Концентрируется на обучении родителей введению и общению в альфа-состоянии. 3 страница
Еще раз: в кровати не должно быть длинных веревок, незакрепленных ремней, в которых ребенок может запутаться.
Глава 26.
Готовимся к ходьбе
Ваш малыш стоит возле опоры, например, около маленького стульчика. Потяните опору немного на себя, стоя лицом к ребенку, так, чтобы он оказался в неудобном положении и попытался вернуться в более устойчивое состояние. То есть приблизиться к опоре, сделать маленький шажок. Это же упражнение можно проделывать с обычным стулом.
Один из способов научить малыша стоять, не держась за опору (но этот способ проходит не со всяким ребенком): дайте малышу в руки какой-либо интересный предмет, продолжая держать его в своих руках. Постепенно ослабляйте свое участие, пусть пробует стоять, «держась» только за этот предмет, а такое получается не с первого раза.
Но вот малыш научился стоять без опоры (это может произойти в возрасте от 6 до 8 месяцев; повторяем, мы говорим о детях, с которыми активно занимаются их родители, а не о среднестатистических грудничках). Пробуйте ставить его на вытянутых руках от себя, на мгновение отпускайте и возобновляйте поддержку, чтобы малыш не боялся этого упражнения. Постепенно увеличивайте время, проведенное без ваших рук, а потом и вовсе не спешите, а ждите, пока он устанет и не сможет больше стоять.
Увеличивайте и расстояние, отделяющее малыша от вас. Он сначала будет вынужден падать в ваши руки, лишившись поддержки, а с увеличением расстояния ему придется делать один махонький шажочек, потом больший, потом настоящий. Когда одного шага будет уже не хватать, ему придется понять, что надо занести вторую ножку и попытаться сделать еще один шаг.
Когда ребёнок стоит в кровати, мы много времени посвящаем бегу за палочкой. Палочку мы выбираем чуть шире бортов, чтобы она скользила по бортикам и за неё было удобно держаться. После того как ребёнок прошел или пробежал за палочкой вдоль кровати, мы переносим его к месту старта по воздуху (как «лягушку-путешественницу»). За палочкой можно ещё ходить и бежать назад и вбок. Хождение назад – это чрезвычайно важное занятие, ему нужно учить отдельно. Сто лет назад бег назад и прыжки назад были даже олимпийскими спортивными дисциплинами! Вот таких пробежек назад и вперед за день должно набираться несколько десятков – вы сразу почувствуете большой прогресс в его нормальной ходьбе по полу.
После бега за палочкой легко совершенствовать ходьбу, держась за коляску: Скорость катящейся коляски ребёнка уже не пугает. Можно ходить за ходунком, держась за него снаружи. Или, еще лучше, выньте из ходунка все внутренности для сидения, и пусть ребенок встает внутрь ходунка на ноги и движется, куда глаза глядят! Это хорошо проделывать в больших залах и на улице. И занятие это очень важное. Потому что у ребенка, который пошел, но еще не полностью решил, какой способ передвижения ему удобнее, недостает (как у молодого водителя) самостоятельной практики хождения.
Ребенок проходит по 15–20 шажочков, потом прилипает к дивану или стенке, но важно интенсифицировать, закреплять любое из его новоприобретенных «умений». Мы выкладываем интересные вещи на кресло, постепенно отодвигаемся, выпускаем ребенка из рук, и он доходит до блестящих бус и колокольчиков по много раз в день. Остальную ходьбу в любом количестве наш ученик может осуществлять сам.
Глава 27.
Круги по кровати
Самое обидное, что связано с первым годом жизни каждого из детей в наших семьях, – это то, что этот год неминуемо кончается. Но если в первом году жизни выделить самый густой и интересный кусок развивающих игр, то в памяти всегда всплывает детская кроватка. Нашими стараниями она превращена отчасти в спорткомплекс, отчасти в музыкальный магазин, в поле чудес, в сельскую библиотеку, с зеркальцами на стенах, с допотопными приемниками (с огромными усиленными ручками, так что можно крутить программы и увеличивать звук). Пройдешь круг, подергаешь все струны, покрутишь все колеса, и сразу хочется пройтись еще раз! Гармонь, ломаные гитары, колокольчики – чего только не перебывало в окрестностях этой кроватки. Висящая пластиковая трубка, чтобы бить по каким-нибудь звенящим клавишам, легко нажимающиеся игрушки на батарейках, которые начинают играть или издавать ужасный грохот. Это не те игрушки, которые щадят слух родителей, но эффект, который они производят на совсем маленьких детей, – невероятный! Ребенок начинает понимать, что он сам в состоянии устроить такой кошмар!
Чтобы книги-гармошки можно было раскрывать и складывать, они закреплены и висят на рейках, раньше так прикрепляли газеты в парикмахерских, чтобы их по ошибке не украли. Шары висят на коротких ниточках. Помните, что в кровати не должно быть неосмотрительно повешенных веревок!
Все это не стоит никакого труда: десять саморезов в стену – и вешайте машинки, ветхие косметички с карманчиками, вертящиеся колеса и сухие горбушки, чтобы можно было подкрепиться во время странствий.
Вот это обязательно снимите на видеокамеру! Поверьте, мы вам завидуем жуткой завистью: вам еще предстоит все это создать и разделить вместе со своим ребенком! Заполните ваш мир разнообразными звуками!
Барабан мы любим вешать на кровать, семи-восьмимесячный ребенок с удовольствием бьет по нему ложкой! А ксилофон висит над кроваткой на стене. Рядом с ним деревянная палочка: время от времени знакомые музыканты дотрагиваются до этих инструментов профессиональными руками. Очень важно, чтобы это была не страшная какофония, которую могут продемонстрировать немузыкальные родители, а крошечный кусок настоящих звуков: ребенок начинает относиться к музыкальным инструментам как к живым существам!
A PROPOS
Необязательно делать долгосрочные учебные пособия, развивающие игры или приспособления: если они поработают у вас две недели или месяц, то это хороший результат и за изобретение можно больше не держаться.
Глава 28.
Сон
(с Полиной Гельфрейх)
Опыт несоветской мамы
С 6–7 МЕСЯЦЕВ РЕБЕНОК В СОСТОЯНИИ СПАТЬ ОДИН В СВОЕЙ КОМНАТЕ, В АБСОЛЮТНОЙ ТЕМНОТЕ 10–12 ЧАСОВ, НЕ ПРОСЫПАЯСЬ И НЕ ТРЕБУЯ ПРИСУТСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ.
Тех, кто не умеет, нужно учить спать. Самая интересная система, которую мы использовали в своей работе с детьми, принадлежит авторам из Испании.
Метод работает в 98% случаев (остальные должны лечиться специалистами – лунатики и т.д.), 2% оставшихся – это либо родители, плохо применившие метод (в книге разбираются и ошибки), либо дети с медицинскими проблемами сна.
СУТЬ МЕТОДА. Спать – это привычка, и вырабатывать эту привычку нужно так же, как вы учите ребенка есть, играть и т.д. Авторы метода считают, что ребенок должен засыпать только в своей кровати, без присутствия взрослых (разумеется, есть и другие мнения поводу совместного сна с ребенком, но речь идет не о споре, а о способе дать ребенку полноценно высыпаться и дать матери хоть крохотный отдых от напряженного и хлопотного дня!).
Будьте уверены, что ваш ребенок НЕ БОЛЕН: если он плохо спит – это не болезнь, которая лечится лекарствами, валерьянкой, напитками из пустырника и т.д.
Итак. Родители кладут ребенка в кроватку, говорят ему: сейчас мы научим тебя спать, теперь ты будешь засыпать сам, с твоими игрушками, сосками и т.д. Ребенок не должен чувствовать себя покинутым, но в то же время должен понять, что родители не собираются его брать на руки, укачивать и т.д. Общие правила сводятся к двум аспектам: поведение родителей и вещи, которые могут сопровождать ребенка во время сна. Чрезвычайно важная часть касается ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: обычно это просто формальные слова, которые читатель пропускает, но тут это базовая необходимость. От родителей требуются чувство уверенности, спокойствие, терпение и желание научить ребенка спать, повторяемость в проведении вечерних процедур. Ребенок очень чувствителен к внутреннему психологическому состоянию родителей. Он прекрасно понимает, если мама нервничает или чем-то обеспокоена. Поэтому, когда вы кладете малыша в кроватку, постарайтесь на эти полчаса быть максимально спокойными и демонстрировать всем вашим поведением, что иначе и быть не может, что это естественно и прекрасно – идти спать. Нельзя менять способ, каким вы кладете его в кроватку. Все всегда должно быть практически одинаковым (в разумных пределах) – это должен быть своего рода ритуал отхода ко сну. Он может быть разным для каждой семьи. Вы должны создать свой собственный ритуал: мытье, пение, чтение – придумайте его сами, исходя из того, что ближе вам и ребенку. Но он должен быть неизменным!
ВНЕШНИЕ ЭЛЕМЕНТЫ. Сопровождать ребенка в кровать должны только «вещи», которые смогут оставаться с ним всю ночь: кроватка, мишка, соска, любимое одеяло и т.д. Мама и папа к категории этих «вещей» не относятся! Ребенок должен ассоциировать определенные вещи со сном. Если вы усыпляете ребенка, качая его на руках, он понимает, что качание – это сон. Соответственно, как только вы перестаете его качать, он просыпается и, для того чтобы снова заснуть, нуждается в укачивании. Если малыш засыпает у груди, он привыкает, что еда – это сон. И будет засыпать только у груди или с бутылочкой во рту. Соответственно, как только он почувствует, что во рту ничего нет, он проснется.
Ночью все, взрослые и дети, просыпаются на несколько секунд. Обычно человек потом засыпает и утром даже не помнит об этом. В нормальной ситуации, человек помнит о том, что проснулся, только при исключительных обстоятельствах.
Нормальный ребенок просыпается ночью (на несколько секунд) 5–8 раз, а ребенок с проблемами сна и больше. Если ребенок, когда открывает на миг глаза, находит все таким же, как было, когда он заснул, он автоматически засыпает и спит дальше. Обдумайте пример: вы заснули в кресле у телевизора, ночью открыли глаза и видите, что вы находитесь совершенно в другой комнате в пижаме и на крахмальных простынях. Даже у вас от этого может наступить инфаркт: что же со мной случилось? Если же маленький ребенок привык, что спать – это ехать в коляске вокруг дома, то будет рассчитывать быть в коляске и ехать вокруг дома. Если он заснул у маминой груди, будет искать грудь. Где я? – с ужасом спрашиваете вы. То же самое происходит с ребенком, который уснул на руках, а проснулся в кроватке, или если он заснул с мамой, которая его качала, а ночью проснулся в кромешной тьме один (какая мама будет качать ребенка всю ночь?)! Поэтому ребенка надо укладывать в постель со всем тем, что может оставаться с ним всю ночь.
ЧЕГО НИКОГДА НЕ НАДО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ УСЫПИТЬ МАЛЫША, которому больше 6 месяцев? Петь, укачивать в кроватке, качать на руках, укачивать в коляске, возить на машине (это очень распространено на Западе, у нас, к счастью, пока не очень – дети действительно прекрасно засыпают в машине), трогать его, давать ему руку, позволять ему трогать нас, ласкать, гладить по головке, класть в кровать родителей, позволять ему скакать по кровати/комнате до изнеможения в надежде, что потом заснет быстрее, давать есть и пить. КОРОЧЕ: НИКОГДА АКТИВНО НЕ ПОМОГАЙТЕ РЕБЕНКУ ЗАСНУТЬ. ОН ДОЛЖЕН НАУЧИТЬСЯ ЗАСЫПАТЬ САМ.
Уже с самого рождения малыш может начать привыкать спать сам. Старайтесь не укачивать его на руках. Но руководствуйтесь здравым смыслом, ваш малыш еще слишком маленький! В любом случае, бесполезно и жестоко оставлять малыша плакать часами. Около 3–4 месяцев (иногда даже чуть раньше) малыши начинают обычно перестраиваться на цикл 24 (25) часа, так называемый солнечный цикл. Поэтому они начинают больше спать ночью. Сначала малыш в состоянии проспать ночью только 3–4 часа, не просыпаясь, потом 5–6, потом 7–8 и, наконец, 10–12 часов. ВНИМАНИЕ: здесь нет четких правил соотношения длительности сна с возрастом, все зависит от индивидуальных особенностей вашего малыша. Это привыкание к взрослому циклу связано с развитием определенной зоны мозга, условно называемой «внутренние часы». Для правильной настройки этих внутренних биологических часов необходимы определенные внешние стимулы (свет-тьма, шум-тишина, расписание в еде, определенные привычные действия и т.д.) Поэтому лучше для новорожденного днем спать при легком свете и небольшом шуме, а ночью в тишине и полной темноте. Еще не время жесткого введения расписаний. Однако лучше показать ребенку разницу между сном и бодрствованием.
ДНЕМ НЕ ХОДИТЕ НА ЦЫПОЧКАХ, ДАЖЕ ЕСЛИ МАЛЫШ ЗАСНУЛ, НО НОЧЬЮ СТАРАЙТЕСЬ НЕ ШУМЕТЬ ЗА СТЕНКОЙ ИЛИ В ТОЙ ЖЕ КОМНАТЕ. Днем можете пылесосить, играть на пианино и т.д. Вечером, когда ребенок уже в кроватке, убавьте звук у телевизора и т.д. Так ребенок начинает привыкать к разнице между ночью и днем. Но уже с 3–4 месяцев начинайте помогать ему связывать некоторые внешние элементы с часом отхода ко сну.
В 6 МЕСЯЦЕВ НАСТАЕТ ЧАС ИСТИНЫ – все дети должны уметь идти в кроватку без плача и с радостью и спать там до утра. Но даже если ваш ребенок полностью соответствует этому утверждению, все-таки вы не слишком расслабляйтесь! Всякие мелкие обстоятельства легко могут разрушить в маленьком ребенке привычку легко и спокойно засыпать. Поэтому старайтесь поддерживать регулярность еды-сна и повторяемость действий перед отходом ко сну.
С возраста 7–9 месяцев малыш уже не засыпает только потому, что слишком устал. В этом возрасте дети умеют не засыпать, даже если очень устали. Иногда они не засыпают потому, что хотят остаться подольше с родителями, но иногда именно потому, что слишком устали или возбуждены и т.д.
ДНЕВНОЙ СОН. Родители радуются, когда дети спят много днем (наконец-то можно заняться своими делами!). Но ребенок не может спать 4–5 часов после обеда и 12 часов ночью! Даже если вам это очень приятно, разбудите его после 2–3 часов сна. Днем, не просыпаясь, больше 3 часов он спать не должен!
Некоторые родители укладывают малыша в кровать 8 вечера и хотят, чтобы он проснулся в 10 утра. Ребенок – не заводной робот! У него свои биологические ритмы, их надо уважать, а не разрушать!
НАЧИНАЕМ ПЕРЕВОСПИТАНИЕ. Итак, у вас все готово, расписание и вечерний ритуал выбраны. После ужина папа (мама, бабушка) играют с малышом в спокойные игры минут 10–15. Если малыш еще спит с соской, купите ему несколько, разложите их по кроватке, чтобы в темноте было легко найти хотя бы одну. Любые непродуманные вещи приводят к неудачам: если ребенок не сможет сам найти соску, то он вынужден будет разбудить вас. И, разумеется, в первые дни дети стараются привлечь вас плачем: это самое действенное оружие, и они им прекрасно владеют. Но это оружие не должно вас задевать: Ведь вы укладываете его и начинаете строго по графику возвращаться к ребенку. Вы не даете ему бесконечно плакать, потому что он со строгой периодичностью вас видит. Если ребенок обычно спит в комнате с другими родственниками, то на время приучения его нужно положить отдельно в комнату. Обычно на воспитание уходит 5–7 дней.
Когда вы в первый раз вышли из комнаты, взгляните на часы: пока малыш не заснет, вы будете время от времени возвращаться в его комнату. ПОМНИТЕ: вы возвращаетесь не чтобы успокоить его, и не для того, чтобы заставить его перестать плакать, и не для того, чтобы усыпить его. А только для того, чтобы показать ему, что вы его не покинули. Как часто надо возвращаться к малышу? Рассмотрите схему: все зависит от дня перевоспитания и от того, в какой раз вы возвращаетесь. В схеме указаны интервалы в минутах.
Сколько минут надо подождать перед тем, как вернуться в комнату, где малыш плачет?
1 ДЕНЬ – 1 мин. (1 раз), 3 мин. (2 раз), 5 мин. (3 раз), 5 мин. (во все последующие разы).
2 ДЕНЬ – 3 мин. (1 раз), 5 мин. (2 раз), 7 мин. (3 и последующие разы).
3 день – 5 мин. (первый раз), 7 мин. (второй раз), 9 мин. (последующие разы).
4 ДЕНЬ – 7 мин. (1 раз), 9 мин. (2 раз), потом через каждые 11 мин.
5 ДЕНЬ – 9 мин. (1), 11 мин. (2), 15 мин последующие разы.
6 ДЕНЬ – 11 мин. (1), 13 мин. (2), 15 мин. (3 и т.д.).
7 ДЕНЬ – 13 мин. (1), 15 мин. (2), 17 мин. (3 раз и т.д.).
ПРИМЕЧАНИЕ: Эта схема должна использоваться и вечером, и ночью, если малыш ночью проснется.
Что должен сделать родитель, который вернулся к малышу? Еще раз спокойным голосом сказать ему: «Сынок, надо спать. Мама и папа сейчас тебя научат спать. Ты будешь спать со своей собакой, соской и т.д. Спокойной ночи». Если малыш к этому времени вылез из кроватки, надо снова положить его туда. Если малыш не способен выбраться, надо остановиться достаточно далеко от него, чтобы он не смог за нас уцепиться. После этой маленькой речи надо спокойно выйти из комнаты.
Когда вы возвращаетесь к малышу, не надо включать свет. Если малыш плачет, не реагируйте, продолжайте вашу речь, а затем выходите. Никогда не ждите дольше, чем указано в таблице: для малыша самое страшное – это думать, что родители его не любят и что они его бросили. В то же время постарайтесь собрать все ваши силы и, хотя у вас сердце будет обливаться слезами, наберитесь сил на несколько дней: результаты превзойдут все ваши ожидания!
Ваши возвращения помогут понять малышу, что слезами и криками он ничего не добьется и что ложиться спать не так уж страшно. Сколько времени может кричать ваш малыш? Зависит от конкретного случая. Самые упорные, однако, обычно не кричат больше 2 часов. Многие сдаются через час. Если ночью малыш просыпается, надо все проделывать как вечером. Ребенок не понимает расписаний, не понимает разницу между ночью и вечером, поэтому надо снова входить и выходить и говорить те же вещи.
Наш домашний опыт: в первый вечер борьба может длиться до 2 часов. По опыту наших друзей – максимально 40 минут. Период «перевоспитания» длится около недели, потом надо только следовать описанным правилам. У наших друзей дети стали спать на 3–4 вечер. Мы знаем детей, которые просыпались ночью 4–6 раз, и их родители «перевоспитали» их (в возрасте от года до трех) так, что те спят с 9 вечера до 8 утра, не просыпаясь.
A PROPOS
Мы не фанатики борьбы с синтетическими игрушками, но все-таки всюду, где можно, лучше вводить натуральные материалы. Синтетика съедает жизненную энергию. Даже если не верить в жизненную энергию, то это не помогает, синтетика ее все равно съедает.
Глава 29.
Могут ли наши дети не болеть?
Если бы вам предложили средство, как болезнь вашего ребенка уместить в одни сутки, без всяких мучений, а через сутки вернуться к обычному течению жизни? Уверяем вас, что вы не захотите! Почему? Потому что так устроены люди, им кажется, что лучше делать «КАК ВСЕ», а как все – это значит недельку ребенок потемпературит, участковый придет, выпишет какую-нибудь таблетку, и этот нерушимый порядок правит миром.
Но можно ли действительно уместить болезнь в сутки? Нам это всегда удается. Приводим бабушкин рецепт. Ребенок утром или вечером неожиданно дал высокую температуру, давайте назовем ее 39–39,5. Откладывайте свои дела в сторону, давайте поработаем с ребенком.
Первое. Ни в коем случае не сбивайте температуру, особенно лекарствами! Она нам какое-то время нужна, в пламени такой температуры начал сгорать вирус. Только в самостоятельной борьбе организма с вирусами вырабатывается иммунитет, т.е. появляются особые антитела, которые запоминают чужеродные микроорганизмы и при новом заражении активно борются с ними. Повышение температуры является приспособительной реакцией организма, направленной на стимуляцию иммунитета. Если можно, давайте не будем мешать – резко сбивать температуру. Мы можем лишь немного облегчить состояние ребенка, чуть-чуть ее понизив и очистив организм, чтобы ему легче было бороться.
Второе. Немедленно делаем теплую клизму. А если ребенок кричит и не может удерживать в кишечнике воду? И не нужно. Держите его на левой руке над раковиной (рука под животом, ладонью обхватите за одну ножку, чтоб крепче держать), коленки и ступни – свободно в раковине, попа кверху. В правой руке у вас клизма, пусть вода входит и хоть сразу выливается, а ножки потом помоете. Если через пару часов температура не изменится и понадобится еще одна клизма, то вторая и последующие пойдут намного легче!
Клизму нужно делать не из простой воды, а с так называемым гипертоническим раствором. Расчет при этом такой: 1–2 чайные ложки соли на один стакан (200 мл) теплой воды. Такой раствор предотвращает всасывание воды через стенку кишечника и выводит ее наружу с каловыми массами. Детям до 6 месяцев достаточно ввести 30–50 мл этого раствора, от шести месяцев до 1–1,5 лет – 70–100 мл.
Третье. Берем ребенка на руки, помогаем ему уснуть. И на сутки забываем о любой еде. Только пьем водичку. Это такой продукт, который раньше пили из крана, а теперь пьют из фильтра. А если ребенок продолжает сосать грудь? На грудное молоко мы не покушаемся (самое святое!), а пишем только обо всей остальной жидкой и твердой пище.
Если температура после клизмы остается высокой, переходим к четвертому из бабушкиных советов. Кладем голенького ребенка на плотные простыни и растираем его с головы до пяток мочой кого-нибудь из самых молодых и здоровых домочадцев. Или его собственной мочой. Или водой Мертвого моря, если рядом есть Мертвое море! Даем этой замечательной жидкости высохнуть, закрываем ребенка простыночкой, и пусть себе спит.
Идем дальше: На второй день – продолжаем голодать, прячем всю еду. Носим его (или ее) на руках, взываем к его мужеству, уговариваем, смотрим самые интересные картинки, покрикиваем, читаем, играем и вот так выдерживаем сутки. Можете сами вместе с ним поголодать, вреда не будет, а в квартире живет инфекция, и хорошо бы и вам не слечь! Можно ли пить соки, молоко, мед? Отвечаем. НЕТ. Только воду. На вторые сутки можно сделать еще одну – две клизмы.
В конце суток аккуратненько выходите из голода: самую простую пищу, без мяса, без бульонов, пусть побольше спит (сон отлично заменяет еду!), дальше относитесь к нему как к здоровому.
Гуляние – на третьи-четвертые сутки по погоде и в зависимости от вашего опыта.
Больной ребенок не обязан лежать, как считали наши доисторические бабушки: предоставьте ему полную свободу, когда он устанет, он ляжет.
Когда ребенок выздоровеет, подумайте о закалке на этот год, об этом мы уже писали подробно (читай нужные главы).
Мы находимся на территории книги по раннему развитию и постараемся не отвлекаться от темы. Болезнь обязательно наносит ребенку урон. Ребенок не понимает, что с ним происходит, и болезнь нарушает его уверенность в себе. Боль и страх перед болью уничтожают достижения последних недель. Доктор Доман не рекомендует заниматься с больными детьми (при всей спорности идей Домана, он является наивысшим авторитетом в вопросе занятий с больными детьми! Но с хронически больными, а мы сейчас пишем не об этом.)
Нам кажется, что если болезнь протекает не очень тяжело, то от привычного ритма занятий отказываться не нужно. Может быть, занятия следует немного сократить, уменьшить их количество, но полный отказ от привычного режима учебы усиливает ощущение опасности и страх перед болью, ребенок может оказаться погруженным в болезнь, а отпускать его туда не следует!
ПИСЬМО МАТЕРИ ИЗ ТВЕРИ. ПОЖАЛУЙСТА, уберите рекомендацию не сбивать температуру ниже 39. Есть дети (например, мои), которые температуру 39,1 уже не выдерживают. У Сашки в год и у Машки в год и 4 месяца были судороги от температуры. Это страшно. ОСОБЕННО нельзя держать ребенка на руках, когда у него высокая температура. Нагревается еще сильнее (мой печальный опыт, я наступала дважды на эти грабли).
Рекомендацию убрать не можем, но мы не видели еще ни одного ребенка, у которого температура не падает после очистительной клизмы.
Глава 30.
Груднички рисуют гуашью
А НЕ ФАНТАСТИКА ЛИ ЭТО?
Дети семи-восьми месяцев не только могут активно рисовать, но оказываются глубоко погруженными в этот процесс. Это реальность, описанная уже многими родителями и преподавателями у нас и за рубежом.
Вообще существуют миф, что малыш в возрасте 6–7 месяцев – «несмышленыш», это слово кочует по родительским журналам, отражая распространенное мнение. Или вот еще факт: многие (даже очень хорошие) отцы, считают, что ребенок до года – это «кусочек розовой плоти» и общение с ним невозможно. (Это не касается африканских отцов, им такая мысль никогда не приходит в голову!) А это не так: дети в этом возрасте, если заниматься их развитием активно и правильно, – совершенно контактные и вполне сознательные люди. Разговаривайте с ребенком, объясняйте с рожденья все, что вы с ним делаете, и ребенок будет прекрасно разбираться в том, что вы от него хотите.
К шести-семи месяцам опыт ребенка увеличивается несказанно: он давно сидит за общим столом и почти участвует в разговоре, путешествует по квартире, пробует делать первые шаги без поддержки, он знает, как работают дверцы шкафов и изучил уже множество низких полок, с которых можно сбрасывать книжки и щетки. Он знает, где живут гремящие кастрюли. Да всего просто не перечислить! И такие дети прекрасно могут понять, что за занятие вы им предлагаете. Мы хотим сказать, что рисование – это новое сложное действие, оно выглядит совершенно фантастически, но никакого качественного отличия от того, что ребенок в этом возрасте уже умеет делать, – нет!
Подготовительный этап (на коленях). Сажаем художника на руки: перед нами белый лист и баночка с краской. Реально начинать этот этап в 4,5–5 месяцев. Ученик вполне созрел – ему интересно все новое, он уже сам встает в кровати и с удовольствием оглядывает окрестности. Вот в этот момент мы начинаем вводить в его жизнь краски.
Причем можно выделить несколько принципиальных шагов. Мы начинаем с того, что при ребенке рисуем сами. Мажем палец краской и делаем на его глазах несколько мазков. Делайте это по минуте хоть каждый день, и пусть этот этап занимает месяц. Но в какой-то момент вы мажете его собственный палец или ладонь краской и ведете по бумаге его рукой. Но так, чтобы ребенок за этим активно наблюдал! Провели его рукой по бумаге, вытерли пальцы – полуминутная сессия рисования окончена. И пусть такие занятия – с минимальным поступательным движением – занимают полтора-два месяца, не меньше. Никуда не торопитесь! Вы должны донести до ребенка загадочный принцип: с руки на белый лист можно перенести краску!
Не сажайте ребенка сразу к полной банке с краской. Такое бурное начало может кончиться только тем, что первое занятие будет и последним. И произойдет это и из-за ребенка, и из-за нас. Мы сами первыми решим, что рисование – это слишком трудоемкое и пачкающее квартиру занятие. Поэтому все первое время стоит брать крошечное количество краски, ее хватит на несколько минут вашей художественной деятельности. Или можно придумать для краски что-нибудь типа чернильницы-непроливашки (спросите своих бабушек – они помнят, что это такое). А ее роль в наше время с успехом может может выполнить маленькая миска для кормления кошки. И попадать в нее юному художнику будет несложно, и не опрокинется она никогда (если, конечно, он не возьмет ее двумя руками и не перевернет нарочно).
СЪЕДОБНА ЛИ ГУАШЬ???
На этом этапе мы отучаем ребенка употреблять художественный материал в пищу. Или даже пытаться это делать! Любая краска – это абсолютно несъедобная вещь, и об этом нужно помнить! Мы пробовали различные краски и остановились на гуаши, так как она менее всего ядовита. Гуашь – это клей и белила. (Самая безобидная краска, конечно, белая, но она нам, увы, меньше всего нужна. Хотя можно обдумать вариант работы белой краской на цветной бумаге!)
Первое, что должен сделать интеллигентный художник шести месяцев, – попробовать краску на вкус. «Редкая гадость»! Это естественный, самый ожидаемый исследовательский поступок ребенка. Он пробует на язык не потому, что он маленький или глупый, а потому что он уточняет. Или переуточняет. (Ему нужно будет еще несколько раз снова попробовать, чтобы убедиться, что он не ошибается.) Вот в этот момент (со своей стороны) мы подключаем в дело раствор английской соли или горчицу – все-таки это лучше, чем пробовать гуашь. Сернокислая магнезия (английская соль) стоит в аптеке три рубля, и это самый легкий способ проиллюстрировать слова «горько» и «нельзя»! Это природная соль, а не продукт химической промышленности России. Попробовал, поморщился – запили водичкой, горечь исчезла. Старайтесь не переусердствовать, чтобы эта горечь не отвадила ребенка от самого рисования. (В какие-то моменты, опасаясь, что ребенок будет лизать гуашь, мы пробовали ограничивать движение рук в локте, пока, к счастью, не поняли, что такая закрепощенность исключает свободную деятельность. В этом случае все наше рисование не будет иметь смысла!) Оттого что разочек ребенок случайно лизнет свой покрашенный палец, ничего случиться не может (вы, конечно, знаете, что у художниц есть привычка, от которой их не отучить, облизывать кисточки – правда, это касается вкусной акварели, и поэтому акварелью с грудничками рисовать мы не будем). Но никогда ни один художник от этого не отравился.
НАЧАЛИ РИСОВАТЬ
По густоте гуашь должна быть как жидкая паста из тюбика.
Иногда мы наносим немного краски на бумагу, можно в виде хранилища использовать и ладошку.
Рисовать можно на картоне или на больших кусках обоев. Шероховатая поверхность очень хорошо подходит для наших рисунков. Лист бумаги может быть на столе или на стене, иногда на клеенке на полу.
Очень важно давать ребенку рисовать и правой и левой рукой – левая рука обязательно должна участвовать в этом процессе.
Во время подготовительного этапа мы начинаем показывать ребенку краски, называть их, демонстрировать сочетания цветов. Рисуем при нем разными красками.