Понятие «проектирование», особенности и принципы педагогического проектирования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И. КАНТА
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ВУЗЕ
Учебно-методическое пособие
Калининград 2015
УДК:
Рецензент
Н.В. Соловова – доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики профессионального образования, начальник учебно-методического управления ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет»
Полупан К.Л.
Проектирование образовательных программ в вузе: учебно-методическое пособие. Калининград: БФУ им. И.Канта, 2015. – 96 с.
В пособии рассмотрены основные этапы и принципы проектирования образовательных программ в вузе. Подробно описаны особенности разработки учебно-методических материалов, входящих в состав образовательной программы. Представлен обзор наиболее современных интерактивных технологий и способов оценки результатов их применения в образовательном процессе вуза.
Пособие предназначено для изучения студентами, магистрантами и молодыми преподавателями, может быть полезно руководителям образовательных программ.
Сокращения
ОП – образовательная программа
ООП – основная образовательная программа
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт
ФОС – фонды оценочных средств
ВПО – высшее профессиональное образование
СПО - среднее профессиональное образование
ВО – высшее образование
ЗЕ – зачетная единица
ЗУН – знания, умения и навыки
УД – учебная дисциплина
Содержание
1. Основы построения образовательных программ в вузе | |
1.1. Понятие «проектирование», особенности и принципы педагогического проектирования | |
1.2.Образовательная программа в вузе. Классификация образовательных программ | |
1.3. Этапы проектирования образовательных программ | |
2. Проектирование содержания образовательной программы | |
2.1. Структура образовательной программы | |
2.2.Разработка учебного плана ОП. Модульное построение ОП | |
2.3 Проектирование и разработка учебно-методических материалов образовательной программы: 2.3.1 Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) 2.3.2. Разработка фондов оценочных средств 2.3.3.Разработка паспорта компетенций 2.3.4. Разработка программ практик 2.3.5 Балльно-рейтинговая оценка учебных достижений | |
3. Разработка практико-ориентированных образовательных программ бакалавриата | |
4. Особенности разработки образовательных программ магистратуры | |
5. Технологии реализации интерактивности образовательного процесса в вузе 5.1. Интерактивные формы лекционных и практических занятий 5.2. Индивидуально-ориентированные типы организации учебной деятельности обучающихся: кейс-технологии, технологии проекта, технология портфолио. |
ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ В ВУЗЕ
Понятие «проектирование», особенности и принципы педагогического проектирования
На сегодняшний день существуют различные формулировки понятия «проектирование», однозначного определения нет, это связано с тем, что оно пришло в педагогическую науку из социологии. Именно поэтому, на наш взгляд для того, чтобы спроектировать образовательную программу в вузе целесообразно рассмотреть некоторые подходы к данному понятию наиболее «применимые» для образовательной среды вуза.
Проектирование (от лат.projectus - «брошенный вперед») - тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование – это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте [1].
Проектирование есть идеальное либо практическое преобразование объекта, ситуации, деятельности в соответствии с поставленной проектировщиком целью посредством разработанной системы технологических инструментов, обеспечивающее «режим развития» объекта [2].
Методологической основой проектирования образовательных программ стали труды таких исследователей как: И.А.Колесниковой [1], С.Н. Северина [2], Н. В. Бордовской [3], А.В. Сластенина [4], С.И Архангельского [5], П.И. Пидкасистого [6], М.П. Сибирской [7] и др.
Проектирование образовательных программ относится к тому виду проектирования, как гуманитарное (педагогическое), а это - «технология осуществления преобразований в том случае, когда результат проектного решения наперед неизвестен, технология, реализация которой обеспечивает развитие» [8].
Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности обучающихся и педагогов [9].
Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимся) или коммуникативная. Педагогическое проектирование, если оно профессионально, всегда связано со стремлением педагога организовать для своих учащихся такую среду обучения и внеучебной деятельности, в которой они полнее раскрывали бы свой внутренний мир, были бы свободны, достигали успеха и чувствовали себя комфортно [10].
Педагогическое проектирование есть вид системной наукоемкой образовательной деятельности, направленной на создание инновационных моделей педагогического процесса, реализация которых обеспечит более высокий уровень его качества (высокая корреляция «цель-результат») и эффективности (оптимальность ресурсозатрат) [2].
Так как, сегодня образовательный процесс в вузе это не «научение» студента, а совместная деятельность преподавателя и обучающегося, то и процесс проектирования образовательной программы в вузе приобретает «партнерский» характер. Исходя их этих позиций проектирование образовательной программы в вузе - это процесс совместной деятельности по созданию модели образовательного процесса, обеспечивающей индивидуальную траекторию обучения с целью приобретения и формирования компетенций в конкретной области знаний, науки и техники.
Основополагающими позициями в любой системе являются принципы ее создания или построения. Подходов к обозначению принципов проектирования педагогической системы существуют много, начиная от проблемного и заканчивая личностно-центрированным, данные подходы определяют иногда совершенно разные классификации принципов проектирования. Так под принципами проектной деятельности исследователи понимают общие регулятивы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования и тем самым определяющие принадлежность тех или иных действий педагога к проектной сфере. К таким принципам относятся: прогностичности, пошаговости, нормирования, обратной связи, продуктивности, культурной аналогии, саморазвития[1].
Другая классификация принципов проектирования определяет только два основных. Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека - участника подсистем, процессов или ситуаций. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций, который означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению[11].
Анализируя существующие принципы и систематизируя информацию об их содержании можно выделить следующие принципы проектирования образовательной программы в вузе.
Принцип прогностичности, предполагающий ориентацию на будущее, в данном конкретном случае, на будущую профессиональную деятельность выпускника. Данный принцип реализуется только при условии обеспечения непрерывности работы социальной системы: «обучающийся - вуз – работодатель».
Принцип четкого моделирования образовательной программы, означающий построения модели профессиональной подготовки, включающей: сформированные компетенции, результаты освоения программы, результаты обучения.
Принцип интеграции содержания обучения и целостной модели деятельности выпускника обеспечивается возможностью выбора обучающимся индивидуальной траектории обучения, основанной на научно-инновационном потенциале образовательной программы в целом.
Принцип стимулирования самообразовательной деятельности обучающихся (дуальность получения учебной, научно-технической и другой информации, направленная на развитие опыта самообразовательной деятельности).
Принцип последовательного внедрения инноваций, предполагающий целенаправленную и поэтапную модернизацию образовательного процесса с учетом нововведений и уже «имеющегося» положительного опыта реализации программы.
Принцип устойчивости реализации образовательной программы, предусматривающий систему корректирующих воздействий всеми участниками образовательного процесса, которые в случае отклонения результатов от целей обучения уменьшают это отклонение путем корректировки содержания обучения, доработки управленческих решений, их оперативности, обеспечения четкой согласованности взаимодействий субъектов образовательного процесса.
В качестве основных источников (объектов рефлексии) проектирования образовательной программы выступают:
- образовательные стандарты, учебные планы по направлениям и специальностям, программы дисциплин(модулей);
- философские концепции, аксиологическая, философская, антропологическая проблематика в целом;
- результаты специально-научных исследований (например, в педагогике, психологии, социологии, культурологии и т.п.);
- системное антропологическое научное знание;
- учебно-методические продукты (пособия, учебники);
- результаты психолого-педагогической диагностики целевой группы;
- результаты рефлексии собственного профессионального опыта и др. [2]
Проектирование образовательной программы как целостной системы может осуществляться на различных уровнях, так для примера приведем уровни, выделенные автором: теоретический (теоретическая (концептуальная) модель процесса), содержательно-нормативный (образовательный стандарт, учебный план), содержательно-процессуальный (учебная программа дисциплины, модуля), методический (методическая система, методики обучения, воспитания), дисциплинарно-методический (методики обучения учебным дисциплинам), локально-методический (инновационная модель учебного занятия в рамках методической системы) [7].
Таким образом, сущность категориального аппарата предоставляет возможность для «старта» проектирования образовательной программы: определения целей и результатов образовательной программы, разработки ее сущности с учетом определенных «рамок» (принципов) проектирования.