Понятие «проектирование», особенности и принципы педагогического проектирования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. КАНТА

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВУЗЕ

Учебно-методическое пособие

Калининград 2015

УДК:

Рецензент

Н.В. Соловова – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики профессионального образования, начальник учебно-методического управления ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет»

Полупан К.Л.

Проектирование образовательных программ в вузе: учебно-методическое пособие. Калининград: БФУ им. И.Канта, 2015. – 96 с.

В пособии рассмотрены основные этапы и принципы проектирования образовательных программ в вузе. Подробно описаны особенности разработки учебно-методических материалов, входящих в состав образовательной программы. Представлен обзор наиболее современных интерактивных технологий и способов оценки результатов их применения в образовательном процессе вуза.

Пособие предназначено для изучения студентами, магистрантами и молодыми преподавателями, может быть полезно руководителям образовательных программ.

Сокращения

ОП – образовательная программа

ООП – основная образовательная программа

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

ФОС – фонды оценочных средств

ВПО – высшее профессиональное образование

СПО - среднее профессиональное образование

ВО – высшее образование

ЗЕ – зачетная единица

ЗУН – знания, умения и навыки

УД – учебная дисциплина

Содержание

1. Основы построения образовательных программ в вузе    
1.1. Понятие «проектирование», особенности и принципы педагогического проектирования  
1.2.Образовательная программа в вузе. Классификация образовательных программ  
1.3. Этапы проектирования образовательных программ    
2. Проектирование содержания образовательной программы  
2.1. Структура образовательной программы  
2.2.Разработка учебного плана ОП. Модульное построение ОП  
2.3 Проектирование и разработка учебно-методических материалов образовательной программы: 2.3.1 Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) 2.3.2. Разработка фондов оценочных средств 2.3.3.Разработка паспорта компетенций 2.3.4. Разработка программ практик 2.3.5 Балльно-рейтинговая оценка учебных достижений    
3. Разработка практико-ориентированных образовательных программ бакалавриата    
4. Особенности разработки образовательных программ магистратуры    
5. Технологии реализации интерактивности образовательного процесса в вузе 5.1. Интерактивные формы лекционных и практических занятий 5.2. Индивидуально-ориентированные типы организации учебной деятельности обучающихся: кейс-технологии, технологии проекта, технология портфолио.  

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ПРОГРАММ В ВУЗЕ

Понятие «проектирование», особенности и принципы педагогического проектирования

На сегодняшний день существуют различные формулировки понятия «проектирование», однозначного определения нет, это связано с тем, что оно пришло в педагогическую науку из социологии. Именно поэтому, на наш взгляд для того, чтобы спроектировать образовательную программу в вузе целесообразно рассмотреть некоторые подходы к данному понятию наиболее «применимые» для образовательной среды вуза.

Проектирование (от лат.projectus - «брошенный вперед») - тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование – это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте [1].

Проектирование есть идеальное либо практическое преобразование объекта, ситуации, деятельности в соответствии с поставленной проектировщиком целью посредством разработанной системы технологических инструментов, обеспечивающее «режим развития» объекта [2].

Методологической основой проектирования образовательных программ стали труды таких исследователей как: И.А.Колесниковой [1], С.Н. Северина [2], Н. В. Бордовской [3], А.В. Сластенина [4], С.И Архангельского [5], П.И. Пидкасистого [6], М.П. Сибирской [7] и др.

Проектирование образовательных программ относится к тому виду проектирования, как гуманитарное (педагогическое), а это - «технология осуществления преобразований в том случае, когда результат проектного решения наперед неизвестен, технология, реализация которой обеспечивает развитие» [8].

Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности обучающихся и педагогов [9].

Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, ме­тодов и средств взаимодействия с учащимся) или коммуникативная. Педагогичес­кое проектирование, если оно профессионально, всегда связано со стрем­лением педагога организовать для своих учащихся такую среду обучения и внеучебной деятельности, в которой они полнее раскрывали бы свой внутренний мир, были бы свободны, достигали успеха и чувствовали себя комфортно [10].

Педагогическое проектирование есть вид системной наукоемкой образовательной деятельности, направленной на создание инновационных моделей педагогического процесса, реализация которых обеспечит более высокий уровень его качества (высокая корреляция «цель-результат») и эффективности (оптимальность ресурсозатрат) [2].

Так как, сегодня образовательный процесс в вузе это не «научение» студента, а совместная деятельность преподавателя и обучающегося, то и процесс проектирования образовательной программы в вузе приобретает «партнерский» характер. Исходя их этих позиций проектирование образовательной программы в вузе - это процесс совместной деятельности по созданию модели образовательного процесса, обеспечивающей индивидуальную траекторию обучения с целью приобретения и формирования компетенций в конкретной области знаний, науки и техники.

Основополагающими позициями в любой системе являются принципы ее создания или построения. Подходов к обозначению принципов проектирования педагогической системы существуют много, начиная от проблемного и заканчивая личностно-центрированным, данные подходы определяют иногда совершенно разные классификации принципов проектирования. Так под принципами проектной деятельности исследователи понимают общие регулятивы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования и тем самым определяющие принадлежность тех или иных действий педагога к проектной сфере. К таким принципам относятся: прогностичности, пошаговости, нормирования, обратной связи, продуктивности, культурной аналогии, саморазвития[1].

Другая классификация принципов проектирования определяет только два основных. Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека - участника подсистем, процессов или ситуаций. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций, который означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению[11].

Анализируя существующие принципы и систематизируя информацию об их содержании можно выделить следующие принципы проектирования образовательной программы в вузе.

Принцип прогностичности, предполагающий ориентацию на будущее, в данном конкретном случае, на будущую профессиональную деятельность выпускника. Данный принцип реализуется только при условии обеспечения непрерывности работы социальной системы: «обучающийся - вуз – работодатель».

Принцип четкого моделирования образовательной программы, означающий построения модели профессиональной подготовки, включающей: сформированные компетенции, результаты освоения программы, результаты обучения.

Принцип интеграции содержания обучения и целостной модели деятельности выпускника обеспечивается возможностью выбора обучающимся индивидуальной траектории обучения, основанной на научно-инновационном потенциале образовательной программы в целом.

Принцип стимулирования самообразовательной деятельности обучающихся (дуальность получения учебной, научно-технической и другой информации, направленная на развитие опыта самообразовательной деятельности).

Принцип последовательного внедрения инноваций, предполагающий целенаправленную и поэтапную модернизацию образовательного процесса с учетом нововведений и уже «имеющегося» положительного опыта реализации программы.

Принцип устойчивости реализации образовательной программы, предусматривающий систему корректирующих воздействий всеми участниками образовательного процесса, которые в случае отклонения результатов от целей обучения уменьшают это отклонение путем корректировки содержания обучения, доработки управленческих решений, их оперативности, обеспечения четкой согласованности взаимодействий субъектов образовательного процесса.

В качестве основных источников (объектов рефлексии) проектирования образовательной программы выступают:

- образовательные стандарты, учебные планы по направлениям и специальностям, программы дисциплин(модулей);

- философские концепции, аксиологическая, философская, антропологическая проблематика в целом;

- результаты специально-научных исследований (например, в педагогике, психологии, социологии, культурологии и т.п.);

- системное антропологическое научное знание;

- учебно-методические продукты (пособия, учебники);

- результаты психолого-педагогической диагностики целевой группы;

- результаты рефлексии собственного профессионального опыта и др. [2]

Проектирование образовательной программы как целостной системы может осуществляться на различных уровнях, так для примера приведем уровни, выделенные автором: теоретический (теоретическая (концептуальная) модель процесса), содержательно-нормативный (образовательный стандарт, учебный план), содержательно-процессуальный (учебная программа дисциплины, модуля), методический (методическая система, методики обучения, воспитания), дисциплинарно-методический (методики обучения учебным дисциплинам), локально-методический (инновационная модель учебного занятия в рамках методической системы) [7].

Таким образом, сущность категориального аппарата предоставляет возможность для «старта» проектирования образовательной программы: определения целей и результатов образовательной программы, разработки ее сущности с учетом определенных «рамок» (принципов) проектирования.

Наши рекомендации