Формы непосредственно-образовательной деятельности (занятия, праздники, развлечения)
Страший воспитатель МАДОУ № 145, Биктова А.Н.
С введением нового закона об образовании в 2013 г., ФГОС ДО в 2014 г. изменился подход, содержание , требования к дошкольному образованию. Теперь специфика дошкольного образования требует особого подхода к рассмотрению вопросов, касающихся рабочей документации педагога, и в частности разработки педагогами ДОО рабочей программы.
2.с.Значимость разработки рабочей программы вызвана необходимостью удовлетворить законодательные требования, предъявляемые сегодня к педагогам образовательных организаций (в соответствии с нормой закона «Об образовании в РФ», ст.48 п.1 «Обязанности и ответственность педагогических работников» - педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденной рабочей программой). В настоящее время по Закону об образовании РП является обязательным педагогическим документом, обеспечивающий систему образовательной работы с детьми по реализации ООП ДО.
Общие понятия
3с. Рабочая программа музыкального руководителя – это документ в соответствии с которым муз.руководитель организовывает образовательный процесс в дошкольной образовательной организации, разработанный педагогом самим либо творческой группой, рабочей группой на основании основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, который должен обеспечить достижение целевых ориентиров. Рабочая программа, рассматриваемая как структурный, взаимосвязанный и взаимообусловленный компонент основной образовательной программы Дошкольной образовательной организации.
РП муз.рук. – это инструмент, с помощью которого он определяют оптимальные и наиболее эффективные для определенной возрастной группы детей формы, методы и приемы организации образовательного процесса по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по разделу «Музыкально-художественная деятельность» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).
В каждой ДО должен быть единый подход к разработке и оформлению РП, поэтому в ДО обязательно должно быть создано Положение о рабочей программе, которую необходимо обсудить на заседании педагогического совета или другого уполномоченного коллегиального органа в ДО, утвержденного уставом.
ДОО сама ставит сроки, на которые разрабатываются рабочие программы. Каждая рабочая программа утверждается приказом заведующей и заверяется заведующей на титульном листе.
4с.Р.П педагога образовательной организации разрабатывается в соответствии с Законом об образовании, с ФГОС ДО, ООП ДО, разработанной и утвержденной ДОО, СанПины - Обязательные нормы и правила к содержанию и организации режима работы дошкольной образовательной организации.
5с. В соответствии с ФГОС ДО Программа состоит из обязательной части (не менее 60% от общего объема программы) и части, формируемой участниками образовательных отношений (не более 40% от общего объема программы). Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы предполагает комплексный подход интеграции всех пяти образовательных областей (пункт 2.5 ФГОС ДО).
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений программы (далее – парциальные программы), направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности с использованием различных методик и форм организации образовательной работы.
Рекомендуемая структура рабочей программы педагога определена в контексте ФГОС ДО, но так же на основе ФГОС ДО структура РП должна быть прописана в ООП ДО.
Структура РП
В соответствии с п.п. 2.11.1, 2.11.2., 2.11.3 пункта 2.11 ФГОС ДО Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
3. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий, организации развивающей предметно-пространственной среды.
7 с. Примерные структурные элементы рабочей программы:
1.Титульный лист (Приложение1).
2.Содержаниес перечислением частей Программы, параграфов, разделов, списка литературы и приложений с указанием страниц. Содержание должно включать все заголовки, имеющиеся в тексте. Формулировка их должна точно соответствовать содержанию работы, быть краткой, чёткой, последовательно и точно отражать её внутреннюю логику.
8с. 3. Целевой раздел:
Пояснительная записка, раскрывающая актуальность реализации содержания рабочей программы, ее цель, задачи, основные принципы, особенности организации образовательного процесса.
Актуальность поясняется с позиции существующей образовательной системы, социального заказа, потребностей ребенка, его родителей, самого педагога: механизмы достижения качества образования, приоритетные задачи рабочей программы.
При постановке целей рабочей программы необходимо ориентироваться на основные цели ФГОС дошкольного образования.
Задачи рабочей программы определяются исходя из задач ООП ДО и парциальных программ, , а также задач, на решение которых направлен ФГОС дошкольного образования.
В качестве принципов рабочей программымогут быть указаны основные принципы дошкольного образования, определенные ФГОС дошкольного образования.
Также в пояснительной записке дается характеристика возрастных особенностей воспитанников группы:описание контингента детей - паспорт группы (возраст, пол, национальная принадлежность, группа здоровья); характерные особенности данного возраста.
Далее раскрываются особенности организации образовательного процесса,например:
■ образовательный процесс осуществляется на всем протяжении пребывания детей в дошкольной образовательной организации;
■ процесс развития личности ребенка обеспечивается в различных видах общения, а также в игре, познавательно-исследовательской деятельности;
■ содержание образовательного процесса охватывает пять взаимодополняющих образовательных областей;
■ образовательный процесс строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений.
Здесь же описываются традиции, сложившиеся в ДОО и конкретной группе, специфика национальных и социокультурных условий и т. д.
Обязательным пунктом в рабочей программе является перечень нормативных документов, на основании которых педагог осуществляет свою деятельность:
■ Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3«Об образовании в Российской Федерации»;
■ постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"»;
■ приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осу-ществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
■ приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государствен-ного образовательного стандарта дошкольного образования»;
■ нормативные документы регионального и муниципального уровней.
Также необходимо описать:
ü срок реализации РП;
ü Описание целевых ориентиров (по музыкальному развитию детей и общие) в раннем возрасте (если проводятся занятия), на этапе завершения дошкольного образования дошкольного возраста РП, т.е. необходимо отобрать из общих целевых ориентиров, относящиеся к муз.развитию.
9с. 4.Содержательный раздел:
ü Описание образовательной деятельности«Художественно-эстетическое развитие» по разделу «Музыкально-художественная деятельность» в соответствии с направлениями развития ребенка в интеграции с другими образовательными областями; (задачи ОО, содержание образовательной деятельности, результаты образовательной деятельности, региональный компонент, формы организации образовательной деятельности по реализации О.О.)
ü 10 с. Комплексно-тематическое планирование (перспективное) на все возрастные группы (с учетом интеграции всех пяти образовательных областей). Раскрытие данного подраздела предполагает интегративную модель, которая раскрывает тему недели в разных видах деятельности, формах, со всеми участниками образовательных отношений. В перспективном плане музыкальный руководитель ставит воспитательно-образовательные и развивающие задачи по всем видам музыкальной деятельности (слушание (восприятие музыки), пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, детское музыкальное творчество (песенное, танцевальное, музыкально-игровое) содержания планируемых мероприятий, времени года, интересов детей, их способностей и возможностей; содержания работы с воспитателями и родителями. (приложение 2). Составная часть комплексно-тематического планирования, представленного в РП, может быть представлена в виде таблиц. Форму комплексно-тематического планирования (перспективное) определяется ОО, в соответствии с реализуемой программой ДО. (приложение № 2). В комплексно-тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы. Показывается распределение образовательной деятельности. Указываются формы работы с детьми и итоговые мероприятия.
4. 11.с. Организационный раздел:
В данном разделе представляются:
· структура реализации образовательного процесса,
· расписание занятий НОД по музыке (согласно нормативным документам),
· краткое описание различных форм, методов, способов реализации РП, используемые музыкальным руководителем технологии, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.
· режим дня детей, образовательную нагрузку в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13.
· 12.с Условия реализации Программы:
-материально-техническое оснащение;
-учебно-методическое обеспечение (основное и так и дополнительное(по вариативной части) т.е. список используемой литературы. (программы, технологии, учебные пособия, научно-методическая и учебно-методическая литература, литература для детей, родителей, интернет-ресурсы, образовательные CD-диски, дидактический материал, документация). Элементы описания каждой программы, методического пособия должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию
- организация развивающей предметно-пространственной в музыкальном зале, в группах по направлению «Музыка»
· Особенности взаимодействия с другими педагогами ДОО
· особенности взаимодействия с семьями воспитанников (перспективный план работы с родителями на учебный год)
13.с. 6. Приложения к РП, где могут быть представлены следующие материалы:
· конспекты занятий, сценарии развлечений, праздников и т.д.;
· План по углубленному направлению работы музыкального руководителя (план самообразования);
· 14 с. описание игр и игровых упражнений;
· сценарии мастер-классов для педагогов и родителей;
· сопроводительные методические папки-копилки по каждому возрасту;
· сценарии различных форм сотрудничества с семьями воспитанников (консультации, круглые столы, тренинги, практикумы, семинары) для родителей.
· Система мониторинга. Материалы оценки достижений воспитанников
15. с. В течении учебного года РП находиться на рабочем месте педагога. По истечению срока реализации РП хранится в документах ОО в течении 5 лет.
Приложения 4 требования к оформлению РП.
16 с.Несколько слов о календарном плане музыкального руководителя, вы знаете, что в К.П. обозначены основные формы музыкальной деятельности: музыкальные занятия, развлечения (подготовка или проведение), музыкальные игры (дидактическая - с пением, ритмическая - под слово, театрализованная), праздники (подготовка или проведение) на каждый день. Планируется совместная работа с воспитателями и родителями. Конкретизируются задачи по видам деятельности, указываются методические приемы, требующие особой подготовки.
Форма записи – произвольная (Приложение 3)
Формы непосредственно-образовательной деятельности (занятия, праздники, развлечения)
НОД реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграции с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения программы и решения конкретных образовательных задач.