Пункты коррекционно-педагогической помощи
С целью реализации прав лиц с особенностями психофизического развития на получение профессионального образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, осуществляется подготовка учащихся данной категории по 26 специальностям.
Специальные группы для детей с нарушением слуха открыты в Могилевском архитектурно-строительном колледже и Гомельском машиностроительном техникуме.
На базе Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» при факультете доуниверситетской подготовки открыта группа для инвалидов, где за период с 1999 по настоящее время обучались 38 инвалидов, из них поступили в высшие учебные заведения 34.
Проведены организационно-структурные изменения системы специального образования: осуществлен переход на 5-дневную учебную неделю в специальных школах, школах-интернатах, достраивается отсутствующая структурная ступень системы специального образования –– система раннего (с момента рождения) выявления и ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до 3-х лет
Современный этап реформирования специального образования в Республике Беларусь характеризуется активным обновлением содержания образования детей с особенностями психофизического развития, повышением его качества.
Сегодня направленность на формирование общеобразовательных знаний и умений сменяется пониманием того, что цель обучения - это прежде всего повышение качества жизни детей, их социальное развитие, ознакомление с окружающим миром, включение в социальное и социально-эмоциональное взаимодействие.
Переход к новой образовательной парадигме, в основе которой лежит личностная ориентированность всего образовательного процесса в отношении детей с особенностями психофизического развития, определил ориентацию не только на обеспечение освоения учащимися образовательных программ, но и на формирование жизнеспособной личности, готовой к активному участию в социальной практике, жизнедеятельности в обществе.
Целостность, системность и последовательность процесса формирования и воспитания жизнеспособной личности, подготовки учащихся к независимой самостоятельной жизни обеспечивается путем интеграции педагогических усилий.
Значительный вклад в решение этой проблемы вносят разработанные государственные стандарты социально-бытовой адаптированности учащихся с особенностями психофизического развития. Стандарты учитывают разный характер отклонений в развитии учащихся, ментальные требования, основные нормативные данные по подготовке к жизни, а также позволяют проследить динамику подготовки к независимой, самостоятельной жизни.
Наиболее важным для выпускников, имеющих нарушения в физическом и (или) психическом развитии, является оказание содействия и помощи на первых этапах их самостоятельной жизни.
В целях повышения социальной защищенности выпускников специальных учреждений образования Законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», предусмотрено осуществление их патроната на протяжении двух лет после окончания учебного заведения.
Обновление содержания специального образования обеспечивается созданием учебно-методических комплексов нового поколения. В последние годы издано более 500 учебных и методических пособий. Учебная и научно-методическая литература имеет хорошее качество, ее отличает концептуальность, функциональность, личностно-деятельностный подход, включение учащихся в социальное взаимодействие на уроке, хорошее полиграфическое оформление, ориентированное на удовлетворение детских потребностей и вызывание у них познавательного интереса.
Ежегодно разрабатываются 68 вариантов учебных планов, учитывающих специальные образовательные потребности различных категорий детей. С целью устранения перегрузки учащихся проведена их оптимизация, учебная нагрузка сокращена на 5,5%.
По ряду предметов государственного компонента учебных планов специального образования разработаны вариативные, многоуровневые программы. Это вызвано наличием во вспомогательной школе классов первого и второго отделений и создания для них отдельных учебных планов, программ и учебников. Создаются программы и учебные пособия по предметам коррекционного компонента: развитие пространственной и социально-бытовой ориентировки, коррекция высших психических процессов, эмоциональной сферы и др.
В целях повышения качества специального образования в республике ведется экспериментальная проверка коррекционно-образовательных технологий индивидуального обучения, коллективного способа деятельности, коммуникативного и проблемного обучения, билингвистического обучения учащихся с нарушением слуха.
В Республике Беларусь проводится целенаправленная работа по подготовке квалифицированных кадров – специалистов нового поколения, что обеспечивает качественное развитие системы специального образования.
Подготовка квалифицированных кадров для системы специального образования осуществляется в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка, Брестском государственном университете имени имени А.С.Пушкина, Витебском государственном университете имени П.М.Машерова, Могилевском государственном университете имени А.А.Кулешова, Мозырском государственном педагогическом университете.
На базе Академии последипломного образования, Витебского, Гомельского и Гродненского институтов повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования открыты курсы переподготовки по специальности «Дефектология».
Изменившиеся потребности практики обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития вызвали необходимость качественных изменений содержания повышения квалификации. В связи с этим на базе учреждения образования «Академия последипломного образования» разработаны новые учебные планы и программы повышения квалификации учителей-дефектологов. Более 40% базовых курсов предназначены для педагогов, работающих в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, классах и группах интегрированного обучения и воспитания. По сравнению с 2000 г. количество целевых курсов, организованных по запросам практических работников, увеличилось на 30%.
Дальнейшее развитие системы специального образования в Республике Беларусь предполагает:
- продолжение реструктуризации существующей системы специального образования с достраиванием нового базиса – системы раннего (с первых дней рождения) выявления и ранней комплексной помощи;
- определение содержания постшкольного сопровождения, обеспечивающего углубленную профессиональную и социальную подготовку учащихся, обеспечение сбалансированного развития специальных учреждений и образовательных структур интегрированного профиля;
- создание условий для стабильного функционирования существующих специальных учреждений в качестве открытых образовательных учреждений, повышение качества образовательного процесса применительно ко всем категориям детей с особенностями психофизического развития на основе практико-ориентированного, просоциально направленного обучения, улучшение социально-эмоционального и нравственного развития, трудовой подготовки и интеграции в общество;
- совершенствование информационного обеспечения в сфере специального образования, что позволит принимать обоснованные решения по структурному совершенствованию системы специального образования в стране, лучше использовать инновационный методический опыт, осуществлять снабжение необходимой информацией педагогов и родителей;
- обеспечение взаимодействия массового и специального образования по внедрению адаптивной образовательной модели, созданию адаптивного образовательного пространства и реализации коррекционных и интегративных подходов к обучению детей с особенностями психофизического развития;
- создание условий для подготовки к жизни, углубленного социального развития и профессионального обучения на основе анализа современного передового опыта профессиональной подготовки учащихся с особенностями психофизического развития и инвалидов, региональных потребностей и возможностей, разработки и использования соответствующего программно-методического обеспечения и технического оснащения процесса обучения.