Классики западноевр. пед. XIX века.

Эпоха Нового времени знаменуется творчеством пед-ов, вошедших в плеяду классиков науки о вос-ии и образ-ии. следует назвать И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарта, Ф.В.А.Фрёбеля, Ф.А.В.Дистервега. В истории мировой пед-ки Песталоцци (1746-1827)известен подвижник дел вос-ия униженных и оскорб--ных.Его назыв. «народн. проповедник»«отец сирот»создател народной школы. П. родился в Цюрихе в семье врача. Рано лишившись отца, он вместе с 2 сестрами был воспитан в дружной семьею В1774г. П. учредил свой первый приют для бедных детей в Нейгофе. Воспит-ой деяте-тью П. занялся под сильным влиянием идей Руссо после прочтения "Эмиля". Воспит-ки Нейгофа работали в поле и прядильно-ткацких масте-их. Они приобретали также общее образ-ие (уч письму, счету, чтению, пению). это была попытка соединить обуч-ие с производственной дея-тью. В1780г. школа в Нейгофе разорилась и была закрыта. Отойдя на время от практ-кой деяте-ти, П. пишет пед роман «Лингард и Гертруда», принес средства, а главное-громкую славу. В1789г. уП. появилась возможность вернуться к любимым занятиям. Он открывает воспи-ное учр-ие для сирот и нищих в Станце, где организует и исследует воспитыв-ий труд и разви-ее обу-ие и ведет исследовательскую работу по этим проблемам.Приют в Станце просуществовал недолго. Детей и воспи-ля выгоняют на улицу. Но и это не сломило Песталоцци. На закате жизни П.пишет ряд сочинений, в к. обобщает свой опыт. Среди них «Лебединая песня». предлагал при опред-ии основ образо-ия опираться на знание челов-ой психо-ии Воспи-ие П рассматривал как соци-ый процесс и утверждал, «обстоятельства формируют чел-ка, но и чел-ек формирует обстоятельства. Чел-ек имеет в себе силу много-зно гнуть их по своей воле. П немало сделал для того, чтобы пед-ка отвечала требо-ям времени.

Фридрих Фрёбель (1782-1852)В основном пед сочинении Ф.«Воспитание человека» подчеркнуто, что человек по своей сути -творец. Восп-ие должно выявить и развить в человеке творческие задатки.Центром пед системы Ф. явл теория игры. Это«зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира». Игра -мостик от внутреннего мира к природ считал Ф..

Иоганн Фридрих Гербарт (1746-1841) –философ, психолог, математик – один из выдающихся педагогов XIX в. Первый пед труд сочинения Г.(«Первые лекции по педагогике»капитальная«Общая педаг-ка» отли-ся рациональностью.

Центральный тезис рассуждений Г.формирование нравственного чел-ка. Это – ядро идеи о гарм-ом развитии всех способностей. По Г. восп-ие должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения гармонии-управ-ие, обуч. и нравс-ное воспи-ие.

Обучение Г. попытался разделить на преподавание и учение. Были определены 4 ступени: 2-по углублению обуч и 2-по осмыслению обучения. Под углублением –это выход на новые знания, под осмыслением -соединение этих знаний с уже имеющимися. Г. определены3 униве-ых метода обуч-ия: описательный, аналитический и синтетический. Глав роль отдавалась анали-ому, ему надлежало систематизировать знания у-ся. Если объектом внимания Г. было гимназическое обра-ие, то другой немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег(1790-1866) сосредоточил свои исследования в народной массовой школы.Основной пед труд Д «Руководство к образ-ию немец. учит-ей». В нем сформулированы 2взаимо-ых принципа обуч и восп-ия-природос-сть и культуросо-ость. Он ставил во главу угла «развивающе-воспита-ое и образо-ое обуч». Он предлагал в воспи-ии и обуч следовать природе чело-ка, учитывать индиви-ые особенности ре-ка. Полезными для школы оказались сформулированные Д. дидак-кие правила: ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика.Д. был энергичным организатором пед обра-ния. Он автор учеб пособий для учи-ей, создатель учител-их семинарий.

Наши рекомендации