Эффективность применения домашних заданий на уроках физической культуры
В сентябре 2001 г. нами были протестированы учащиеся 8 а класса по тестам, которые входят в комплексную программу физического воспитания учащихся 1-11 классов (В.И. Лях, 1996), (Таблица 1).
По списку в этом классе 23 учащихся, из них 5 учащихся занимаются в специальной медицинской группе, один – на домашнем обучении. Всего тестирование прошло 17 человек, из них 8 девочек и 9 мальчиков.
Таблица 1
Уровень физической подготовленности учащихся 13-14 лет (по Ляху В.И., 1996)
Физические способности | Контрольные управления | Уровень | |||||
мальчики | Девочки | ||||||
Координационные | Челночный бег 3 х 10 м, с. | Низ. | Ср. | Выс. | Низ. | Ср. | Выс. |
9.0 | 8.7 – 8.3 | 8.0 | 9.9 | 9.4 – 9.0 | 8.6 | ||
Скоростные | Бег на 30 м.,с. | 5,8 | 5.5 – 5.1 | 4.7 | 6.1 | 5.9 – 5.4 | 4.9 |
Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места, см. | 180-195 | 160-180 | ||||
Силовые | Подтягивание из виса на высокой перекладине, количество раз (мальчики); на низкой перекладине извиса лежа (девочки) | 6 – 7 | 13 – 15 | ||||
Выносливость | 6 бег, м. | 1200 – 1300 | 1000 - 1150 |
По данным (табл. 1) видно, что у четырех учащихся высокий уровень физической подготовленности, у девяти – средний уровень и низкий – у четырех учащихся (табл. 2, Приложение 1).
Таблица 2
Уровень физической подготовленности у учащихся 8 класса с. ш. №78 г. Хабаровска – сентябрь 2001 г.
Уровень ФП | Количество мальчиков | Количество девочек |
Низкий | - | |
Средний | ||
Высокий |
На начало учебного года по результатам, которые показали учащиеся, были высчитаны средние величины по каждому тесту (таблица 3).
Для этого используем формулы:
r = (V max – V min) / K
n – количество мальчиков, девочек.
Коэффициент К для вычисления среднего квадратичного отклонения (табл. 4)
Таблица 4
Коэффициент К для вычисления среднего квадратичного отклонения по амплитуде вариационного ряда
- | - | 1,13 | 1,69 | 2,06 | 2,33 | 2,53 | 2,70 | 2,85 | 2,97 | |
3,08 | 3,17 | 3,26 | 3,34 | 3,41 | 3,47 | 3,53 | 3,59 | 3,64 | 3,69 | |
3,74 | 3,78 | 3,82 | 3,86 | 3,90 | 3,93 | 3,96 | 4,00 | 4,03 | 4,06 | |
4,09 | 4,11 | 4,14 | 4,16 | 4,19 | 4,21 | 4,24 | 4,26 | 4,28 | 4,30 | |
4,32 | 4,34 | 4,36 | 4,38 | 4,40 | 4,42 | 4,43 | 4,45 | 4,47 | 4,48 |
Средние величины показателей уровня физической подготовленности в начале исследования
Таблица 3
Мальчики | Девочки |
п = 9 | п = 8 |
1. Координационные способности | |
Х1 ± m1 Х1 = 8,7 r = (V max – V min) / K; К9 = 2,97 r = (9,9 – 7,9) / 3,17 = 0,63 m1 = r / √n = 3,63 / 3,31 = 0,19 Х1 = 8,7 ± 0,19 | Х1 ± m1 Х1 = 9,1 r = (V max – V min) / K; К8 = 2,85 r = (9,6 – 8,6) / 2,85 = 0,35 m1 = r / √n = 0,35 / 2,82 = 0,12 Х1 = 9,1 ± 0,12 |
2. Скоростные способности | |
Х1 ± m1 Х2 = 5,34 К9 = 2,97 r = (6,5 – 4,6) / 3,17 = 0,59 m1 = 0,59 / 3,31 = 0,17 Х1 = 5,34 ± 0,17 | Х1 ± m1 Х1 = 5,37 К8 = 2,85 r = (6,1 – 4,7) / 2,85 = 0,49 m2 = 0,49 / 2,82 = 0,17 Х1 = 5,37 ± 0,17 |
3. Скоростно-силовые способности | |
Х1 ± m1 Х2 = 183,36 К9 = 2,97 r = (2,15 – 1,35) / 3,17 = 0,25 m1 = 0,25 / 3,31 = 0,07 Х1 = 183,36 ± 0,07 | Х1 ± m1 Х1 = 188,37 К8 = 2,85 r = (2,05 – 1,64) / 2,85 = 0,14 m1 = 0,14 / 2,82 = 0,04 Х1 = 188,37 ± 0,04 |
4. Силовые способности | |
Х1 ± m1 Х2 = 4,0 К9 = 2,97 r = (9 – 0) / 3,17 = 2,83 m1 = 2,83 / 3,31 = 0,85 Х1 = 4,0 ± 0,85 | Х1 ± m1 Х1 = 16,0 К8 = 2,85 r = (18 – 13) / 2,85 = 1,75 m1 = 1,75 / 2,82 = 0,62 Х1 = 16,0 ± 0,62 |
5. Выносливость | |
Х1 ± m5 Х5 = 1209,09 К9 = 2,97 r = (1500 – 800) / 3,17 = 220,8 m5 = 220,8 / 3,31 = 66,7 Х1 = 1209,09 ± 66,7 | Х1 ± m1 Х1 = 1218,75 К8 = 2,85 r = (1300 – 1100) / 2,85 = 70,1 m1 = 70,1 / 2,82 = 24,8 Х1 = 1218 ± 24,8 |
Двух уроков физической культуры в неделю явно недостаточно для удовлетворения двигательных потребностей школьников, как бы ни была высока моторная плотность уроков. А ведь формирование «здоровых» опорно-двигательного аппарата и внутренних органов ребенка требует не менее двухчасовой активной физической деятельности ежесуточно (И.А. Соловьева, 2000). Значит, необходимы домашние задания по физической культуре. Поэтому мы разработали комплексы домашних заданий по физической культуре, учитывая все уровни физической подготовленности учащихся. Эти комплексы использовались учащимися с сентября по апрель 2002 года.
Однако сегодняшнее материальное положение школ и большинства учащихся не дает им возможности приобрести нужный инвентарь и оборудовать спортивные площадки для полноценного выполнения домашних заданий. В нашей сложной ситуации следует исходить из «нулевого» варианта, который не требует ничего, кроме элементарных знаний и желания повысить уровень своих физических данных. Этим требованиям отвечает методика круговой тренировки, материалам для которой служат в основном технически несложные упражнения, в большинстве своем имеющие ациклическую структуру. Им придают циклический характер путем серийных слитных повторений. Полнота движений позволяет повторять их многократно, а сами движения подбирают по специальной схеме так, чтобы обеспечить последовательное воздействие на основные мышечные группы и дать достаточную нагрузку на все внутренние органы (И.А. Соловьева, 2000).
Не стоит также забывать, что повторная нагрузка на следующей станции не должна задействовать с большой интенсивностью группы мышц несших на предыдущей станции максимальное усилие. Напомним, что «основу круговой тренировки составляют многократное выполнение предписанных движений, действий в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. Это отмечает метод строго регламентированного упражнения от игрового и соревновательного методов, для которых характерны лишь приблизительные регулирование и лишь приблизительная программа действий» (И.А. Соловьева, 2000). При применении круговой тренировки на занятиях необходимо строго индивидуализировано подбирать нагрузку, соответствующую уровню способностей и физической подготовленности каждого ребенка.
Осенью занятия, как правило, проводят на свежем воздухе, и они посвящены легкой атлетике и контрольному тестированию. Поэтому домашние задания мы дали не в комплексе, а с четкой целевой установкой. Например: «На следующей неделе зачет по бегу на 1000 м., поэтому постарайтесь научиться пробегать в медленном темпе дистанцию примерно такой же и большей длины без перехода на шаг, начав с 5 минут и прибавляя ежедневно по 1 минуте. Старайтесь контролировать свое дыхание и болевые ощущения в области правого подреберья. Помните, что боль возникает из-за нетренированности вашей печени и постарайтесь акцентировать внимание на дыхании именно для профилактики неприятных ощущений».
Таким же образом ребята готовились самостоятельно к бегу на короткие дистанции, отрабатывая низкий старт и стартовое ускорение до 30 метров, к метанию теннисного мяча или прыжкам в длину. Метание осуществляют только в цель, так как это развивает глазомер, чувство дистанции, точность движений. Особое требование к технике метания: следить неотрывно за вылетом и полетом снаряда. Прыжковые упражнения осуществлялись сериями по 8-12 прыжков через 2-3 минуты отдыха.
Сохраняются требования к осанке во время бега и ходьбы (А.К. Атаев, 1983).
В конце октября занятия по физической культуре были перенесены в спортивные залы. Для прогулок после уроков времени остается все меньше – темнеет рано, теплая одежда сковывает движения, и двигательная активность резко снижается. Долгий период до весны необходимо заполнить дополнительными занятиями, позволяющими не только возместить дефицит двигательной активности, но и постараться извлечь из заданий на дом максимальную помощь для целенаправленного развития физических качеств учащихся. Именно поэтому мы соглашаясь с мнением учителя физической культуры, школы№1056 г. Москвы, Соловьевой И.А.(2000) предложили круговую тренировку при выполнении домашних заданий, наиболее приемлемо использовать с ноября по апрель включительно.
Вот примерный комплекс для домашних заданий, который мы предложили ученикам 8 а класса с. ш. №78 г. Хабаровска.
Комплексы для домашних заданий. Учитель физической культуры предлагает ученику «Сокращенный круг», легкий, средней трудности и трудный, в зависимости от того, как физически подготовлен ученик и физически развит. Если учащийся имеет высокий уровень физической подготовленности, то он выбирает трудный круг предлагаемых упражнений. Если у учащегося низкий уровень физической подготовленности, то ему можно предложить «сокращенный круг», легкий.
«Сокращенный круг», легкий.
1. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя у стены.
2. В седе с прямыми ногами – наклоны туловища вперед и назад в положение лежа на спине.
3. Выпады вправо и влево с наклоном, дополнительно пружиня.
4. Стоя ноги врозь, руки в стороны – наклоны вперед прогнувшись.
Средней трудности.
1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
2. Упражнение «складной нож».
3. Глубокие приседания.
4. Из стойки ноги врозь – глубокий наклон туловища (голова между ногами).
Трудный.
1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, носки на повышенной опоре (стул).
2. Сед углом (опираясь только на ягодицы):
а) разведение ног в стороны и сведение,
б) сгибание ног, подтягивая колени к груди, и выпрямление,
в) разведение и сведение ног со скрещениями.
3. Приседания на одной ноге.
4. Из основной стойки – наклоны туловища с поворотами (при выпрямлении – мах ногой назад, попеременно).
Также учитель предлагает варианты выполнения комплексов.
Каждое упражнение выполняется одной серией до 30 раз. После каждой серии следует пауза от 1 до 2 минут. Пульс в это время должен снизиться, по меньшей мере, до 120 уд / мин. Нагрузка повышается повторением задания до 3 раз.
Каждое упражнение выполняется тремя сериями по 10 повторений в каждый. После каждой серии следует 1-минутный перерыв. Если, несмотря на максимальное усилие, оказывается меньше 10 повторений, то одно и то же упражнение следует попытаться выполнять 3 сериями подряд возможно чаще. Перерыв между сериями в этом случае составляет не меньше 1 минуты.
Используя круговую тренировку, не стоит забывать, что это лишь один из способов развития двигательных качеств и навыка самостоятельного применения нагрузки. Нельзя замыкаться только на оценках и выполнении нормативов. Если ребята со слабым физическим развитием, благодаря своим регулярным выполнением домашних заданий, начинает улучшать показатели, то заработанная оценка «5» за прогресс в личных достижениях с моральной точки зрения также правомерна, как и такая же оценка, выставленная ученику с отличными данными, отработавшему на сверхпрограммный результат (И.Л. Соловьева, 2000). Необходим стимул к самосовершенствованию. Любой из нас – неповторимая индивидуальность, и все же слабых и сильных физически людей объединяет безграничность процесса самопознания и самосовершенствования.
При правильно разработанном теоретическом базисе и умении применять свои знания на практике каждый ребенок, выполняя домашнее задание, при известной доли самолюбия и упорства в состоянии достичь высоких показателей в развитии своих волевых и физических качеств. И именно круговая тренировка как эффективное и доступное средство может помочь в решении этой задачи.
Так же предлагали домашние задания отдельными комплексами.
Комплекс 1.
Для развития силы, гибкости, ловкости, балансирования в различных позах целесообразно использовать простейшие акробатические упражнения, хорошо освоенные на уроках и доступные для выполнения в домашних условиях. Акробатические упражнения лучше всего выполнять под музыку, которая создает хорошее настроение, снижает ощущение утомления.
В каждой из семи групп упражнения, предлагает мастер спорта СССР, Коркина А.В. (1997) расположены по нарастающей сложности. В зависимости от возраста и подготовленности учащихся на дом надо задавать 1-2 упражнения из 3-7 различных групп, постепенно повышая их сложность и количество (рис. 1).
1. Махи ногами, неполные и полные шпагаты. На дом задают для увеличения подвижности в тазобедренных суставах. Махи осуществляют с постепенным увеличением амплитуды и скорости выполнения, правой и левой ногой, во всех трех направлениях. Обычно делают 2-3 подхода с количеством махов 5-10. Для более высокого поднимания ноги махи лучше выполнять у опоры – стул, стена, стол (рис. 1, а, б, в). Шпагаты: правой, левой, прямой – по 2-4 подхода с фиксацией до 5 секунд или с пружинящими покачиваниями (рис. 1, г, д).
2. Упоры способствуют укреплению мышц рук и плечевого пояса. Отжимания (сгибание и разгибание рук) в упоре лежа (рис. 2, а) выполняют с выпрямленным телом, медленно, доводя число повторений до 5-10. Затем то же, но с широко разведенными руками; с перенесением веса тела на одну руку; в быстром темпе; с подпрыгиванием на руках; с хлопком руками; поставив ноги на возвышение (рис. 2, б).
Упоры лежа с переходом на одну руку тоже выполняют разные: поднимание руки вперед-вверх (рис. 2, в); в сторону с поворотом на 90 градусов (рис. 2, г); опираясь на одну ногу, слегка приподнимая другую (рис. 2, г). Число повторений довести до 4-6.
Упоры на руках: согнув ноги к груди между двумя табуретками или стульями (рис. 2, д); то же углом (рис. 2, е); выпрямившись на спинках двух стульев (рис. 2, ж). Число повторений довести до 4-6.
3. Равновесия в различных позах. Выполняют по 3-5 раз на правой и левой ноге, доводя фиксацию до 3-5 сек.: опираясь на руку и колено (рис. 3, а); «высокое» (рис. 3, б); подняв ногу вперед до горизонтали и выше (рис. 3, в); «ласточка» (рис. 3, г); сидя углом (рис. 3, д); в приседе на одной (рис. 3, е); «фронтальное» с захватом ноги под пятку (рис. 3, ж); с захватом ноги за голень или колено (рис. 3, з).
4. Наклоны и прогибания. Используются для укрепления мышц туловища и развития гибкости позвоночника: полумост с опорой (рис. 4, а); прогибания в упоре лежа (рис. 4, б); наклон назад, стоя на коленях, до опоры руками о голени (рис. 4, в); «кольцо» одной и двумя в упоре лежа (рис. 4, г); полумост, стоя на коленях (рис. 4, д); и стоя; пригибание в мост с положения лежа на спине (рис. 4, е); покачивания вперед и назад в положении мост. Число повторений 2-6. Наклоны назад и прогибания чередовать с наклонами вперед, выполняя их по 2-4 раза. Варианты: сидя с соединенными ногами (рис. 4, ж); сидя ноги врозь (рис. 4, з); стоя, соединив ноги (рис. 4, и) или ноги врозь (на ширине плеч или разводя их возможно шире).
5. Стойки. Выполняют для укрепления мышц рук, шеи, туловища: на лопатках, согнув ноги, с выпрямлением их поле фиксации (рис. 5, а); опускание и поднимание выпрямленных ног в стойке на лопатках (рис. 5, б); стойка на голове и руках, согнув ноги, у стены (рис. 5, в) с касанием ее тазом, а затем и без касания; то же, медленно разгибая ноги вверх до полного выпрямления и закрепления всего тела (рис. 5, г); «полустойка» с опорой коленями согнутых ног и полусогнутые руки (рис. 5, д); стойка на предплечьях, опираясь головой о ладони, повернутые вверх (рис. 5, е). Стойки фиксируют в течение 2-5 сек. По 3-6 раз.
6. Наклон в сторону, сгибая опорную ногу и поднимая в сторону (возможно выше) свободную, до опоры ладонью о пол (рис. 6, а), затем следует толчок рукой и выпрямление в стойку ноги врозь, руки в стороны. Выполнять в обе стороны, добиваясь прямолинейности, свободы наклона, уверенного толчка и выпрямления и т. п.
Разведение ног в стороны (возможно шире) без наклона вперед, удерживая руки в стороны (рис. 6, б).
Стойка махом у стены с широкого шага выпада до касания стены одной (рис. 6, в) или обеими ногами. Выполнять с правой и левой ноги до определения, с какой ноги удобнее начинать упражнение и выходить в стойку. Стойка у стены – выпрямленная, с соединенными ногами, с последующим разведением ног в стороны (рис. 6, г). Стойки повторяют от 2 до 6 раз.
7. Упражнения для развития прыгучести. Подскоки: на одной ноге, удерживая другую в высоко поднятом согнутом положении, руки на поясе или в стороны (рис. 7, а); то же, с полушага и с малым продвижением вперед; то же, подняв свободную ногу назад, руки в стороны (рис. 7, б); то же с полушага вперед (во время подскоков следить за осанкой и оттягивать носки).
Прыжки из полуприседа: выпрямившись, а затем прогнувшись в полете, с приземлением в полуприсед, руки вверх – в стороны (рис. 7, в) – прыжок выполнять возможно выше, а приземляться мягко, бесшумно, с носков на всю стопу; то же с повтором на 90 и 180 градусов; то же, группируясь в полете или разводя ноги врозь (рис.7, г).
Есть такие учащиеся, которые имеют высокий уровень физической подготовленности по координационным, скоростным, скоростно-силовым способностям, у них отличная выносливость, но силовые способности у них на среднем уровне. И поэтому мы предлагаем таким учащимся следующий комплекс.
Комплекс 2.
Упражнения для развития силы рук и плеч.
1. Из о. с. – наклон вперед, коснуться руками пола и, переступая руками по полу, принять упор лежа, затем, переступая руками назад, вернуться в и. п. Ноги в коленях не сгибать.
2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, руки на стуле.
3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (мальчики). Туловище держать прямо.
4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, ноги на стуле (мальчики). Это трудное упражнение можно выполнять после того, как вы будете достаточно подготовлены.
5. Подтягивание в висе лежа. Для этого упражнения можно положить палку на сиденье двух стульев или сделать перекладину в дверном проеме.
6. В положении лежа на спине разведение рук с гантелями в стороны, поднимание прямых рук вперед.
Комплекс 3.
Развивайте выносливость.
Самое простое и полезное средство развития выносливости – замедленный бег. Надо выбирать такую скорость бега, чтобы свободно и ритмично дышать носом. Если приходится дышать и через рот, скорость бега надо снизить. На первых тренировках длина дистанции может быть 800-1000 м. Если вы очень устали, то пройдите 100-200 м. шагом, восстановите дыхание. Постепенно длина дистанции увеличивается. Через 1-2 месяца можно довести ее для мальчиков 13-14 лет – до 2600-2800 м., а для девочек 13-14 лет – до 2000-2200 м.
Для того, чтобы было более интересно, бегать можно по пересеченной местности с преодолением препятствий: неглубоких и нешироких ям, которые можно перепрыгнуть или обойти, рвов (канав), песчаных мест. Этот бег называется кроссом. Препятствие лучше всего преодолевать прыжком, напрыгиванием или наступая на него. Подбегая к канаве, следует за 5-8 м. до нее увеличить скорость бега, рассчитав шаги так, чтобы при прыжке оттолкнуться сильнейшей ногой.
Развитию выносливости и одновременно скорости и прыгучести помогают такие упражнения со скакалкой. В начале выполнения прыжков со скакалкой не должно превышать 40-50 с для школьников 13-14 лет. Через каждые 3-4 занятия можете увеличивать время упражнения на 10 с и, таким образом, постепенно доведите продолжительность прыжков до 1,5-2 мин. (Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б., 1998).
К концу учебного года мы вторично оценили двигательную подготовленность учащихся по тем же тестам (таблица 1) и сравним результаты с теми, которые были получены в сентябре.
По данным (таблицы 5) видно, что у девяти учащихся высокий уровень физической подготовленности, и у восьми – средний уровень. По сравнению с сентябрем мы не наблюдаем учащихся, которые бы показали низкий уровень физической подготовленности. При этом средний уровень увеличился у одного обследуемого, а в высокий уровень перешло три мальчика и две девочки (таблица 5, Приложение 2).
Таблица 5
Уровень физической подготовленности у учащихся 8 класса с. ш. №78 г. Хабаровска – апрель 2002 г.
Уровень ФП | Количество мальчиков | Количество девочек |
Низкий | - | - |
Средний | ||
Высокий |
В апреле по результатам, которые показали учащиеся, были высчитаны средние величины по каждому тесту (табл. 6).
Средние величины показателей уровня физической подготовленности в конце исследования.
Таблица 6
Мальчики | Девочки |
n = 9 | n = 8 |
I Координационные способности | |
Х2 ± m2 Х2 = 8,35 r = (V max – V min) / K; К9 = 2,97 r = 0,26 m2 = r / √n = 0,08 Х2 ± m2 = 8,35 ± 0,08 | Х2 ± m2 Х2 = 8,7 r = (V max – V min) / K; К8 = 2,85 r = 0,21 m2 = r / √n = 0,07 Х2 ± m2 = 8,7 ± 0,07 |
2. Скоростные способности | |
Х2 ± m2 Х2 = 5,08 r = 0,3 m2 =0,1 Х2 ± m2 = 5,08 ± 0,1 | Х2 ± m2 Х2 = 5,08 r = 0,31 m2 = 0,11 Х2 ± m2 = 5,08 ± 0,11 |
3. Скоростно-силовые способности | |
Х2 ± m2 Х2 = 200,5 r = 9,4 m2 =3,1 Х2 ± m2 = 205,5 ± 3,1 | Х2 ± m2 Х2 = 200,2 r = 7,01 m2 = 2,5 Х2 ± m2 = 200,2 ± 2,5 |
4. Силовые способности | |
Х2 ± m2 Х2 = 7,77 r = 2,02 m2 =0,67 Х2 ± m2 = 7,77 ± 0,67 | Х2 ± m2 Х2 = 20,8 r = 1,75 m2 = 0,62 Х2 ± m2 = 20,8 ± 0,62 |
5. Выносливость | |
Х2 ± m2 Х2 = 1444,4 r = 84,1 m2 =28,03 Х2 ± m2 = 1444,4 ± 28,03 | Х2 ± m2 Х2 = 1262,5 r = 52,6 m2 = 18,7 Х2 ± m2 = 1262,5 ± 18,7 |
Таблица 7
Изменения показателей двигательных способностей учащихся 13-14 лет (сентябрь 2001 г. – апрель 2002 г.)
Мальчики | Девочки | ||
Сентябрь | Апрель | Сентябрь | Апрель |
1. Координационные способности | |||
Х1 ± m1 п = 9 8,7 ± 0,15 | Х2 ± m2 п = 9 8,35 ± 0,08 | Х1 ± m2 п = 8 9,1 ± 0,13 | Х2 ± m2 п = 8 8,7 ± 0,007 |
t = 2,05 Р < 0,05 | t = 2,85 Р < 0,01 | ||
2. Скоростные способности | |||
Х1 ± m1 п = 9 5,4 ± 0,14 | Х2 ± m2 п = 9 5,08 ± 0,1 | Х1 ± m1 п = 8 5,3 ± 0,17 | Х2 ± m2 п = 8 5,08 ± 0,11 |
t = 1,88 Р > 0,05 | t = 1,04 Р > 0,05 | ||
3. Скоростно-силовые способности | |||
Х1 ± m1 п = 9 185,2 ± 5,8 | Х2 ± m2 п = 9 205,5 ± 3,1 | Х1 ± m1 п = 8 188,3 ± 5,1 | Х2 ± m2 п = 8 200,2 ± 2,5 |
t = 3,1 Р < 0,01 | t = 2,09 Р < 0,05 | ||
4. Силовые способности | |||
Х1 ± m1 п = 9 3,88 ± 1,01 | Х2 ± m2 п = 9 7,77 ± 0,67 | Х1 ± m1 п = 8 16 ± 0,62 | Х2 ± m2 п = 8 20,8 ± 0,62 |
t = 3,2 Р < 0,01 | t = 5,51 Р < 0,001 | ||
5. Выносливость | |||
Х1 ± m1 п = 9 1222,2 ± 67,3 | Х2 ± m2 п = 9 1444,4 ± 28,03 | Х1 ± m1 п = 8 1218,7 ± 25,03 | Х2 ± m2 п = 8 1262,5 ± 18,7 |
t = 3,04 Р < 0,01 | t = 1,4 Р > 0,05 |
Сравнивая показатели физической подготовленности учащихся 13-14 лет (табл. 3) и (табл. 6) можно сделать следующее заключение (таблица 7). Достоверные сдвиги мы наблюдаем в развитии координационных способностей (3 х 10 м), у мальчиков было: 8,7 +, - 0,15 в апреле мы получили 8,35 +, - 0,08, t = 2,05, где Р<0,05. Та же картина наблюдается у девочек: в сентябре было 9.1 +, - 0,13, к концу эксперимента зарегистрировано 8,7 +, - 0,007, t = 2, 85, Р<0,01 (Приложение 3).
В развитии скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места), у мальчиков было: 185,2 +, - 5,8, в апреле мы получили 205,5 +, - 3,1, t = 3,1 ,где Р<0,01. У девочек мы наблюдаем ту же картину: в сентябре было 188,3 +, - 5,1, в апреле 200,2 +, - 2,5, t = 2, 09, Р<0,05 (Приложение 3). В развитии силовых способностей (подтягивание ), у мальчиков было: 3,88 +, - 1,01, в апреле 7,77 +, - 0,67, t = 3,2, где Р< 0,01. У девочек в сентябре было: 16 +, - 0,62, в апреле 20,8 +, 1 0,62, t = 5,51, Р<0,001.
Что касается скоростных способностей (30 м), то независимо от пола детей достоверных сдвигов не обнаруживается, так у мальчиков в начале исследования 5,4 +, - 0,14 в конце 5,08 + 0,1, t = 1,88, Р>0,05. У девочек было 5,3 +, - 0,17, стало 5.08 +, - 0,11, t = 1,04, Р> 0,05 (Приложение 3). Примененные нами домашние задания, направленные на развитие выносливости, достоверные сдвиги произошли только у мальчиков, в сентябре было: 1222,2 +, - 67,3, стало 1444,4 +28,03, t = 3,04, где Р<0,01. У девочек в начале исследования 1218,7 +, - 25,03 в конце 1262,5 +, - 18,7, , t = 1,4, Р>0,05 (Приложение 3). Это можно объяснить тем, что показатели выносливости у мальчиков значительно выше чем у девочек.
Таким образом, при внедрении в учебный процесс домашних заданий улучшились показатели по всем физическим качествам, только скоростные способности (30 м) и выносливость (6 бег) у девочек носит характер тенденции.
При сравнении результатов двигательной подготовленности учащихся, с теми, которые они имели в сентябре, можно радоваться – налицо явный прогресс. «Естественно, ребята выросли, поэтому стали сильнее и выносливее» (Тайванеев Н.И., 1993). Совершенно справедливо – в этом есть доля истины, но только доля. По опыту прошлых лет, Тайванеев Н.И (1993) может с полной ответственностью заявить, что через три месяца школьник в лучшем случае повторит свои майские результаты. У некоторых же показатели их подготовленности ухудшаться, хотя за лето дети вырастут почти настолько, насколько за девять месяцев учебы.
И так бывает каждый год. Почему? Казалось бы, летом учащиеся, как правило, много двигаются – играют, бегают, плавают, катаются на велосипеде – не обременены учебными заботами, насыщаются витаминами.
Дело в том, что их двигательная активность в этот период носит главным образом самопроизвольный характер. Есть желание – бегают, нет – лежат, хотят играть - играют, чуть устали – отдыхают. Одним словом, делают только то, от чего получают удовлетворение. Все правильно, для этого и существуют летние каникулы. Но следует помнить, что развитие обязательно сопряжено с преодолением. Вот этого отдыхающим школьникам как раз и не хватает, им не хватает целенаправленной физической нагрузки. Я ни в коем случае не призываю зарегламентировать каникулярный отдых наших детей, и все же…
«Бывая со школьниками в спортивно-трудовых лагерях, я заметил, что всего лишь 20-минутная дозированная зарядка дает очень хороший эффект. Понятно, что не всякий ребенок захочет делать продолжительную зарядку в каникулы, которые часто отождествляются детьми с возможностью полностью расслабиться, исключить все виды принуждения». Поэтому своим ученикам учитель физической культуры Тайванеев А.И. (1993) перед расставанием дает такие советы.
1. Летом, когда свободного времени у вас побольше, откажитесь, насколько это возможно, от городского транспорта. Побольше ходите, а если спешите – можно и пробежаться. Не пользуйтесь лифтом, подниматься по лестнице лучше прыжками, через две-три недели.
2. Купаясь, не ограничивайтесь окунанием и плесканием в воде, несколько раз проплывите десяток, другой метров, как можно быстрее. Испытайте себя: сколько вы сможете проплыть, работая одними руками, одними ногами; проверьте, как долго и далеко вы можете плыть, естественно строжайшим образом соблюдая все меры предосторожности.
3. Выйдя из воды и рухнув во весь рост на песок с намерением позагорать, не спешите закрывать глаза и впадать в дрему, сделайте несколько отношений в упоре лежа, но так, чтобы почувствовать после этого, как руки отяжелели, налились силой.
4.Вы лежите на спину и поглощаете ультрафиолетовые лучи. Совместите приятное с полезным – соединив ноги, оторвите пятки от земли сантиметров на 10и подержите сколько сможете на весу. А если вы стесняетесь окружающих или отдыхающих на пляже, лучше ноги поднимать и опускать. Заставить поработать мышцы верхней части живота можно, приподнимая голову и грудь; на грузка возрастает, если руки при этом заложить за голову. Но опять вы должны после этих упражнений ощутить на своем животе набухание, отвердевание мышцы. Такое ощущение у вас появиться после достаточного числа повторений.
Фигура не будет красивой, если на ваших боках «запасы жира», если не развиты косые мышцы человека. Для них упражнение такое: лежа на спине положите обе ноги с права или слева от себя, а затем перенесите их на другую сторону.
5. Если вы, загорая отдыхаете на животе, обязательно проделайте несколько упражнений для мышц спины. Поднимите ноги так, чтобы колени не касались земли, пять – десять секунд удерживайте эту позу или несколько раз поднимите или опустите ноги. Потом попробуйте, не опираясь руками, оторвать от земли грудь, отводя голову назад.
6. Во время любой спортивной игры приходится совершать различные прыжки и подскоки, но этого мало. Возьмите себе за правило, хорошо разогревшись, по окончании игры сделать на месте шесть- восемь выпрыгиваний вверх, прыгнуть в длину, стараясь показать максимальный результат.
7. Не забывайте и о развитии гибкости: наклонясь за чем-нибудь, не сгибайте ноги, а еще лучше – добавьте несколько пружинистых покачиваний, чтобы наклониться пониже. Разогревшись, сделайте поочередные взмахи вперед, назад, в стороны.
Выводы
1. На основе анализа научно-методической литературы выявлено, что под самостоятельной деятельностью понимают совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию, а под самостоятельной физкультурной деятельностью понимают деятельность, направленную на достижение физического совершенства индивида.
Деятельность по выполнению школьниками задания учителя после уроков характеризующаяся отсутствием непосредственной помощи и руководство учителя называется домашним заданием.
2. Выполнение домашних заданий по физической культуре решает задачу укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и двигательной подготовленности.
Содержание домашних заданий должно преследовать цель перевода учащихся в основную группу, если они были в подготовительной, и переход на средний или высокий уровень физической подготовленности, если они были на низком.
3. В практике проверки выполнения домашних заданий к основным способам оценки относят: фронтальную проверку, выборочную проверку, проверку в парах, коллективную проверку и проверку домашних заданий ответственным за это школьником.
Формой проверки выполнения домашних заданий могут быть соревнования по общей физической подготовке, проводящиеся в два этапа:
Первый этап – внутриклассные соревнования, второй – лично-командное первенство.
4. В результате внедрения домашних заданий в практику физического воспитания школьников получены достоверные сдвиги в развитии следующих способностей: координационные – мальчики с 8,7 ± 0,15 до 8,35 ± 0,08. Р < 0,05. Девочки с 9,1 ± 0,13 до 8,7 ± 0,007. Р < 0,01.
Скоростно-силовые способности – мальчики с 185,2 ± 5,8 до 205,5 ± 3,1. Р < 0,01. Девочки с 188,3 с ±5,1 до 200,2 ± 25. Р < 0,05.
Силовые способности – мальчики с 3,88 ± 1,01 до 7,77 ± 0,67. Р < 0,01. Девочки с 16 ± 0,62 до 20,8 ± 0,62. Р < 0,001.
Скоростные способности (30 м), не зависимо от пола детей достоверных сдвигов не обнаруживается – мальчики с 5,4 ± 0,14 до 5,08 ± 0,1. Р > 0,05. Девочки с 5,3 ± 0,17 до 5,08 ± 0,11. Р > 0,05.
На развитие выносливости, достоверные сдвиги произошли только у мальчиков с 1222,2 ± 67,3 до 1444,4 ± 28,03. Р < 0,01. У девочек с 1218,7 ± 25,03 до 1262,5 ± 18,7.
Библиографический список
1. Атаев А.К. Для самостоятельных занятий физическими упражнениями // ФК в школе. – 1983. - №12. – 64 с.
2. Бег и здоровый образ жизни / Под ред. Ю.П. Морокина // ФК в школе. – 1994. - №4. – 64 с.
3. Бурцев В.И. Сквозные домашние задания // ФК в школе. – 2000. - №7. – 80 с.
4. Валиулин А.С. Задания на дом // ФК в школе. – 1979. - №3. – 64 с.
5. Воеводин А.М. С учетом возможностей учащихся // ФК в школе. – 1981. - №7. – 64 с.
6. Воеводин А.М. Система заданий // ФК в школе. – 1982. - №1. – 64 с.
7. Зинченко В.А. Для здоровья и физического совершенства детей // ФК в школе. – 1992. - №3. 64 с.
8. Козетов И.И. Оценочные нормативы по домашним заданиям // ФК в школе. – 1989. - №3. – 64 с.
9. Коркина А.В. Домашние задания по акробатике // ФК в школе. – 1997. - №7. – 92 с.
10. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов / Под ред. В.И. Ляха. – М.: Просвещение, 1996. - 140 с.
11. Кременчутский В.Ф. Как помочь отстающим // ФК в школе. – 1978. - №4. – 64 с.
12. Марков А.А., Масленников С.М. Обучая легкой атлетике // ФК в школе. – 2000. - №3. – 80 с.
13. Межуев В.Б. Еще раз о домашних заданиях // ФК в школе. – 1996. - №4. – 92 с.
14. Методика физического воспитания учащихся 10 – 11 классов / Под ред. В.И. Ляха. – М.: Просвещение, 1997. – 125 с.
15. Мызан Г.И. Педагогический контроль в процессе физического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов фак. Физ. Культуры. – Хабаровск: ХГПУ, 1998. – 95 с.
16. Николаева Л. Задания на дом в 7 – 10 классах // ФК в школе. – 1990. - №4. – 64 с.
17. Перекресток мнений / Под ред. В.И. Зайцева, К.А. Гейнца, Л.Т. Берестнева. – М.: Просвещение, 1990. – 64 с.
18. Поляков М.И. С каждым работаю индивидуально // ФК в школе. – 1989. - №5. – 64 с.
19. Программа общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предмета физическая культура / Под ред. А.Т. Паршикова. - М.: Просвещение, 2000. – 141 с.
20. Рандрюйт А.Л. Домашние задания по физической культуре // ФК в школе. – 1991. - №8. – 64 с.
21. Соловьева И.А. Домашние задания по методу круговой тренировки // ФК в школе. – 2000. - №5. – 80 с.
22. Тайванеев Н.И. Задание на лето // ФК в школе. – 1993. - №2. – 64 с.
23. Теория и методики физического воспитания: Учебник для студентов фак.физ.культуры пед.ин-тов / Под ред. Б.А. Ашмарина - М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
24. Физическая культура: Учебник для учащихся 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. Г.Б. Мейксона, В.И. Ляха, Л.Б. Кофмана, Л.Е. Любомирского. - М.: Просвещение, 1998. – 140 с.
25. Филиппов В.К. Комплексы зарядки – в задании на дом // ФК в школе. – 1981. - №10. – 64 с.
26. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник для студентов высших учебных заведений физической культуры. – М.: ФиС, 2001. 472 с.
27. Хрипкова А.Г., Антропова М.В. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990. – 294 с.
28. Худолеева О.В. Еще один вариант планирования // ФК в школе. – 1989. - №8. – 64 с.
29. Чижов П.И. Немного о домашних заданиях // ФК в школе. – 1987. - №6. – 64 с.
30. Шаулин В.Н., Шаулина Е.Б., Мейксон Г.Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре. – М.: Просвещение, 1986. – 77 с.
Приложение 1
Протокол обследования физической подготовленности детей 13 – 14 лет – сентябрь 2001 г.
Фамилия, имя | 3х10 м | 30 м | Прыжок в длину | Подтя-гивание | 6' бег |
Болотова Лена | 8,6 | 4,7 | |||
Бекасова Таня | 9,1 | 5,5 | |||
Корякина Мар. | 8,9 | 4,9 | |||
Корчагина Маша | 9,2 | 5,5 | |||
Назарова Настя | 9,6 | 6,0 | |||
Никитина Женя | 9,7 | 6,1 | |||
Панкина Маша | 8,7 | 4,9 | |||
Петухова Даша | 9,0 | 5,4 | |||
Бондарь Андрей | 8,3 | 5,0 | |||
Германов Толя | 9,0 | 5,8 | |||
Каталевич Вова | 8,9 | 5,5 | |||
Козлов Женя | 8,7 | 5,4 | |||
Катышев Гоша | 8,0 | 4,7 | |||
Куркин Алексей | 9,4 | 6,0 | |||
Соловьев Алексей | 9,0 | 5,7 | |||
Телегин Андрей | 8,6 | 5,5 | |||
Темных Виталий | 8,4 | 5,1 |
Приложение 2
Протокол обследования физической подготовленности детей 13 – 14 лет – апрель 2002 г.
Фамилия, имя | 3х10 м | 30 м | Прыжок в длину | Подтя-гивание | 6' бег |
Болотова Лена | 8,5 | 4,6 | |||
Бекасова Таня | 9,0 | 5,5 | |||
Корякина Марина | 8,7 | 4,9 | |||
Корчагина Маша | 8,7 | 5,1 | |||
Назарова Настя | 8,7 | 5,0 | |||
Никитина Женя | 9,1 | 5,4 | |||
Панкина Маша | 8,6 | 4,9 | |||
Петухова Даша | 8,9 | 5,3 | |||
Бондарь Андрей | 8,1 | 4,9 | |||
Германов Толя | 8,6 | 5,2 | |||
Каталевич Вова | 8,6 | 5,0 | |||
Козлов Женя | 8,6 | 5,1 | |||
Катышев Гоша | 7,9 | 4,6 | |||
Куркин Алексей | 8,6 | 5,4 | |||
Соловьев Алексей | 8,7 | 5,5 | |||
Телегин Андрей | 8,1 | 5,2 | |||
Темных Виталий | 8,0 | 4,9 |
Приложение 3
Критические значения t (по Стьюденту)
Число степеней свободы | Уровень значимости (Р) | ||
0,05 | 0,01 | 0,001 | |
12,71 | 63,66 | 637,59 | |
4,30 | 9,92 | 31,00 | |
3,18 | 5,84 | 12,94 | |
2,78 | 4,60 | 8,61 | |
2,57 | 4,03 | 6,86 | |
2,45 | 3,71 | 5,96 | |
2,36 | 3,50 | 5,31 | |
2,31 | 3,36 | 5,05 | |
2,26 | 3,25 | 4,78 | |
2,23 | 3,17 | 4,59 | |
2,20 | 3,11 | 4,44 | |
2,18 | 3,06 | 4,32 | |
2,16 | 3,01 | 4,22 | |
2,14 | 2,98 | 4,14 | |
2,13 | 2,95 | 4,07 | |
2,13 | 2,92 | 4,02 | |
2,11 | 2,90 | 3,96 | |
2,10 | 2,88 | 3,92 | |
2,09 | 2,86 | 3,88 | |
2,09 | 2,84 | 3,85 | |
2,08 | 2,83 | 3,82 | |
2,07 | 2,82 | 3,79 | |
2,07 | 2,81 | 3,77 | |
2,06 | 2,80 | 3,75 | |
2,06 | 2,79 | 3,73 | |
2,06 | 2,78 | 3,71 | |
2,05 | 2,77 | 3,69 | |
2,05 | 2,76 | 3,67 | |
2,04 | 2,76 | 3,66 | |
2,04 | 2,75 | 3,64 | |
2,02 | 2,70 | 3,55 | |
2,00 | 2,66 | 3,46 | |
1,98 | 2,62 | 3,37 | |
0,95(95%) | 0,99(9995) | 0,999(99,95) |
Доверительные вероятности