового десанта.
4. Выступление передовиков труда.
5. Вручение бригадирам пакетов с заданиями и трудовых паспортов.
На первой странице паспорта - эмблема трудовых дел коллектива. На второй - название и номер отряда, список учащихся, фамилия, имя бригадира и дата вручения паспорта. Страницы паспорта содержат такие разделы: Дата и продолжительность работы ;Трудовое задание ; Отметка о его выполнении; Лучшие в труде.
3 этап - линейка по подведению итогов трудового десанта.
Итоги рабoты каждая бригада может оформить творчески: в виде рапортов, бюллетеней и проч. В свою очередь, на основе информации об итогах работы всех бригад штаб подготавливает фотобюллетени, настенные газеты, определяет победителей, продумывает формы награждения.
На линейке может выступить представитель трудового коллектива (колхоза, совхоза, предприятия), который от имени своего коллектива поблагодарит учащихся за помощь.
ТУРИСТСКИЙ ПОХОД
Туристский поход имеет огромное значение для воспитания и оздоровления детей и молодежи. Каждый туристский погод, если он правильно организован сплачивает коллектив учащихся, дает возможность педагогам лучше узнать своих воспитанников. Он объединяет и закаляет их, расширяет знания об истории и природе родного края, формирует ответственность, взаимопомощь, выдержку, умение преодолевать трудности, помогает установить доброжелательные отношения в коллективе. Но походы больше, чем какая-либо другая форма работы, требуют серьезной подготовки.
Основное в подготовке походе - определение его цели, от которой зависит выбор и разработка маршрута, содержание подготовительной работы. При этом учитывается возраст, физическая подготовка участников, их интересы и увлечения. Педагогу (или ответственному за поход) необходимо заранее изучить достопримечательности своего района (области): исторические памятники, ознакомиться с жизнью и деятельностью знатных людей района, области.
Составляя вместе с активом коллектива план похода необходимо четко распределить соответствующие обязанности и поручения между всеми участниками. При этом, чем больше воспитанников будет вовлечено в работу, тем ощутимее окажется педагогическое воздействие похода на них.
При определении маршрута похода педагог учитывает следующее: заинтересованность участников в проведении похода именно в этом районе, по взятой теме; наличие средств и инвентаря (палеток, рюкзаков, топоров, ведер и пр.; разрешение врача на каждого участника похода; возможные сроки его проведения.
Следовательно, подготовку к походу нужно вести по таким направлениям:
1. Изучение района путешествия (его географических, исторических и экологических особенностей).
2. Выбор района на карте, снятие маршрутной лента на кальку (3-4 экземпляра).
3. Составление сметы похода (расчет питания, меню, транспортных и других расходов).
4. Подбор снаряжения.
5. Составление плена проведения самого похода.
Документом, разрешающем проведение похода является маршрутный лист определенного образца, с заполненным к нему планом -графиком и схемой маршруте. Разрешение на проведение похода дает руководитель учебного заведения или оздоровительного лагеря. Руководить походом может учитель, воспитатель, классный руководитель, инструктор по туризму, родители, шефы или даже старшие воспитанники, которые хорошо знают туристско-краеведческую работу, местность, имеют определенный опыт организации походов.
В период подготовки каждый участник похода выполняет конкретное задание, о результатах которого он докладывает всем участникам. Например, одной группе участников похода может быть поручено собрать сведения о природно-географиеских особенностях района: расположение лесов, озер, рек, болот, наличие мест для купания, дорогах, сроках созревания ягод, грибов и т.д.
Вторая группа может выполнять задание, связанное с разработкой маршрута; перенести на кальку схему пути в виде маршрутной ленты с наиболее крупномасштабной карты, маршрутную ленту перерисовать в 3-4 экземплярах, на ней отметить отрезки пути по дням, места привалов, обеда, ночлега, дневок и т.д.
Санитару похода поручают подготовку аптечки, направляют его на консультацию к врачу по оказанию первой помощи пострадавшим. Он должен уточнить санитарно-эпидемиологическое состояние района туристского похода, уточнить места для купания, забора вода и т.д.
Помощник руководителя похода по хозяйственной части составляет меню на все дни похода, расчет питания. порядок приобретения продуктов и их распределение между участниками похода для переноски.
Комендант походной группы отвечает за подготовку снаряжения, проверяет его качество, следит за тем, чтобы на палатках были в порядке все застежки, оттяжки, чтобы было достаточное количество спальных принадлежностей.
Необходимо заранее подготовить оборудование для кострища, металлические рогульки или трос с крючком. Топоры должны быть хорошо наточены, ведра требуемой емкости и т.д.
Фотографу поручается вести съемку достопримечательностей, встречающихся в пути, всех интересных моментов похода.
Корреспондент готовится вести записи в дневнике и хранить его.
Перед самым выходом в поход руководитель проверяет наличие снаряжения у каждого участника походе и прежде всего обращает внимание на обувь. Наиболее подходящми для похода будут разношенные, но крепкие ботинки на твердой подошве (или кеда, кроссовки). Кроме основной пары обуви, участники похода должны иметь пару тапочек, которые рекомендуется обувать на больших привалах, давая отдых уставшим ногам. Одежда триста должна быть легкой, удобной, не маркой, с большим количеством карманов. Рекомендуется также орать с собой легкую клеенку для заветы туриста и его рюкзака от дождя.
Снаряжение группы составляет карта района похода, компас, аптечка, спички, фотоаппарат, принадлежности для костра и проведения конкурсов. Следует захватить и гитару.
С первых же минут похода необходимо приучить воспитанников К уважительным отношениям между всеми участниками похода и в отношениях к людям, с которыми они встретятся в пути.
Во время походного передвижения нужно смотреть за тем, чтобы темп ходьбы был доступен всем туристам. В случае нужды необходимо оказывать помощь, разгружая их рюкзаки, ставя их в голову колонны за направляющим. Замыкающими должны идти самые сильные участники, чтобы в случае отставания они могли помочь слабым и ни в коем случае не оставлять сзади себя ни одного участника похода. Замыкающие должны иметь с собой маршрутную схему и знать место очередного привала.
Педагогу следует исходить из необходимости придерживаться следующих норм передвижения, рекомендуемых для участников похода: для учащихся IV-V классов не Солее 10-12 км в сутки; для учащихся VI-VIII не более 15-18 км в сутки; для старшеклассников - не более 20-25 км. Привалы должны быть организованы через 3-5 км пути. Останавливаться на ночлег нужно за 1,5-2 часа до наступления темнота.
Важным моментом похода является выбор места для отдыха. Оно должно быть красивым, сухим (при наличии невдалеке речушки или водоеме), соответствовать требованиям безопасности.
На привале следует сразу же определить задания участникам похода: собрать топливо для костра, поставить палатки, подготовить кострище, заготовить питьевую роду и т.д.
Костер желательно раскладывать на песчаном грунте, но ни в коем случав не :нa торфяной почве, так как огонь может распространиться под землей и вызвать лесной пожар.
Перед уходом с привала нужно тщательно залить костер и засыпать его землей, сравняв окопанный вокруг костра ровик с поверхностью. Нужно также проследить за тем, чтобы место привала осталось в полном порядке после ухода туристов.
Включение в программу похода игр, конкурсов, соревновании значительно повышает интерес к походу, улучшает эмоциональное состояние участников, способствует отдыху. В условиях похода могут быть проведены конкурсы на лучшую композицию цветов, лучший рисунок, шарж, изделия из природного материала, конкурс туристских песен, знатоков природа, спортивное ориентирование и т.д.
Организовано должно пройти и окончание похода. Небезопасно отпускать участников похода по одиночке.
После окончания похода обязательно подведение его итогов. С этой целью может быть оформлена фотовитрина, выставка собранного ь походе матерела, иллюстрированного фотографиями, зарисовками, выпущена "Молния", смонтирован любительский кинофильм, оформлены материалы для музея и учебных кабинетов.
ЭТИЧЕСАЯ БЕСЕДА
Этическая беседа - самая распространенная форма нравственного просвещения. Она призвана вооружить учащихся научными знаниями о нормах, правила!, принципах» требованиях морали, способствовать развитию их нравственной зрелости, осознанных взглядов и убеждений, обеспечивающих основу нравственной ориентации и установок в поведении.
Этическая беседа достаточно широко освещена в литературе, поэтому ограничимся самыми общими рекомендациями.
На этапе подготовки этической беседы классный руководитель, воспитатель обращает внимание прежде всего на такие вопросы, как определение темы, подбор материала для беседы, разработка ее структуры и содержания.
При определении темы этической беседа учителю важно учитывать следующие положения:
1. Моральные нормы, принципы имеют многоплановый, сложный характер, поэтому их содержание не может быть в полном объеме раскрыто в ходе одной беседы. Это обстоятельство обусловливает необходимость планирования и проведения серии бесед, посвященных частным вопросам (темам), связанных воедино с общей нравственной проблемой.
Сказанное определяет необходимость обеспечения последовательности, постепенного усложнения по мере взросления учащихся содержания тем бесед и решаемых в их ходе задач, посвященных одной и той же нравственной проблеме
2. Развитие нравственного сознания учащихся разных возрастных групп имеет свои особенности: у младших школьников оно находится на уровне нравственных представлений и носит конкретный характер, у учащихся средних и старших классов моральное сознание имеет более обобщенный характер. Школьники этого возраста способны к усвоению сложных нравственных понятий. Учет данного положения находит свое отражение при организации нравственного просвещения в содержании и характере проводимых бесед с учащимися разных возрастных групп.
В связи с этим темы, содержание, характер бесед с учащимися младших классов должны быть направлены на формирование отдельных элементов их морального сознания, что может быть достигнуто лишь на основе конкретных, ярких и убедительных фактов, примере нравственного поведения. Беседы с воспитанниками старшего возраста направлены на усвоение и осмысливание определенного морального понятия в целом, что достигается на основе использования тех моральных представлений (отдельных структурных элементов понятия), которые сформированы у учащихся в предыдущие годы, и достаточно высоким теоретическим уровнем изложения материала.
3. Выбор темы этической беседа зависит также о многих других условий. В частности, от уровня нравственной воспитанности учащихся данного возраста, их интересов, конкретных возможностей организации воспитательной работа в коллективе. В связи с этим классному руководителю, воспитателю необходимо прежде всего установить, с какой цель» проводится беседа, каково ее место в общей системе воспитательной работы с коллективом и в системе этических бесед, какие практические выводы будут сделаны и какие конкретные задачи будут решены в процессе ее подготовки и проведения.
На этапе подготовки содержания этической беседы классному руководителю, воспитателю важно использовать возможности всех источников.
Интересный и разнообразный материал для этических бесед дает художественная литература. Важным источником для этических бесед являются также кинофильмы и театральные постановки. Не следует забывать и о таком источнике, как газеты и журналы. В них часто печатаются статьи и очерки по наиболее актуальным вопросам морали, использование которых сделает беседа убедительной и доказательной. Лучшие произведения писателей, кинофильмы, материалы прессы помогут учителю ярче и глубже раскрыть нравственные понятия темы, создадут условия для активизации чувств учащихся (сопереживания), что облегчает процесс не только усвоения нравственных идей, но и их принятия личностью учащегося.
Творчески работайте классные руководители, воспитатели включают в беседу прежде всего факта из жизни коллектива учащихся, обращая внимание и на положительные, и на негативные поступки отдельных воспитанников. Это важно потому, что процесс формирования нравственного идеала происходит не только под влиянием положительных примеров, но и в результате осуждения нарушений нравственных норм и правил- При разборке негативных поступков и действий отдельных учащихся не всегда следует называть их фамилии. Опасение быть подвергнутым осуждению со стороны классного руководителя и сверстников может помешать учащемуся спокойно осмыслить жизненную ситуацию. Кроме того, соблюдение меры, такте при использовании примеров, фактов отрицательного плана ьажно и для создания самой нравственно-эмоциональной' атмосферы в коллективе учащихся, их положительной настроенности по отношению к обсуждаемой проблеме.
Источниками материала для содержания бесед могут быть также сочинения учащихся, их письменные ответы на анкетные вопросы. Так, например, перед проведением беседа "О дружбе и товариществе" можно предложить учащимся анкету с вопросами:
1) Можно ли предлагать дружбу?
2) Верно ли, что во имя дружбы можно простить другу любой поступок?
3) Как вы поступите, если друг обманул Вас?
4) Что можете сказать о дружбе в нашем классе?
5) Можно ли иметь несколько друзей?
6) Могут ли дружить люди с разными характерами?
7) Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Разумеется, в процессе подготовки этических бесед следует позаботиться о привлечении фактов, примеров поведения не только учащихся , но и окружающих их людей, т.е. о подборе ярких фактов добросовестного отношения людей к труду, умении их жить и работать в коллективе, примеров сознательного выполнения своего долга, порученного дела.
Помимо собственной подготовки, классный руководитель готовит к беседе учащихся, стремясь настроить их на предстоящий разговор.
С этой целью он заблаговременно сообщает им тему предстоящей беседы, рекомендует для чтения список необходимой литературы. Окат работы лучших учителей убеждает в целесообразности проведения совместного с учащимися анализа состояния дел в коллективе, связанных с темой беседа, определения тех вопросов, которые следует поставить на обсуждение учащихся. для этого можно вывесить плакат с вопросами или оформить специальный стенд с материалами к беседе. Так, перед беседой на тему "Скромность и застенчивость" можно предложить учащимся для обдумывания следующие вопросы:
1) Как вы понимаете скромность?
2) Назовите качества, противоположные скромности?
3) Можно ли под скромностью подразумевать робость, забитость, смирение и беспомощность?
4) Как вы понимаете слова Н.В.Гоголя из "Ревизора": "Чиновники были очень скромны... Они не могли разговаривать с человеком на чин выше из-за своей скромности"?
5) Почему некоторые учащиеся с одними преподавателями держатся скромно, стеснительно, с другими - развязно, и даже нагло?
6) Может ли скромный человек быть решительным и смелым, веселым и жизнерадостным?
7) Что такое застенчивость? Чем она отличается от скромности?
Наконец, классный руководитель, воспитатель может предложить небольшие выступления по отдельным вопросам темы, сатирического, юмористического характера, которые будут удачно иллюстрировать содержание беседы.
В построении беседы нетерпимы шаблон и трафарет. Чрезвычайно важно для достижения воспитательной результативности беседы обеспечивать композиционную новизну и творческий подход к компоновке содержания материала каждой этической беседа. Это обеспечит в каждом конкретном случае свежесть восприятия учащимися беседа и устойчивый интерес к ней.
В самом общем виде в структуре этической беседа можно выделить следующие компоненты, определяйте логику, последовательность, ход беседа:
1. Определение темы беседы и стимулирование интереса учащихся к ее содержания.
2. Обоснование общественной важности обсуждаемой теми и личной ее значимости для нравственного становления молодежи.
3. Последовательное раскрытие основных вопросов темы:
а) определение рассматриваемого нравственного понятия;
б) обращение к фактам жизни и деятельности выдающихся людей, литературных героев, примерам, взятым из окружавшей жизни с целью иллюстрации отдельных аспектов проблемы;
в) анализ положения дел в коллективе в связи с обсуждаемой темой;
г) конкретные рекомендации, советы по улучшению работы или поведению учащихся;
4. Подведение итогов беседы.
Начало беседы, как и любого другого воспитательного мероприятия - важный момент, эффективность которого обеспечивается продуманной методикой его осуществления. Для привлечения внимания учащихся к предстоящей беседе, возбуждения их интереса к обсуждаемым вопросам используются различные педагогические приемы. В их числе обращение к учащимся с вопросом, направленным на выяснение понимания ими сущности рассматриваемого нравственного понятия, использование занимательного события, факта, заимствованного из литературы, содержательного высказывания известного человека или афоризма, обращение к примерам из жизни воспитанников обуславливающего необходимость углубленного раскрытия и осмысления рассматриваемой нравственной нормы и др.
В построении самого содержания беседы очень часто используется как индуктивный путь - от анализа фактов, их оценки к обобщениям, т&к и дедуктивный - от формулировки нравственного правила к анализу отдельных фактов.
В общих чертах структура индуктивного типа беседы выглядит так: объявляется тема беседы, рассказывается случай из жизни или зачитывается литературный материал; учащиеся отвечают на вопросы учителя, связанные с анализом приведенных фактов; выявляются существенные признаки морального понятия; анализируется собственный опыт поведения учащихся и, наконец, намечаются практические меры, которые помогут им данную моральную норму закрепить в своем поведении, индуктивный путь построения беседы обычно применяется в младших классах.
Структура дедуктивного типа беседы такова: педагог во вступительной слове раскрывает сущность морального понятия, а затем задает учащимся вопросы или привлекает их к анализу конкретных Фактов и событий, в заключение обобщаются высказывания учащихся.
Для повышения действенности бесед в ходе их проведения важно обеспечить ряд условий. В их числе: определение учащимся конкретных задания и их краткие выступлении z ходе беседы; доказательность, аргументированность выдвигаемых положений, выводов; яркость, эмоциональная привлекательность используемых примеров, фактов; благожелательный тон учителя; располагающая к откровенности нравственно-психологическая атмосфера в коллективе.
Усвоенные учащимися моральном нормы необходимо закреплять на практике. В противоположном случае не исключена возможность разрыва между словом и делом, между сознанием и поведением учащихся. Мысли, чувства и поступки учащихся должны проявляться в их естественном единстве. Поэтому то, о чем говорится на этических беседах, должно подкрепляться практическими делами воспитанников. Важно создать для этого необходимые условия в коллективе и стимулировать активное стремление учащихся к безусловному следованию усвоенным моральным понятиям, нормам поведения в повседневной жизни.
ЭТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
Этический театр - это постановка средствами .художественного материала проблемных спектаклей, раскрывающих перед зрителями различные явления окружающей жизни.
Назначение этического театра - развитие нравственных чувств ' учащихся, их этического мышления, накопление нравственных представлений.
Художественное воплощение этических идей и понятий, в силу своей образной природы, доступно любому учащемуся. Мера постижения идеи, конечно, различна. Но общедоступность спектакля обеспечивает ему популярность среди учащихся. Если первые спектакли театра вызывают восторг и рождают спрос на новые спектакли: ли, а значит, и создают основу для внедрения традиционных сценических представлений, то последующие рождают среди учащихся множество желающих работать в таком театре.
Отбор материала для театра производится, прежде всего, с этических позиций. Это могут бить и басни Крылова, и произведения Шекспира, и песни Окуджавы, и романсы Алябьева. Такой широкий подход обеспечивает разнообразие используемых произведений. Безусловно, такого характера театр не скован выбор ни содержа- -кия, ни формы ого подачи. Создатели театра могут обращаться к классическому и современному репертуару, ставить целые драматические произведения и составлять композиции, использовать готовые тексты или писать их самостоятельно, черпая материал из ученической жизни. Представления этического театра организуются как настоящие театральные спектакли. Готовится зрительный зал, назначаются дежурные по залу, печатается театральная программа с именами всех участников спектакля, от режиссера до сужлера, вывешивается красочная афиша, пишутся пригласительные билеты, организуется гардероб для зрителей и гостей.
Очень важными для успеха спектаклей являются театральные костюмы. Лучше всего их брать напрокат в профессиональном тест-ре. Костюмы создают веселую палитру спектакля, помогают актерам преодолеть застенчивость, полнее раскрыться.
Активная творческая деятельность театра возможна лишь в том случае, если руководители учебного заведения, клубе проявляют интерес к его работе, оказывают всяческую помощь и поддержку членам театральной труппы.
Немаловажными являются принципы работы этического театра. Дисциплина, взаимопонимание, самоотверженность, товарищеская помощь, добросовестное отношение к порученной работе - элементарные нормы организуемой деятельности театрального коллектива.
Каждый год в театр приходят младшие учащиеся, что усложняет его жизнь. Только что пришедших нельзя сразу вводить в спектакль, поэтому некоторое время младшая труппа работает над театрализованными литературными композициями, позволяя всем желающим испробовать свои силы в коротких сценически диалогах. Постепенно от театра начинают тянуться на весь коллектив тонкие нити воспитательного влияния. Театр незаметно делает свое великое дело, пронизывая коллектив нравственными идеями, становясь незаменимым элементом его воспитательной системы.
ЯРМАРКА СОЛИДАРНОСТИ
В практику молодежных коллективов вошли ярмарки солидарности. Они позволяют воспитанникам проявить акт милосердая по отношению к тем. кто нуждается в помощи, объединить для участия в этой акции учащихся, родителей и жителей микрорайона. В подготовке и проведении ярмарки солидарности может участвовать практически каждый воспитанник, изготовляя сувениры, модели, поделки из картона, бумаги, дерева, шток, соломки. При это старше помогают младшим: создают "фабрики сувениров", обучают младших, организуют их коллективную работу.
Для организации ярмарки создается специальная комиссия. В нов входят представители органов самоуправления, член родительского комитета, педагоги. Комиссия принимает и оценивает изготовленные сувениры, организует пропаганду ярмарки в коллективе, зоне его действия, среди родителей. Оформляется помещение, в котором проводится ярмарка.
Торжественное открытие ярмарки проходит вечером. Большой красочный плакат у входа в зал. обращенный ко всем учащимся, информирует о том, сколько воспитанников приняло участие в подготовке сувениров, какие коллективы особо отличились. Стены украшены соответствующими лозунгами. Торжественное открытие включает:
1. Вступительное слово директора школы (учебного заведения), в котором раскрывается гуманистическая сущность проводимого мероприятия.
2. Выступление представителя фонда {"Детям Чернобыля", "Помощь инвалидам - воинам - афганцам" и т.д.), в котором сообщается присутствующим о назначении, цели созданных в республике фондов, о долге каждого человека внести свой вклад в решение стоящих перед ними благотворительных задач.
3. Организация работы киосков сувениров, которые продают учащимся, родителям, жителям микрорайона имеющиеся у них сувениры. В это же время звучит музыка, стихи о мире, о доброте человеческого сердца, о милосердии.
4. Завершает ярмарку выступление ее организаторов, в котором подводятся итоги, сообщается о сумме вкрученных денег, вносится предложение об их использовании, зачитывается проект ; письма в адрес руководителей фонда, куда по общему решению будутперечислены деньги.
ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ
Это своеобразная психологическая игра, заключающаяся в том, что участники называют достоинства человеке, которая занимает волшебный стул.
Воспитательная цель игры - развитие индивидуальности каждого учащегося, формирование у воспитанников интереса друг к другу, гуманизация психологического климата в коллективе.
Правила игры требуют: тот, кто занял стул, предстает перед своими товарищами только в достоинствах. Волшебный стул высвечивав, только положительные качества, называть недостатки запрещается.