Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская работа предполагает выполнение магистрантами как общей программы, так и выполнение индивидуальной программы.

(3.10-30.10.2016)

Научно-исследовательская работа предполагает выполнение магистрантами как общей программы, так и выполнение индивидуальной программы.

Научно-исследовательская работа магистрантов проводится на выпускающей кафедре музыкального образования и методики преподавания музыки МордГПИ. Научно-исследовательская работа может проводиться в сторонних музыкально-образовательных учреждениях, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Места осуществления научно-исследовательской работы подбираются в соответствии с выбранной темой исследования и предусматривают возможность получения магистрантом необходимой информации для анализа текущей ситуации и написания в последующем магистерской диссертации.

Научно-исследовательская работа студентов по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» магистерская программа «Дополнительное образование детей средствами искусства»выделена как отдельный вид деятельности магистрантов, осуществляется (1 сем. – 4 нед.; 5 сем. – 4 нед.).

К видам и этапам выполнения научно-исследовательской работы магистранта относятся следующие на данной практике(3.10-30.10.2016):

· планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в избранной области и выбор темы исследования;

· написание плана научно-исследовательской работы;

· обоснование актуальности темы магистерской диссертации, написание планамагистерской диссертации (Приложение 1) и введения;

· составление библиографического списка по теме диссертационного исследования;

· проведение научно-исследовательской работы;

· написание статьи для участия в научно-практической конференции;

· составление промежуточного отчета о научно-исследовательской работе (Приложение 2) (к отчету прилагаются ксерокопии статей, тезисов докладов, опубликованных за текущий семестр, а также докладов и выступлений магистрантов в рамках научно-исследовательского семинара);

· публичная защита выполненной работы (зимой).

В рамках научно-исследовательской работы магистранты выполняют различные виды практико-ориентированных научно-исследовательских заданий, в процессе чего обучающиеся изучают специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной педагогики; участвуют в проведении научных исследований; осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по теме (заданию); принимает участие в научных конференциях по теме научного исследования; составляет отчеты; публикует статьи или тезисы в научном издании и т. д.

Общее руководство НИР по программе магистратуры осуществляет руководитель программы. Руководитель программы магистратуры проводит научно-исследовательские семинары и осуществляет контроль деятельности научных руководителей магистрантов. Непосредственное руководство научно-исследовательской работой магистранта осуществляет научный руководитель. Научный руководитель совместно с магистрантом составляет индивидуальный план НИР, контролирует его выполнение, осуществляет руководство подготовкой магистерской диссертации.

Цель научно-исследовательской работы в семестре – подготовить магистранта как к самостоятельной научно-исследовательской работе, основным результатом которой является написание и успешная защита магистерской диссертации, так и к проведению научных исследований в составе творческого коллектива.

Текущий контроль за ходом проведения научно-исследовательской работы осуществляется на любой стадии работ и проводится руководителем магистранта. Текущая работа магистрантов оценивается руководителями на основе представляемых научных статей, результатов участия в научных мероприятиях.

Критерии оценки научно-исследовательской работымагистранта:

оценка «отлично» ставится магистранту за: владение способами методологического анализа педагогических проблем; наличие теоретических представлений о научно-методических основах дополнительного образования детей средствами искусства; наличия грамотного отчета, наличия статей, докладов; умения грамотно и логично излагать научную информацию, аргументировать и защищать свою точку зрения;

оценка «хорошо» ставится магистранту, который владеет способами методологического анализа педагогических проблем; обладает определенным уровнем теоретических представлений о научно-методических основах дополнительного образования детей средствами искусства; наличия грамотного отчета, умения грамотно и логично излагать научную информацию, аргументировать и защищать свою точку зрения;

оценка «удовлетворительно» ставится магистранту, который не владеет способами методологического анализа педагогических проблем; обладает определенным уровнем теоретических представлений о научно-методических основах дополнительного образования детей средствами искусства; имеет отчет, не умеет грамотно и логично излагать научную информацию, аргументировать и защищать свою точку зрения;

оценка «неудовлетворительно» ставится магистранту, который не владеет способами методологического анализа педагогических проблем; не обладает определенным уровнем теоретических представлений о научно-методических основах дополнительного образования детей средствами искусства; не имеет отчет, не умеет грамотно и логично излагать научную информацию, аргументировать и защищать свою точку зрения.

Основная литература

1. Арчажникова, Л. Г. Профессиональная деятельность педагога-музыканта : монография / Л. Г. Арчажникова, З. В. Румянцева ; М-во образования и науки РФ, Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. – Кострома : КГУ, 2011. – 255 с.

2. Диагностика эффективности личностного развития учителя в инновационном музыкально-образовательном процессе педагогического вуза : монография / под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. И. С. Кобозевой ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012. – 188 с.

3. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 7-е изд. – М. : Академия, 2012. – 207 с.

4. Методология гуманитарного знания: монография / Н. И. Лушенкова [и др.]; Мордов. гум. ин-т. – Саранск, 2012. – 140 с.

5. Сидняев, Н. И. Теория планирования эксперимента и анализ статистических данных : учеб. пособие для магистров / Н. И. Сидняев. – М. : Юрайт, 2012. – 399 с.

6. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. – 2-е изд. – М. : Кнорус, 2011. – 432 с.

7. Шипилина, Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие / Л. А. Шипилина. – М. : Флинта, 2011. – 204 с.

8. Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология : учеб. пособие [Электронный ресурс] / Н. Е. Щуркова. – 2-е изд., доп. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 256 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/

Дополнительная литература

1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М. : ACADEMIA, 2004. – 333 с.

2. Абдуллин, Э. Б. Методика музыкального образования / Э. Б. Абдуллин. – М. : Музыка, 2006. – 334 с.

3. Абдуллин, Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования / Э.Б. Абдуллин. – М., 1990. – 205 с.

4. Бордовская, Н. В. Гуманитарные технологии в вузовской практике : теория и методология проектирования / Н. В. Бордовская. – СПб. : Книжный Дом, 2007. – 578 с.

5. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : уч. пос. / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. – М.: Изд. центр «Академия», 2008.− 288с.

6. Баренбойм, Л. А. Фортепианная педагогика / Л. А. Баренбойм. – М. : Классика-XXI, 2007. – 190 с.

7. ​ Басин, Е. Я. Философская эстетика и психология искусства / Е. Я. Басин, В. П. Крутоус. – М. : Гардарики, 2007. – 286 с.

8. Библер, В. С. На гранях логики культуры: Книга избранных очерков / В. С. Библер. – М. : Рус. феноменол. о-во, 1997. – 440 с.

9. Вайдорф-Сысоева, М. Е. Технология исполнения и оформления научно-исследовательской работы : учебно-метод. пос. / М. Е. Вайдорф-Сысоева. – М.: ЦГЛ, 2008. − 415с.

10. Кобозева, И. С. Регионализация музыкального образования в рамках ретроспективного теоретического анализа / И. С. Кобозева // Научное исследование: информация, анализ, прогноз : монография / под общ. ред. проф. О. И. Кирикова.– Кн. 13. Глава XV. – Воронеж, 2011. – С. 153–168.

11. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый век / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – М. : Изд. цент «Академия», 2008. − 267с.

12. Компетентностная модель современного педагога : учеб.-метод. пособие для преподавателей вузов, учреждений постдипл. образования, реализующих проф. образоват. прогр. подгот. и повышения квалификации педагогов / [авт. коллектив О. В. Акулова, Е. С. Заир-Бек и др.] ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. – 158 с.

13. 27.​ Компетентностный подход в педагогическом образовании : коллективная монография / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной ; М-во образования и науки РФ, Нац. фонд подгот. кадров, Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. – Изд. 3-е, испр. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. – 392 с.

14. Методология педагогики музыкального образования: : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Музыкальное образование" / [Э. Б. Абдуллин и др.]; под ред. Э. Б. Абдуллина. – М. : Академия, 2006. – 264 с.

15. Лосев, А. Ф. Основной вопрос философии музыки / А.Ф. Лосев // Сов. музыка. – 1990. – № 11. – С. 65-74.

16. Музыкальная психология и психология музыкального образования: теория и практика : учебник для студентов музыкальных факультетов учреждений высшего педагогического профессионального образования / [Э. Б. Абдуллин и др.] ; под ред. Г. М. Цыпина. – М. : Академия, 2011. – 383 с.

17. Морозов А. В. Креативная педагогика и психология : учеб. пособие / А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский. – Изд. 4-е, испр. и доп. – М. : Академический Проект, 2004. – 560 с.

18. Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки / В.И. Муцмахер. – М., 1988. – 112 с.

19. Медушевский, В. В. Углублять концепцию музыкального образования / В.В. Медушевский // Сов. музыка. – 1981. – № 9. – С. 12-14.

20. Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. – М. : Просвещение, 2007. – 253 с.

21. Новиков, А. М. Методология художественной деятельности / А. М. Новиков. – М. : Эгвес , 2008. – 71 с.

22. Педагогика профессионального образования / Е. П. Белозерцев / под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2007. – 516 с.

23. Научно-методические аспекты подготовки магистерских диссертаций : учеб. пособие / под ред. С. И. Дворецкого, Е. И. Муратовой, и др. – Тамбов : ТОГУП "Тамбовполиграфиздат", 2007. – 84 с.

24. Научно–методические аспекты подготовки магистерских диссертаций : учеб. пособие / сост. : С. И. Дворецкий, Е. И. Муратова, О. А. Корчагина, С. В. Осина. – Тамбов : ТОГУП «Тамбовполиграфиздат», 2008. – 84 с.

25. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат. – М. : Академия, 2008. – 345 с.

26. Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В. Г. Ражников. – М. : Классика-XX, 2004. – 136 с.

27. Смирнов, А. В. Теоретическая основа профессиональной деятельности педагога-музыканта : монография / А. В. Смирнов. – М. : МПГУ, 2009. – 165 с.

28. Трайнев, В. А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. – М. : Академия, 2007. – 367 с.

29. Шишкина, С. В. Коммуникативные процессы в контексте гуманизации современного музыкально-педагогического образования / С. В. Шишкина // Человек и образование: научный журнал. – 2012. – № 3. – С. 86–90.

30. . Щербакова, А. И. Философия музыки и музыкального образования. В 2-х кн. / А. И. Щербакова. – Кн. 1. – М. : ГРАФ-ПРЕСС, 2008. – 256 с.

Интернет-ресурсы

1. http://anovikov.ru/present.htm – сайт академика А. М. Новикова

2. http://methodolog.ru - специализированный сайт о методологии науки.

3. Сайт в помощь аспирантам – режим доступа: http://dis.finansy.ru/. – пособия, учебники, методические рекомендации по написанию диссертации.

4. http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование».

5. http://www.openet.edu.ru/ - Российский портал открытого образования.

6. http://window.edu.ru/window/library - Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

7. http://www.pedlib.ru/ - Педагогическая библиотека http://www.internet-biblioteka.ru/pedagogy - Интернет-библиотека педагогических изданий.

8. http://dictionary.fio.ru – Педагогический энциклопедический словарь.

9. http://filosof.historic.ru – Электронная библиотека по философии.

10. http://flogiston.ru – Учебная литература по психологии на «Флогистоне».

11. http://in-exp.ru/content/category/8/27/16/ – Журнал «Эксперимент и инновации в школе».

12. http://in-exp.ru/content/category/8/28/15/ – Журнал «Инновационные проекты и программы в образовании».

13. http://in-exp.ru/content/section/ – Журнал «Муниципальное образование: Инновации и Эксперимент», 2009.

14. http://musstudent.ru/ – портал для студентов музыкальных учебных заведений.

15. http://orpheusmusic.ru/ – культурно-образовательный портал, содержащий информацию по истории музыки, статьи по музыковедению, методике преподавания музыки в школе и вузе, обучающие видео- и аудиоматериалы.

16. http://paidagogos.com/?p=92 – сайт «Педагогика, 2009».

17. http://ru.wikipedia.org – Википедия: свободная многоязычная энциклопедия.

18. http://scipeople.ru/ – Социальная сеть для ученых и исследователей.

19. http://terme.ru/ Национальная философская энциклопедия.

20. http://window.edu.ru/window/library – единое окно доступа к образовательным ресурсам.

21. http://www. http://portal-kultura.ru// – материалы газеты «Культура» и различная информация о культуре, в том числе музыкальной, в стране и мире.

22. http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine.1.2006 – Школяр Л. В. Педагогика искусства как актуальное направление гуманитарного знания.

23. http://www.edu.ru/ – федеральный портал «Российское образование» содержит обширный глоссарий педагогических терминов и персоналий, дает доступ ко всем законодательным и нормативным актам системы образования, раскрывает возможности использования объемной учебно-методической библиотеки.

24. http://www.eidos.ru – Центр дистанционного образования «Эйдос».

25. http://www.elibrary.ru/ – Научная электронная библиотека.

26. http://www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть «Эврика».

27. http://www.forumklassika.ru/ – наиболее крупный русскоязычный форум об академической музыке.

28. http://www.infolio.info/ – сайт «Infolio Университетская электронная библиотека».

29. http://www.internet-biblioteka.ru/pedagogy – Интернет-библиотека педагогических изданий. Размещенная в библиотеке литература относится к вопросам обучения и воспитания детей, молодежи и взрослых.

30. http://www.magister.msk.ru/library/ – Библиотека Магистра (интернет-издательство). Электронные издания произведений и биографических и критических материалов.

31. http://www.nlr.ru:8101/ – Российская Национальная библиотека.

32. http://www.openet.edu.ru/ – Российский портал открытого образования открывает доступ к различным информационным ресурсам и интегральным каталогам.

33. http://www.orff.ru/ – сайт, посвящённый вопросам музыкально-педагогического творчества.

34. http://www.pedlib.ru/ – Педагогическая библиотека представляет собой постоянно пополняющееся собрание литературы по педагогике, ее прикладным отраслям, а также наукам гуманитарного циклов, имеющим отношение к воспитанию и обучению детей. Популярные, научные, методические издания, учебники, статьи из периодики.

35. http://www.philosophy.ru/ – текстовые ресурсы по гуманитарным наукам.

36. http://www.public.ru/1.asp – проект «Публичная библиотека».

37. http://www.rsl.ru/ – Российская государственная библиотека.

38. http://www.sci.aha.ru/ – Наука и практика России – подбор справочной информации: справочники, карты, базы данных, программы, анализ, обзоры.

39. http://www.textology.ru/ – сайт, связанный с познанием текстов культуры и искусства.

40. www.integro.ru/system/s_metodology.htm – методология научного исследования (FAQ) (Статьи известных ученых о методологических проблемах).

Приложение 1

Наши рекомендации