Методические рекомендации по выполнению программы
Методические рекомендации
По учебной (педагогической) практике студентов магистратуры (МНОЗ-16)
Направление подготовки 44.04.02 "Психолого-педагогическое образование"
Профиль подготовки: "Психолого-педагогическое обеспечение развивающих программ начального образования"
Составитель:
доцент кафедры ПиПДиНО, к.п.н.
Деменева Надежда Николаевна
Нижний Новгород
Пояснительная записка
Цели практики
• закрепление знаний по педагогике и психологии;
• ознакомление с деятельностью учителя начальных классов и управлением процессом обучения, воспитания и развития младших школьников;
• создание условий для становления у студентов гибкого педагогического мышления, позиции учителя – исследователя, развития потребности в профессиональном саморазвитии, навыков организации различных видов деятельности учащихся начальных классов.
В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения:
• аналитические: наблюдение и анализ особенностей деятельности учителя начальных классов; аспектный анализ уроков и внеклассных занятий; анализ собственной деятельности; изучение собственного поведения в ситуации общения с детьми;
• коммуникативные и организаторские: освоение технологии организации различных видов деятельности младших школьников.
Место, время и формы проведения учебной практики
Практика проводится на 1 курсе магистратуры во 2-ом семестре на базе общеобразовательных организаций (школ) с отрывом или без отрыва от основной деятельности. Срок практики- с 6 февраля по 19 февраля 2016 года (2 недели). Студент проходит практику в одном из классов начальной школы под руководством учителя начальных классов.
Студент, работающий учителем начальных классов, должен также выполнять программу практики под руководством опытного педагога-наставника своей школы (учителя начальных классов).
Этапы проведения практики
Подготовительный этап практики
Решаются организационные вопросы: определяется место прохождения учебной практики, заключается договор со школой (в двух экземплярах), происходит знакомство учителей с содержанием практики.
Рабочий этап практики
Практика проводится на постоянном рабочем месте в одном из начальных классов общеобразовательной организации.
Студенты выполняют программу практики, включающую организационный, рефлексивно-аналитический и деятельностно-практический блоки.
Организационный блок
Виды деятельности студента:
1) знакомство со школой, учителем, учащимися;
2) ознакомление с образовательной организацией, ее структурой, условиями обучения и воспитания младших школьников,
3) ознакомление с основной образовательной программой начальной школы (учебный план школы, программа формирования универсальных учебных действий и др.);
4) составление индивидуального плана практики (по дням), его реализация в течение практики;
5) ознакомление с документацией учителя начальных классов (классным журналом и правилами его оформления; учебными и рабочими программами по учебным предметам, конспектами уроков, планом воспитательной работы учителя, планом работы кружков, факультативов и других форм внеурочной деятельности и др.); составление перечня документации;
6) оказание помощи учителю (в подготовке к урокам, в организации детей и т.п.);
7) оформление дневника практики и отчета по практике.
Рефлексивно-аналитический блок
Виды деятельности студента:
1) наблюдение профессиональной деятельности учителя начальных классов и учителей-предметников по обучению, воспитанию и развитию учащихся начальных классов;
2) создание «методической копилки» (описание интересных методических приемов, использованных учителями, дидактических игр, наглядных пособий, запись фрагментов уроков и т.п.);
3) выполнение анализа учебно-методического комплекта, который использует учитель (учебники, тетради с печатной основой, материалы для контроля знаний учащихся и др.);
4) выполнение анализа портфолио учащихся и учителя (структура, содержание);
5) выполнение аспектного анализа уроков и внеклассных занятий;
6) самоанализ студентом собственной деятельности в период практики и результатов практики.
Деятельностно-практический блок
Виды деятельности студента:
1) организация игровой деятельности детей (на переменах, на уроках и во внеурочное время);
2) освоение видов деятельности, связанных с внеурочной и внеклассной воспитательной работой учителя начальных классов: проведение учебных или социальных проектов, интеллектуальных конкурсов, олимпиад, занятий предметного кружка, классных часов, внеклассных занятий (на выбор студента).
Итоговый этап практики
1. Студенты оформляют дневник практики и отчетную документацию по практике.
2. Отчетная документация размещается в дистанционном курсе "Практика МНОЗ".
3. Дневник практики сдается руководителю практики в летнюю сессию.
4. Руководитель практики проверяет и оценивает отчетную документацию студентов.
Методические рекомендации по выполнению программы