Раздел 14. Подготовка и проведение смотра газет.
Требования к уровню подготовки учащихся.
После окончания первого года обучения обучающиеся
должны знать:
• Правила техники безопасности;
• Стили литературного языка;
• Как написать статью в газету;
• Как писать портретный очерк;
• Правила цитирования;
должны уметь:
• Писать портретный очерк;
• Юмористический рассказ;
• Репортаж;
• Уметь делать литературные заготовки.
• Брать интервью.
Условия реализации программы
Оборудование: столы, стулья, доска настенная, шкафы, стеллаж для хранения работ.
Инструменты: ручки, карандаши, линейки, бумага писчая,
Материалы: тетради, альбом для рисования, записные книжки.
Наглядные пособия: работы учащихся.
Техническое оснащение:телевизор с видеомагнитофоном, компьютер.
Учащиеся должны уметь:
- определять стиль и тип речи;
- давать характеристику текста публицистического стиля;
- в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и пользоваться им в устных и письменных высказываниях;
- совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
- пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
- находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
- соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
- строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;
- фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
- проводить литературное редактирование и литературную правку текста
Основные требования к уровню подготовки учащихся
В процессе обучения обучающиеся приобретают конкретные
Знания:
· Из истории журналистики
· О жанрах журналистики и жанровых особенностях текста
· О деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой
· О законе о СМИ
· О рекламе
Умения:
· Создавать сочинения разных жанров
· Определять стили и типы речи
· Давать характеристику текста публицистического стиля
· В соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и пользоваться им в устных и письменных высказываниях
· Соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях и стилевое единство
· Работать с дополнительной литературой
· Участвовать в дискуссии, пресс – конференции
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе существующей общеобразовательной программы «Азбука журналистики». Учащиеся знакомятся со сферой профессиональной деятельности журналистов для активного выражения своей гражданской позиции в школе, районе через написание заметок и статей.
Данная программа опирается на базовые знания школьников из школьного курса: русского языка, культуры речи, литературы, истории. Роль обучения в дополнительном образовании не сводится только к познанию и трансформации навыков и умений, а состоит в выработке у них механизмов самостоятельной творческой деятельности.
Используются следующие формы работы:
- основные мероприятия, экскурсии, конкурсы, беседы, проведение мероприятий активного отдыха.
Программа рассчитана на 144 часа в год, включая самостоятельную творческую работу. В объединение принимаются все желающие в возрасте от 12 до 18 лет.
Учебно-тематический план обучения
№ | Наименование разделов | Всего | Теория | Практика |
Вводное занятие. Беседы инструктажи | ||||
Систематизация сведений о стилях и типах речи | ||||
Публицистический стиль речи. | ||||
1.Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства | ||||
1.Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи (образцы написания статей для местной газеты) | ||||
2.Лексические особенности языковых средств публицистического стиля. | ||||
3. Морфологические и синтаксические изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля | ||||
4. Фразеологические изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля | ||||
3.Сходство и различие художественного и публицистического стилей | ||||
Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. | ||||
1.Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение | ||||
Беседа «Моя любимая газета». | ||||
1.Придумываем и предлагаем рубрики для газеты. | ||||
Виды газетных и журнальных публикаций. | ||||
1.Хроника | ||||
2.Организация работы корреспондентов-хроникеров. | ||||
3.Практикум. | ||||
Заметка. | ||||
1.Заметка информационного характера | ||||
2.Заметка типа делового описания | ||||
3.Заметка типа художественного описания с элементами повествования | ||||
4.Информационная заметка с отрицательным содержанием | ||||
5.Заметки на темы, связанные с оценкой поступков | ||||
6.Заметка на дискуссионную тему | ||||
7.Заметка - благодарность | ||||
8.Заметка - вопрос | ||||
9.Заметка просьба | ||||
10.Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ. | ||||
Интервью. | ||||
1.Анализ образцов интервью, взятых из разных газет и журналов. | ||||
2.Интервью - монолог | ||||
3.Интервью-диалог | ||||
4.Коллективное интервью | ||||
5.Анкетирование | ||||
6.Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ. | ||||
Беседа | ||||
1.Беседа «Роль газеты в жизни моей семьи» | ||||
Путевые заметки | ||||
1.Путевые заметки | ||||
2.Конкурс творческих работ Путевые заметки | ||||
Отчет. | ||||
1.Отчет общий (прямой) | ||||
2.Отчет тематический | ||||
3.Отчет с комментариями | ||||
4.Практическая работа. Написание отчета, Анализ работ | ||||
Репортаж.Зарисовка | ||||
1.Репортаж. Событийный репортаж. | ||||
2.Тематический репортаж. | ||||
3.Постановочный репортаж. | ||||
4.Практическая работа. Написание репортажа. Анализ работ | ||||
5.Зарисовка. Написание зарисовки. Анализ работ. | ||||
Экскурсия | ||||
1. Экскурсия в редакцию районной газеты «Знамя Октября». Встреча с сотрудниками редакции | ||||
Подготовка и проведение смотра газет | ||||
ИТОГО: |
Методическое обеспечение
Для работы объединения «Азбука журналистики» требуется: ноутбук, принтер, бумага формата А4, цифровой фотоаппарат, столы и стулья ученические, канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, блоконты), кабинет.
Литература для учащихся
1 Словарь юного журналиста
2 Гольдин В.Е. Речь и этикет. Книга для внеклассного чтения учащихся. М., 1997 г.
3 Лингвистический энциклопедический словарь М., 1999 г.
4 Язовицкий Е.В. Говорите правильно: пособие для учащихся М., 1978 г.
5 Ладыженская Т.А. Развивайте дар слова. М., «Просвещение» 1987 г.
6 Есин Б.И. История русской журналистики.
7 Энциклопедический словарь юного филолога М., 1992 г.
Литература для педагога
1 Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения М., 1989г.
2 Ладыженская Т.А. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения М. 1997 г.
3 Львов В.В. Обучения нормам произношения и ударения I средней школе. 5-9 классы М., 1989 г.
4 Спротынина Р.Б. Русская разговорная речь М., 1993 г.
5 Словарь ударений для работников радио и телевидения, под редакцией Розелталя Д.Э. М., 1985 г.
6 Язовицкий Е.В. Говорите правильно М., 1974 г. главы 5-6.
7 Рейнне И.Н., Шапкин В.И. О трудном в русском языке. М., 1972г.
8 Обобщение. Текст. Высказывание. М., 1989 г.
9 Шанский Н.М. Художественный тест под микроскопом лингвистики. М., 1986 г.
10 Барашков В.Ф. Знакомые с детства названия, М., 1992 г.
11 Колесов В.В. История русской журналистики. М., 1999 г.
12 Филин Ф.П. Истоки и судьба русского языка. М., 1999 г.
13 Успенский Л.В. Слово о словах М., 1978 г.
14 Лингвистический энциклопедический словарь М., 1990 г.
15 Горбочевич Н.С. Нормы современного русского литературного языка.