Воззрения святых отцов iii-iv вв
Воззрения святых отцов III-IV вв.: Киприан Карфагенский, Василий Великий, Амвросий Медиоланский и другие.
Святоотеческая письменность III-IV вв. достаточно часто обращается к имущественным проблемам. И надо сказать, что мысль святых отцов полностью совпадает с учением Иоанна Златоуста, предвосхищая его.
1.Так, центральная для Златоуста нравственная тема оскудения любви от возрастания богатства присутствует и у других святых отцов:
Св. Василий Великий:
«кто любит ближнего как самого себя, тот ничего не имеет у себя излишнего перед ближним» («К обогащающимся»).
А вот изумительно чеканная, афористичная формулировка св. Василия:
«чем больше у тебя богатства, тем меньше в тебе любви» (там же).
Очень резок и святитель Амвросий Медиоланский:
“Стремясь увеличить свои богатства, скопить денег, приобрести в собственность земли, превзойти (других) богатством, мы совлекаем с себя образ справедливости” (“Об обязанностях священнослужителей”, кн.1, гл.28).
2. Тема: “все – Божие, и поэтому все – общее” также не раз встречается в святоотеческой письменности. Киприан Карфагенский, предваряя Златоуста, из тезиса принадлежности всего Богу выводит идею общности имущества:
«Ибо что принадлежит Богу, то должно составлять общее достояние», (“Книга о благотворениях и милостыне”, ч.2).
Василий Великий соединяет мысль о том, что все вещное принадлежит Богу, с нравственной оценкой богатства:
“Скажи же мне, что у тебя собственного? Откуда ты взял и принес с собою в жизнь? Положим, что иной, заняв место на зрелище, стал бы потом выгонять входящих, почитая своею собственностью представляемое для общего всем употребления; таковы точно и богатые. Захватив всем общее, обращают в свою собственность, потому что овладели сим прежде других (…) Кто любостяжатель? Не удерживающийся в пределах умеренности. А кто хищник? Отнимающий у всякого, что ему принадлежит. Как же ты не любостяжателен, как же ты не хищник, когда обращаешь в собственность, что получил только в распоряжение? Кто обнажает одетого, того назовут грабителем; а кто не одевает нагого, хотя может это сделать, тот достоин ли другого названия?” (Беседа 6 “На слова из Евангелия от Луки (12,18): «разорю житницы моя, и большия созижду»; и о любостяжательности”.
Отметим, что здесь свт. Василий, предваряя одну из главных мыслей Златоуста, четко формулирует, что богатый – грабитель, ибо “не одевает нагого, хотя может это сделать”.
Амвросий Медиоланский, подобно предыдущим отцам, связывает этот довод с нравственной оценкой богатых:
“Земля – общее достояние всех, богатых и бедных; почему же вы богатые приписываете себе одним право собственности (на нее)? Природа, которая рождает всех бедными, не знает богатых… Ты не даришь бедному из твоего, а возвращаешь ему из его же. Ибо ты захватываешь себе одному то, что дано в общее пользование всех. Земля принадлежит всем, а не богатым” (“О Навуфее” 1,2).
3. Нестяжание как личный идеал христианина. Для святоотеческого сознания несомненно, что отказ от земных богатств приводит человека к совершенству.
Св. Григорий Нисский:
“Хочешь ли уразуметь, кто обнищавший духом? Кто душевное богатство выменял на телесное изобилие, кто земное богатство отряс с себя… Тяжесть и легкость между собою противоположны” (“О блаженствах”, слово 1).
“Превозносится богатство добродетелью, презирается же бренное, земное богатство, ибо одно есть приобретение души, другое же служит обману чувств” (“О блаженствах”).
Некоторые святые отцы в теме нестяжания упор делают на том, что это – Божия Заповедь.
Киприан Карфагенский:
“Господь учит, что тот вполне совершен, кто продав свое имение и раздав в пользу нищих, заготовляет себе сокровище на небе. Тот, по словам Господа, может следовать за Ним и подражать славе страдания Господня, кто в готовности и охоте своей не задерживается никакими сетями домашнего хозяйства, но, предпослав свое имущество к Богу, отрешенный и свободный сам идет туда же” (“Книга о молитве Господней”).
Василий Великий:
“Говорят: “Как же будем жить, оставив все? Какой вид примет жизнь, если все станут продавать, все отказываться от имения”? – Не спрашивай у меня разумения Владычных заповедей; Законодатель знает, как и невозможное согласить с законом. Испытывается же твое сердце, как бы на весах, куда оно наклонено, к истинной ли жизни, или к настоящим наслаждениям” («К обогащающимся»).
4. Для святых отцов весьма характерно проводимое Златоустом различение требований ксовершенным и новоначальным.
Василий Великий:
“А желающему следовать за Господом дал Он совет продать все имение на благотворение нищим, и потом уже следовать за Ним. Но как последователям Своим и достигшим совершенства повелевает вдруг и совершенно исполнить дело милостыни, чтоб, совершив служение своим имением, приступили они к служению словом и духом; так прочим предписывает всегдашние подаяния и всегдашнее общение того, что имеют, чтоб чрез это, став жалостливыми, общительными и милостивыми, оказались подражателями Божию человеколюбию” (Беседа 25. “О милости и суде”).
Григорий Богослов:
“Откажись от всего и стяжи одного Бога…А если не хочешь оставить все, отдай большую часть. Если же и того не хочешь, по крайней мере излишки употребляй благочестиво” (Мысли, писанные четверостишиями”).
Бл. Иероним Стридонский:
“хочешь быть совершенною…, продай все, что имеешь и отдай нищим…, не хочешь быть совершенною, но хочешь удержать вторую степень добродетели – оставь все, что имеешь, отдай детям, отдай родственникам” (“Письмо к Гебидие”).