Особенности индивидуально - личностной сферы ученика

Программа

По педагогической практике

Для студентов 4 курса факультета иностранных языков

Учебный год

Руководитель по психологии:

к.пс.н., доцент Бусыгина Т.А.

Цели психолого-педагогической практики:

1. изучение психических свойств и личностных качеств учащегося посредством использования методов психолого-педагогической диагностики для осуществления педагогического руководства воспитанием и самовоспитанием учащихся, развития познавательных процессов и личностных качеств

2. определение психолого-педагогических коррекционных мероприятий для успешного решения педагогом учебно-воспитательных задач и задач самовоспитания учеником.

Форма отчетности:

-психолого-педагогическая характеристика личности учащегося.

-протоколы экспериментальных исследований

Методы исследования:
-включенное наблюдение за учеником на уроках, внеклассных мероприятиях, в межличностном общении;

-беседа с учителями-предметниками и классным руководителем;

-анализ документации (классный журнал, личное дело, медицинская карта)

экспериментальное исследование

Основные этапы работы:

Сбор и обработка данных

Интерпретация полученных результатов

Выводы и рекомендации по проделанной работе

Схема психолого-педагогической личности учащегося

Психодиагностическое исследование и беседа

Схема психолого-педагогической личности учащегося

1.Общие данные:

-имя; пол; возраст; класс;

-внешние данные (опрятность, стиль одежды), состояние здоровья (можно спросить о заболеваниях ученика или классного руководителя), физическое развитие (в норме, акселерация).

2.Условия семейного воспитания:

-состав семьи; профессия родителей;

-культурный уровень семьи

Вы посещаете выставки, театры?

Есть ли у вас домашняя библиотека? Книги какого жанра в основном читают в твоей семье? А ты?

-стиль воспитания в семье.

3.Характеристика познавательной сферы ученика:

-особенности восприятия учебного материала на уроке (скорость и легкость восприятия, отвлекаемость, активность, последовательность)

-особенности внимания (устойчивость, распределяемость, переключаемость)

-особенности памяти (преобладающий вид , тип памяти)

-особенности мышления и речи (соотношение логического и наглядгно-образного, особенности протекания мыслительных процессов, уровень развития словарного запаса, особенности устного изложения материала, применение терминологии предметов)

Характеристика отношения к учебной деятельности

-уровень успеваемости (посмотреть в дневнике, журнале)

-отношение к учению (добросовестность, безответственность, равнодушие, интерес) ;

-учебная мотивация (преобладание внешней или внутренней мотивации)

-отношение к успехам и неудачам в учебе;

«Что ты чувствуешь, когда получаешь низкие баллы?»

«Что ты чувствуешь, когда получаешь хорошие отметки?»

-предпочитаемые и отвергаемые дисциплины.

Какие предметы тебе нравятся? Почему?

Какие предметы тебе не очень нравятся, возможно, ты бы хотел их не посещать? Почему?

Особенности индивидуально - личностной сферы ученика

-черты характера (доминирующие черты характера, проявляющиеся в учебной деятельности, в общении с окружающими, в отношении к себе);

-мотивационная направленность личности. Мотив достижения успеха. Мотив избегания неудач;

-волевые качества личности (самостоятельность, инициативность, решительность, дисциплинированность, выдержка, умение преодолевать трудности);

-идеалы; доминирующие ценности;

К чему ты стремишься в жизни? Каковы твои жизненные цели?

Кто для тебя является кумиром, авторитетом? На кого ты бы хотел быть похожим в будущем?

Твой жизненный девиз?

Твои любимые поговорки?

-самооценка

Методика самооценки личностных качеств. Тест Айзенка

-особенности эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность) ;

-доминирующие эмоции, умение регулировать эмоциональные проявления, преобладающее настроение;

-тип темперамента. Зависимость работоспособности, эмоциональной сферы от типа темперамента.

Программа наблюдения за внешними проявлениями типа ВНД.

Наши рекомендации