Рограммно-нормативные основы организации педагогического процесса на этапе спортивного совершенствования.
Этап спортивного совершенствования (СС).Группы формируются из спортсменов, успешно прошедших этап подготовки в учебно-тренировочных группах и выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Продолжительность этапа 3 года (Табл.,17,18). Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей (Табл.,19). На данном и последующем этапе подготовка спортсменов идет на основании индивидуальных планов.
Основными задачами подготовки являются:
· повышение общего функционального уровня (к концу этапа – максимальное развитие аэробных способностей);
· постепенная подготовка организма юных спортсменов к максимальным нагрузкам, характерным для этапа спортивного совершенствования;
· создание прочного фундамента технико-тактической подготовленности и специальной спортивной работоспособности и на этой основе включения в состав команды высокой квалификации;
· прочное овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой по теоретической, тактической и психологической подготовке;
· формирование мотивации на перенесение больших тренировочных нагрузок и целевой установки на спортивное совершенствование;
· воспитание высокой нравственности и патриотизма.
Этап высшего спортивного мастерства (ВСМ).Группы формируются из числа перспективных спортсменов, успешно прошедших предыдущий этап, выполнивших норматив кандидата в мастера спорта. Продолжительность этапа примерно 3-5 лет, однако возраст спортсмена не ограничивается, если его результаты стабильны и соответствуют требованиям этапа высшего спортивного мастерства.
Основными задачами подготовки являются:
· Освоение нагрузок, характерных для современного спорта высших достижений;
· Совершенствование специальных физических качеств и поддержание высокого уровня функциональной подготовленности и спортивной мотивации;
· Индивидуализация силовой, технико-тактической, психической и морально-волевой подготовленности;
· Сохранение здоровья.
Учащиеся, не прошедшие конкурсный отбор на этапах многолетней подготовки, могут продолжать занятия в спортивно-оздоровительных группах.
Выпускниками спортивных школ являются учащиеся, прошедшие все этапы подготовки и сдавшие выпускные нормативы. Выпускникам ДЮСШ выдается карта и зачетная книжка спортсмена с указанием уровня развития физических качеств, спортивных результатов и рекомендаций по дальнейшему физическому совершенствованию. Выпускникам СДЮШОР выдается, кроме того, свидетельство об окончании с указанием уровня спортивной подготовленности.
Таблица 17
Примерный учебный план для групп спортивно совершенствования и высшего спортивного мастерства
Разделы подготовки | ГСС | ВСМ | ||
1-й | 2-й | 3-й | ||
ОФП | ||||
СФП | ||||
Техническая подготовка | ||||
Тактическая подготовка | ||||
Теоретическая | ||||
Соревнования и контрольные испытания | ||||
Тренировочные | ||||
Контрольные | ||||
Календарные | ||||
Инструкторская и судейская практика | ||||
Общее количество часов |
Таблица 18
Соотношение средств физической и технико-тактической подготовки по годам обучения
Разделы подготовки | УТГ (%) | ГСС (%) | ВСМ (%) | ||||||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | 1-й | 2-й | 3-й | ||
ОФП | 29,8 | 25,5 | 20,9 | 19,3 | 18,9 | 18,4 | 19,0 | 17,2 | 17,3 |
СФП | 27,2 | 25,5 | 24,0 | 23,1 | 22,4 | 24,7 | 24,8 | 26,5 | 26,5 |
Техническая подготовка | 26,4 | 32,4 | 28,5 | 29,3 | 29,5 | 28,0 | 27,6 | 27,8 | 27,6 |
Тактическая подготовка | 16,6 | 16,7 | 26,5 | 28,3 | 29,2 | 28,9 | 28,6 | 28,5 | 28,7 |
Таблица 19
Приемные нормативы для зачисления на этап спортивного совершенствования
Контрольные упражнения | Девушки | Юноши |
Общая физическая подготовка | ||
Челночный бег 3х10 м, с | 8,0 | 7,5 |
Прыжок в длину с места, см | ||
Сидя на полу ноги врозь, бросок мяча массой 800 г, двумя руками из-за головы, м | 8,0 | 12,0 |
Подтягивание на перекладине, кол-во раз | ||
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз | ||
Стоя на возвышении, ноги вместе, руки вверх ладонями вперед и вместе, голова между руками: наклониться вперед, не сгибая ног в коленях ( см ниже возвышения) | ||
Сидя на гимнастической скамейке, ноги выпрямлены в коленях, стопы зафиксированы на полу, руки за головой: наклониться вперед до касания лбом коленей – прогнуться назад до уровня высоты скамейки (кол-во раз за 30 сек) | ||
Техническая и плавательная подготовка | ||
Комплексное плавание 200 м, с | 3.00,0 | 2.45,0 |
50 м кроль, с | 29,5 | 28,5 |
100 м кроль, мин, с | 1.02,9 | 59,5 |
400 м кроль, мин, с | 5.20,0 | 4.55,0 |
5х3 м в створе ворот, с | 8,4 | 7,0 |
10 выпрыгиваний, с | 12,0 | 9,8 |
Основной бросок мяча с места в «коридоре» 2,5 м, на дальность, м | ||
Ведение мяча 15 м, ватерпольным кролем, с | 9,4 | 8,7 |
Выполнение броска в заданный сектор ворот с расстояния 7 м, (кол-во попаданий из 6 бросков) | ||
Стоя на расстоянии 2 м, лицом к щиту (стене): броски мяча в щит и прием одной рукой (кол-во за 60 с) |
Рекомендуемая литература:
1. Булгакова Н.Ж. Плавание. М.: Физкультура и спорт, 1999.
2. Волков Н.И., Олейников В.И. Биологически активные пищевые добавки в специализированном питании спортсменов. – М.: Спортакадемпресс, 2001. – 80 с.
- Водное поло: Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. Сост.: С.Н. Фролов, О.И. Попов, Н.А. Чистова. - М.: Советский спорт, 2005.- 182с.
4. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1986.
5. Готовцев П.И., Дубровский В.И. Спортсменам о восстановлении. – М.: Физкультура и спорт, 1981.
6. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. – 2-е изд. перераб. и доп. – Минск: Высш. школа, 1980.
7. Дубровский В.И. Гигиенический массаж и русская баня. – М.: Шаг, 1993.
8. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для ВУЗов. – М.: Владос, 2002.
9. Золотов В.П. Восстановление работоспособности в спорте. – Киев.: Здоров’я, 1990.
10. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ /Составители: В.Г. Бауэр, Е.П. Гончарова, В.Н. Панкратова. – М.: 1995.
11. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. – М.: Физкультура и спорт, 1998.
12. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. – М.: Астрель, 2003.
13. Пашкин Ю.П., Еремин Б.А., Золотоверхая В.В. Основы организации учебного процесса с ватерпольными вратарями в спортивном учебном отделении в ВУЗе. С.П., Из-во С.П.ГУЭФ, 1999.
14. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – Киев: Олимпийская литература, 1997.
15. Положение о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) и специализированной детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва (СДЮШОР). – М.: Советский спорт, 1987.
16. Приказ Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от 28 июня 2001 года № 390 «Об утверждении Типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ И УОР).
17. Рыжак М.М. Техника игры ватерполиста. М.: Физкультура и спорт, 1969.
18. Рыжак М.М., Михайлов В.В. Водное поло. М.: Физкультура и спорт, 1977.
19. Система подготовки спортивного резерва / Под. ред. В.Г. Никитушкина. – М., 1993.
20. Талаче Ежи. Энциклопедия физических упражнений. – М.: Физкультура и спорт, 1998.
21. Уильямс М. Эргогенные средства в системе спортивной подготовки. – Киев: Олимпийская литература, 1997.
22. Фролов С.Н. Методика начального обучения технике владения мячом в водном поло. М.: РИО РГАФК, 1999.
23. Фролов С.Н. Методика обследования и диагностика технико-тактических показателей соревновательной деятельности ватерпольных команд высокой квалификации. М.: РИО РГАФК, 2000.
24. Чернов В.Н., Голомазов С.В., Кочубей М.И. Контрольные тесты показателей технической и специальной плавательной подготовленности ватерполистов в процессе многолетней подготовки: методические рекомендации. – М.: ГЦОЛИФК, 1988.
25. Чернов В.Н., Топышев О.П., Кочубей М.И. Особенности подготовки спортсменов-ватерполистов в учебно-тренировочный группах ДЮСШ. М.:ГЦОЛИФК, 1988.
26. Штеллер И.П. Водное поло. М.: Физкультура и спорт, 1981.