Выбор темы и научное руководство
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы по основной специальности: Биология – 032400 (050102), География – 032500 (050103), Химия – 032300 (050101) является завершающим этапом обучения студентов естественно-географического факультета Самарского государственного педагогического университета.
1.2. Квалификационная работа выполняется в форме дипломной работы.
1.3. Дипломная работа представляет собой литературно оформленное содержание проведенного студентом исследования по избранной научной проблеме с характеристикой полученных результатов, выводами, необходимыми пояснениями и приложениями. Ее цель – закрепление, систематизация и расширение теоретических и практических знаний в области биологии, географии или химии, а также методик их преподавания; развитие навыков самостоятельной работы и применения методов исследования в ходе решения поставленных задач; выявление уровня подготовленности студента-выпуск-ника к последующей работе в школе. Квалификационная (дипломная) работа должна отвечать следующим основным требованиям:
· носить научно-исследовательский характер;
· соответствовать современному состоянию и перспективам развития той или иной отрасли науки, т.е. быть актуальной;
· иметь тесную связь цели и задач с решением проблемы исследования;
· опираться на применение новейших подходов к исследованию природных явлений, а также к воспитанию и обучению учащихся;
· обладать новизной и практической значимостью, располагать возможностью использования при решении конкретных задач, например, воспитательной работы в школе, методики преподавания и т.д.;
· отражать наличие у студентов умений самостоятельно и творчески проводить исследование процессов и явлений, вырабатывать к ним соответствующее отношение;
· отображать добросовестное использование дипломником материалов других авторов;
· иметь четкую структуру, завершенность, отвечать требованиям логичного, последовательного изложения материала, обоснованности сделанных выводов и предложений.
1.4. Для подготовки квалификационной (дипломной) работы каждому студенту назначается научный руководитель и, при необходимости, научный консультант.
1.5. Оптимальный объем квалификационной работы – 50 – 60 страниц набранного на компьютере текста.
1.6. Оформление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам подобного рода.
1.7. Квалификационная (дипломная) работа подлежит обязательному рецензированию и защите в Государственной аттестационной комиссии (ГАК).
ВЫБОР ТЕМЫ И НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО
2.1. Выбору темы квалификационной работы предшествует распределение студентов по кафедрам факультета, которое проводится на третьем курсе.
2.2. Тему дипломной работы студент выбирает из перечня квалификационных работ, утвержденных кафедрой. Студент может самостоятельно предложить тему выпускной квалификационной (дипломной) работы в рамках определенной специальности и научно-исследовательской деятельности кафедры с обязательным обоснованием целесообразности ее разработки.
2.3. Тема квалификационной работы должна отражать актуальность одной из биологических, географических, химических или психолого-педагогических (методических) проблем, отличаться новизной и иметь практическую значимость.
Проблема (противоречие) – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и последующего решения. Проблема возникает либо из противоречий между потребностями практики и состоянием решения вопроса в теории, либо из противоречивых научных позиций, объяснений каких-либо процессов и явлений.
Тема – это краткая словесная формулировка проблемы исследования.
2.4. Тема работы закрепляется за студентом по его личному письменному заявлению на имя заведующего кафедрой и предоставляется на кафедру не позднее 1 ноября заключительного года обучения (приложение 1). Заявления студентов-дипломников рассматриваются на одном из заседаний кафедры. Решением кафедры тема квалификационной (дипломной) работы утверждается либо изменяется. Назначается научный руководитель, а в некоторых случаях – научный консультант.
2.5. Научное руководство квалификационной работой осуществляется преподавателями кафедры, прежде всего имеющими ученые степени кандидата или доктора наук. В тех случаях, когда у научного руководителя нет ученой степени, тогда решением кафедры назначается соруководитель из числа преподавателей, имеющих ученую степень.
Научный руководитель квалификационной работы:
· осуществляет непосредственное руководство и контроль за процессом исследования;
· рекомендует необходимую научную, педагогическую, методическую, психологическую литературу, справочные материалы, учебники, учебные пособия и другие источники по теме;
· оказывает консультации;
· проверяет выполнение работы (по частям и в целом).
После завершения студентом исследования научный руководитель дает письменный отзыв, в котором содержится характеристика текущей работы дипломника над выбранной темой, а также рекомендация по допуску к защите, отмечается ее актуальность, новизна, практическая значимость, оцениваются достоверность и полнота полученных результатов (приложение 9).
2.6. Научные консультанты назначаются по отдельным разделам работы, связанным с использованием материалов исследования в деятельности учителя биологии, географии или химии, информационных технологий, математического аппарата, междисциплинарных исследований, курируемых несколькими кафедрами факультета (университета).
2.7. Темы квалификационных (дипломных) работ утверждаются ученым советом факультета и оформляются приказом ректора.
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА
3.1. Квалификационная (дипломная) работа должна состоять из введения, основной части, заключения или выводов и приложений. Некоторые главы могут быть подразделены на параграфы и еще более мелкие части. Каждая крупная часть должна быть озаглавлена.
3.2. План квалификационной работы составляется студентом самостоятельно.
3.3. План квалификационной (дипломной) работы имеет динамичный характер. В процессе работы он может уточняться: расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы с учетом собранного материала; другие параграфы, наоборот, могут сокращаться.
3.4. План квалификационной работы и все изменения в нем должны быть согласованы и утверждены научным руководителем.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
4.1. Квалификационная работа выполняется на основе анализа научной, учебной, методической и научно-популярной литературы.
4.2. Необходимая литература по теме квалификационной (дипломной) работы подбирается при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек. Для этих целей могут быть использованы каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, периодически выпускаемые отдельными издательствами, имеющиеся в различных библиотеках (СГПУ, Самарской областной библиотеке).
4.3. При подготовке квалификационной работы используются монографии, учебники, учебные пособия, справочники, школьные программы, статьи, материалы информационной сети Интернет с обязательным указанием источника.
Также должны быть использованы сборники научных трудов, материалы научно-практических конференций, статьи в журналах и газетах.
4.4. Выдержки из нормативных актов, авторские высказывания цитируются дословно либо излагаются своими словами. Цитаты пишутся в кавычках. После них обязательна ссылка на автора и источник – год издания и номер страницы. Например: «…» (Петров, 2000, с. 35) или «…» [1, с. 35] (1 – это порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке, 35 – страница источника).
Если авторские высказывания излагались своими словами, то в ссылках на них номер страницы не указывается. Например: (Петров, 2000) или [1] (приложение 7).
СТРУКТУРА РАБОТЫ
5.1. Структура квалификационной работы должна соответствовать утвержденному научным руководителем плану и состоять, как правило, из следующих частей: титульного листа, оглавления, введения, нескольких глав (2-х – 5-ти) и параграфов, выводов, библиографии и приложения(й).
5.2. Титульный лист содержит информацию о ведомственной принадлежности вуза, его полное наименование, название факультета, кафедры, на которой выполнена квалификационная (дипломная) работа, номер и название специальности, Ф.И.О. исполнителя, тема работы, информация о научном руководителе и научном консультанте. В конце страницы записывается название города и год представления работы к защите (приложение 2).
5.3. Оглавление включает перечисление частей работы, начиная с введения и заканчивая приложениями с указанием страниц (приложение 3).
5.4. Во введении дается краткое обоснование выбора темы квалификационной работы, излагается актуальность проблемы исследования и теоретическая база, т.е. перечисляются все наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме; формулируется отношение студента к их научным позициям, определяются цель, задачи, объект, предмет, гипотеза и методы исследования. Кроме того, четко определяется новизна и (или) практическая значимость работы, а также указывается, где апробированы результаты исследования. В конце введения отображается структура и объем работы.
5.4.1. Актуальность исследования – одно из основных требований, предъявляемых к квалификационной работе. Она может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность. Здесь необходимо указать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния изучаемого вопроса. Необходимо также обосновать недостаточность ее разработанности в научных исследованиях, необходимость изучения проблемы в новых современных условиях и т.д.
5.4.2. Цель исследования – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска. Это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки квалификационной работы. Цель должна быть достижимой, направлена на выявление нового знания или получение конечного продукта.
5.4.3. Задачи исследования представляют собой звенья, шаги, этапы достижения цели. Их должно быть немного, не более 5 – 6.
5.4.4. Объект исследования – явление реальной действительности, определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается?
Объект исследования в педагогике и психологии – это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. Например: процесс развития субъектов воспитывающих отношений, процесс становления новой образовательной системы, процесс обучения.
В биологии в качестве объекта исследования выступают биологические системы (клетки и ткани, органы, системы органов и организмы, биоценозы и экосистемы, вплоть до биосферы в целом). Объектом изучения химии являются химические элементы, вещества и их превращения. Объектом исследования географии – географическая оболочка Земли, материки, государства и иные территориальные единицы; ландшафты, геологическое строение, рельеф, климат, подземные и поверхностные воды; население, общественное производство и их размещение.
Объект исследования всегда шире, чем его предмет.
5.4.5. Предмет исследования – это своего рода ракурс, точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Он дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование.
В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе. Определение предмета исследования означает установление границ поиска, предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами.
5.4.6. Гипотеза исследования – обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. Гипотезы бывают описательными (предположение о свойствах, структуре), объяснительными (установление причинно-следственных связей, что с чем связано) и прогностическими (предвосхищение действий).
5.4.7. Методы исследования – это способы познания изучаемой реальности, которые позволяют решить задачи и достичь цели поисковой деятельности. Их можно объединить в четыре группы:
· теоретические (изучение и анализ литературы, прогнозирование, проектирование, моделирование);
· эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, эксперимент);
· математические (методы проверки результатов экспериментов);
· рефлексивные (самоанализ, самооценка).
5.4.8. Новизна и (или) практическая значимость исследования. Для теоретических работ новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности она определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.
Практическая значимость исследования может состоять в том, что материалы работы могут быть использованы в практике обучения и воспитания; при организации мероприятий по рациональному использованию и охране ресурсов, по снижению риска загрязнения окружающей среды; при составлении кадастров и т.п.
5.4.9. Апробация результатов исследования может осуществляться в период педагогических практик (на уроках, во внеурочной и внеклассной работе, методических объединениях учителей, родительских собраниях, педсоветах и т.п.), на научно-практических конференциях, на заседаниях кафедры, в публикациях.
5.4.10. При характеристике объема и структуры квалификационной работыуказывается на наличие введения, отмечается количество глав, наличие выводов, библиографии и приложения(й); подчеркивается количество страниц, число рисунков и таблиц; обозначается объем библиографии (количество источников).
5.5. Содержание основной части квалификационной работы должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу.
5.6. Написание текста квалификационной (дипломной) работы следует начинать с первой главы, тщательно прорабатывая содержание всех глав структуры.
5.7. Изложение материала по разрабатываемым вопросам должно быть конкретным и опираться на результаты собственных изысканий. При этом важно не просто описание, а критический анализ имеющихся данных.
5.8. Отдельные положения квалификационной работы должны быть иллюстрированы цифровыми данными, таблицами, рисунками. Таблица должна занимать не более одной страницы. Если таблица по размеру превышает одну страницу, ее следует включить в приложение.
Ссылаться на иллюстративный материал нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое им. Например: (табл. 1) или (рис. 2).
Содержание таблиц и рисунков пересказывать в тексте работы не следует. Здесь уместно формулировать основные выводы, к которым подводят иллюстрации, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.
В некоторых случаях иллюстративный материал можно заимствовать из литературных источников, однако при этом в обязательном порядке в круглых скобках указывается фамилия автора и год выхода публикации из печати.
Таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую (сквозную) нумерацию.
Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием арабскими цифрами. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после ее названия.
Порядковый номер рисунка и его название записывают под рисунком.
Формулы приводят сначала в буквенном выражении, затем дают расшифровку входящих в них индексов, величин.
5.9. В работах, тематика которых не связана впрямую с процессами обучения и воспитания, необходимо отразить педагогический аспект изучаемой проблемы, а также возможность использования полученных результатов в деятельности учителя биологии, географии или химии.
5.10. В конце работы приводятся выводы. Они должны быть немногочисленными, четкими, лаконичными и ёмкими. Каждый вывод должен быть пронумерован. Вместо выводов может быть представлено заключение.
5.11. Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа (приложение 8). Оптимальный объем библиографии составляет в среднем 40 – 50 наименований. Использованные источники нумеруются и располагаются в алфавитном порядке.
5.12. В приложении могут содержаться таблицы, рисунки (фотографии, графики, схемы, диаграммы), полные списки видов, конспекты уроков, разработки экскурсий, внеклассных мероприятий и т.п.
5.13. Текст квалификационной работы необходимо тщательно выверить.
5.14. Студент несет ответственность за содержание квалификационной работы и правильность приведенных в ней данных. Она подписывается им. Подпись и дата ставятся на последней странице содержательной части (т.е. на последней странице списка литературы).
5.15. Окончательный вариант квалификационной (дипломной) работы должен быть представлен на бумажном носителе в твердом переплете в двух экземплярах.
ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ
Набор текста – компьютерный
Распечатка – с одной стороны листа
Размер бумаги – А4
Цвет бумаги – белый
Цвет текста – черный
Поля: левое – 3 см, правое – 1,5 см, сверху – 2 см, снизу – 2 см.
Номера страниц: положение – вверху страницы, выравнивание – от центра, номер на первой странице (титульном листе) не ставится.
Стиль: основной, заголовок 1, заголовок 2, заголовок 3.
Настройки основного стиля
Шрифт – 14, типа Times New Roman
Междустрочный интервал – полуторный
Отступ красной строки – 1,25 см
Отступы до и после абзаца – 0 пунктов
Выравнивание – по ширине
Переносы установлены (приложение 7)