Ознакомиться с лекционным материалом и литературой по дисциплине. 2) Самостоятельная работа студентов – подготовить конспект лецйи:
2) Самостоятельная работа студентов – подготовить конспект лецйи:
№ п/п | Название темы | Объем часов | ||
Очная форма | Заочная форма | |||
Актуальные проблемы психолого-педагогического образования. Приоритетные направления государственной политики в области образования. | ||||
Основные требованиями к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления в условиях реализации ГОС | ||||
Компетентностный подход в профессиональной подготовке педагога: социально-личностные компетенции и психологическая компетентность в структуре личности и деятельности педагога. | ||||
Состав, структура и виды профессиональной деятельности; классификация профессий | ||||
Профессиограмма и психограмма. Профессионально важные качества и психологический портрет профессионала | ||||
Психологические характеристики профессии учитель. Педагогические способности. | ||||
Профессиональное сознание и самосознание педагога. | ||||
Профессиональная деятельность как условие реализации основных жизненных ориентации человека. Мотивация педагогической деятельности | ||||
Индивидуальный стиль профессиональной деятельности психолого-педагогического направления | ||||
Праксические состояния. Освоение профессиональной деятельности. Психологическая профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога | ||||
Профессиональные: самоопределение, диагностика, ориентация, отбор, адаптация, обучение | ||||
Изучение и проектирование профессиональной деятельности психолого-педагогического направления. | ||||
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. | ||||
Профессиональная компетентность и профессиональная культура педагога и психолога | ||||
Итого: | ||||
3) Подготовить конспекты к семинарским занятия:
№ п/п | Название темы | Объем часов | ||
Очная форма | Заочная форма | |||
Актуальные проблемы психолого-педагогического образования. Приоритетные направления государственной политики в области образования. | ||||
Основные требованиями к организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления в условиях реализации ГОС | ||||
Компетентностный подход в профессиональной подготовке педагога: социально-личностные компетенции и психологическая компетентность в структуре личности и деятельности педагога. | ||||
Состав, структура и виды профессиональной деятельности; классификация профессий | ||||
Профессиограмма и психограмма. Профессионально важные качества и психологический портрет профессионала | ||||
Психологические характеристики профессии учитель. Педагогические способности. | ||||
Профессиональное сознание и самосознание педагога. | ||||
Профессиональная деятельность как условие реализации основных жизненных ориентации человека. Мотивация педагогической деятельности | ||||
Индивидуальный стиль профессиональной деятельности психолого-педагогического направления | ||||
Праксические состояния. Освоение профессиональной деятельности. Психологическая профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога | ||||
Профессиональные: самоопределение, диагностика, ориентация, отбор, адаптация, обучение | ||||
Изучение и проектирование профессиональной деятельности психолого-педагогического направления. | ||||
Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса. | ||||
Профессиональная компетентность и профессиональная культура педагога и психолога | ||||
Итого: | ||||
4) Подготовить ответы на вопросы к зачету:
1. Психолого-педагогическая карта школьника (структура и диагностический комплекс).
2. Понятие психолого-педагогического статуса школьника.
3. Психолого-педагогические требования к содержанию статуса школьника.
4. Проективные методики в диагностической работе психолога.
5. Представление учителей о профессиональной психологической компетентности.
6. Тесты на определение работоспособности и темпа умственной деятельности.
7. Необходимые педагогические знания школьного психолога.
8. Углубленное диагностическое обследование.
9. Сущность психолого-педагогического сопровождения и его отличие от других подходов к деятельности психолога в образовании.
10. Разработка комплекса диагностических методик на определение готовности к обучению, которые отвечают педагогической специфике школы.
11. Профессиональное взаимодействие практического психолога с педагогическим коллективом школы.
12. Анализ и интерпретация диагностических данных о готовности детей к обучению.
13. Работа психолога по развитию мелкой моторики учащихся.
14. «Группы риска» в младшем школьном или подростковом возрасте.
15. Педагогические проблемы подросткового кризиса.
16. Проблемы личностного развития в юношеском возрасте.
17. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
18. Наблюдение и беседа в работе школьного психолога.
19. Разработка коррекционного мероприятия для детей с нарушениями внимания, моторики и т.д.
20. Формы психолого-педагогической поддержки ребенка.
21. Конфликты между детьми и взрослыми.
22. Диагностический минимум и его основа, порядок организации.
23. Анализ обращений к психологу родителей или учителей в течение года.
24. Диагностическая функция учителя, ее значение для составления диагностического минимума.
25. Сущность и природа педагогического общения.
26. Описание примера углубленного обследования.
27. Соотношение индивидуального и возрастного развития у детей и школьников.
28. Понятие психолого-педагогического статуса школьника, его устойчивость и причины, влияющие на его изменения.
29. Работа психолога в классах коррекции.
30. Работа психолога с одаренными детьми.
31. Мониторинг психического здоровья учащихся.
32. Специфика работы психолога в учреждениях закрытого типа.
33. Анализ конкретной педагогической задачи и психологических способов ее решения.
34. Работа школьного психолога с различными «группами риска».
5) Литература для подготовки:
Основная литература:
1. Бермус А.Г. Введение в педагогическую деятельность: учебник / А.Г. Бермус. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 112 с. - ISBN 978-5-4458-3047-4 (электронный учебник на кафедре социальной работы и социальной педагогики);
2. Афашагова А.А. Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности: учебное пособие / А.А.Афашагова; Адыгейский государственный университет.- М.; Берлин:Директ-Медиа, 2014. - 187 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-1570-6 (в библиотеке отсутствует; электронный ресурс: https://www.livelib.ru/book/1001470494-professionalnaya-etika-v-psihologopedagogicheskoj-deyatelnosti-afashagova-a-a );
3. Организация учебной и воспитательной работы в вузе. - М.: Российская академия правосудия, 2012. - Вып. 1. По итогам семинаров-практикумов. - 246 с. - ISBN 978-5-93916-318-7; (электронный сборник на кафедре социальной работы и социальной педагогики).
Дополнительная литература:
1. Раковская О.Л. Пути улучшения качества образовательного процесса [Текст] / О. Л. Раковская // Вестн. высш. шк. Альма матер. - 2014. - № 4. - С.113-117.
2. Саранцев Г.И. Современное методическое мышление как ключевая компетенция педагога [Текст]: [педагогическое образование] / Г. И. Саранцев // Педагогика. - 2014. - № 3. - С.3-11.
3. Силаков В.Н. Общеобразовательное художественное воспитание как функционально ориентированное направление педагогической деятельности [Текст] / В. Н. Силаков // Проблемы развития социокультурной сферы : сб. науч. ст. :по материалам очно-заочной региональной конф. 10 апреля 2012-1 декабря 2012г. - Краснодар, 2012. - С. 57-61.
4. Бекоева Д.Д. Практическая психология: учеб.пособие для студ. Высш. учеб. заведений /Д.Д. Бекоева. М., 2009.
5. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Самара, 2000.
6. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. Учреждений высш.проф. образования /Д.Б.Эльконин; ред-сост. Б.Д.Эльконин. М., 2011.
7. Олейникова О.Н. Модульныетехнологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. И доп. – М.:Альфа-М; ИНФРА-М, 2010.
8. Столяренко Л.Д. Основы психологии [Текст]: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н / Д: Феникс, 2005.
9. Варианты индивидуальной программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями [Текст] / Е.А. Стребелева // Дефектология. - 2002. - № 5.- С. 68-72.
10. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми [Текст] / И. В. Ганичева. - М.: Книголюб, 2008. - 137 с.
11. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет [Текст] / А.С. Галанов. - М.: Аркти, 2006. - 110 с.
12. Дошкольное образование в России [Текст] / под ред. Р. Б. Стѐркиной. - М., 2002. - 340 с.
13. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: АСАДЕМА, 2004. - 416 с.
14. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников [Текст] / Н.Л. Коновалова. - СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. - 156 с.
15. Лукина Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ [Текст]: методическое пособие / Л.И. Лукина. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
16. Менеджмент в практике ДОУ [Текст]: методическое пособие / Л.А. Пенькова [и др.]; авт. сост. Л. А Пенькова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
17. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях [Текст]: методическое пособие / И.В. Никишина. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2007. – 156 с.
18. Прохорова Л.Н. Мастер – класс по созданию творческого коллектива в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Л.Н. Прохорова. - М.: « 5 за знания», 2007. -128 с.
19. Создание условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами [Текст] / Е.А. Стребелева // Администратор образования.-2008. - № 19.- С. 63-71.
20. Субботина Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Л.Г. Субботина. - Кемерово, 2002. - 22 с.
21. Тесты для оценки профессиональной подготовленности педагогов ДОУ [Текст]: методическое пособие / Н.В. Микляева [и др.]; авт.-сост. Н.В. Микляева. - М.: Айрис дидактика, 2007. – 224 с.
22. Третьяков П.ИДошкольноеобразовательное учреждение: управление по результатам [Текст]: библиотека руководителя ДОУ / П.И Третьяков, К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2007. - 240 с.
23. Тришина, О.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной деятельности преподавателя технического вуза [Текст]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / О.Ю. Тришина. - Кемерово, 2006. - 23 с.
24. Усова А.В. Чтобы учение стало серьезным и успешным [Текст] / А.В. Усова // Педагогика. – 2007. – № 4. – С. 30 – 3.
25. Чистякова С.Н. Формы и методы практико-ориентированной педагогической поддержки социально-профессиональной адаптации молодежи в условиях рынка труда: кн. для учителя и профконсультанта [Текст] / С.Н. Чистякова. – Кемерово: изд-во ОблИУУ, 2001. - 239 с.
26. Чурекова Т.М. Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений [Текст] / Т.М. Чурекова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. - 262 с.
Интернет-ресурсы:
1. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ http://www.ed.gov.ru.
2. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/
3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
4. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/
5. Электронная библиотека диссертаций Российской Государственной Библиотеки http://diss.rsl.ru/
6. Российская Государственная библиотека (РГБ). Универсальные базы данных http://www.ebiblioteka.ru/ search/simple/
7. Университетская библиотека онлайн http://www.biblioclub.ru/
8. Электронная библиотека полнотекстовых документовhttp://elib.guu.ru